Консервативное правосознание
Консерватизм – самый продвинутый вид правосознания. Необходимо знания, как главного регулятора общественных отношений, но консервативное правосознание соединяет право и власть, пытаясь найти между ними компромисс, не понимая их коренного отличия.
Консерваторы не понимают различия между правом и властью, т.к. у них отсутствует правовая культура. Они рассматривают право, как результат действия власти, признавая, что власть в лице государства должна быть ограничена правом. То есть признают правовое государство, как необходимое условие развития общества, но не осознали самого концепта природы государства.
Само по себе правосознание даёт возможность поддерживать существующее положение, но не менять его кардинальным образом.
Переход общества в иновационно-модернизационную формацию возможен только при смене природы отношений, отношения угнетения власти и эксплуатации капитала, т.е производственных отношений заменой правоотношений, истинно человеческими. Такие отношения возможно выстроить только с помощью становления и развития правовой культуры.
Правовая культура предполагает осознание свободы, свободы через право, осознание права через мораль. Только в этих условиях возможно развитие гражданского общества, создание условий для достойного развития каждого человека, что закреплено в статье 7 Конституции РФ.
Именно это общество способно разрешить главное противоречие между свободой и необходимостью. Общество должно осознать свободу, право и справедливость.
Правовая культура требует изменение к подходу в трактовании (определении) правоотношений. Выделение его в особый род отношений, связанный с концепцией права.
Для определения в таком контексте смысла правоотношения недостаточно опираться на интерес. Необходим ценностный подход, иными словами, необходимо соединение правоотношений, как и в праве, публичного и частного начала. Публичное всегда выражается в обязанности, частное – в праве. Ибо обязанность возникает по доброй воле, а не в силу принуждения – воли другого лица. Воля имеет автономный характер, не ущемляет и не ограничивает свободу. Возложив на себя обязанность участник становится публичным лицом, т.к не может действовать только в своей воле или своём интересе.
Право имеет частный характер потому что мы всегда требуем удовлетворения своих потребностей, т.е действуем к своей пользе. Обязанность носит публичный характер, потому что мы действуем уважая положения всех и каждого. Не исполнение обязанностей приводит вред всем и каждому.
Особый вид правоотношений, всегда носящий публичный характер, не являющийся частным – это отношения между государством и юридическим лицом, государством и объединением граждан, органом государственной власти и органами местного самоуправления, т.к такие отношения всегда связаны с уважением отношений граждан и определяет смысл и содержание власти. Граждане реализуют свои права и свободы, закреплённые в Конституции.
Реализация права
Реализация (действительное, вещественное) – воплощение в действительность.
Реализация права предполагает несколько стадий:
1. Воплощение, разработанной в правотворческой практике, правовой нормы. Указанная стадия завершается разработкой нормативно-правовым актом.
2. Правоприменение. На основание субъективных прав и обязанностей состоит в фактическом поведении субъектов правоотношений.. Эта стадия заключается в трёх формах:
1) приобретение субъективных прав;
2) изменение прав и обязанностей;
3) прекращение прав, в случае надлежащего исполнения обязанностей, тогда реализация права заканчивается на второй стадии.
3 стадия возникает в случае нарушения прав, в связи с неисполнением обязанностей или не надлежащем их исполнении. На этом этапе возможен механизм принуждения, в случае отказа добровольно исполнять свои обязанности. Она включает два этапа:
1 этап - осуществление правосудия;
2 этап – обеспечение решения судебного органа принуждением со стороны органов власти.
Реализация права заканчивается на стадии вынесения судебного решения и вступления его в законную силу. Дальнейшее действие к реализации права не относится. Органы государственной власти действуют на основании отдельного федерального закона и исполнительного листа, выданного на основании судебного решения. На этом этапе в силу вступает механизм государственного принуждения, обеспечивающий исполнение судебного решения. Именно этот механизм именуется судебной властью. Само же правосудие независимо от законодательной, ни от исполнительной власти, что закреплено в статье 118 и статье 120 Конституции РФ.