Тема 8. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия.
2. Современные тенденции развития международных отношений.
3. Геополитика и современный мир.
Ключевые слова: геополитика, геополитическое равновесие, двухполюсный мир, международные отношения, многополюсный мир, однополюсный мир, субъекты международных отношений.
1. Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.
Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.
Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.
Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.
Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.
Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:
— региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;
— организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);
— организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентств. (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;
— политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);
— профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);
— демографические организации: Международная Демократическая Федераций Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);
— организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);
— военные организаций: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС);
— профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);
— Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;
— экологические организации: Гринпис и др.
Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.
Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.
В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:
— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);
:— МОТ (Международная Ассоциация Труда);
— МВФ (Международный Валютный Фонд);
— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);
— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);
— ЮНКТАД (конференция ООН по торговле и развитию);
— Международный суд.
Но все же, роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство — единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.
Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене.
Реальное же положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.
Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными участниками международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций.
Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене.
Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их реализации.
2.Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.
Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной — двухполюсной.
В пестрой картине ломки старых и строительства новых международных отношений все же можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития.
Первая тенденция развития современных международных отношений — рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». В мировой политике мощно заявляют о себе Россия и Китай. Внешняя политика современной России направлена на устранение однополярного лидерства в международной политике во главе с США, необходимости создания многополярной системы.
Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация, заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир, взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов. В международной области эта тенденция стремительно реализуется в форме взрывоопасного роста международного сотрудничества, влияния международных институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.
Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению. Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в середине 20 века, в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшественников. Она способствовала резкому повышению производительности труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: возникло множество неординарных, так называемых глобальных проблем, которые встали перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть, в то же время, взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, императивно, повелительно требующий не разобщения и противостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя сохранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как нынешнего, так и грядущих поколений людей.
Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.
Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Характер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Иначе говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо ее вообще не может быть.
Положительные сдвиги в отношениях между ведущими странами мира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений, сняли былую напряженность в международных отношениях.
Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный терроризм, среди различных форм которого наиболее опасной является государственный терроризм.
К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды. Опасность нарушения экологического равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы исподволь, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.
Проблема сохранения окружающей среды органически связана с резким возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной закономерными тенденциями общественного развития: увеличением численности населения, его стремлением к прогрессу, улучшению материального благополучия и т. д.
Безобразная, неконтролируемая хозяйственная деятельность людей опасна своими последствиями, не знающими государственных границ и не признающими никаких преград. Это обязывает все страны и народы объединить усилия, направленные на защиту и улучшение окружающей среды.
Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими — с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию, Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них обусловлена резким отставанием развивающихся стран по уровню потребления энергии на душу населения от промышленно развитых стран. Другая трудность вызвана технологическим несовершенством производства многих государств, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на выпуск единицы продукции.
Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий.
Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Слаборазвитые страны нередко посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Усугублению данных проблем способствует также несоответствие в соотношении между демографическим ростом населения и динамикой производительных сил.
Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Они требуют планетарного объединения интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов.
Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.
На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». В этих странах преобладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 тысяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.
На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли развитому миру энергоносители и сырье и выступали в качестве свалки для ядовитых отходов.
Пятойтенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.
Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима.
Достижения постиндустриальной революции — спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации едва ли не по всем интересующим современного человека вопросам — стали признаками повседневной жизни людей. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уделом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных институтов, — как правительственных, так и неполитического характера. В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политические отношения с точки зрения их непосредственных участников.
3.Одним из относительно самостоятельных направлений современных исследований политических проблем является геополитика.
Геополитика как наука исследует закономерности влияния географических факторов на роль государств в мировой истории, формирование политических тенденций и национально-государственных интересов различных народов и стран. Важнейшим постулатом этой науки служит утверждение, что для выработки оптимальной стратегии государственного развития первостепенное значение должны иметь не политические или идеологические пристрастия — кратковременные и меняющиеся, а стабильные величины, определяемые пространственно-географическим положением страны.
