Феофан Прокопович (1681—1736)

Платон

Платон (427—347 гг. до н.э.)

Эпоха. Кризис полисного строя: один государственный строй сменялся другим (олигархия сменялась демократией, демократия — тиранией и т.п.).

Основные работы: «Государство», «Политик», «Законы».

Первый проект идеального государства как воплощение вечных идей правды и добра изложен Платоном в диалоге «Государство». Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе каждого человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее. В идеальном государстве: —> разумному началу соответствует совещательное; —> яростному — защитное; —> вожделеющему — деловое.

Второй проект идеального государства разрабатывает в своей работе «Законы». Идеальное государство — это смешанное государство, которое состоит одновременно из двух противоположностей: монархии и демократии. В идеале необходимо, чтобы либо власть монарха была ограничена свободой граждан, либо власть народа была ограничена определенными рамками.

Монархический компонент в идеальном государстве Платона — это коллегия 37 стражей закона, которые выполняют следующие функции: охраняют законы; хранят записи об имуществе.

Демократический компонент включает: 1) совет из 360 человек, который работает секциями по 30 человек 2) народное собрание, посещение которого обязательно под угрозой штрафа только для представителей первого и второго классов.

Классификация форм государства. Платон различает испорченные государства по степени их удаленности от идеального: 1) тимократия — правление военных, бесконечные войны; 2) олигархия — правление немногих богатых, вражда богачей и бедняков; 3) демократия — правление народа, предельная свобода народа, замещение государственных должностей по жребию; 4) тирания — власть одного, худшего, окруженного тол- пой негодяев. Источник смены форм государства Платон видел в пор- че человеческих нравов.

Аристотель

Аристотель (384—322 гг. до н.э.)

Эпоха. Кризис полисного строя. Разорение крестьян, переселение их в города, рост числа свободных бедняков, развитие ростовщичества (хрематистики). Народным собранием руководят доносчики, процветает клевета на богатых. Чернь посещает народные собрания за плату.

Основные работы: «Политика». Произведение относится к разряду записок, составленных в целях преподавания. В основе «Политики» Аристотеля лежит анализ и сравнение действующих конституций.

Аристотель выделял шесть форм государственного правления: три правильные формы правления (монархия, аристократия, полития)и три неправильные (тирания, олигархия, демократия).

Идеальная форма правления — полития— это смешанная форма правления государства, возникающая из сочетания двух неправильных форм — олигархии и демократии.

Полития — это государство, основой которого является средний класс.

Аристотель различает право позитивное и право естественное. Под позитивным правом Аристотель понимает изменчивые человеческие постановления, которые могут быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом Аристотель понимает неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя.

Естественное право предписывает:

• разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться;

• рабство: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо»;

• господство мужа над женой. Что касается соотношения естественного и позитивного права, то Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми.

Римские юристы

По преданию, начало светской римской юриспруденции связано с именами Гнея Флавия (похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул) и Тиберия Корункания (вторая половина III в. до н.э.). Деятельность римских юристов по разрешению правовых вопросов включала: respondere – ответы на юридические вопросы частных лиц; cavere – сообщение нужных формул и помощь при заключении сделок; agere – сообщение формул для ведения дела в суде. Классиками римской юриспруденции считаются Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин (II-III вв.).

Гай, римский юрист II в., создал знаменитые институции – классическое изложение римского права по отдельным институтам, служившее учебником многим поколениям юристов времен поздней Античности и Средневековья. Римские юристы и государственные деятели Эмилий Папиниан (около 150– 212), Ульпиан (около 170-228), Геренний Модестин (III в.) и Юлий Павел (III в.) сделали большой вклад в развитие римского права, части их сочинений была придана обязательная юридическая сила (из них состоят Дигесты).

В имперский период расцвета римской юриспруденции (в отличие от времени Цицерона) сместились оценки в соотношении естественного (богоданного) права и позитивного закона (jus). Отметим, что термином jus стали обозначать всё светское (человеческое), включая естественное право и позитивное право (обычное право, lex, эдикты магистратов, сенатус-консульты, конституции императоров).

