Перестройка советской экономики в период НЭПа.
Сущность и содержание НЭПа. 1921-1929 гг.
Для вывода из кризиса требовалось срочное принятие решительных мер. X съезд РКП(б) (март
1991г.) принял принципиальное решение об изменении курса внутренней политики. Новый курс заключался в смене «военно-коммунистических» методов командования народным хозяйством экономическими рычагами руководства. Он был назван «новой экономической политикой». Сущность НЭПа заключалась в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата. Тактической целью НЭПа стал выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян, города и деревни. Стратегической целью НЭПа стало построение социализма, скачок к которому через «военный коммунизм» оказался неудачным.
Для перехода от капитализма к социализму требовался переходный период. Первостепенное внимание уделялось деревне. Первым и решающим шагом НЭПа стало решение X съезда РКП(б) о замене продразверстки натуральным налогом. Главные отличия налога от разверстки заключались в его размере и стабильности. Налог был почти в 2 раза ниже разверстки и не мог изменяться в течение хозяйственного года. Беднякам предоставлялись хозяйственные льготы, зажиточные крестьяне облагались повышенным налогом. В 1921 г. всех налогов было установлено 13. Через год их свели в единый налог. А в 1924 г. натуральный налог был заменен единым сельскохозяйственным налогом, взимаемым преимущественно в червонцах. После сдачи налога «излишки» сельхозпродукции оставались в распоряжении крестьян.
Руководство страны было вынуждено сделать второй шаг — допустить свободу частной торговли. Были открыты не только сельские базары, но и крупные городские ярмарки (Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др.). В крупных городах открылись торговые биржи. Наркомпрод снял заградительные отряды на всех железных дорогах, водных и гужевых путях. Крестьяне получили право реализации продукции по своему усмотрению, не опасаясь репрессий. Торговля стала основной формой связи между промышленностью и сельским хозяйством. Государственная, кооперативная и частная торговля оживили экономические связи города и деревни. Последняя стала возрождаться. У крестьян появился интерес к увеличению производства сельскохозяйственной продукции. Город почувствовал это довольно скоро.
Третий шаг НЭПа по отношению к деревне был сделан в сентябре 1922 г. ВЦИК утвердил новый Земельный кодекс, разрешавший аренду земли и применение наемного труда в Деревне, запрещенные Декретом о земле. Крестьяне также получили право свободного выхода из сельской общины и созданных в годы войны колхозов, выбора форм землепользования. Но земля осталась в собственности государства. Купля, продажа, завещание, дарение, залог земли, как и прежде, были запрещены.
В 1921 г. началась перестройка не только аграрной, но и промышленной сферы экономики. В августе был утвержден «Наказ СТО о проведении в жизнь начал новой экономической политики», который определил основные направления деятельности Советской власти в области промышленности. Был взят курс на частичную приватизацию промышленности, вначале кустарной и мелкой, затем и средней. Крупная и часть средней промышленности оставались в руках государства (13 тыс. предприятий из 37 тыс. осенью 1920 г.). Была разрешена аренда государственных предприятий. Создавались смешанные, частно-государственные акционерные общества. Особой формой аренды стали концессии — предоставление права иностранным предпринимателям эксплуатировать и строить предприятия на территории Советского государства, а также разрабатывать земные недра, добывать полезные ископаемые и т.д. Широкого распространения концессии не получили. Национализация Советской властью иностранной собственности стала на десятилетия суровым уроком для зарубежных деловых кругов. В 1922—1927 гг. было заключено примерно 150 концессионных договоров. Арендные предприятия составили государственно-капиталистический уклад экономики Советского государства.
Составной частью перестройки стала децентрализация управления промышленностью. Большую часть главков и центров ликвидировали (осталось только 16). Значительная часть государственных промышленных предприятий перешла в ведение губернских советов народного хозяйства (губсовнархозов).
Большинство государственных предприятий снималось с госсодержания и переводилось на хозрасчета. Он предполагал хозяйственно-оперативную самостоятельность предприятий, их самоокупаемость и самофинансирование. Предприятия отныне сами занимались вопросами заготовки сырья и реализации своей продукции. Это привело к складыванию горизонтальных экономических связей в экономике, договорной
системе между предприятиями, минуя центр. Эта система утверждала в экономике «диктат потребителя», а не производителя. К концу 20-х гг. по прямым договорам производилось 85% продукции. Наиболее крупные и технически оборудованные фабрики и заводы объединялись в тресты, которые препятствовали проникновению хозрасчета на составляющие его предприятия.