К постоянным факторам теория относит размещение государства (континентальное, островное или прибрежное), размеры его территории, господствующий тип коммуникаций (морской или сухопутный), преобладающие ландшафты, протяженность и конфигурацию границ, климат и т.д. Все остальные аспекты государственной жизни, в том числе хозяйственно-экономические и политико-идеологические, признаются с этой точки зрения хотя и важными, но все же, подчиненными первым величинам. При этом считается, что именно постоянство главных «опорных характеристик», избранных в качестве точки отсчета, позволяет геополитике с максимальной эффективностью формулировать стратегию государственного развития как в области ее внешней политики, так и в сфере обороны и безопасности. Переменные факторы геополитики — это население (демографический фактор), ресурсы (финансово-экономические, материальные и др.), политическая культура, социально-классовая структура общества и т. д. Такого рода переменные величины (особенно население) оказывают существенное воздействие на процесс государственного развития, однако по своему влиянию и значению они, несомненно, уступают постоянным факторам.
В последнее время в теоретические представления о системе постоянных факторов вносятся некоторые коррективы. Так, все большее внимание в современной геополитике обращается на роль цивилизационного фактора как долговременного фактора стабильного порядка. По утверждению современного американского ученого С. Хантингтона, цивилизационные различия, которые складывались столетиями, не исчезнут в обозримом будущем в силу того, что «они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами». Можно говорить о том, что в современной теории геополитики прослеживается тенденция к включению цивилизационных аспектов взаимодействия человеческого сообщества в общую систему глобальных геополитических построений.
Геополитика устанавливает определенную взаимосвязь между географическим положением страны и культурно-цивилизационным развитием, свойственным для данного общества, народа, нации. С точки зрения геополитики, тип локальной цивилизации во многом определяется характером занимаемого географического пространства. Так, либеральная идеология с ее культом индивидуализма, рационализма и личного успеха, которая обслуживает механизм рыночного хозяйства, в максимальной степени присуща торговой «морской» цивилизации. Традиционное мировоззрение с мощными общинными корнями, предполагающее приоритет солидарных, коллективных, соборных форм общественной самоорганизации, выступает основой континентальной культуры и цивилизации.
Главный исходный тезис геополитического анализа гласит, что важнейшим из постоянных факторов является расположение страны относительно суши и моря. Исходя из этого, все государства делятся на две большие группы: континентальные и морские. Для континентальных держав огромное значение имеют размеры их территории. Пространство выступает для них основным ресурсом мощи и безопасности. Преимущества, связанные с наличием у государства обширной территории, превышают возникающие на этой почве недостатки и слабости: большую протяженность границ, низкую плотность населения и др. Для морских (островных) держав сопоставимое значение имеет контроль над морскими коммуникациями, окружающей акваторией и находящимися на ней островами и архипелагами.
Отсюда вытекает важнейший закон геополитики, утверждающий, что расположение страны относительно суши и моря определяет историю государства, воздействует на его экономическое и культурное развитие, международное положение, диктует ему соответствующую стратегию. Так, с точки зрения развития экономики геополитическое положение определяет специфику размещения промышленности рядом с источниками сырья и энергии у континентальных стран и у побережья — для морских держав, ведущую роль того или иного транспорта — железнодорожного или другого сухопутного, морского, более значительную долю базовых, первичных отраслей на континенте и большую ориентированность на экспорт экономики морских стран. Географическое положение страны в существенной степени влияет на образование важнейших центров, связанных с военно-промышленным комплексом, диктует принципы размещения оборонной промышленности.
Согласно выводам геополитической науки, геополитический фактор оказывает принципиальное воздействие на особенности формирования политической системы государства. Впервые «геополитический» критерий оценки политического устройства государств был использован Ш. Монтескье. В трактате «О духе законов» он, в частности, указывал, что республика возможна в небольших полисах, монархия присуща государствам средних размеров, а деспотия практически неизбежна для «слишком больших государств».
В современной геополитике утверждается, что континентальным государствам обычно присущи централизация, авторитарная власть, морским — децентрализация и демократия. При этом геополитические константы устанавливают определенные рамки, в которых возможны вариации политического курса. Характерно также то, что в военной сфере континентальная страна опирается прежде всего на сухопутные войска, морская — на военно-морской флот, что, например, с полной очевидностью проявлялось и проявляется в принципах построения вооруженных сил СССР (России) и США, в том числе структуры их ядерной триады.
Важнейшим принципом геополитики является принцип геополитического дуализма, который заключается в противопоставлении сухопутного могущества («теллурократии») и морского могущества («талассократии»), составляющих своеобразные альтернативные полюса в пространственно-географическом положении всего человеческого сообщества. В политической истории народов такое противопоставление находило, например, конкретное выражение в борьбе между военно-авторитарными сухопутными цивилизациями державы.
