Сложившейся в СССР к концу 30-х гг

Характер социально-политической системы СССР

К середине 30-х можно считать политическую систему сталинизма окончательно сложившейся, что и было закреплено в новой Конституции СССР, которая была принятая на VIII съезде Советов 5 декабря 1936 г. и действовала до 1977 г. Конституция законодательно закрепляла "победу социалистического строя" в СССР. Высшим органом государственной власти объявлялся Верховный Совет СССР (вместо съезда Советов), а между его сессиями - Президиум. Конституция запрещала эксплуатацию человека человеком, ликвидировала классовые ограничения в избирательной системе, устанавливала всеобщие, равные прямые выборы при тайном голосовании. В 1939 г. на ХVIII съезде ВКП(б) было заявлено "о победе социализма в основном" и о "переходе к развернутому строительству коммунизма". В советской политической модели тех лет присутствовали признаки, традиционно относимые к социализму: отсутствие эксплуататорских классов; замена частной собственности коллективистской; плановость, распространявшаяся на все народное хозяйство; гарантированное право на труд, бесплатное всеобщее среднее образование; всеобщее избирательное право. Формально-юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности - государственной и групповой (кооперативно-колхозной. Сталинизм существовал как цельная, исключительно жесткая, авторитарная идеология, охватившая собой все сферы жизни общества. В ее основе лежал марксизм-ленинизм, еще более упрощенный и измененный. имел тоталитарный характер. Его основными чертами были: стирание границы между государством и обществом; сосредоточение власти в руках партийного аппарата (власть при этом не была ограничена законом и опиралась на репрессии); культ личности вождя; тотальный контроль над обществом и личностью; запрещение политической оппозиции и свободомыслия; тенденция к распространению вовне советских идей и порядков; обстановка "железного занавеса" (т.е. ограничения в области политических и гуманитарных контактов с зарубежными странами в условиях внешнеторговой государственной монополии).

Существуют и другие точки зрения на характер политического строя СССР 30-х годов. Сторонники первой точки зрения считают реальной победу социалистического строя в СССР, хотя в деформированном виде. В качестве аргументов приводятся такие признаки, как - ликвидация частной собственности, эксплуататорских классов, плановость, социальные права. Гипертрофированная роль государства и репрессивных органов, репрессии и т.д. признаются проявлением деформации, происшедшей под воздействием ряда факторов, в т.ч. отсталости страны, личности Сталина, враждебного СССР окружения и пр.

По мнению других авторов, сталинизм представлял собой один из крайних, экстремальных, а именно - ультралевый вариант общемирового общественного развития (в отличие от ультраправого - фашистского и в противоположность неолиберальному - американскому и западноевропейскому).

№43 СССР во второй мировой войне. Цена победы

Вторая мировая война была самой крупной и тяжелой войной в истории человечества. В войне участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд. человек, погибло более 50 млн человек.

Основной удар этой войны принял на себя Советский Союз. Эта война стала для советского народа Великой Отечественной, люди сплотились перед лицом угрозы порабощения и уничтожения. Истоками победы стали героизм и мужество бойцов и командиров Красной Армии, беспримерный трудовой подвиг всех тружеников типа, военное искусство советских полководцев - Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А.М. Василевского. Также победе СССР способствовала помощь союзников (материально-техническая и военная). Немалую роль в победе сыграла коммунистическая партия, которой доверял советский народ. По нашему мнению, основные заслуги партии принадлежали рядовым коммунистам, которые шли в атаку, боролись за победу в партизанских отрядах, стояли у станков в тылу.

Начиная войну против Советского Союза, Гитлер рассчитывал на межнациональные противоречия внутри нашей страны, но его планы не оправдались. За время войны было образовано более 80 национальных дивизий. Хотя, конечно, предатели были и у русских, и у чеченцев, и у украинцев, и у других пародов.

