Момент, когда начали развиваться буржуазные отношения.

Процесс же объединения на Руси происходил в иных условиях. Хотя

экономические связи между отдельными княжествами, без сомнения,

развивались, но общий всероссийский рынок возник позже – только в XVII

веке, а экономические остатки былой раздробленности – внутренние таможни –

будут ликвидированы лишь в середине XVIII в., во время правления

императрицы Елизаветы. Таким образом, политические процессы на Руси

опережали экономические.

Первые попытки процесса объединения появились во Владимиро-

Суздальском княжестве еще в XII-XIII веках при Андрее Боголюбском и

Всеволоде Большое Гнездо. Однако объединительные процессы были прерваны

монголо-татарским нашествием.

В конце XIII – начале XIV в. тенденции дробления сменяются

тенденциями к объединению. Сильнейшим стимулом к этому была борьба с игом.

Таким образом, Российское единое государство образовалось как

государство феодальное в условиях и на базе роста феодального

землевладения, укрепления собственности феодала на землю и закрепощения

крестьян. Стремление к созданию единого государства усиливалось

необходимостью свержения золотоордынского ига.

№14 Российская государственность в XVI в

Образовавшееся в конце 15-начале 16 в. Российское государство развивалось как часть общемировой цивилизации. Социально-экономическое развитие. Территория и население.К концу 16 века территория России увеличилась почти вдвое по сравнению с серединой века. В него вошли земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Башкирия. Шло освоение плодородных земель. Были предприняты попытки выхода к балтийскому побережью. НаселениеРоссии в конце 16 века насчитывало 9 млн человек. Основная часть сосредоточена на северо-западе (Новгород) и центре страны (Москва). Территория страны к концу правления Ивана ; увеличилась более чем в 10 раз.

Государственный строй.Возник новый орган власти – Земский собор (занимался вопросами внеш.политики и финансов).

ЦАРЬ

Боярская дума митрополит

Земский собор

( боярство, духовенство, дворянство, купечество, гос.аппарат)

ПРИКАЗЫ

№15 Сословно-представительные учреждения в России и Западной Европе: общее и особенное

Сословно-представительная монархия — важный этап в истории феодального

государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма.

Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать

абсолютной.

В рассматриваемый период произошло значительное расширение территории

России. Последовал разгром Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. В

результате Нижнее и Среднее Поволжье, а также Сибирь вошли в состав

России.

Феодалы. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий период,

был монарх. К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия. Она состояла из двух основных групп. Первую группу составляли бывшие удельные князья.

Позже они слились с основной массой боярства. Во вторую группу феодальной верхушки входили крупные и средние бояре.

Нижней, но наиболее многочисленной частью феодалов было дворянство.

Разумеется, общие эксплуататорские интересы объединяли его с боярством.

Однако у дворян были и свои собственные потребности, отличавшиеся от

Боярских.

Холопы еще сохранялись, хотя их стало меньше, чем раньше Их правовое

положение оставалось прежним.

Холопы, посаженные на землю, именовались страдниками. Они обеспечивали

обработку господской земли на основе барщины.

Посадские люди. Во второй половине XVI и в XVII в. продолжается рост

городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается численность

посадского населения, которое в XVII в. прикрепляется к посаду.

Растет купечество, которое имело привилегии (освобождение от ряда

повинностей). Намечается четкое разделение в городах на купечество и

“черных” людей. К последним относились ремесленники и мелкие торговцы.

Кроме “черных” слобод в посадах существовали “белые” слободы, дворы,

владельцы которых не несли государева тягла, что вызывало протесты со

стороны “черных” людей. Соборное уложение 1649 г. упразднило “белые”

слободы.

ОБЩЕЕ: натуральный способ ведения хозяйства

№16 Церковь и государство в средневековой России

Русская православная церковь всеми силами защищала и поддерживала

объединение русских земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской

власти и создание централизованного государства.

Князья предоставляли церкви новые земельные владения, делали вклады.

Особенно авторитет Русской православной церкви вырос после падения

Ко н с т а н т и н о п о л я и п р е в р а щ е н и я ц е р к в и в н е з а в и с и м у ю о т

константинопольского патриарха.

Большую помощь церковь оказала великокняжескому престолу в борьбе с

католической агрессией Запада и освобождении Руси от власти Орды. По мере

укрепления власти позиция церкви становилась слабее.