Важнейший содержательный вывод геополитической науки состоит в том, что ключом к преобладанию на евразийском континенте является владение так называемой «срединной территорией», пространством, составляющим ядро континента. Вывод об особом значении Евразийского континента и его центра — «сердца мира» (так называемый «хартленд»), являющегося «географической осью истории», принадлежит X. Маккиндеру. Согласно этому тезису, военно-политическая стабильность на «срединной территории», географически тождественной территории России, определяет стратегическую устойчивость практически на всем евразийском пространстве, а тем самым и стабильный мировой порядок. Более того, с планетарной точки зрения тот, кто контролирует Восточную Европу, тот доминирует над «хартлендом», а тот, кто доминирует над «хартлендом», — доминирует над миром. Эта идея классика геополитической науки X. Маккиндера стала одним из постулатов геополитики в целом.
Существенные изменения, произошедшие в мире в 80-90 годы ХХ ст., резко изменили геополитическую обстановку. Распад СССР и возникновение на постсоветском пространстве новых независимых государств, ликвидация такого мощного военно-политического блока, как Варшавский Договор, расширение НАТО на Восток фактически разрушили всю послевоенную систему международной безопасности, что означает принципиальное изменение всей геополитической ситуации в мире. Главное изменение заключается в том, что произошло разрушение прежней устойчивой геополитической конструкции, построенной на классическом противостоянии двух сверхдержав — США и СССР и двух наиболее крупных военно-политических блоков, выражающих геополитическое противоборство «моря» и «суши». Вместо достаточно эффективного двуполярного мира сложилась крайне неустойчивая геополитическая конструкция, основанная на доминировании одной сверхдержавы – США. Для установления нового стратегического равновесия необходимо установление двуполярного или многополярного мира.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Абсолютизм — форма государственного правления, при которой верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) нераздельно и легитимно сосредоточена в руках монарха.
Автономия— форма самоуправления части территории унитарного, а иногда и федеративного государства, наделенного самостоятельностью в решении проблем местного значения в границах, установленных центральной властью.
Авторитаризм — политический режим, который характеризуется значительной концентрацией власти в руках одной особы или группы, ограничением политических прав и свобод граждан.
Анархия — общественно-политический идеал, который нацелен на организацию общества без государственной власти на принципах самоуправления общин, коммун, семей, других первичных общностей людей.
Аристократия— 1) форма государственного правления, при которой государственная власть наследуется привилегированным меньшинством, родовой знатью, 2) родовая знать, привилегированные слои общества, которые наследуют особенные политические и имущественные права.
Билль о правах— конституционный документ, который определяет основные права и свободы граждан и провозглашает обязательность их соблюдения и защиты от своеволия власти. Впервые был принят в Англии в 1689 г. в результате государственного переворота 1688 г. когда был установлен приоритет парламента над «короною» и провозглашены основные права и свободы. Повлиял на дальнейшее принятие конституционных документов в других странах.
Бипартизм — партийная система, в которой определяющую роль играют две основные партии, которые побеждая на выборах, сменяют одна другую во власти.
Вето (лат. — запрещаю) — предусмотренное конституциями некоторых стран право главы государства или верхней палаты парламента приостанавливать введение закона в действие.
Геополитика— 1) направление научных исследований взаимозависимости внешней политики государства, международных отношений и системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и других общественных связей, которые обусловлены географическим положением страны (региона), 2) определенная идеологическая доктрина, которая обосновывает национальными интересами экспансионистское или оборонное направление международной политики государства, 3) тип международных отношений, стратегия международной политики народов и государств новейшей истории.
Государство— основной институт политической системы, который создается для управления жизнью определенной общности на определенной территории с помощью государственной власти, которая имеет обязательный характер для всех ее граждан.
Государственная власть— высшая форма политической власти, которая опирается на специальный управленческий аппарат, распространяется на всю территорию страны, реализуется через соответствующие политические институты — органы и организации, осуществляется на основе определенной юридической базы и имеет обязательный характер для всех граждан.
Государственный суверенитет— верховенство, нераздельность и самостоятельность государственной власти в границах территории государства и независимость и равноправность государства во внешних отношениях.
Гражданское общество— это сфера негосударственных социальных институтов и отношений.