Народам СССР в годы войны пришлось пережить еще одно тяжелое испытание. По надуманным обвинениям выселялись со своих исконных земель немцы Поволжья (1941 г.), калмыки, чеченцы, ингуши, крымские татары, карачаевцы, балкарцы (1943—1944 гг.), болгары, греки, поляки, корейцы, турки-месхетинцы.

Забыв о своей ненависти к большевизму, против Гитлера выступали многие белоэмигранты, которые участвовали в движениях Сопротивления в странах Европы. Против сотрудничества с немцами выступили А. И. Деникин и П.Н. Милюков.

Каково значение и итоги победы советского народа в войне?

Сохранена свобода и независимость СССР.

Расширились границы СССР.

Разгромлен фашизм.

Народы Европы спасены от фашистского ига.

Изменился социально-экономический строй в странах Восточной Европы.

Основными источниками победы советского народа были:

Героизм, сплочение народных масс;

Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство ее полководцев, командиров и политработников;

Единство фронта и тыла;

Героическая борьба партизанских соединений и подполья;

Возможности сверхцентрализованной директивной экономики, помноженные на огромные природные и людские ресурсы;

Организаторская деятельность Коммунистической партии, которую поддерживал народ и др.

Цена победы была огромной. На полях сражений, в концлагерях, на оккупированных территориях, в блокадном Ленинграде, в тылу погибло около 30 млн. советских людей. Была уничтожена треть национального богатства страны. Было разрушено 1710 городов, более 70 тыс. деревень и сел, уничтожено огромное количество заводов, фабрик, шахт, многие километры железнодорожных путей. В сельском хозяйстве сократились посевные площади. Сократилась доля мужского населения страны. Из мужчин 1923 года рождения к концу войны остались в живых лишь 3%, что сказалось на долгие годы на демографической ситуации.

Со стороны СССР война носила справедливый, оборонительный характер. Германия же вела захватническую, несправедливую войну

Но Сталин использовал эту великую победу в своих целях — была укреплена тоталитарная система в стране и подобные режимы были установлены в ряде

№44 Почему послевоенная «оттепель» в международных отношениях

Сменилась «холодной войной»

№45 Новый виток сталинских репрессий после окончания войны

№46 Влияние на общество развенчания культа личности Сталина.

1)Была объявлена массовая амнистия. Первоначально она не коснулась

политических осужденных , на свободу вышли осужденные за мелкие

преступления и тысячи уголовников. Однако позже из лагерей начали выпускть

политических заключенных - кого досрочно , кого в связи с окончанием срока.

2) Постановление ЦК и аресты в руководстве органов госбезопасности

поколебали всю систему концлагерей. После смерти Сталина выступления

заключенных следовали одно за другим. Нужно было что-то делать , и в

сентябре 1953 года начался процесс реабилитации . 3) В органы

госбезопасности пришли новые люди, часто бывшие фронтовики. Вскрылись

огромные злоупотребления и преступления. 4) Был введен принцип

коллективного руководства партией , который отныне противоречил "культу

личности". 5) Впервые с высокой трибуны люди услышали о массовых

репрессиях . 6) Значительную роль сыграли личные качества Хрущева . В

отличие от Сталина , он никогда не считал людей только "винтиками". Ему

действительно понравилось общаться с простыми людьми , он прислушивался к

их мнению. 7)Всё больше людей отказывались принимать новую сталинскую

идеологию. 8) В самых широких слоях общества вера в непогрешимость партии

была подорвана и , что самое важное , стала вызывать сомнения идея

построения коммунизма. 9) Сразу после 20 съезда в СССР начались

значительные социальные преобразования. Было смягчено жестокое

антирабочее законодательство предвоенной поры, установлен минимальный

размер пенсии и впервые право на пенсию получили колхозники. 10) Летом

1956 года было принято постановления о массовом жилищном строительстве.