Церковь с ее огромным религиозным влиянием стала соперничать с

великокняжеской властью. Началось сокращение налоговых и судебных льгот

церкви, ограничение расширения земельных владений церкви.

В 15- н.16 в. церковь обрушилась на возникшие ереси, которые подрывали не

только существовавшие церковные порядки, но и устои самого государства.

Церковь, несмотря на противоречия с княжеской властью, продолжала всячески

возвышать Русское централизованное гос-во. Именно в церковной среде в н.16

в. сложилась теория «Москва-Третий Рим». Теперь только православная Москва

способна стать мировым центром истинного христианства, а русское гос-во

должно спасти человеч-во от разного рода ересей и стать поистине мировой

державой.

№17 Что такое опричнина? Ее последствия для страны

В 1565 г. Иван IV учредил опричнину – систему мер, направленных на

укрепление самодержавие и дальнейшее закрепощение крестьян.

Территория гос-ва была разделена на опричные земли (доходы поступали в

государеву казну и земщину). В опричнину вошли наиболее плодородные земли

с развитым земледелием, наиболее богатые города, т.е. лучшая половина

страны. На опричных землях селились дворяне, входившие в опричное войско

(прежние владельцы этих вотчин были «выведены» в окрестные районы).

Суть- перераспределение земель бояр в пользу дворянства.

Все преобразования Иван Грозный проводил с невероятной жестокостью.

Расправы, казни следовали одна за другой.

Опричнина привела к ослаблению крупного феодально-вотчинного

землевладения и ликвидации его независимости от центральной власти. Был

убит московский митрополит Филипп (занимал независимую позицию и укорял

царя за жестокость), отравлен последний удельный князь России- Владимир

Старицкий (претендовал на престол). Разгрому подверглись целые города:

Новгород, Клин, Торжок, Тверь

Последствия:

1. Бегства, запустение земель, голод

2.=> введение «заповедных лет»

3. Падение морального авторитета и легитимности царской власти (из

защитника и законодателя царь и олицетворяемое им гос-во превратились в

грабителя и насильника)

4. Система гос. Управления сменилась примитивной военной диктатурой.

5. Ослабление нравственных ориентиров в общ-ве.

6. Утверждение неограниченной власти царя- самодержавия

Как считает ряд историков, события, связанные с опричниной, явились

непосредственной причиной системного общественно-политического кризиса,

охватившего Россию через 20 лет после смерти Грозного и известного под

именем «Смутного времени».

Опричнина показала свою полную военную неэффективность, проявившуюся

во время нашествия Девлет-Гирея и признанную самим царем.

№18 Этапы закрепощения крестьян. Причины крепостного права

Крепостное право – высшая форма неполной собственности феодала на

крестьянина, основанная на прикреплении крестьянина к земле феодала

(боярина, помещика, монастыря и т.п.) или феодального государства.

Фактически сложилось в конце XVI в.

Юридическое оформление крепостного права –

1649 г. – «Соборным уложением» крестьянам окончательно запрещены

переходы от феодала к феодалу.

1-й этап: смерд и закуп, работавшие на феодала –

крепостники. Жизнь = 5 гривен.

2-й этап: Ограничение права ухода от феодала к феодалу.

3-й этап: 1497 г. – Ивана III официально ввел день перехода –

Юрьев день осенний – 26 ноября.

4-й этап: 1550 г. – «Судебник» Ивана IV подтверждает право перехода в Юрьев

день

5-й этап: 1581 г. – введение «заповедных лет» – годов, в которые вообще

запрещены переходы.

6-й этап: 1592 г. – все население включено в писцовые книги. Появилась

возможность установить, какому феодалу принадлежат крестьяне.

7-й этап: 1597 г.

Указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления первых

писцовых книг, должны быть возвращены (срок сыска – 5 лет).

8-й этап: 1607 г. – по «Уложению» Василия Шуйского срок сыска = 15 лет.

9-й этап: 1649 г. – юридическое закрепощение по «Соборному уложению».

Две причины крепостного права.

Во второй половине XVI в. произошли два события, заставившие правительство

принять решительные меры для остановки крестьянского переселения.