Важной чертой НЭПа стала отмена всеобщей трудовой повинности. Возникла избыточная рабочая сила, образовался «рынок труда». Трудоустройством безработных занимались биржи труда.
Наконец, на государственных предприятиях была ликвидирована уравнительная система оплаты труда. Новая тарифная политика строилась с учетом квалификации рабочих и служащих, количества и качества произведенной ими продукции. Натуроплата труда (продпайки) была заменена денежной формой зарплаты. К концу 1921 г. карточная система была свернута. Была возобновлена денежная оплата транспортных и коммунальных услуг.
Частичное возвращение от централизованного к рыночному хозяйству потребовало перестроить финансовую, прежде всего денежную систему. Деньги заняли важное место в новой экономической политике. Осенью 1921 г. был образован Государственный банк РСФСР, который через год приступил к денежной реформе (1922-1924 гг.). Вместо обесцененных соврублей в оборот были введены новые банковские билеты — червонцы, ставшие твердой денежной единицей.
Отмеченные выше основные направления НЭПа сочетались с курсом на государственное планирование народного хозяйства. По замыслу советского руководства рынок должен был не отменить план, а дополнить его. В феврале 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия (Госплан).
Ход и свертывание НЭПа
С 1923 г. страна вступила в полосу хозяйственного подъема. К середине 20-х годов сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность в основном достигли довоенного объема производства. Восстановлению сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности во многом способствовала торговля. Страна превратилась в большой рынок. Частник стал главной фигурой розничной торговли. В оптовой торговле преобладали государственные и кооперативные предприятия. Наиболее быстро развивалась потребительская кооперация, тесно связанная с деревней. Наряду с ней получили стимулы для развития и другие формы кооперации: снабженческая, кредитная, промысловая, сельскохозяйственная, производственная, жилищная и др. Руководство страны контролировало и поощряло кооперативное движение, относя его к социалистическому сектору экономики.
К 1925 г. был завершен восстановительный процесс и в области промышленности. Относительно быстрое восстановление экономики и первые успехи НЭПа во многом были обусловлены резким сокращением военных расходов. Численность вооруженных сил была уменьшена с 5,3 млн. до 600 тыс. человек. Возрастание военной угрозы в конце 20-х годов способствовало свертыванию НЭПа вначале в сельском хозяйстве, затем, на рубеже 20-х - 30-х гг., в промышленности, а в первой половине 30-х — и в торговле.
Два крупных кризиса НЭПа произошли в 1923 г. и в 1927-1928 гг. Первый вошел в историю как «кризис сбыта», второй как «кризис хлебозаготовок».
Желание получить максимальную прибыль в условиях самофинансирования вынуждало руководителей трестов и синдикатов до предела поднимать цену на свой товар. Цены на промтовары возросли более чем в 3 раза по отношению к сельскохозяйственным. «Ножницы» цен достигли максимальной величины в октябре 1923 г. Низкая покупательная способность крестьян привела к затовариванию складов сельскохозяйственными машинами, косами, плугами и т.п. «Кризис сбыта» промышленной продукции отразился на хлебопоставках. Государство было вынуждено вмешаться в процесс ценообразования, административным путем снизить цены на промышленные товары и повысить закупочные цены на товары сельскохозяйственные, а также организовать дешевый кредит для крестьянства. Это обеспечило растущий спрос деревни. Почти весь запас сельхозмашин и инвентаря был быстро распродан, хлебопоставки не были сорваны, кризис был преодолен.
После восстановления к 1925 г. народного хозяйства руководство страны взяло курс на индустриализацию. Преимущественное развитие получила тяжелая промышленность, прежде всего, машиностроение, что позволяло вывести страну в разряд промышленно развитых и обороноспособных стран. Нужды деревни были отодвинуты на второй план. Индустриализация потребовала увеличить хлебный экспорт для закупки машин и оборудования. Однако положение с хлебозаготовками резко ухудшилось, особенно в 1927 г., когда пошли слухи о близкой войне с Англией, разорвавшей дипломатические отношения с СССР. Ажиотажный спрос резко взвинтил рыночные цены на хлеб. Они во много раз превысили государственные закупочные цены. Крестьяне фактически стали бойкотировать хлебозаготовки. План хлебозаготовок 1927 г. был провален. Возник острый продовольственный кризис, который заставил государство ввести карточную систему снабжения в городах, свернуть экономический и усилить административный нажим на деревню. В 1928 г. Сталин заговорил о «хлебной стачке» кулаков, которые, якобы, наносят удар в спину пролетарскому государству, в то время как внешний враг готовится к новой войне. В 1928— 1929 гг. перешли к чрезвычайным методам хлебозаготовок по примеру продотрядов времен гражданской войны. С НЭПом в деревне было покончено, что и закрепила начатая в 1929 г. сплошная коллективизация деревни.
