Бегазы-Дандыбаевская культура - феномен поздней бронзы Центрального Казахстана.
В археологии Казахстана существует неразгаданный феномен бегазы-дандыбаевской культуры. Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км., несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории. Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан - это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.
В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.
Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи - раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине.
Исследования 30-40х годов XX века подготовили основу для выделения бегазы-дандыбаевской культуры.
Своеобразными "визитными карточками" бегазы-дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные Сооружения, получившие название "скальные мавзолеи" и прекрасной выделки сосуды с богатьм декором и красным лощением.
Открыто 60 поселений с культурными слоями поздней бронзы и 200 крупных могильников.. Вскрытые площади на поселениях эпохи бронзы достигают нескольких десятков тысяч кв. метров, частично вскрыты курганы рядового населения бегазы-дандыбаевских племен.
АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРААндроновская культура существовала около 8-9 веков и в ее развитии выделяются три этапа: ранний (XVII-XVI вв. до н.э.), развитой (XV - XIII вв. до н.э.) и поздний (XII - IX вв. до н.э.). За многие века жизнь андроновских племен существенно изменилась.
Андроновцы жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек. В каждом доме жила большая семья (30-50 человек), а поселок с прилегающими пахотными землями, пастбищами и кладбищем принадлежал одному роду.
Главным источником средств существования для андроновцев всегда оставалось скотоводство. Андроновская культура становится по преимуществу культурой коневодов.
Появилось и другое новшество - по мере роста подвижности хозяйства все более росло поголовье двугорбых верблюдов-бактрианов. Их кости находят на самых ранних стоянках андроновцев, но в поздний период появляется культ верблюда - находят его глиняные статуэтки и изображения на скалах . Появились и приспособленные к дальним перекочевкам войлочные кибитки, установленные на четырехколесных телегах: фрагменты из глиняных моделей находят при раскопках андроновских поселений, а сами кибитки на телегах изображены на скалах среди других петроглифов.
Инвентарь "рядового погребения", состоял обычно из нескольких глиняных горшков с пищей , скромных украшений , иногда орудий (ножи, тесла, каменные стрелы) и частей туши жертвенного животного. В "богатых" погребениях могильная яма отличалась значительными размерами, грандиозностью курганной насыпи, каменные ограды вокруг нее, и, в особенности, инвентарем.
Колесница у андроновцев была не только орудием войны, но и предметом особого культа, почитания В жилищах и погребениях нередки находки глиняных моделей колес со спицами или бронзовых блях, имитирующих колесо. Изображение колеса со спицами или колесниц с конной запряжкой часты не только среди петроглифов Казахстана, но и на глиняных сосудах из могил. Конь был главным жертвенным животным. Жертвы приносились как на похоронах, так и в почитаемых местах, в родовых и племенных святилищах. Как показывают этнографические параллели, такие святилища часто располагались высоко в горах, в труднодоступных местах, где скальные плоскости обильно украшены выбитыми на камне изображениями животных, людей, колесничих и землепашцев, странных существ с головой - солнечным диском и другими сюжетами . Свидетельством другого объекта поклонения - священного огня - являются прямоугольные культовые очаги с чистым золотым слоем, находимые в андроновских жилищах.
№5 Сакские племенные союзы на территории Казахстана.
С начала 2 тысячелетия до н.э. на территории Казахтана жили арийские племена. В 1-м тысячелетии до н.э. их преемниками стали саки. В персидских источниках называлис имена сакских племен и групп племен. В их числе саки парадарайя – заречные (заморские) саки, тиграхауда – носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи, хаомоварга – изготовлявшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, аримаспы – стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане.
Сведения о древних насельниках Казахстана содержаться в античных источниках в трудах Геродота. Древнегреческие и латинские источники саков называли скифами и упоминали имена племен: массагеты в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) – на западе Казахстана, а также Исседоны, аргипейи, саракаулы и др. Саки были достойными соперниками таких могучих держав как персидское государство Ахеминидов, Ассирия, Урарту. Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах.
В эпоху саков окончательно происходит становление скотоводческого хазяйства. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени были «цари», обладавшие немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов, заключали союзы, возглавляли войска. Сущестовал «царский» род, из которого были наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-пленная аристократия. Основную роль в управлении общества играли родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком.
Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Кыргызкого, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долнах Кегеня и Нарынкола. Наиболее известный памятник – Курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилиского Алатау в 1969г – было обнаружено погребение «Золотого Человека», датированное V веком до н.э.
Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в исскустве саков был «зверинный стиль», сложившийся в VII – VI веках до н.э.. Этто образы различных животных,которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие.
№6 Раннегосударственные объединения Усуней и Кангюй
Государственное устройство усуней. В конце первого тысячелетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников, как "Страна Усунь". Усуни обитали первоначально в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами, в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 г. до н.э. собственное государство. Уже в середине II в. до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части.
Во главе государства стоял правитель, носивший титул куньбек - "великий правитель", передававший престол по наследству. С 53 г. до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями.
Политическая история усуней. С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились.
Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. Это привело к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну.
В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником.
Во II в. н.э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В начале V в. имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, что этноним "усунь" сохранился и по сей день. Один из родов Старшего жуза казахов называется "уйсун".
Хозяйство усуней Древние усуни Жетысу разводили различные виды животных. У них было развито коневодство. Наряду со скотоводством развивалось земледелие. Социальный строй усуней. В усуньском обществе существовали имущественное и социальное расслоение, частная собственность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком-тамгой. Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках.
Образование государства кангаров. На запад от усуней, в долинах Таласа. Сырдарьи и Центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли "страной Кангюй". Этноним "кангар" существовал уже в VI в.до н.э. Государство кангаров возникло в III в. до н.э. в среднем течении Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого государства стоял род Усын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжей. В государственный аппарат входили "заместитель" царя и три советника. Кангарам подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства- город Битянь - находился в среднем течении Сырдарьи.
Подвергаясь давлению усуней, кангары в конце I в. до н.э. заключают союз с хунну. Северные хунну во главе с сенгиром Чжи-Чжи перешли к кангарам. Получив сильного союзника, кангары начали войну с усунями, но хунну не захотели переселяться на земли побежденных усуней и подчиняться законам кангаров. Это послужило причиной разрыва союза и изгнания Чжи-чжи, который основал город на Таласе, позже разгромленный китайцами.
Кангары придерживались антикитайской политики. Так, они помогали княжеству Давань в Ферганской долине и Малым гуньмо усуней в их войнах с Китаем.
Основным занятием кангаров было полукочевое скотоводство. Китайцы определенно называют Кангюй "кочевым владением". В долине Сырдарьи кангары занимались земледелием, выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов, лошадей, оседлые кангары - коз, коров.
Относительно этнической принадлежности кангаров существуют две точки зрения. Часть исследователей считают их ирано-язычными, другие относят их к тюркоязычным этносам.
№7 Племенные союзы сарматов: расселение, хозяйство, общественное устройство, культура.
Этноним употребляется в различных источниках 3 в. до н.э.В это время начинается завоевание Скифии сарматами. По словам Дидора, срматы «опустошили» значительную часть Скифии, обратили большую часть страны в пустыню. Роксоланы-одно из сарматских племён - уже в I в. достигли границ Мидии и столкнулись с Римом. Вслед за ними шли аланы.
Сарматы принимали активное участие в политической жизни населения на занятых ими землях. Так в конце II в. до н.э.роксоланы выступают на стороне скифов в войне с царём Митридатом. В I в. до н.э. сарматы были на стороне Митридата в его борьбе с Римом. Позднее вместе с гуннами дошли до Испании. Грозные союзы племён, возглавляемые родственными племенами, которые назывались общим именем сарматы были связаны по происхождению с кочевниками Южного Приаралья. Нет никакого сомнения в их этнической связи с савроматами.
Археологические памятники. К началу IV в. н.э. савроматы занимали территорию от Дона до Эмбы. В указанное время сложились две локальные культуры: Западная - Болгаро-Донская, Восточная - Уральская.
Племена савроматов (Прохоровская культура) хоронили своих покойников под курганными насыпями, как правило землянными, очень редко обложенными камнями в вытянутом на спине положении погребённого, головой на юг. К культовым пердметам относятся уникальные находки антропоморфных статуй, сделанных из известняка и помещённых на курганах. Известен комплекс Байте на Устюрте, где было найдено много скульптур с мечами, кинжалами, луками. Шлемами на голове, с поясами, и надетыми украшениями, браслетами, гривнами. Среди захоронений встречаются с деформированными черепами, со сложными костными накладками луки и с урашениями из золота и драгоценных камней.