Демократия — одна из характеристик жизни общества: 1) форма организации и функционирования общества на основе равного права всех граждан на участие в управлении; 2) форма государственного правления, при которой народ есть источник власти, равенство всех перед законом, подчинение меньшинства большинству, выборность основных органов государства, соблюдение прав и свобод граждан; 3) вид политического режима; 4) общественные движения, которые отстаивают демократический идеал.
Деспотия— форма неограниченной самодержавной власти, которая характеризуется своеволием властелина и полным бесправием народа.
Диктатура— неограниченная власть одной особы, класса, который стремится достичь цели, игнорируя законы, используя силу, ограничивая права и свободы граждан.
Законодательная власть— одна из трех ветвей государственной власти, основным заданием которой является принятие представительными органами (парламент, рада) законов и других правовых актов, которые имеют обязательный характер для всех граждан страны.
Избирательная система— совокупность правил и приемов, которые обеспечивают участие граждан в формировании представительных органов власти.
Импичмент— установленная законом процедура привлечения к ответственности и отстранения от должности высших должностных лиц государства до завершения срока, одержанных ими вследствие выборов полномочий.
Исполнительная власть— одна из трех ветвей государственной власти, которая организует и направляет внутреннюю и внешнюю деятельность государства, обеспечивает осуществление воплощенной в законах воли общества, охрану прав и свобод граждан.
Кадровые партии— характеризуются отсутствием институции официального членства, жесткой организационной связи рядовых членов партии и руководства. Отсутствуют атрибуты классической организации — билеты, членские взносы. Главное в деятельности таких партий — выборная борьба, получение максимального количества голосов на выборах, преодоление выборного барьера. Примером таких партий являются республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.
Коммунизм — 1) общественный идеал, который включает в себя все гуманистические начала человеческой цивилизации, извечное стремление людей к благополучию, полному социальному равенству, свободному всестороннему развитию; 2) концепции, учения, политические движения, партии, которые обосновывают этот идеал и выступают за реализацию его на практике, 3) политическая практика построения такого общества (социализма).
Консерватизм— политическая идеология, которая выступает за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности.
Легитимность власти— общественное признание (народом, разными политическими силами) правомерности, законности политической власти и выбранного ею политического курса и методов осуществления ею властных функций.
Либерализм (лат. — свобода, независимость) — идейно-политическое течение и социальная практика, которая объединяет сторонников парламентского строя, свободного предпринимательства, демократических свобод, децентрализованного управления экономикою.
Лоббизм — система осуществления давления на законодателей и государственных чиновников с целью принятия решений, которые соответствуют интересам партий, организаций, корпораций, движений, отдельных особ.
Марксизм— философское, экономическое и социально-политическое учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом в XIX ст. на основе критики рационалистических теорий (английской политэкономии А. Смита, Д. Рикардо и др., французского утопического социализма Сен-Симона, Фурье и др.), а также немецкой классической философии Гегеля и Фейербаха. Проповедует идею построения бесклассового общества.
Массовые партии— характеризуются наличием централизованного партийного аппарата, который формируется из функционеров, профессионально занимающихся политической деятельностью, четкой организационной структурой и наличием организованной связи руководящих органов с низовыми организациями, оформленным членством, билетами, взносами, партийной дисциплиной.
Модернизация— процесс трансформации общества от стабильного «традиционного» до динамичного современного индустриального или постиндустриального общества.
Модернизация неорганическая (догоняющая)— характерна для стран, которые по каким-то причинам отстали от стран, являющихся «ядром модернизации», и стремятся за счет широкого использования опыта передовых стран догнать их в общественно-политическом и экономическом развитии.
Модернизация органическая— тип политической модернизации развитых стран Западной Европы и Северной Америки, социально-экономическое развитие которых происходило в форме непрерывного эволюционного и революционно-реформаторского процесса.
Национал-социализм— реакционная политическая теория и политическая практика, которая характеризуется крайним антикоммунизмом.
Неоконсерватизм— современное политическое течение, которое приспосабливает традиционные ценности консерватизма к реалиям постиндустриального общества, то есть объединяет идеи классического консерватизма и либерализма.
Неолиберализм— современное политическое течение, разновидность традиционной либеральной идеологии и политики, что сформировалась в нач. ХХ ст. и отобразила трансформации буржуазного общества в сторону государственного регулирования экономики, расширением социальных программ, обеспечения для всех равных социальных возможностей.