Одним из них было завоевание Казани и Астрахани, открывшее для русской

колонизации большую часть черноземной полосы, до тех пор находившейся под

властью кочевников. Крестьяне сразу же ухватились за эту возможность и стали

массами покидать лесную полосу и перебираться на целинные земли, лежащие

на востоке, юго-востоке и на юге.

№19 Основные тенденции развития Европы и России в XVII в. : сравнительный анализ

Россия. На протяжении XVII века в истории России произошли большие

перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени территория

Российского государства заметно расширилась, происходил рост населения.

XVII век ознаменовался в истории России дальнейшим развитием

феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной

земельной собственности. Новая феодальная знать сосредотачивала в своих

руках огромные вотчинные богатства.

Господствующим классом в XVII в. были феодальные землевладельцы,

светские и духовные помещики и вотчинники. Этот класс в этот период начал

приобретать сословную замкнутость. К другому классу феодального общества

относилось крестьянство, которое к этому времени постепенно начинало

изживать прежнее деление на многочисленные категории. Соборное Уложение

1649 г., оформившее систему крепостной зависимости и завершившее развитие

крепостнического законодательства, закрепило частновладельческих крестьян

за помещиками, боярами, монастырями, усилило на местах зависимость

крестьян от феодалов и от государства. По этому же Соборному уложению

устанавливались наследственность крепостного состояния и право

землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина.

Предоставив широкие крепостнические права землевладельцам, царское

правительство в то же время возложило на них ответственность за выполнение

принадлежавшими им крестьянами государственных повинностей.

В этих условиях особое значение приобретает развитие торговли. В России

образовалось несколько крупных торговых центров, среди которых выделялась

Москва с ее громадным торгом, с более чем 120 специализированными рядами.

Руководителями и хозяевами этого процесса были купцы.

Рост товарного производства в XVII веке привел к резкому росту городов.

Достаточно отметить, что в этот период в России насчитывалось более 225

городов. Резко возросла численность городского населения.

Европа XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени.

Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший

историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и

утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах

феодального строя . К середине XVII века противоречия между капитализмом и

феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в XVI

веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате

которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII

столетия» (Маркс). Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной

идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии эти

противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского

масштаба» (Маркс). Одновременно с Английской буржуазной революцией

происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии,

Испании, России, Польше и ряде других стран. Однако на европейском

континенте феодализм устоял. Еще целое столетие правящие круги этих

государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в

Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается

господствующим классом.

Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало

неравномерно.

№20 Причины Смуты и ее последствия

СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический,

социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16–

начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских

группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными

признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство,

гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время

можно считать первой гражданской войной в истории России.

Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны

1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения.

Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 – начала

20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве

сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего

период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела

Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на

русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков,

беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова).

Следствием Смутного времени стали изменения в системе управления

страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья

и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели

следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму.

Это иусилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и

цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.

№21 «Бунташный век». Особенности народного движения в XVII в

XVIIвек вошёл в историю России под названием “Бунташный век”.

Городские восстания потрясли Россию середины XVIIв. Особенно выделялись

два восстания в Москве. В 1648г недовольство политикой боярина Морозова (в

том числе попыткой увеличить цены на соль) вылилось в Соляной бунт.

Стрельцы, посадские и служилые люди принялись избивать наиболее

ненавистных правителей и грабить их дворы. На этот раз царь жестоко

расправился с бунтовщиками, однако в 1663г медные деньги были отменены и

выкуплены казной. В 1667г. донской казак Степан Разин собрал отряд и повёл

его за добычей на Нижнюю Волгу. В 1669г он вернулся на Дон, а весной 1670

захватил там власть и объявил себя атаманом. К осени 1670г влияние Разина

распространились на Нижнее Поволжье, были заняты города Астрахань и

Царицын. Он призывал истреблять бояр, воевод, приказных людей. В октябре

1670г Разин потерпел поражение при попытке взять Симбирск, и был схвачен

казацкой верхушкой. В 1671г его казнили на Красной площади. Церковным

расколом называют отделение части верующих от официальной православной

церкви. Раскол в русской православной церкви начался в 17в, при Алексее

Михайловиче, вследствие церковных реформ патриарха Никона. К 17в в

богослужебных книгах накопилось немало описок, разночтений. Поэтому в

разных частях России, в разных церквях служили по-своему. Патриарх Никон

велел исправить книги, ввести единообразие в обрядах (в частности двух-

перстие было заменено трёх-перстием). Часть людей не приняла нововведений,

их называли старообрядцами (раскольниками). Причины раскола объясняют по-

разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило

невежество старообрядцев, слишком узкое понимание христианской жизни.