Хозяйство сарматов. Главным укладом населения было кочевое скотоводство. Сарматы разводили преимущественно лошадей и овец. В засушливых условиях степей лимитирующим фактором в использовании пастбищ являлась питьевая вода. Поэтому наибольшее число археологических памятников располагаются вблизи источников пресной воды. Зимой сарматы откочёвывали.
№8 Племена хунну на территории Казахстана. «Великое переселение народов».
Образование державы хунну. Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские нападения усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. В 209 г. до н.э. сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром -"высочайшим", и начал активную деятельность по созданию хуннской державы. Вначале были разбиты восточные соседи хунну.
- племена дунху. Вслед за этим хунну подчинили себе юечжи и усуней на западе, племена лоуфань и байян на юге. Усиление хунну не осталось без внимания Китая. Война между хунну и Китаем закончилась в 188г. до н.э. поражением китайских войск.
Война, начавшаяся в 123 г. до н.э., протекала с переменным успехом. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части - северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.
Политический строй хунну. Во главе хуннской державы стоял монарх. Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась сыну. Сенгир выполнял военные, дипломатические, культовые функции, являясь не только правителем, но и первосвященником хуннского народа.
В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии.
Государство гуннов. Аттила. Часть северных хунну в I в. н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшом пространстве хунну, аланы и кангары в течение трех веков кочевали, вступая в политические отношения (как мирные, так и военные) с великими державами древности Ираном и Римской империей. К этому времени они потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос, который мы в отличие от хунну будем называть гуннами. Так их называли и западные источники.
В 375 г. гунны под переправились через Дон и разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи. Так началось "Великое переселение народов". Постепенно гунны проникали все дальше на запад, нередко вторгались в пределы Восточно-римской империи. В 305 г. они подводили к стенам Константинополя, в том же году совершали набег на Закавказье и Мессопотамию. От неорганизованных грабительских набегов гунны переходят к крупным завоеваниям. Отныне Паннония (территория современной Венгрии) становится центром гуннской державы. Спешные войны с римлянами обогатили гуннскую знать, что позволило жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов.
В 434 г., власть переходит в руки Аттиле (Едил). Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем начал войну против Западно-Римско.й империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошедшая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась.
Между его сыновьями начались раздоры. Этим воспользовались покоренные племена. Первыми восстали гепиды, обитавшие в Паннонии и на Карпатах. В битве на реке Недар гунны потерпели поражение. Старший сын Аттилы, Эллак, погиб. Младший сын, Ирнак, с остатками гуннов покинул территорию западнее Карпат и ушел в Причерноморье. Здесь единое гуннское государство распалось на отдельные владения - хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское. Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.
Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов. Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Существовала частная семейная собственность на скот. Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система отопления-дымоходы очагов, Над дымоходами устраивались лежаки или нары.
Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя. Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Среди них известны оседлые племена земледельцев.
№9 Исторические условия формирования и развития международной караванной торговли по Великому Шелковому пути
Великий Шелковый путь - одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный участок пути проходил через территорию Казахстана и Средней Азии.
Азиатский участок Шелкового пути, если по нему дигаться с запада на восток, шел из Шаша(Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам. Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и Будухкет.Из тараза на восток путь шел к Кулану, проходил через Суяб, через Иссык-Куль, Илийская долина, Каялык(столица карлукских джагбу), И Исфиджаба в Арсубаникет на Арыси, через Шавгар, Янгикент. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, алмазы и яшма слоновая кость и «рыбьи бивни», слитки золота и серебра, меха и монеты и многое др. По Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень. По Ш. пути распротранялись не только изделия, но и мода на художественные стили и , попадая на подготовленную почву в определённую этно-культурную среду, получали широкое распространение.
Наряду с распространением товаров, научных и технических новшеств, образцов
культуры в прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи по Шелковому пути по странам Востока и Запада распространялось искусство музыки и танца, зрелищные представления, своего рода "эстрада" средневековья. Так, например, иранские, согдийские и тюркские актеры многое привнесли в хореографическую культуру Китая. При раскопках исторических памятников на протяжении всего Шелкового пути найдены многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения в области музыкальной и театральной культур разных народов .