11) Получили гражданские права и " спецпереселенцы" - раскулаченные. 12) В

феврале 1957 года позволили вернуться на родину чеченцам, ингушам,

калмыкам, карачаевцам, балкарцам. 13) Появилась новая литература и новое

свободное искусство. 14) СССР приоткрыл ворота в мир .В СССР стали

переводить книги современных западных писателей, впервые со времен войны

показывают иностранные фильмы, более совершенные радиоприемники

позволили людям слушать иностранные радиостанции . Первые советские

туристы поехали за границу. А в 1957 году советские люди впервые смогли

пообщаться с иностранцами едва ли не всех стран мира : летом в Москве

состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

№47 «Оттепель». Ее место в истории.

Политическую "оттепель" связывают прежде всего с XX съездом КПСС

(февраль 1956 г.). Однако еще раньше руководство страны предприняло шаги по

разоблачению преступлений сталинского режима (в марте 1953 г. Маленков

заявил: "Считаем обязательным прекратить политику культа личности").

Амнистия 1953 г. освободила 1,2 млн заключенных. Было прекращено "дело

врачей", реабилитированы жертвы "ленинградского дела". В 1954 г.

Министерство государственной безопасности было реорганизовано в КГБ,

кадровый состав которого значительно изменился. Служба госбезопасности

поставлена под прокурорский надзор. Началась кампания реабилитации

репрессированных граждан и целых народов.

Все это поставило власть перед необходимостью объяснить народу

постигшую страну трагедию, что и попытался сделать на XX съезде КПСС Н.

С. Хрущев.

Курс на демократизацию общества активизировался после XX съезда, и

особенно после опубликованного летом 1956 г. постановления ЦК "О

преодолении культа личности и его последствий".

В январе 1957 г. была восстановлена государственность северокавказских

народов: балкарцев, ингушей, чеченцев, калмыков, карачаевцев.

Серьезной перестройке планировалось подвергнуть внутрипартийную

жизнь. Было объявлено о возможности проведения внутрипартийных

дискуссий, сменяемости кадров на местах и в центре; о расширении прав

местных партийных органов; о необходимости выдвижения руководящих

кадров исключительно на основе их деловых качеств. Были расширены права

первичных профсоюзных организаций, сокращен аппарат.

Проводя "десталинизацию", руководство обозначило границы критики

прошлого и настоящего. Партийные идеологи подготовили программу,

обещавшую, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при

коммунизме". XXI съезд КПСС (1959) сделал вывод о полной и окончательной

победе социализма и объявил о начале строительства коммунизма. XXII съезд

партии наметил этапы построения коммунизма к 1980 г.

Серьезные перемены происходили и в духовной жизни. Первыми

откликнулись на перемены литераторы. Журнал "Новый мир" (главный

редактор А. Т. Твардовский) опубликовал ряд острых и злободневных статей.

Однако руководству, "дозировавшему" свободу, это показалось слишком

вольным. Твардовский был снят с должности главного редактора.

И все же руководство было вынуждено искать новые методы воздействия

на интеллигенцию. С 1957 г. стали регулярными встречи руководителей партии

с деятелями науки и культуры, однако и здесь Н. С. Хрущев не смог удержаться

от диктата.

Сила идеологического пресса особенно проявилась в судьбе Б. Л.

Пастернака, который был вынужден отказаться от присужденной ему

Нобелевской премии, ибо реальной была угроза высылки из страны. Резкой

критике подверглись и другие известные писатели и поэты, композиторы и

художники.

Такая дозированная свобода порождала в среде интеллигенции

разочарование и недоверие.

Неоднозначно развивалась и наука. Особое внимание уделялось

направлениям, обеспечивавшим развитие военно-промышленного комплекса.

Гуманитарные науки в полной мере ощущали на себе прессинг идеологии, что

мешало их развитию.