Объект политики — часть политической реальности, на которую направлено внимание и направленная деятельность субъекта политики.
Общая декларация прав человека— официальный международный документ, принятый Генеральной Ассамблеею ООН 10 декабря 1948 г. Провозглашает гражданские, политические, социально-экономические и др. права и свободы личности.
Олигархия— форма государственного правления, которая характеризуется господством небольшой группы людей, а также сама правящая группа.
Охлократия— общественно-политический строй, при котором государственное управление осуществляется не на основе закона, а по прихоти толпы.
Парламентаризм— система представительных органов власти, в которой четко разделены функции законодательных и исполнительных органов и в которой решающую роль играет парламент как постоянно действующий представительный орган власти.
Плебисцит — обобщающий опрос граждан с целью выявления их мнения, воли и позиции относительно какого-то значимого вопроса; один из видов общенародного голосования.
Полиархия— форма демократического устройства власти, которая характеризуется многовластием, рассредоточием власти между ее разными центрами и носителями. Полиархия, будучи правлением большинства, в той или иной мере обеспечивает уважение прав меньшинства.
Политика— деятельность в сфере отношений между социальными группами, политическими партиями, государствами, которая связана с завоеванием, удержанием и осуществлением политико-государственной власти.
Политическая антропология— наука, которая изучает влияние родовых качеств личности на ее политическое поведение.
Политическая география— наука, которая изучает влияние климатических и природных факторов на политическую жизнь.
Политическая идеология— система концептуально-оформленных политических, правовых, религиозных, эстетических и философских представлений, взглядов, идей, которые отражают отношение человека к действительности и друг к другу, способы познания и интерпретации бытия с позиций целей, идеалов, интересов разных субъектов политики.
Политическая история— наука, которая изучает трансформационные изменения политических институтов в процессе эволюции общества.
Политическая культура— система исторически сформированных, относительно стойких политических знаний, ценностей, установок, убеждений, представлений, характера и способов функционирования политических институтов, моделей поведения всех субъектов политического процесса.
Политическая партия— это зарегистрированное в соответствии с законом добровольное объединение граждан — сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, которое имеет своей целью содействие формированию и выражению политической воли граждан, берет участие в выборах и других политических мероприятиях.
Политическое манипулирование— система способов идеологического и духовно-психологического влияния на политическое сознание людей с целью формирования определенного политического идеала и управления их политическим поведением вопреки личным интересам.
Политическая психология— наука, которая изучает субъективные мотивации политического поведения.
Политическая система общества— совокупность государственных и гражданских образований, правовых и политических норм и ценностей, форм взаимосвязи между ними, принципов организации и осуществления политической власти.
Политическая философия — наука, которая изучает ценностные аспекты властных отношений.
Политическая элита— специализированная социальная группа, которая концентрирует в своих руках государственную власть, имеет реальную возможность управлять обществом, высокий социальный статус, привилегированное положение.
Политический институт— 1) политические учреждения с организационной структурой, централизованным управлением исполнительным аппаратом — государственные и общественные организации, движения; 2) форма и сущность политических функций, типов правления — например, институт президентства.
Политический режим— определенная совокупность характерных для определенного государства способов и методов осуществления политической власти.
Полития— форма государственного правления, которая воплощает в себе лучшие стороны олигархии (имущественный ценз) и демократии (участие в управлении демоса), объединяет в себе власть большинства и осуществляется ради общего блага. Аристотель относил ее до правильных форм государственного правления.
Политический кризис — фаза политического процесса, которая характеризуется нарушением политической стабильности в обществе, невозможностью эффективного функционирования политической системы.
Политический маркетинг— совокупность технологий исследования, проектирования и воплощения в общественно-политическую практику определенных политических программ по завоеванию и удерживанию контроля за рынком власти.
Права человека— неотъемлемые и обязательные для соблюдения гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и другие возможности жизнедеятельности, данные человеку от природы, без которых он не может существовать полноценно как человеческое существо.
Правовое государство— суверенная, политико-территориальная организация публичной власти, которая базируется на принципах уважения к личности и неприкосновенности ее прав и свобод, верховенстве права, соблюдения закона.
Представительная демократия— осуществление государственной власти или местного самоуправления через делегирование гражданами своих полномочий своим представителям (депутатам), которые избираются до представительных органов.
Прямая демократия— порядок, при котором решения утверждаются на основе непосредственного и конкретного выявления воли и мысли всех граждан.