Старообрядцы считают эти введения посягательством на веру отцов.

Способствовали расколу и методы, которыми Никон вводил свои новшества. Он

стремился ввести не только единообразие в обряды, он также хотел вознести

церковь над светской властью. Это привело к конфликту между царём и

патриархом, который затянулся на 8 лет. Только в 1666г состоялся церковный

собор, который лишил Никона самопатриарха. Тот же собор проклял всех

сторонников, после чего гонения на раскольников усилились. Раскол в русской

православной церкви не удалён и по сей день.

17 век вошел в историю, как “Бунташный век”. Все тяготы восстановления

экономики легли на плечи трудящихся. Крестьяне убегали от помещиков на

окраины России. Тысячи беглых крестьян селились на Дону, Сибири, Урале, в

Нижнем Поволжье. В 1606-07 гг. под руководством Болотникова началось

восстание. В нем принимали участие представители разных социальных слоев.

В восстании участвовало 70 городов России. В конце октября 1606 г.

восставшие осадили Москву, но через 2 месяца в результате измены дворянских

отрядов, армия Болотникова была разгромлена. Серьезное поражение он

потерпел под Калугой и Тулой. В 1607 г. Болотников был схвачен, ослеплен, а

затем утоплен. Отдельные вспышки народного недовольства продолжались до

1615 г. В середине 17 века выросли налоги, которые платили народные массы. В

1648 г. в Москве началось восстание. Восставшие требовали отменить налог на

соль и льготы белым слободкам. Восстание было подавлено, хотя соляные

бунты прошли в 30 городах. В 1662 г. прошел медный бунт. Правительство

вместо серебряных монет стало выпускать медные, а налоги собирало

серебром. Жалование платили медными деньгами. В 1660 г. за 1 серебряный

рубль давали 8 медных. Москвичи громили дворы ненавистных бояр и купцов,

а затем пошли к царю в Коломенское. Алексей Михайлович призвал стрелецкие

полки, которые разгромили восстание. В 1665 г. в стране была болезнь, которая

унесла жизни десятков тысяч людей, подорвавшая экономику страны. В 1666 г.

отряд казаком атамана Василия совершил поход на Дон. В 1667 г. Разин

совершил поход на Урал, захватим Яицкий городок. В 1668–69 гг. его отряд

совершил набег на каспийское побережье. В 1670 г. Разин начал поход на Волгу,

захватив Астрахань, Саратов, Самару. Но потерпел поражение, был схвачен, и

казнен в 1671 г. Правительство казаков заставило дать присягу в том, что они не

будут давать приют беглым крестьянам. Изменения в социальной экономике и

политическом развитии России во второй половине 17 в. захватило русскую

церковь. Реформы, проводимые Никоном вызвали протест со стороны церкви и

народы. Вышли разногласия между Никоном и его противниками –

старообрядцами, сводилось к тому, что каким образом греческим или русским –

унифицировать церковные религии. Спор шел и о том, как креститься, как

совершать крестный ход. Во главе старообрядцев стал протопоп Аввакум.

Старообрядцы часто подвергали себя самосожжению, в ответ на приход в мир

Никонома. Старообрядчество преследовалось, как церковной, так и

государственной властью.

№22 Сущность раскола в Русской православной церкви

Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века

отделение от господствующей Православной Церкви части верующих,

получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение Раскола в

русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную

точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века

разгромом русской православной государственности.

Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная

справа» процесс исправления и редактирования богослужебных текстов.

За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение

разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по

установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного

«Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства

взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы.

Протопопы

Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская церковь

сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию,

опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка ,

хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в

дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных

церквей Украины и

России и укрепление их связей с восточными православными церквями.

