Элементами формы государства являются

1) форма правления - характ-ет порядок образования и орг-ции высших органов гос.власти, их взаимоотношения др.с др. и населением. В зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и республиканские(в зависим. от того осущест-ся ли власть одним лицом (монархия), или же она принадлежит коллект.выборному органу (республика);

2) форма гос.устройства - отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его составными территориальными единицами. По форме гос-го устройства гос-ва подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

Унитарное- единое гос образование, делится лишь на административно – территориальные единицы. Харак-но существование общих для всей страны высших органов гос власти и управления, единой правовой и судебной системы, конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы нац безопасности и гражданства. Англия, Голландия.
Более сложные- федерации, хотя их всего лишь девятая часть мира, но проживает там – треть населения. США, РФ, Бельгия, Бразилия. Любая федерация выступает как единое союзное гос-во, состоящ.из двух и более относительно самостоят-х гос-в или гос образований. Каждый субъект имеет свое административно – территориальное деление. Наряду с федерацией имеет – высшие органы гос власти и управления, судебные, правоохранительные и иные органы, располагает своей конституцией и текущим законодательством. Может иметь свое гражданство.

Конфедерация– это союз государств, при котором гос-ва ее образующие, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собств-е высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Члены конфедерации создают объединенные органы для решения общих вопросов. Нередко это промежуточное звено к образованию федерации – Швейцария, США.

3) политический (гос-ный) режим - представляет собой си-му методов, способов и средств осуществления гос.власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов гос-го властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Т.о, форма гос-ва - это его структурное, территориальное и полит-е устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Форма государственного устройства Российской Федерации

Территориальная организация гос-ной власти в России - одна из острейших проблем гос-го строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью фед.власти по обеспечению территориальной целостности, единства гос-ва и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление фед. власти, неправомерность ее действий в данной сфере- путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики- найти такую форму гос-го устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции Российской Федерации.

Российское гос-во- самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Мех-мом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют:

• незыблемость территориальной целостности государства;

• равноправие членов Федерации между собой и по отношению к фед.органам госу-ной власти;

• единство основ гос-го строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан);

• свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства;

• верховенство фед.законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами гос.власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы:

1) предметы ведения Федерации;

2) предметы ведения субъектов Федерации;

3) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Гармонизация фед.отношений требует гибкой политики межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция гос.политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которой будет положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.

  1. Форма правления и форма государственного устройства

Форма гос-го правления- это элемент формы гос-ва, характеризующий организацию верховной гос. власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением

К верховной государственной власти относят главу гос-ва (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы гос-ва, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия(от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от волеизъявления населения.

Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета гос-ва является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие гос-е органы, ограничивающие власть главы гос-ва (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Республика(от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава гос-ва явл. выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно явл. главой гос-ва и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой гос-ва является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов гос.власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы гос-ва в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных(полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой гос-ва здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава гос-ва, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Форма гос-го устройства - это элемент формы гос-ва, характеризующий внутр.структуру гос-ва, способ его полит-го и территориального деления, обусловливающий опред.взаимоотношения органов всего гос-ва с органами его составных частей.

Наши рекомендации