№48 Причины и результаты экономической реформы 1865 г

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере

экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. В сентябре 1965 года

принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось, что

реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже открыто говорилось в

печати (рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое

производство изделий не находивших сбыта, несоответствие роста заработной

платы росту производительности труда). С у т ь

реформы состояла в следующем: возврат к отраслевой системе управления

промышленностью, внедрение элементов хозрасчета в деятельность

предприятий при сохранении административно-командной системы . Активную

роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин. Но в ходе её

осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате

которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она

ф а к т и ч е с к и п е р е с т а л а д е й с т в о в а т ь .

Партия и правительство прилагали много усилий для стабилизации

положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную

аграрную политику стали решения мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 года.

Намечались распределение доходов экономики в сторону сельского хозяйства,

решение социальных проблем села, повышение закупочных цен на

сельскохозяйственную продукцию. Важной частью было решение перехода от

административного метода управления сельским хозяйством к экономическому,

а т а к ж е и н т е н с и в н о е в в е д е н и е

х о з р а с ч е т а .

Однако многое осталось нереализованным. Новые идеи не вписывались в

старую систему. Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Развитие

межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелиорация

з е м е л ь н е п р и н е с л и э ф ф е к т и в н ы х р е з ул ьт ат о в . Уд о р ож а н и е

сельскохозяйственной техники и услуг привело к тому, что к началу 80-х гг.

многие совхозы и колхозы вновь оказались убыточными. Массированные

инвестиции в сельское хозяйство не принесли желаемых результатов.

Установление жестко го бюрократическо го ко нтроля гасило всю

самостоятельность и инициативу предприятий, уничтожило заинтересованность

в к о н е ч н о м р е з у л ь т а т е с в о е г о т р у д а .

Н ед о с т аточ н ы й с о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь с е л а и л и к в и д а ц и я

"неперспективных деревень" повлекли за собой большой отток жителей из

деревни в город. Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в

сельском хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем

импорта продовольствия и зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара,

з е р н а в ы р о с в д е н е ж н о м о т н о ш е н и и б о л е е ч е м в 1 0

раз. К н а ч а л у 8 0 г о д о в ,

сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Майский Пленум

ЦК КПСС 1982 года принял специальную продовольственную программу,

однако она несла в себе ещё следы застоя и не затрагивала главных интересов

крестьянства, коренной перестройки всего хозяйственного механизма.

Несмотря на постановления, продовольственная проблема ещё более

обострилась. В середине 80-х годов практически везде были введены

продовольственные карточки.

Причины неудач реформы: реформа не затронула основ экономического

базиса советской системы, отсутствие поддержки со стороны партийного

руководства, приоритет идеологии над экономикой, противоречия между

директивным ведомственным управлением и элементами самостоятельности

предприятий.

№49 Социально-экономическое развитие страны в 70-80-е гг. В чем

Причины «застоя»?

Эпоха застоя — используемое в публицистике обозначение периода в истории

СССР, охватывающего два с небольшим десятилетия — с момента прихода к

власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё

точнее — до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были

развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. Во

многих источниках датой окончания эпохи застоя указывается март 1985 года

— дата прихода к власти М. С. Горбачёва, однако это неверно. В 1985—86 годах

никаких существенных перемен в жизни страны, за исключением отдельных

незначительных шагов вроде легализации рок-музыки или «снятия с полки»

некоторых не самых крамольных фильмов, не происходило.

Термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК

XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором

констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные

явления» как в экономической, так и в социальной сферах. Чаще всего этим

термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти (середина

1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х), отмеченный

отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны, а

также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни (в

противовес эпохе 1920-х—1950-х годов).

По данным энциклопедии Британника, во время эпохи застоя,СССР достиг

своего апогея, добился ядерного паритета с США и был признан

супердержавой. Увеличился средний класс, владение предметами быта

(холодильниками и машинами) стало реальностью для значительной части

населения. Доступность жилья, медицинского обслуживания и высшего

образования были беспрецедентными по советским понятиям.