По Шелковому пути распространялись религиозные учения и идеи, различные миссионеры переносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии распространилось христианство, а затем и ислам.
Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток, распространялось христианство несторианского толка. В 7-8 вв. несторианство широко распространилось в городах Южного Казахстана и Семиречья.
№ 10 Тюркский и Западно-Тюркский каганаты.
Первые упоминания имя «тюрк» относится к 542 году в китайских источниках, где описыались набеги тюрок на Китай.
Раннее тюркское государство – Тюрксий каганат возникло в 552 году (552-603 годы), когда вождь тюрок Бумын принял титул кагана. Она занимала обширную территорию на востоке о Корейского полуострова, на западе до Крымского полуострова, от верховий Енисея на севере, до верховья Амударьи на юге.
Господствующим в Центральной Азии это государство стало при Кагане Мугане (553-572 годы), оно входило в систему отношений с крупнейшими государствами того времени, такми как Иран, Византия, Китай. Давление извне, междоусобицы, социальные противоречия ослабили его и в 603 году он разделился на 2 самостоятельных государства – Восточный и Западный каганаты.
Ядром З-Т.к.(603-704)стали «10 племен»,самоназвание Он Ок эли –гос-во 10-и стрел,занимавшие земли усуней от гор Каратау дол Джунгарии.
Западно-Тюркский каганат был государсвтом с развитой городской и земледельческой культурой, развитой торговлью по Великому Шелковому пути. В VI – VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и укрепленных крепостей. Это были большие города, не уступавшие по размерам городам средневековой Азии. Первым лицом в государстве западных тюрок был каган – верховный владыка, правитель, военачальник. Власть кагана передавалась по наследству, он руководил всеми внутри и внешнеполитическими делами гоударства, был распорядителем всех земель. Существовало семейное рабство. Основная масса населения состояла из свободных общинников- скотоводов. Столицей и зимней ставкой кагана был город Суяб в Чуйской долине, а летней резиденцией Мингбулак (близ г. Туркестана).
В 630-634 годах каганат утратил свои среднеазитские владения к западу от Сырдарьи, государство вступило в полосу кризиса, главной причиной которого было давление из вне и борьба за власть племенных союзов. В Семиречье вторглись китайские войска, в 657 году ополчение З – Т каганата потерпело поражение и управление каганом стало осуществлять через китайского ставленника.
№11 Тюргешский каганат и его роль в борьбе населения Южного Казахстана и Средней Азии против арабской агрессии.
Образование каганата Туркешей. Западные тюрки тяжело переживали свое подчинение Китаю, который требовал участия своих новых подданных во всех завоевательных походах. Кроме того, невыносимым оказался и налоговый гнет. В среде тюрок была сильна идея независимости и воспоминания о былом могуществе каганата. В 679 г. одновременно вспыхнули два восстания - в Монголии и Жетысу. Но если первое привело к восстановлению Восточно-Тюркского каганата, то второе было жестоко подавлено.
Кровопролитная война между восточными тюрками и китайцами отвлекла силы последних, и в 699 г. Западно-Тюркское государство было восстановлено, однако во главе его встало не племя ашина, атюркеши, поэтому каганат стал именоваться Туркешским.
Туркеши входили в племенной союз дулу и в свою очередь делились на кара- и сары-туркешей. Их вождь Ушлик сверг китайского губернатора и направил в Китай посольство с требованием признать его каганом.
Восточные тюрки также вынуждены были признать существование нового государства, В начале VII в. каган Ушлик переносит свою ставку в г. Суяб и делит всю территорию каганата на 20 областей "тутук". В каждой области насчитывалось до 7 тыс. хозяйств. Большая ставка кагана находилась в Суябе, а малая - в г. Кунгуте долины реки Или.
Походы арабов и распад государства Туркешей. В.705г. вплотную к южным границам туркешей подошли арабские войска, воевавшие с согдийскими государствами. Ушлик заключает союз с Китаем и Согдом и дважды разбивает арабов под Пайкендом и Бухарой. Только разногласия между туркешами и согдийцами позволили арабам отступить и избежать полного разгрома. Сын Ушлика Согэкаган изгнал арабов из Средней Азии и стал фактически гегемоном в этом регионе. Однако успех этот был недолог.