При поддержке Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление

русских богослужебных книг по современным греческим образцам и изменил

некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время служб

«аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды, и т. д.). Нововведения

были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656

годов на Печатном дворе шел выпуск исправленных или вновь переведенных

богослужебных книг

№23 Старые и новые тенденции в русской культуре XVII в

XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же

время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного

уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении,

которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра

Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо

выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и

прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от

господства церкви.Книжное письмо считалось слишком серьезным и

священным, чтобы заниматься развлекательными выдумками, для этого

существовали устные «побáсенки». Теперь же сфера литературного творчества

расширяется, во многом за счет фольклора. Появляются произведения, герой

которых – мелкий служилый дворянин или купец. Относительно этих

безвестных персонажей вымысел считался допустимым. Подобного рода

литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо

развлекательного и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая,

обличительная составляющая. Наиболее ярко она проявилась в «Повести о

Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» – произведениях, в которых

высмеивались судебные порядки и продажность судей. Серьезная, «высокая»

литература XVII в. представлена сочинениями, посвященными более

традиционным для древнерусской культуры темам. Большой отклик вызвал

кризис Смутного времени. Самыми яркими из произведений, описывающих

этот сложный для истории России период, являются «Сказание» Авраамия

Палицина, отразившее взгляд непосредственного участника событий, во

многом пристрастного, но умного и наблюдательного и содержащая

официа льную точку зрения «Летописная книга», напис анная

княземИ. М. Катыревым-Ростовским в 1626 г.Представителем придворного

направления в литературе был воспитатель детей царя Алексея Михайловича,

выпускник Киево-Могилянской академии Симеон Полоцкий (Самуил

Емельянович Ситнианович-Петровский, 1629–1680). С именем Полоцкого

связано появление в литературе новых жанров – силлабической

поэзии и драматургии. Симеон выступает в качестве первого придворного

поэта. история – «Комедия притча о блудном сыне», посвященная, по сути,

проблеме отцов и детей.Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе

образования. Причем эти изменения носят не только количественный, но, что

очень важно, качественный характер: на смену традиционному древнерусскому

ученичеству (индивидуальному обучению у наставников) приходят настоящие

учебные заведения. Крупнейший деятель отечественной культурыЕпифаний

Славинецкий (?–1675), переводчик, поэт и публицист создал школу при

Кремлевском Чудовом монастыре. В 1687 г. в Москве было открыто первое в

России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия,

сыгравшая значительную организующую и воспитательную роль в развитии

отечественной культуры. Возглавляли Академию греческие монахи,

выпускники Падуанского университета братья Иоанникий и Софроний

Лихуды. Обучение в Академии включало в себя прохождение курсов греческой

грамматики, поэтики, риторики, философии. В конце столетия (1692 г.)

появляется иллюстрированный букварь Кариона Истомина, известного также

своими поэтическими произведениями, продолжавшими панегирическую

традицию Симеона Полоцкого. Букварь был снабжен картинками,

подобранными по хорошо знакомому современному человеку принципу:

изображение буквы пояснялось изображениями предметов, название которых с

нее начиналось.Ярким примером обмирщения русской культуры может служить

трансформация, которую претерпел житийный (агиографический) жанр.

Возникают жития, значительно отступающие от сложившего ся

трафарета.Раскол является одним из значительнейших событий в жизни русской

церкви XVII в. Причиной его стали бурные споры, разгоревшиеся в среде

образованного духовенства по поводу того, каким путем следует реформировать

русскую церковь, в которой за несколько столетий ее существования

накопились отклонения от ортодоксального греческого образца. За многие годы

небрежного и часто бездумного переписывания в церковные книги вкралось

множество ошибок. Причем в разных частях русского государства отклонения

шли по разному, что не могло не броситься в глаза даже при поверхностном

наблюдении. Средневековый человек, не мог оставаться равнодушным к этим

проблемам. Борьба была ожесточенной – официальной церкви так и не удалось

полностью искоренить инакомыслие. Часто идеи староверов становились

идеологическим знаменем народных волнений против угнетения.В развитии

архитектуры XVII в. можно выделить три этапа. В начале века общий характер

архитектуры еще мало отличался от зодчества конца XVI в. Характерной чертой

второго этапа, охватывающего середину столетия, является подчеркнутая

декоративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства.