В промышленности стали сворачивать аренду, хозрасчет, самостоятельность предприятий. Договорная система была практически ликвидирована. Период рыночной, товарно-денежной экономики был заменен тотальнымогосударствлением (этатизацией) экономики. Страна вступила в эпоху «большого скачка».
52. Образование нового социалистического федеративного государства (СССР). Декларация об образовании СССР. Договор об образовании СССР.
Предпосылки образования СССР
Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.
Этапы образования СССР
С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.
Возникновение и нарастание конфронтации.
Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей.
Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик.
Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.
Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.
Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.
Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.
«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе.
Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.
К 1922 г. на территории бывшей Российской империи сложилось 6 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Между ними с самого начала существовало тесное сотрудничество, объяснявшееся общностью исторической судьбы. В годы гражданской войны сложился военный и хозяйственный союз, а на моментпроведения Генуэзской конференции в 1922 г. — и дипломатический. Объединению способствовала также общность цели, поставленной правительствами республик, — построение социализма на территории, находящейся «в капиталистическом окружении».
В марте 1922 г. Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединённый съезд Советов и обсудить вопрос о создании союза советских республик. Такие же решения приняли Всеукраинский и Всебелорусский съезды Советов.
Этим решениям предшествовала острая дискуссия по вопросу о способе вхождения республик в единое союзное государство. Сторонники плана автономизации, разработанного И. В. Сталиным, выступали за высокую степень централизации власти при условии сохранения национально-культурной автономии республик. План В. И. Ленина, поддержанный большинством участников объединительного процесса, напротив, предполагал создание федеративного государства с сохранением суверенных прав республик. Именно он и был принят за основу.
30 декабря 1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов представителями РСФСР, Украинской и Белорусской советских социалистических республик, а также Закавказской федерации были подписаны Декларация об образовании СССР и Союзный Договор.
Декларация определяла основные принципы объединения: равноправие и добровольность объединения, право свободного выхода из СССР и право вступления в него других советских социалистических республик.
В Договоре определялись взаимоотношения между республиками и центром. В компетенцию союзных органов передавались вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальные сферы оставались в ведении союзных республик. Высшим органом страны объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между его созывами — Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.
Первым председателем ЦИК был избран М. И. Калинин, сопредседателями — Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Также было сформировано союзное правительство — Совет Народных Комиссаров — во главе с В. И. Лениным.
В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в основе которой лежали Декларация и Договор 1922 г. В ней устанавливалось единое союзное гражданство: гражданин каждой республики являлся гражданином СССР. В целом эта Конституция повторяла принципы Конституции РСФСР 1918 г. и сохраняла ограничение избирательных прав для значительной части населения. В 1924-1925 гг. на основе Конституции 1922 г. были приняты конституции союзных республик.
Состав Советского Союза постоянно менялся в результате вступления в его состав других советских республик и изменения административно-территориального деления страны.
Несмотря на провозглашённый при образовании СССР федеративный принцип устройства государства, уже в 30-е годы наблюдалось усиление централизации власти. Со временем всё больше функций передавалось из ведения республик в ведение центра, интересы местного населения зачастую игнорировались. Ситуация осложнялась увеличением числа межнациональных браков и усилением миграционных процессов. Всё это привело к осознанию необходимости заключения нового союзного договора, учитывавшего изменившиеся реалии. Однако подписать его так и не успели из-за «парада суверенитетов» и развала государства.
СССР официально прекратил своё существование 8 декабря 1991 г. после подписания «Беловежских соглашений».
Конституция СССР 1924 г.
