Сущность и признаки правового государства.
Правовое гос-во в самом общем виде можно определить как гос-во в котором господствует право. Если более конкретно правовое гос-во – это гос-во ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой, прежде всего в конституции и признанное обеспечить индивидуальную свободу. Концепция правового гос-ва сложилась в 17-19 вв. Философская основа сформулирована И.Кантом. Правовым может считаться такое гос-во, которое действует строго на основе исполнения законов; соблюдение и защита права граждан, предприятий и связано с ними юридической ответственностью. В отношении между гос-вом и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами гос-ва и его действиями. В правовом гос-ве по отношению к гражданам применяется принцип: разрешено все, что не запрещено законами, соответств. конституции. По отношению к гос-ву действует метод дозволенности, ограничивающий диапазон его активности рамками права. Функционирование правового гос-ва не возможно без проведения в жизнь принципов:
1)государственные права во всех сферах обществен. жизни;2)привилегия закона над гос-вом, которое может издавать законы, но не может их нарушать;3)незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинств;4)взаимная ответственность личности и гос-ва;
5)наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением законов и др. нормативных юридических актов;6)осуществление принципа разделения властей.
Правовое гос-во подконтрольно обществу, в нем исключена диктатура какого-либо класса, партии.
Есть и другие признаки характеризующие правовое гос-во. В своей совокупности они дают общее представление о том, что такое правовое гос-во, какого его содержание, сущность, основные цели и назначения. Однако наполнение этих принципов конкретным, реальным содержанием процесс сложный и противоречивый. Прежде всего, следует учитывать зависимость принципов правовой государственности от состояния экономики, расстановки политических сил от уровня политической и правовой культуры общества, степени солидарности общественных интересов, демократических и правовых традиций от национальных особенностей страны, а также от внешних факторов и взаимоотношений в мировом сообществе. В каждом конкретном обществе реализация признаков правового гос-ва накладывается и на определенной исторической реальности. Это ставит задачу учета и оценки исторического опыта с тем, чтобы намеченные методы утверждения правовой государственности соотносились с жизненной ситуацией, преодолевали любые формы государственной авторитарности. Для формирования правового гос-ва необходимо наличие реальных объективных и субъективных условий:
1)правовое гос-во требует стабильно развитой экономической основы достойного для людей уровня жизни;
2)одной из предпосылок становления правового гос-ва явл-ся наличие гражданского общества, как главного инструмента взаимодействия граждан и государства;
3)требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности;
4)правовое гос-во предполагает определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности.
В исторических реалиях не было еще идеального правового гос-ва, в котором бы воплотились наиболее полно его принципы, первоначальные замыслы и предначертания. Ближе всех в реализации идеи и принципов прав гос-ва подошли сегодня более индустриально развитые страны с высоким уровнем экономики, духовной и социальной защищенности граждан. В них развито гражданское общество, выработаны эффективные механизмы контроля над деятельностью гос-ва. Общество определяет и принципы, на основании которых государство может и обязательно действует. В основу законодательной деятельности положен принцип прав человека.
Беларусь пока еще не является правовым гос-вом. Поэтому закрепление в конституции страны идеи правового гос-ва следует рассматривать не как достигнутое завоевание, а в качестве идеала конституционного принципа, целей, которые должны определять организацию и функционирование всей государственной системы.