Ульпиан произвел деление права на публичное (право, кᴏᴛᴏᴩое «относится к положению Римского государства») ичастное (право, кᴏᴛᴏᴩое «относится к пользе отдельных лиц»). Второе делится на три взаимопроникающие части: естественное право (jus naturale), право народов (jus gentium) и цивильное право (jus civile).

Римские юристы противопоставляли равное и справедливое право и право, не отвечающее требованиям равной справедливости. Aequitas (конкретизация и выражение естественно-правовой справедливости) служила критерием справедливости правовых норм. Несправедливая правовая норма, по положению Павла, не может называться правом.Закон (общемировой закон, человеческий закон – lex) представал не только с формальной (универсальность, высшая юридическая сила), но в первую очередь с содержательной (ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие требованиям справедливости) стороны. Римские юристы вслед за древнегреческими мыслителями оправдывали существование рабства.

В период укрепления принципата и установления домината римские юристы активно обосновывали законность и справедливость законодательных притязаний императоров, что их в итоге и погубило, потому что, как только императоры получили в ϲʙᴏи руки всю полноту законодательной власти, профессиональные юристы как толкователи, преобразователи и применители права стали не нужны. С другой стороны, их труды приобрели особую историческую и теоретическую значимость в условиях рецепции римского права западноевропейскими правовыми системами.

Аквинский

Фома Аквинский (ок. 1226—1274 гг.) Учение Фомы Аквинского принято называть томизмом. Наиболее известные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Он выделяет шесть форм правления государства (монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития, демократия). В отличие от Аристотеля лучшей формой правления Фома признает монархию, а не политию.

Мир в учении Аристотеля существует вечно, хотя и ограничен в пространстве.
Именно то, что мир ограничен в пространстве, полностью согласовывалось с христианской космологией.
Доказательства бытия Бога. Особое место в учении Фомы Аквинского занимают «доказательства» бытия Бога, которые он, будучи великим систематизатором схоластики, излагает в ясной и системной форме. У Фомы таких «доказательств» пять. И все они основаны на принципе постижения Бога по его творениям.
Учение о душе. Фома Аквинский трансформирует позицию Аристотеля, приспосабливая ее к христианскому вероучению. Что касается человека, то его разумная душа у Фомы Аквинского является сугубо индивидуальной, а не общей для всех душой, как это было у Аристотеля. И это вполне понятно в свете христианской доктрины личного спасения.

Томизм — это одна из попыток теоретически представить, как возможно противоречивое единство души и тела в их земном существовании на фоне последующего автономного бытия души в существовании посмертном.

Жан Боден (1530—1596)

Эпоха. Во второй половине XVI в. во Франции разгорелись религиозные войны между католиками и гугенотами. Лишь «сильное» государство могло остановить религиозный и связанный с ним политический хаос. Именно такой точки зрения придерживался Жан Боден, разрабатывая теорию государственного суверенитета. Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании этой теории.

Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566 г), «Шесть книг о республике» (1576 г.).

Логические основания политического учения: • теоцентризм; • историзм; • рационализм.

Содержание политического учения.

После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает «благодарность государству, которому, после бессмертного Бога, мы обязаны всем». Боден понимает государство как «правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». Именно правовое управление отличает государство от шайки разбойников.

Основой государства является семья.

Важнейший элемент государства — суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства:

—> власть постоянная, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима;

—> власть абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как собственник.

—> власть единая, т.е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден — противник теории смешанной формы государства.

Классификация форм правления государства в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену:

—> демократия;

—> аристократия;

—> монархия

В демократии все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми. В аристократии меньшая часть граждан обладает суверенной властью над всеми. В монархии суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран.

Факторы, определяющие нестабильность форм правления государства: —> крайне неравномерное распределение богатства; —> отсутствие свободы вероисповедания.

6.Гроций (1583—1648).

Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландская революция (1566—1609), которая освободила страну от испанских феодалов, и Тридцатилетняя война в Западной Европе (1618—1648), которая привела к распаду Священной Римской империи на 355 самостоятельных государств.

Основная работа: «О праве войны и мира».