Некоторые авторы, пишущие сегодня об истории Конституции РФ, от Конституции 1918 г. склонны сразу переходить к Конституции РСФСР 1925 г., а о Конституции СССР 1924 г., как впрочем и о последующих союзных конституциях, говорить поменьше и как бы попутно. Создается ощущение, что вроде бы Союза ССР и не было, а Россия подается как существовавшее и во времена СССР самостоятельное государство. Однако не следует заштриховывать страницы истории России, в том числе и истории ее Конституции. В СССР Россия была одной из союзных республик, что сказалось как на характере ее развития в целом, так и на особенностях российских Конституций того времени. С учетом этого и будем рассматривать страницы последующего конституционного строительства.
30 декабря I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства - Союза Советских Социалистических Республик*(64). В Союз ССР объединились четыре советские социалистические республики - РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР), включавшая в себя Азербайджан, Армению и Грузию. Это был договор четырех равных республик, ставших после создания СССР союзными республиками в его составе. Декларация и Договор об образовании СССР были ратифицированы ЦИКами союзных республик в 1923 г. Например, ВЦИК РСФСР постановлением от 3 июля 1923 г. решил их ратифицировать и принять, что Декларация и Договор должны составлять Основной закон (Конституцию) СССР*(65). I съезд Советов СССР избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Союза ССР. На состоявшейся сразу после съезда первой сессии ЦИК был сформирован Президиум ЦИК из 19 человек: 11 - от РСФСР, 4 - от УССР, 3 - от ЗСФСР, 1 - от БССР. Были избраны 4 председателя ЦИК (по числу союзных республик), они должны были руководить работой ЦИК поочередно.
Решение о разработке первой союзной Конституции принял ЦИК СССР. На заседании 10 января 1923 г. в соответствии с этим решением были разработаны конкретные мероприятия, Президиум ЦИК создал шесть комиссий по подготовке нормативных основ новой Федерации, на базе которых должна была формироваться и Конституция СССР: по выработке предложений о Совнаркоме, СТО и наркоматах Союза ССР; бюджетной; по выработке Положений о Верховном Суде при ЦИК СССР и объединенного ГПУ при Совнаркоме СССР; по выработке предложений о государственном флаге и гербе СССР; по выработке Положений о ЦИК СССР и членах ЦИК СССР; по составлению проекта организации наркоматов и предложений по персональному составу наркоматов для внесения на утверждение апрельской сессии ЦИК СССР.
Таким образом, создание ряда органов Союза ССР, подготовка и принятие положений о них и формирование текста Конституции СССР шли одновременно*(66). При этом, естественно, решались вопросы, связанные с моделью этих органов, разграничением полномочий между Союзом и союзными республиками. Они были достаточно сложными, порождали довольно много споров. Первая Конституционная комиссия была создана ЦИК вскоре после I съезда Советов и состояла из 13 человек - под руководством М.И.Калинина. Однако в то время принципиальные вопросы новой Федерации решались в ЦК Компартии: что сконцентрировать на союзном уровне и соответственно изъять у республик с образованием одновременно органов СССР, формировать ли ЦИК СССР как двухпалатный орган (и если да, то каким должно быть в нем представительство от республик) и др. Поэтому была еще и Конституционная комиссия, созданная в конце февраля 1923 г. пленумом ЦК РКП(б), под руководством И.В.Сталина. После XII съезда партии (17-25 апреля 1923 г.), решения которого (в частности, по национальному вопросу) имели решающее значение для организационных основ новой Федерации, двухпалатной структуры ЦИК, было решено создать новую, расширенную Конституционную комиссию, пополнив ее представителями всех союзных республик. 27 апреля 1923 г. Президиум ЦИК СССР постановил создать новую, расширенную комиссию в составе 25 человек из представителей всех союзных ЦИКов, в которую передать все материалы прежних комиссий. Комиссию возглавил М.И.Калинин.
По архивным данным*(67), введенным в научный оборот, в частности, С.И.Якубовской*(68), расширенная Конституционная комиссия работала с 8 по 16 июня 1923 г. И на ее первом заседании дискутировался вопрос о том, именовать ли Декларацию и Договор об образовании СССР Конституцией СССР. Комиссия решила не предрешать вопрос о том, как именовать союзный Основной закон - Договором или Конституцией. Однако на последнем заседании 16 июня 1923 г. было принято постановление комиссии, в котором говорилось, что Декларация и Договор об образовании СССР составляют Основной закон (Конституцию) СССР.
