Культура россии в xv-xvii вв.
В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связанно проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней советских элементов. Этот процесс получил в литературе название - «обмирщения» культуры (от слова «мирской» - советский). Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремились ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от Москвичей - в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившейся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовала воссоединение Украины с Россией.
Грамотность
Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. В течении одного дня на распродаже в Москве (1651г.) было распродано 2400 экз. «Букваря» В.Ф. Бурцева. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648г.) и таблица умножения (1682г.). В 1687г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение (Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки.
В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике, в наблюдении за природой.
География
Значительный взгляд в развитии географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е.П. Хабаров в 1649г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носит город Хабаровск.
Литература
В XVII в. созданы последние летописные сочинения. «Новый летописец» излагал события смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол. Центральное место в исторической литературе занимали исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказания Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в. Проникновение светских начал в литературу связанно с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).
Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский онах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая началась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.
Театр
В 1672г. в Москве был создан придворный театр, просуществовавший лишь четыре года. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр - театр скоморохов и Петрушки. Правительство и церковные власти преследовали скоморошничество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.
Архитектура
Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» - изразцы и украшения из разного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем», «дивным узорочьем». Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, построенном под Москвой патриархом Никоном. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехсторонняя крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «нарышкинского», или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде и др. В XVII столетии получает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном силе Коломенское.
Искусство
Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. Тенденции к реалистичному изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи, изображающий реальные персонажи. Однако техника художника была ещё аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.