С другой стороны, зависимость от экспорта полезных ископаемых привела к

отсутствию необходимых реформ в экономике. К середине 1970-х годов рост

нересурсных секторов экономики значительно замедлился. Признаками этого

были отставание в высокотехнологических областях, плохое качество

продукции, неэффективное производство и низкий уровень производительности

труда. Проблемы переживало сельское хозяйство, и страна тратила большие

деньги для закупок продовольствия. Значительно выросла коррупция, а

инакомыслие преследовалось по закону.

Сторонники обозначения указанного периода как «застойного» связывают

стабильность советской экономики того времени с нефтяным бумом 1970-х. Эта

ситуация лишала руководство страны каких-либо стимулов к модернизации

хозяйственной и общественной жизни, что усугублялось преклонным возрастом

и слабым здоровьем высших руководителей. Фактически же в экономике

нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и

технологическое отставание от капиталистических стран. С падением цен на

нефть к середине 1980-х у части партийного и хозяйственного руководства

появилось сознание необходимости реформирования экономики. Это совпало с

приходом к власти самого молодого на тот момент члена Политбюро ЦК КПСС

— Михаила Горбачёва. Вместе с тем, первые два года с момента занятия М. С.

Горбачёвым поста генсека (с марта 1985 по январь 1987), несмотря на

официальное признание существующих трудностей, существенных перемен в

жизни страны не наблюдалось. Этот период стал своего рода «затишьем перед

бурей», которая «разразилась» после январского Пленума 1987 года,

объявившего Перестройку официальной государственной идеологией и

ставшего отправным моментом радикальных преобразований во всех сферах

жизни общества.

Положительные явления в экономике

По данным ООН за 1990 год, СССР достиг 26-го места по индексу развития

человеческого потенциала (HDI=0.920)[. При этом среди стран Европы более

низкие показатели имели лишь союзники СССР — Болгария, Польша, Венгрия

и Румыния, Югославия и Албания, а также Португалия. Советская экономика

развивалась довольно высокими темпами. Так, к 1980 году производство и

потребление электроэнергии в Советском Союзе выросло в 26,8 раза по

сравнению с 1940 годом, тогда как в США за тот же период выработка на

электрических станциях увеличилась в 13,67 раза.

В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в

мире по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в

1960 году объём промышленной продукции СССР по сравнению с США

составлял 55 %, то через 20 лет, в 1980 г. — уже более 80 %. СССР вышел на

первое место в мире по производству цемента, с 1966 заметно опережал по

этому показателю в расчете на душу населения США и Великобританию. В

настоящее время объём промышленного производства сократился по разным

отраслям от 10 до 40 раз и составляет лишь 5 % от объёмов США (и то лишь

благодаря сырьевому экспорту). В социальном плане за 18 брежневских лет

реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России в

те годы увеличилось на 12 млн человек. Напротив, в современной России

население сократилось на 9 млн. человек и продолжает сокращаться на 700—

800 тысяч ежегодно. Сюда также нужно отнести ввод в эксплуатацию при

Брежневе 1,6 млрд. кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным

жильем было обеспечено 162 млн. чел. При этом квартплата в среднем не

превышала 3 % семейного дохода, правда при отсутствии конкурентного рынка

жилья. Наблюдались успехи в других областях, например, в тракторостроении:

Советский Союз экспортировал тракторы в сорок стран мира, главным образом

социалистические и развивающиеся. Предметом гордости советского

руководства был постоянный рост обеспеченности сельского хозяйства

тракторами и комбайнами, однако урожайность зерновых была значительно

ниже, чем в промышленно развитых капиталистических странах (в 1970 г. 15,6

ц/га в СССР против 31,2 ц/га в США, 50,3 ц/га в Японии и Австралийский Союз

11,6 ц/га), причём повышения урожайности добиться не удалось — в 1985 году

она составила 15 ц/га. Однако было большое различие по районам — так, в

Молдавии урожайность была 29,3 ц/га, в России — 15,6 ц/га, в прибалтийских

республиках — 21,3 — 24,5 ц.га (все данные 1970 г.).