Текст Конституции, подготовленный Комиссией, был обсужден и одобрен на пленуме ЦК РКП(б) в июне 1923 г. На 2-й сессии 6 июля 1923 г. ЦИК СССР постановил: Основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик утвердить и немедленно ввести в действие*(69). И даже постановлением Президиума ЦИК от 3 августа 1923 г. этот день - 6 июля - был признан "днем праздничным на всей территории Союза ССР"*(70). Однако в постановлении ЦИК от 6 июля 1923 г. предусматривалось внести принятый ЦИК текст Конституции на утверждение II съезда Советов СССР, что тот и сделал 31 января 1924 г.*(71). Поэтому она и вошла в историю как Конституции СССР 1924 г.
Такие союзные органы как ЦИК и Президиум ЦИК, как уже можно было видеть, стали функционировать сразу после создания СССР. С принятием Конституции в июле 1923 г. приступили к работе Правительство и другие государственные органы Союза ССР. ЦИК СССР образовал Правительство СССР во главе с В.И.Лениным - СНК. 17 июля 1923 г. состоялось первое заседание СНК. Постановлениями ЦИК СССР от 6 июля 1923 г. СНК поручалось образовать Совет труда и обороны Союза ССР в целях успешного и быстрого решения вопросов, связанных с хозяйственным восстановлением и обороной СССР, а также реорганизовать Госбанк РСФСР в Госбанк СССР, учредить ЦСУ СССР*(72).
Во второй половине 1923 г. принимались важные, приближавшиеся по значению к конституционным, акты по статусу новых союзных органов. В частности, 12 ноября 1923 г. ЦИКом СССР были утверждены "Положения" о ЦИК*(73), о СНК*(74), о народных комиссариатах Союза ССР*(75); 23 ноября 1923 г. Президиум ЦИК принял "Положение" о Верховном Суде Союза ССР (при котором состояла прокуратура СССР)*(76).
Конституцию СССР 1924 г., формально говоря, составили краткая преамбула, Декларация и Договор об образовании Союза ССР. Но преамбула весьма кратка и лишь провозглашает, что Декларация и Договор составляют Основной Закон (Конституцию) СССР.
Декларация стала разделом первым Конституции. Она не претерпела существенных изменений по сравнен Разделом вторым Конституции стал Договор об образовании СССР, который был существенно дополнен по сравнению с текстом 1922 г. Достаточно сказать, что в тексте Договора, утвержденном I-м съездом, было 26 статей, в вошедшем в Конституцию тексте - 72 статьи. Этот раздел состоял из 11 глав: о предметах ведения верховных органов власти Союза ССР; о суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; о съезде Советов Союза ССР; о ЦИК СССР; о Президиуме ЦИК СССР; о СНК СССР; о Верховном Суде Союза ССР; о народных комиссариатах Союза ССР; об Объединенном Государственном Политическом Управлении (наследник ВЧК - С.Л.); о союзных республиках; о гербе, флаге и столице СССР.
Как уже можно было видеть, новое государство имело весь необходимый набор своих органов. Верховным органом власти Союза ССР являлся съезд Советов, а в период между съездами - ЦИК, состоявший из Союзного Совета и Совета Национальностей. Двухпалатная структура высшего органа власти с того времени сохранилась до конца существования Союза ССР.
Очередные съезды, согласно Конституции, созывались ЦИКом один раз в год, внеочередные - по собственному решению ЦИК, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик. Делегаты на съезд избирались на губернских съездах Советов, а в республиках без губернского деления - на съездах Советов республик. Съезд составлялся из представителей городских Советов и Советов городских поселений (по расчету 1 депутат на 25 тыс. избирателей) и представителей губернских съездов Советов (по расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей).
Съезд избирал Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой (всего 414 членов). А Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 от каждой) и от автономных областей (по 1 от каждой). Состав Совета Национальностей в целом утверждался съездом Советов СССР.
ЦИК работал в сессионном порядке, очередные сессии созывались его Президиумом три раза в год. ЦИК можно рассматривать как главенствующий орган в законотворчестве. Он издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению, определяет круг деятельности Президиума ЦИК и СНК СССР. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни СССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов СССР, должны вноситься на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР.
Президиум ЦИК по Конституции - высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти Союза ССР в период между сессиями ЦИК.
СНК СССР - Правительство - являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК, образовывался последним и был ответствен как перед ним, так и перед Президиумом ЦИК. Народные комиссариаты СССР делились на две группы: общесоюзные (единые для всей страны) и объединенные - когда в республиках имелись одноименные комиссариаты, выполнявшие задания союзных комиссариатов (впоследствии такие органы управления стали называться союзно-республиканскими).