Происхождение государства. Гроций определяет природу человека аксиоматически, как математик. В каждом человеке заложены социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Гроций уточняет: людям свойственно «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными». На основе этой аксиомы, Гроций вырабатывает договорную теорию происхождения государства, противопоставляя ее теории божественного происхождения государства: «первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда берет свое происхождение гражданская власть».

Понятие государства. Государство представляется Гроцию осознанным объединением свободных индивидов: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».

Суверенитет государства. Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства, — это такая власть, «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению». Различает общего носителя суверенитета — государство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц.

Понятие права. Под правом Гроций понимал «правила нравственных поступков», которые являются для индивидов обязательными: «Во всяком случае, необходима обязанность, ибо... например, правила чести, не имеющие обязательной силы, не заслуживают названия закона или права».

Классификация права. Гроций делил право на естественное и позитивное (волеустановленное). источник естественного права — разум. Естественное право — это «предписания здравого разума». Источником позитивного права для Гроция является воля, которая может быть человеческой и божественной.

Гроций сформулировал правила, которые предписываются рационально мыслящему индивиду:

• воздержись от присвоения чужого имущества;

• верни полученную тобой чужую вещь;

• возмести извлеченную из этой вещи выгоду;

Правила естественного права, считал Гроций, неизменны, как неизменна сама разумная природа индивидов.

Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчиняться правовым ограничениям.

Томас Гоббс (1588—1679)

Эпоха. Английская буржуазная революция (1640); казнь Карла I по приговору верховного трибунала, созданного парламентом в 1649 г.; учреждение республики (1649—1653); диктатура Кромвеля (1653—1658); Реставрация правления Стюартов — правление Карла II.

Основные работы: «О гражданине» (1642); «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

Гоббс выделяет три формы правления государства:

• монархию;

• аристократию;

• демократию.

Монархия — такая форма правления государства, при которой общие интересы больше всего совпадают с частными интересами: «Богатство, сила и слава монарха обусловлены богатством, силой и славой его подданных».

Аристократия — такая форма правления государства, при которой «верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан».

Демократия — такая форма правления государства, при которой верховная власть принадлежит собранию всех. Гоббс считает неограниченную монархию предпочтительной формой правления государства для обеспечения безопасности людей, поскольку благо монарха тождественно благу государства.

Образ государства. Государство представляется ему искусственным человеком огромных размеров — Левиафаном. Левиафан — это морское чудовище, о котором сообщается в Библии. Тело Левиафана покрыто чешуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках — символы государственной власти. Гоббс проводит аналогии между государством как искусственным человеком и человеком как таковым:

—> верховная власть — душа;

—> магистраты — суставы;

—> награда и наказание — нервы;

—> благосостояние и богатство частных лиц — это сила;

—> безопасность народа — занятие;

—> справедливость и законы — искусственный разум и воля;

—> гражданский мир — здоровье;

—> смута — болезнь;

—> гражданская война — смерть.

Гоббс различает: догосударственное, т.е. естественное, состояние и государственное, т.е. гражданское, состояние .В естественном состоянии человек действует как физическое тело и руководствуется естественным правом.

Гоббс различает три фундаментальных естественных закона: 1) «следует искать мира и следовать ему» (закон как цель); 2) «в случае согласия на то других людей должно согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у других людей по отношению к себе» (закон как средство). 3) «люди должны выполнять заключенные ими соглашения, без чего соглашения не имеют никакого значения» (закон как долг).

Джон Локк (1632—1704)

Эпоха. «Славная революция» 1688 г. в Англии, принятие «Билля о правах» в 1689 г., установление конституционной монархии.

Основная работа: «Два трактата о правлении» (1690).

Содержание политико-правового учения.

Концепция неотчуждаемых прав человека. Локк признает существование естественного, т.е. догосударственного, состояния. В этом состоянии существует равенство индивидов в обладании правом на жизнь, свободу, собственность. Жизнь, свобода и собственность — вот триада естественных и неотчуждаемых прав человека по Локку.

Абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом и не может быть вообще формой гражданского правления.

Концепция договорного происхождения государства. Государство создается для преодоления недостатков естественного состояния путем заключения общественного договора.

Концепция ограничения государственной власти. Для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека необходимо следующее.