В целом для оценки эффективности сельскохозяйственного производства

необходимо, разумеется, учитывать климатические условия. Тем не менее в

РСФСР валовой сбор зерна (в весе после доработки) был в полтора-два раза

выше, чем после перестройки, схожие пропорции просматриваются и в

поголовье основных видов скота.

Внутренняя политика

С приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с

инакомыслием — первым знаком этого был процесс Синявского — Даниэля,

(1965).

Решительный поворот в сторону свёртывания остатков «оттепели» произошёл в

1968 году, после ввода войск в Чехословакию. Как знак окончательной

ликвидации «оттепели» была воспринята отставка А. Т. Твардовского с поста

редактора журнала «Новый мир» в начале 1970 г.

В таких условиях среди интеллигенции, разбуженной «оттепелью», возникло и

оформилось диссидентское движение, жёстко подавлявшееся органами

госбезопасности вплоть до начала 1987 года, когда единовременно были

помилованы более ста диссидентов и гонения на них практически разом сошли

на нет. По данным Д. А. Волкогонова, Брежнев лично одобрял репрессивные

меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР.

Впрочем, масштабы диссидентского движения, как и политических репрессий,

не были большими.

С начала 1970-х годов из СССР идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали

многие известные писатели, актёры, музыканты, спортсмены, учёные.

В 1975 году происходит восстание на «Сторожевом» - вооружённое проявление

неподчинения со стороны группы советских военных моряков на большом

противолодочном корабле (БПК) ВМФ СССР «Сторожевой». Предводителем

восстания стал замполит корабля, капитан 3-го ранга Валерий Саблин.

После 1975 года за годами правления Брежнева прочно утвердилось

определение: «Эпоха застоя».

Внешняя политика

В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения

политической разрядки в 1970-х годах. Были заключены американо-советские

договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (правда,

с 1967 года начинается ускоренная установка межконтинентальных ракет в

подземные шахты), которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами

доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских

войск в Афганистан (1979).

В 1985-86 годах новым советским руководством были предприняты отдельные

попытки улучшить советско-американские отношения,однако окончательный

отказ от политики конфронтации произошёл только к 1990 г.

В отношениях с социалистическими странами Брежнев стал инициатором

доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции

устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались

проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968

году Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран

Варшавского договора (Пражская весна). В 1980 году готовилась военная

интервенция в Польшу.

Попытки расширения советской сферы влияния на разных континентах

(Никарагуа, Эфиопия, Ангола, Вьетнам, Афганистан и так далее) приводили к

истощению советской экономики, финансированию неэффективных режимов.

Кадровый застой

В соответствии с принципом несменяемости кадров многие руководители

различных ведомств и регионов занимали должности более 10 (зачастую и

более 20) лет. Ряд случаев приведён в таблице.

№50 Внешняя политика СССР в конце 60-х – начале 80-х гг

Как внутренняя обстановка, так и внешняя политика Советского Союза в конце

60-х — начале 80-х гг. характеризовалась противоречивостью, приводила и к

успехам, и к серьезным проблемам в международных отношениях

Советское правительство поставило своей задачей добиться поворота от

"холодной войны", от напряженности в международной обстановке к разрядке и

сотрудничеству. В 1969 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила предложенный

Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. В

1970 г. договор вступил в силу.

Внешнеполитические задачи нашли свое отражение в принятой в 1971 г. XXIV

съездом КПСС Программе мира.

Полагая, что противоборство двух политических систем исторически

неизбежно, КПСС считала своей целью направить эту борьбу в русло, не

угрожающее опасными военными ко нфликтами, ко нфронтацией

социалистических и капиталистических государств.

Советский Союз в контексте Программы мира внес свыше 150 различных

предложений, направленных на обеспечение международной безопасности,

прекращение гонки вооружений и разоружение. Однако многие из них не могли

быть выполненными и имели пропагандистский смысл.

Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении

стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики “разрядки

международной напряженности”.

В 1973 г. было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной

войны между США и СССР. Кульминацией процесса разрядки стало

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Руководители 33

государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный

акт в августе 1975 г.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки)

В этом документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных

отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние

дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека.

Признавалась нерушимость границ европейских государств.

Несколько ранее (1971 г.) Советский Союз, Соединенные Штаты,

Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по

Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР,

ЧССР признавались нерушимыми.

Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной

обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между

государствами с различным политическим строем, включая и развитие

сотрудничества между ними.

Однако конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом

ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную

ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран,

входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода

советских войск.

Участие СССР в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на

международной арене. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с

СССР договор о дальнейшем ограничении ядерных вооружений (ОСВ-2).

Дальнейший ход событий вел к осложнению международного положения. В

ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство

принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней дальности.

Начался новый этап в гонке вооружений, в результате которого Европа

оказалась в роли заложника.

В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский

союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных

материальных затрат, что не могло не отразиться на состоянии советской

экономики, усилив нарастание кризисных явлений.

СССР и социалистические страны

Руководство СССР в начале 60-х — 70-е гг. расширяло взаимодействие с

социалистическими странами. В 1971 г. была принята Комплексная программа

социалистической экономической интеграции. Это означало международное

разделение труда, сближение экономики государств СЭВ, расширение

товарооборота. Был организован Международный инвестиционный банк

(МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные

электростанции в Болгарии и ГДР, строились комбинаты в Венгрии, Румынии.

Однако взаимоотношения с социалистическим лагерем испытывали и

кризисные моменты.

События в Чехословакии в 1968 г., получившие название "Пражская весна",

были вызваны попыткой чехословацкого руководства во главе с А. Дубчеком

построить "социализм с человеческим лицом". Это означало на практике

внедрение рыночных механизмов в экономику страны, что вызвало ответную

реакцию советского руководства, оценившего такую деятельность как

“контрреволюция”. В Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии,

Венгрии, ГДР и Польши.

Конфронтационные отношения складывались и с КНР. Весной 1969 г.

произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими

воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся

из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была

четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну.

Общая ситуация в мире накладывала свой отпечаток на взаимоотношения

социалистических стран, где Советский Союз занимал доминирующее

положение.

в 1985 г. была принята Комплексная программа научно-технического прогресса

стран — членов СЭВ до 2000 г. Решение этой программы должно было

способствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но,

как показала практика, примерно 1/3 программы не отвечала требованиям

мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном

исполнении оказалась не той, которая могла бы осуществить научно-

технический прогресс.

В социалистических странах назревали серьезные перемены, связанные с

радикальным изменением всех сторон жизни.

№51 Перестройка. Что заставило Горбачева ее начать?

Предпосылки перестройки.

Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам,

направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены,

происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно

напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого

века.

Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была

осознана в результате поражения в Крымской войне, которая

продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от

других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы

ее

над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося “ремонта”

стало

отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу

экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила

правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий

уже

почти проиграно (о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой

факт: с 1971 по 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по

важнейшим экономическим показателям.

Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполне

устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к

новым

- прежде всего международным - условиям.

Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась

технология, а не человек - ему отводилась непонятная роль “человеческого

фактора”.

Итоги перестройки

К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического

рынка (преобладал первый), имели почти законченый (именно за счет

принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных

прав

собственности) номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для

бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма

деятельности

частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской

форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

Теперь коснемся вопроса, непосредственно связанного с экономическими

итогами перестройками и той экономической обстановки, которая была

непосредственно после нее.

Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные

задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа,

призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный

уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к

рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской

инициативы

частных собственников.

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального

реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством

законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и

кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ

командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как

следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством,

прогрессировавший распад производственных связей между

Наши рекомендации