В 708 г. в Туркешском каганате началась междоусобная война между каганом и его вассалом Кули-Чурн. Кроме того, родной брат.Согэ, Чжен перешел на сторону Восточно-Тюркского кагана и обратился к нему за помощью в борьбе за престол. Восточно-тюркские войска выступили в поход и в 710 году на реке Волочу туркешское войско было разбито. Согэ начал собирать новые войска, но вновь потерпел поражение и попал в плен, а каганат практически развалился.
Поражение туркешей позволило арабам возобновить наступление на Среднюю Азию и в 711 г. взять Самарканд. В 713 г. арабы захватили Ходжент, Фергану и попытались завладеть Ташкентом, а в 715 г. проникнуть в Восточный Туркестан. Однако арабская экспансия вновь была остановлена туркешами, которые в том же 715г. очистили от захватчиков Фергану, а уже в 717 г. талантливый каган Сулук сумел восстановить прежнюю мощь каганата.
Арабы пытались добиться союза с туркешами путем пропаганды ислама, однако эти попытки не имели успеха, и Сулук остался союзником согдийцев. В 724 г. туркеши поддержали восстание в Согде и начали вести там партизанскую войну против арабов. Однако в 737 г. мир с Китаем был нарушен, и Сулуку пришлось вести войну на два фронта. Кроме того, вспыхнула вражда между кара- и сары-туркешами.
В 738 г. вождь сары-туркешей Бага-Тархан убил Сулука и пытался захватить власть. Под его знаменем собрались правители Ферганы и Ташкента, кроме того, поддержку обещали и китайцы. В битве на р. Шу кара-туркеши были разбиты, а столица каганата, город Талас, разрушен. В 740 г. был убит и Бага-Тархан, а главой кара-туркешей стал Кутлуг Бильге.
Пользуясь усобицами туркешей, арабам удалось завершить завоевание Согда, подавить сопротивление Самарканда, Ташкента и Отрара и к 738 г. установить твердую границу с туркешами. Возобновили наступление и китайцы, которые в 748 г. разрушили г. Суяб. Две армии, арабская и китайская, встретились в 751 г. у р. Талас. Ожесточенная битва продолжалась пять дней и закончилась победой арабов. Китайцы были изгнаны из Жетысу, но и арабы были вынуждены отступить из-за постоянных восстаний в покоренном Согде.
В 756 г. война между кара- и сары-туркешами возобновилась и окончательно обескровила каганат. В 759 г. власть в Жетысу перешла к другому тюркскому племени - карлыкам.
№12 Государство Карлуков.
(756-940)
Карлуки, расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного Каганата и имели правителя с титулом ельтебер. С ослаблением власти кагана карлуки все более стремились к самостоятельности, периодически поднимая восстания и переходя в подданство восточных каганов. После падения Западно-Тюркского каганата карлуки попадают под влияние Китая, их вожди принимают китайские титулы, но относительная самостоятельность сохраняется. С начала VIII в. начинается постепенное переселение карлуков на территорию Жетысу. Именно вмешательство карлукских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 г. После ряда побед над туркешами и восточными тюрками карлукский правитель - джабгу был признан "царем Алтая".
В 758 г. карлуки начали наступление в Жетысу против туркешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Туркеши частью подчинились, частью откочевали на восток. Карлукские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями.
В 791 г. уйгуры разгромили карлуков и тибетцев у Беш-балыка, а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. В 798 г. уйгурам покорились западные карлуки, а в 812 г. джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Ертис. Карлыки были вынуждены подчиниться уйгурам. Только после поражения Уйгурии в 840 г. карлыкам удалось освободиться. Правитель Испиджаба джабгу Билые-Кюль Кадыр хан принял новый титул каган и объявил о независимости карлуков.
Укрепление карлуков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил "священную воину" против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане.
В карлукскую конфедерацию входили различные кочевые тюркские племена: тухси, чигили, азкиши, халаджи, чаруки, аргу, барсханы. Кроме того, в их составе были часть уйгуров, согдийцев, огузских темен, оставшихся в Жетысу после переселения основной их массы в бассейн среднего "и нижнего течения Сырдарьи. Часть тюркских племен по мере продвижения на юг и запад стала переходить'к-оседлому земледелию, среди них стал распространяться ислам. Основная часть карлыков приняла ислам в 960 г.