1.Ограничить объем законодательной власти.

2.Разделить государственную власть.

Локк выделяет три власти: 1) законодательную; 2) исполнительную; 3) федеративную. Законодательная власть действует непродолжительное время. Исполнительная и федеративная власти действуют непрерывно, так как требуется постоянное исполнение законов. Федеративная власть — это исполнительная власть, которая решает вопросы внешней политики. У Дж. Локка разделение властей — это соподчинение властей. Законодательная власть является верховной по отношению ко всем другим видам власти.

Концепция законности. Эта концепция у Локка как бы состоит из двух частей.

1. Соотношение закона и свободы. Свобода — это жизнь в соответствии с постоянным законом; законом, общим для каждого в обществе; законом, установленным законодательной властью, созданной в обществе.

2. Равенство всех перед законом.

Монтескье

Шарль Луи де Монтескье (1689—1755) — французский правовед и политический философ.

Эпоха. Во Франции — век Просвещения.

Основные работы: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов». Эта книга — беспрецедентная для того времени работа по юриспруденции.

Понятие свободы и ее юридические гарантии. Понятие свободы включало два основных тезиса.

1. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами». Но не всякие законы способны обеспечить свободу, а лишь те, которые принимаются народным представительством, действующим регулярно

2. «Свобода политическая заключается в нашей безопасности или, по крайней мере, в нашей уверенности, что мы в безопасности».

Монтескье считал необходимым, чтобы в любом современном государстве были:

• власть законодательная; • власть исполнительная; • власть судебная.

Законодательную власть должно осуществлять двухпалатное собрание: одна палата — наследственная, другая — выборная.

Исполнительная власть в лице монарха должна иметь право отмены принятых законов, но не должна иметь права законодательной инициативы.

Судебная власть должна точно следовать предписаниям законов.

Теория разделения властей и концепция свободы, разработанные Монтескье, составляют фундамент одного из направлений современной западной политической мысли — политического либерализма.

Правовое учение. Различение естественных и позитивных законов. В рамках традиции естественноправовой школы Монтескье понимал естественные законы как законы, которые согласуются с природой человека. Эти законы действовали и в естественном состоянии.

Позитивные законы могут противоречить законам естественным, что представляется Монтескье несправедливым.Законы всегда причинно обусловлены действием факторов как физического, так и морального характера.

К физическим факторам Монтескье относил географические характеристики: • климат.

• размер территории; • численность населения и др.

К моральным факторам Монтескье относил:

• принципы правления;• нравы. • религия и др.

Монтескье различает четыре формы правления:

• демократическую республику;

• аристократическую республику;

• монархию;

• деспотию.

Для демократической республики Монтескье выводит правило, согласно которому «законы, определяющие право голосования, являются основными для этого вида правления».

В аристократических республиках: «Выбор по жребию не должен иметь места; он проявил бы здесь только свои дурные стороны».

В монархиях: «Власти посредствующие, подчиненные и зависимые образуют природу монархического правления, т.е. такого, где правит одно лицо посредством основных законов».

В деспотиях значение законов сводится почти к нулю, за исключением одного из них: «Учреждение должности визиря есть поэтому основной закон такого государства».

Форма правления государства и размер территории. Законодатель не свободен в выборе форм правления государства, так как каждая из них обусловлена размером территории: —> республики могут существовать на небольших территориях (античные республики); —> монархии предполагают территорию средних размеров (английская и французская монархии); —> деспотии могут существовать на огромных территория

Принципы правления государства. Под принципом правления Монтескье понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления: • добродетель для демократической республики; • умеренность для аристократической республики; • честь для монархии; • страх для деспотии

Жан-Жак Руссо (1712—1778)

Эпоха. Эпоха Просвещения. Вера в прогресс человечества, который невозможно остановить; вера в разум; недоверие к традициям и религии.

Основные работы: «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755); «Об общественном договоре» (1762); «Проект конституции для Корсики» (1765); «Соображения об образе правления в Польше и о проекте его изменения» (1772).

Руссо отстаивает принцип народного суверенитета — основополагающий принцип республики, историческими примерами которой для него являются античная и женевская республики. Характеристики народного суверенитета:

• суверенитет народа неотчуждаем.