Патриарх Никон запретил строить популярные в XVI в. шатровые храмы как

неканонические, отличающиеся от греческих образцов. Специальными

распоряжениями зодчие обязаны были вернуться к традиционной крестово-

купольной схеме. Однако архитекторы легко обходили запрет.. В русской

архитектуре происходят существенные изменения. Появляется новый стиль –

«нарышкинское барокко» Наиболее ярким примером «нарышкинского

барокко» является церковь Покрова в Филях (1693 г.), в которой традиционная

для русского деревянного зодчества форма ярусного храма сочетается с

западноевропейским по стилю декором. От XVII в. до нашего времени дошли

прекрасные деревянные храмы. Широко известен архитектурный

комплекс Кижи.Помимо храмового строительства ведется строительство

светских зданий. Надстраиваются шатры над башнями московского Кремля. В

живописи XVII в. можно выделить несколько направлений. Продолжает

существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение

живописной манеры великих мастеров прошлого Андрея Рублева и Дионисия –

так называемая «годуновская» школа, представители которой работали по

заказам царского двора и представляли тем самым «официальное» направление

в искусстве. В то же время возникает новое художественное явление – т.

н. «строгановская» школа, Отличительная особенность икон строгановской

школы – это их непревзойденное изящество и утонченная изысканность

рисунка. Иконы строгановского письма, обычно небольшие по размерам, были

рассчитаны на знатоков и ценителей. Мастера стремились к тщательной

проработке мелких деталей, к тому, чтобы икона прежде всего была красивой.

Самое значительное, поистине революционное направление в иконописании

было связано с именем царского изографа Симона Федоровича Ушакова (1626

– 1686). Он отказался от идущей еще из византийского искусства традиции

изображения схематичных плоскостных бестелесных образов и стремился

придать изображению сходство с реальной жизнью, добиться «живоподобия»..

В наследии Симона Ушакова ценно прежде всего само новаторство – мастеру

удалось преодолеть многовековую традицию, ставшую уже шаблоном, его

работы были предвестником зарождения искусства Нового времени.

№24 Значение и цена реформ Петра I

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях

государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят

корнями в XVII век социально-экономические преобразования того времени

послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых

было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.Два с

половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении

Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или

иного исследователя все сходятся в одном это был один из наиважнейших

этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на

допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти

деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в

решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от

того, что считать для России полезным, что вредным, что главным, а что

второстепенным.Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей

историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно

цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами

Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование

вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд

поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом,

делом бе спримерно насильственным и, однако, непроизвольным и

необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост

народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было

предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой

насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и

русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие

реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства

русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала

война. лавным итогом всей совокупности Петровских реформ стало

установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение

в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а

страна стала называться Российской Империей. Таким образом было

оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание

государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом,

мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В

результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло

пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр

пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где

все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот

корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством,

центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с

тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы

осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не

относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не

признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой

истории.

№25 Правление Екатерины Великой: «просвещенный абсолютизм» или «просвещенный деспотизм»?

Долгое царствование Екатерины II (1762—1796) наполнено значительными и

весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского

дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» и Уложенная

комиссия соседствовали с гонениями на Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. И

все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою

сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть пыталась

осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в

истории России программ реформ (А. Б. Каменский). Идейной основой реформ

стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была

хорошо знакома. В этом смысле ее правление нередко называют эпохой

просвещенного абсолютизма. Историки спорят о том, чем был просвещенный

абсолютизм — утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об

идеальном союзе королей и философов или политическим феноменом,

нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии (Фридрих II Великий),

Австрии (Иосиф II), России (Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они

отражают ключевое противоречие теории и практики просвещенного

абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся

порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бе справие и др.) и

недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью

ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, —

дворянство. Екатерина II, как, быть может, никто другой, понимала

трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, — пеняла она

французскому философу Д. Дидро, — пишете на бумаге, которая все стерпит, я

же, бедная императрица, — на коже человеческой, столь чувствительной и

болезненной». Весьма показательна ее позиция в вопросе о крепостном

крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы к

крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но дальше

осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала, что

ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами, а

крестьянская масса, невежественная и нуждающаяся в руководстве, не сумеет

использовать дарованную свободу себе во благо. Крепостническое

законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок

ссылать крестьян на като<

Наши рекомендации