Революция— 1) форма развития, противоположная эволюции, резкий скачок, быстрая смена качества; 2) политическая революция — насильственный захват государственной власти политическими силами с целью трансформации политической системы; 3) социальная революция — коренное изменение общества, связанное с насильственным сломом социальных отношений, экономической основы и самого характера общества.
Реформа— перемены в какой-нибудь существенной стороне жизни общества при сохранении основ его экономического, государственного строя.
Республика — форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается народом или представительным органом.
Референдум— способ принятия законов и других решений по наиважнейшим вопросам общественной жизни прямым волеизъявлением граждан через всенародное голосование.
Субъекты политики— отдельные личности, различные социальные группы и политические институты (партии, государства, движения), которые принимают непосредственное участие в политической деятельности.
Судебная власть— одна из трех ветвей государственной власти, призванная предупреждать возможность сговора или противостояния двух других ветвей власти – законодательной и исполнительной.
Тоталитаризм— тип политической системы и политического режима, при котором государство осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни общества.
Терроризм политический— это способ достижения нелегитимных политических целей (как правило, узкогрупповых) через использование крайних способов насилия (провокаций, шантажа, запугивания, убийства)) при полном игнорировании норм общественной морали и общечеловеческих ценностей.
Унитарное государство— государство, территория которого состоит из административных единиц, которые не имеют статуса государственного образования, верховная власть целиком сосредоточена в центре, региональные государственные органы наделены ограниченными полномочиями.
Фашизм— 1) идейно-политические течения, для которых характерны безусловная домината национального интереса над общечеловеческими, утверждение особой миссии избранного народа, приоритет диктаторских форм управления; 2) вариант тоталитарного политического режима, характерными чертами которого является утверждение жестокой, иерархично структурированной власти, пропаганда беспрекословного подчинения авторитету вождя, оправдание применения крайних форм насилия для обеспечения в стране стабильности и порядка, однопартийная система, идеологическая монополия.
Федерация— союзная держава, в состав которой входят государственные образования, которые имеют определенную политическую самостоятельность.
Харизма— особый тип легитимности, организации власти и лидерства, основанный на исключительных способностях определенной личности (религиозного, политического, военного деятеля или ученого, деятеля культуры), что позволяет ему осуществлять в обществе функции пророка, вождя, реформатора.
Хунта— 1) органы местного самоуправления в Испании, Италии, некоторых странах Латинской Америки; 2) группа военных, которая незаконно захватила власть и правит с использованием диктаторских методов.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ)
1. Предмет политологии
2. Соотношение политологии с другими общественными науками и частными науками о политике
3. Методы и функции политологии
4. Политические учения Древнего Востока и античности
5. Политические учения средневековья
6. Политические идеи эпохи Возрождения
7. Политические теории Нового времени
8. Основные проблемы современной политологии
9. Специфика политики как социального явления
10. Политическая власть, ее виды. Основные черты и функции государственной власти
11. Легитимность власти. Типы легитимности (по Веберу): традиционный, рационально-легальный, харизматический
12. Субъекты политики, их типология
13. Социально-политические институты как субъекты политики
14. Роль элиты как субъекта политики, виды элит
15. Роль средств массовой информации как субъекта политики
16. Политическая система общества, ее структура
17. Типы политических систем: открытые и закрытые; тоталитарные, авторитарные демократические
18. Государство как институт политической системы: структура и функции государства
19. Основные концепции происхождения и сущности государства
20. Формы государственного правления
21. Формы государственного устройства
22. Понятие политической партии, виды политических партий
23. Партийные системы, их типология
24. Авторитарные и тоталитарные политические режимы: общее и особенное
25. Основные принципы демократических политических режимов власти
26. Основные типы демократических политических режимов: элитарно-демократический и режим социальной демократии
27. Типы избирательных систем: пропорциональная, мажоритарная, смешанная. Их достоинства и недостатки
28. Правовое государство: основополагающие принципы, условия формирования
29. Гражданское общество: происхождение, основные признаки
30. Структура и функции гражданского общества
31. Политическая оппозиция, ее типы и способы действия
32. Политическая культура общества, ее структура
33. Типология политической культуры: доминирующая культура, субкультура, контркультура
34. Политическое манипулирование: сущность, технологии манипулирования, роль средств массовой информации
35. Основные типы политического развития: эволюция, революция, контрреволюция, реставрация
36. Революция как форма политического процесса: причины, роль элиты и народных масс. Оценки революционного пути развития
37. Кризисы политического развития: причины и основные типы (кризисы революционного развития и кризисы политической модернизации)
38. Либерализм как политическая идеология и политическое течение
39. Консерватизм и неоконсерватизм как политические идеологии
40. Марксизм и большевизм как политические идеологии
41. Идеология леворадикализма
42. Демократический социализм как идеология и политическое течение
43. Фашизм как идеология и политическое течение
44. Мировой политический процесс в условиях глобализации
45. Международные отношения и пути их урегулирования
46. Субъекты международных отношений
47. Современные тенденции развития международных отношений
48. Особенности современного геополитического развития
49. Геополитические ориентиры современной России
50. Международная модель международных отношений в условиях глобализации
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Богатуров А.Д. Современная мировая политика: прикладной анализ. Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2010.