С самого начала на союзном уровне была создана разветвленная система правоохранительных (в том числе и карательных) органов. Высшим органом правосудия стал Верховный Суд СССР. Наряду с этим Верховный Суд выполнял функции конституционного правосудия и контроля. К его ведению относились вынесение заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции (ст. 43 п. "в"), разрешение судебных споров между союзными республиками (ст. 43 п. "г"). Учреждалась должность Прокурора Верховного Суда СССР. В "целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК учреждалось ОГПУ (ст. 61 Конституции), имевшее своих уполномоченных при СНК союзных республик.
При создании Союза ССР и конституционном оформлении нового государственного устройства одним из острейших, ставший предметом споров и борьбы центра и республик, явился вопрос о соотношении компетенции Федерации и ее субъектов. Сопоставление Договора 1922 г. и соответствующих частей Конституции 1924 г. свидетельствует о том, что за короткий период сторонники концентрации важнейших полномочий на союзном уровне одержали победу. Так, именно к ведению Союза ССР Конституция отнесла следующие ключевые вопросы: определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, установление общесоюзных налогов и доходов, разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик, руководство транспортным делом, внешней торговлей, международные отношения, не говоря уже об организации и руководстве Вооруженными Силами.
Конституция 1924 г. не определяла компетенции союзных республик. В краткой главе второй - об их суверенных правах и союзном гражданстве (его установление - также одно из новшеств Конституции) - признавалось наличие суверенитета у союзной республики, который "ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза". Вне этих пределов, гласила Конституция, каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права республик. За каждой из союзных республик сохранялось право свободного выхода из Союза, причем для изменения, ограничения или отмены статьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик, входивших в СССР. Республики имели свои конституции, в которые надлежало вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией. Для граждан республик устанавливалось единое союзное гражданство.
В девятой главе - "О союзных республиках" - Конституция СССР фиксировала уже сложившуюся в них систему органов власти (Съезд - Центральный Исполнительный Комитет - Совет Народных Комиссаров). При этом состав СНК республик определялся исчерпывающим образом, что не оставляло республикам никакой свободы маневрирования и жестко соответствовало разделению компетенции между СССР и его субъектами. Правительство республики включало в себя: председателя СНК, заместителей председателя, председателя ВСНХ, народных комиссаров земледелия, финансов, продовольствия, труда, внутренних дел, юстиции, рабоче-крестьянской инспекции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, а также с правом совещательного или решающего голоса - по решению ЦИК республик - уполномоченных наркоматов СССР по иностранным делам, военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Причем наркоматы республик, подчиняясь ЦИК и СНК республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих наркоматов СССР (ст. 67-68 Конституции).
Основной Закон 1924 г. имел конкретную цель - отразить природу и структуру СССР. Это прямо сказалось на содержании Конституции. Она исходила из существовавшего в республиках (а следовательно, и в целом по стране) социально-экономического положения, статуса граждан. Но сама Конституция СССР 1924 г. данных вопросов не касалась. Они нашли отражение в конституциях союзных республик, новые редакции или тексты которых были утверждены в период 1925-1931 гг. Конечно, на содержании этих конституций в существенной степени отразился факт вхождения республик в состав Союза ССР.
Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов*(77). В значительной мере новый текст аналогичен, а то и идентичен с текстом Конституции 1918 г. Но есть и определенные новшества в структуре и содержании. Например, вместо прежних раздела первого, которым была "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", и раздела второго - Общие положения Конституции РСФСР - текст 1925 г. имеет один раздел I ("Общие положения"), представленный главой первой. В нем объявляется, что эта Конституция исходит из названной Декларации и из основных начал Конституции 1918 г. и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма (ст. 1).
Конституция объявляет (ст. 3), что РСФСР входит в состав СССР и передает ему полномочия, отнесенные к ведению органов Союза, согласно ст. 1 Конституции СССР.
Ко времени принятия Конституции в стране уходили в прошлое революционные эйфория и фразеология, упиравшие на передачу собственности и власти народу, и более ощутимой становилась перспектива огосударствления соответствующих общественных отношений. И это, конечно, отразилось на ряде конституционных положений. К примеру, во включенной в Конституцию 1918 года "Декларации" говорилось, что частная собственность на землю отменяется, весь земельный фонд объявляется &qu