Основные тенденции и проблемы духовного и культурного развития современной России (1992 – 2009 гг.).
Исторические условия развития культуры. В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха — распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, драматическое противостояние ветвей власти в 1993 г. и изменение стратегического положения России. Культура по-своему реагировала на противоречия времени: обретенную творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и материальную зависимость от спонсоров и меценатов.
Из Конституции Российской Федерации
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной...
Какое значение для духовной жизни России имело конституционное закрепление данного принципа?
Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой — прекратило финансирование творческой деятельности.
С 30-х гг. единственным художественным методом в СССР официально признавался метод социалистического реализма. Реакция наступила уже в конце 80-х гг.: социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм). Однако искусство авангарда обращено к элите, узкому слою знатоков и ценителей. Признание в России и за рубежом получили в 90-е гг. произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе.
Открытие Запада не ограничилось знакомством с лучшими сторонами его культуры. В страну хлынул поток низкопробных подделок, сыгравших свою роль в падении нравов и росте преступности.
Литература. Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Творчество многих из них было отмечено чертами кризиса. Характерной особенностью стало увлечение публицистическим жанром: он давал возможность критически осмыслить начавшиеся в 90-е гг. общественные преобразования. Таковы сборник статей известного писателя-диссидента В. Максимова «Самоистребление», публицистические статьи А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихи-размышления С. Викулова «Мой народ» и др.
Литература 90-х гг. отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порожденные распадом единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.). В ней нашлось место новым «героям» стремительно изменявшегося общества — «новым русским», безработным, беженцам, бездомным (повесть 3. Богуславской «Окнами на юг: эскиз к портрету новых русских»).
Ностальгическая печаль по уходящей жизни, тоска по идеалу патриархальной России звучат в творчестве В. Распутина. Он стал одним из родоначальников постдеревенской прозы. «В одном сибирском городе», «Россия молодая», другие его произведения посвящены городу, городской интеллигенции.
Плодом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994). Писатель говорит о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви.
В романе «Прокляты и убиты» писатель-фронтовик В. Астафьев подводит итоги своим раздумьям о героизме и пацифизме, трагедии войны, одиночестве «маленького человека», его ожесточении и страданиях.
В. Аксенов в романе «Новый сладостный стиль» (1998) обращает внимание читателей на свое видение внешнего облика и внутреннего состояния современного человека.
Иные представления, жанры, художественные приемы отличают литературу, создаваемую новым поколением писателей. В 90-е гг. внимание читателей привлекли имена ранее неизвестных или малоизвестных В. Пелевина, В. Пьецуха, А. Дмитриева, Ю. Буйды, Л. Сорокина, Т. Толстой, А. Слаповского, В. Улицкой и др. Одним из наиболее популярных молодых писателей стал В. Пелевин, создатель романов «Чапаев и пустота» и «Generation П», отмеченных фантастичностью сюжетов и иронично-гротескным отношением ко всему советскому.
Свежим взглядом на окружающий мир и необычным сочетанием современной тематики с намеренно традиционным жанром сказания отличалось творчество Ю. Буйды («Люди на Острове», «Дон Домино»). О русском национальном характере и российской истории сатирико-ироничным языком писал В. Пьецух («Четвертый Рим», «Рука»). Три поколения российской интеллигенции XX в. представлены в повести А. Дмитриева «Закрытая книга», в художественном отношении продолжающей традиции русской реалистической литературы.
В духе постмодернизма работает поэт и писатель Д. При- гов («Пятьдесят капелек крови»). Премии им. Аполлона Григорьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта- авангардиста В. Сосноры «Куда пошел? И где окно?». Лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали А. Еременко («Громадный том листали наугад») и И. Жданов («Пророк»).