История Карлукского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана - чигилями и ягма и Карлукский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии.
№ 13 Государство Огузов
В XI-X вв. в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкающих к ней степях Западного Казахстана сложилось политическое объединение огузов.
Археологические и письменные источники говорят, что они на эту территорию пришли из Жетысу. Исходным ареалом расселения огузов были юго-восточные области Средней Азии, а начало становления ранне огузской группировки связано с Западным Жетысу. Кочевавшие по Сырдарье племена кангаров были вынуждены частью войти в состав огузов, частью откочевать на запад - в Северное Причерноморье. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным процессом. В состав огузов вошли как древний этнический компонент долины Сырдарьи, так и кочевые и полукочевые племена Жетысу. Они делились на ряд племен со множеством родовых подразделений.
До прихода огузов на Сырдарью столицей их была старая Гузия в Жетысу. В Х в. столицей огузского государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Огузская держава была неоднородной в этническом отношении. В городах и сельских поселениях жило тюркское и ираноязычное население.
Государство огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул "джабгу". Правители имели соправителей и советников. Наследники правителя назывались "иналами", для воспитания которых в детстве назначались специальные опекуны - "атабеки". Жены правителей носили титул "хатун" и играли значительную роль в придворной жизни. Важное место также занимали военачальники. Главнокомандующий войсками - "сюбаши" опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события. Правители выбирались на основе свода неписанных правил, обычного права - "торе", из наиболее могущественных родов. Власть верховного правителя ограничивалась советом крупной военно-племенной аристократии. В конце Х в. сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.
Политическая история огузов. Огузы играли важную роль в политической жизни Евразии. В 965 г. между ними и киевским князем Святославом был заключен военный союз против казар. Результатом совместных военных действий явился разгром Казарс-кого каганата и крупное поражение Булгарии.
В XI в. началось продвижение огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тог-рул беком и Чагры беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В 1025 г. часть сельджуков поселилась в современной Туркмении у г. Неса. В 1034-1035 гг. к ним присоединились подданные Тогрул бека. В 1038-1040 гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур. Впоследствии они смогли создать огромное государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии. В период правления Али хана участились народные восстания против жестокой эксплуатации. Недовольство народа было использовано сельджукскими вождями, которые хотели захватить власть в стране. Преемник Али хана Шахмелик укрепил свою власть, подавив народное восстание и в 1041 г. захватил Хорезм. Однако спустя два года, Шахмелик попал в руки сельджуков и был казнен. Это был последний правитель огузов.
В середине XI в. в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчак-ской державы. Значительная часть огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караха-нидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кып-чаками огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака.
В физическом типе огузов преобладал монголоидный расовый облик. Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.
№14 Кимекский каганат
Кимекский каганат. На политической арене в казахской степи в IX веке появилось государство кипчаков, объединившее многочисленные племена от Алтая до Сырдарьи. Политическое ядро этого государства, племя имак, в середине VII века заняло территорию Восточного Казахстана. После падения Западно-Тюркского каганата в 656 г. имаки получили некоторую независимость. В начале VIII в. имаки подчиняются туркешам, но уже к середине этого столетия освобождаются от их власти. Более того, местные ертисские племена подчиняются имакам и создают с ними конфедерацию, получившую в восточных источниках название кимак ("еки-имак" - "два племени имаков").
Находясь между карлуками и тюргешами, кимаки не только сумели сохранить независимость, но и распространили свое влияние на многочисленные кангарские роды, кочевавшие в Центральном Казахстане и объединенные в VIII в. группой сиров-кыпчаков, бежавших с Алтая после разгрома уйгурами Второго Тюркского каганата. После распада уйгурского каганата в 840 г. часть входивших в него племен присоединяется к кимакскому союзу. Создается мощное государство во главе с правителем, носившем титул "байгу" (искаженное "ябгу"), а в начале Х в. принявшим титул "хакан". В конце IX в. в состав кимакского государства входило семь племенных групп: ишк, ланиказ, аджлад, эймур, баяндур, татар, кыпчак. К середине Х в. территория Кимакского каганата делится на четыре основные области:
1. Йагсун-Йасу - охват<