2. Борисенков А.А. Определение и содержание политологии // Соц. гуманитарные знания. – 2001. – № 4. – С. 142-153.
3. Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2010.
4. Василенко, И. А. Политология: учебник для вузов / И.А. Василенко. – Юрайт: Высшее образование, 2010. – 398 с.
5. Василенко, И. А. Сравнительная политология: учебное пособие / И. А. Василенко. – М.: Юрайт: Высшее образование, 2009.
6. Гаджиев К. С. Политология. Основной курс: учебник для вузов / К. С. Гаджиев – М.: Высшее образование, 2007. – 460 с.
7. Забелин П.В., Дрягилев Л.А., Федцов В.Г. Политология: Учеб.-прак. пособие для вузов. – М.: «Изд-во ПРИОР», 2002. – 240 с.
8. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца В.С. – М.: Норма, 2001. – 736 с.
9. Козырев Г.И. Политический конфликт: общее и особенное. – М.: Эксилибрис-Пресс, 2007. – 328 с.
10. Козырев Г.И. Политология. 100 вопросов – 100 ответов. – М.: Владос, 2005. – 205 с.
11. Козырев Г.И. Политология. Учебное пособие. – М.: Изд. МОИЦИП, 2002. – 215 с.
12. Макеев А.В. Политология: Учеб. пособ. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 333 с.
13. Макорта Г.А. Политология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
14. Мухаев Р.Т. Политология: учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Проспект, 2010. – 640 с.
15. Междисциплинарные подходы к изучению прошлого / Под ред. Репиной Л.П. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 160 с.
16. Основы политологии: учебное пособие для вузов / А.В. Понеделков, С. И. Самыгин, А. М. Старостин, А. В. Верещагина. –М. Ростов н/Д: МарТ , 2007. – 397 с.
17. Основы политологии. – М.: МГУ, 2007. – 224 с.
18. Орлов И.Б. Политическая культура России XX века. Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2008.
19. Панарин А.С. Политология: Учебник / А.С. Панарин; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2003.
20. Политическая наука в России: Хрестоматия / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. – М., 2006.
21. Политология курс лекций / под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 2000. – 336 с.
22. Политология: учебник для вузов / [А. С. Гречин и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 591 с.
23. Политология: учебно-метод. пособие / сост. Н.В. Коновалова, А.В. Буханцова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – 80с.
24. Политология: Учеб. пособ. / Под ред. С.А. Матвеева. – Х.: «Одиссей», 2007. – 304 с.
25. Политология: учебник / [А. Ю. Мельвиль и др.]; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД Рос. Федерации. – М.: Проспект, 2009. – 618 с.
26. Политология: Учеб. пособ для вузов / Научн. ред. А.Г. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 336 с.
27. Самыгин С.И. Политология для технических вузов: Учеб. пособие для вузов / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин. – 2-е изд. – Ростов на /Д.: Феникс, 2002. – 383с. – (Учебник для технических вузов).
28. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учеб. для вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
29. Теория политики / [Б. А. Исаев и др.]; под ред. Б. А. Исаева. –СПб.: Питер, 2008. – 460 с.
30. Шкода В.В. Чему открыто открытое общество. Новые перспективы. – М.: Магистр, 2000. – 48 с.
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА…………………………………………3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРАМ ……..6
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ………….………………………………..7
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К
КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ ……………………………………11
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ …………………………11
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ …………………………………………………..17
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ«ПОЛИТОЛОГИЯ» ………………………119
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ………………………….129
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………...131