• суверенитет народа неделим.

• непогрешимость — еще один признак суверенитета народа.

• суверенитет народа имеет абсолютный характер

Руссо писал, что «есть две весьма различные условные личности: правительство и суверен». Они отличаются своими полномочиями: • суверен (т.е. народ) принимает законы; • правительство призвано приводить «в исполнение законы и поддерживать свободу как гражданскую, так и политическую».

Классификация видов правительства. Руссо проводит классификацию видов правительства в зависимости от числа лиц, занимающихся управлением. Он выделяет: • демократию; • аристократию; • монархию.

Еще одна гарантия народного суверенитета — трибунат. Этот особый государственный орган, который наделен функцией контроля и имеет правомочие отменить любое постановление правительства.

Руссо признавал огромное значение законов для обеспечения свободы и равенства людей.

Он рассматривал закон как выражение общей воли народа, собравшегося в собрании, воли, выраженной всегда по общему, а не по частному вопросу.

Только благодаря закону как выражению общей воли можно обеспечить: справедливость, свободу, равенство индивидов.

Иммануил Кант (1724—1804)

Эпоха. В конце XVIII — начале XIX в. Германия была политически раздробленной и экономически отсталой страной. Кант — современник политических событий, имевших место в Западной Европе в конце XVIII в. (Великая французская революция, Базельский мирный договор 1795 г.).

Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждений», «Метафизика нравов», «К вечному миру» и др.

Кант предложил различать императивы (правила) поведения, которые индивид создает для себя сам:

• гипотетические, т.е. условные императивы;

• категорические, т.е. безусловные императивы. Если гипотетический императив — это правило, которое человек устанавливает для того, чтобы достигнуть конкретной цели, то категорический императив — это правило должного поведения, которое никак не связано с достижением конкретной цели.

Кант выработал понятие права, которое имеет ценностное измерение (право определяется через свободу, понимаемую как ценность): «Право есть ограничение свободы каждого условием ее согласия со свободой каждого другого, насколько это возможно по всеобщему закону...».

Кант определил государство следующим образом: «Государство — объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Кант использовал два критерия классификации форм правления государства: разделение властей и количество правящих. Идеальной формой правления для Канта была республика, под которой он понимал конституционную монархию с разделением властей.

В работе «К вечному миру» (1795) Кант говорит о том, что для вечного мира необходимо соблюдение шести предварительных и четырех основных условий. Предварительные условия: 1) нельзя включать в мирный договор то, что могло бы возобновить войну;

2) нельзя приобретать государства по нормам частного права (например, передавать государство в приданное или по наследству, дарить государство)

3) постоянные армии должны быть постепенно распущены

4) не должно быть государственных займов, средства которых использовались бы для ведения войны

5) не должно быть вмешательства одного государства во внутреннюю политику другого

Основные условия: 1) договор о вечном мире должны заключать республики, потому что при республиканском строе труднее начать войну; 2) результатом договора должна стать федерация свободных государств; 3) должно быть обеспечено всеобщее гостеприимство государств (например, культурные обмены и т.д.); 4) тайное условие: правители должны советоваться с философами.

Историческая школа права

Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX в. Представители этой школы выступили с критикой школы естественного права — права идеального, которое можно вывести из человеческого разума. Представители: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта.

Густав Гуго (1764—1844)

Основные работы. «Учебник по истории римского права», «Учебник и хрестоматия классического пандектного права», «Учебник естественного права, или философия позитивного права», «Учебник по курсу цивилистики»

Гуго различает: • право, самобытно развивающееся (обычное право, преторское право, земское право, городское право);

• право, создаваемое законодателем.

Фридрих Карл Савиньи (1779—1861)

Основные работы: «Право владения», «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению», «История римского права в средние века», «Система современного римского права»

Источник развития права — «характер народа» или «народный дух»

Первоначально право возникает в сознании народа как природное право. Это право всегда имеет национальную специфику, подобно языку и политическому устройству любого народа

С развитием народной культуры усложняется и право, оно начинает обособленно жить в сознании юристов, — так появляется научное право

Последний этап в развитии права — это стадия законодательства. На этом этапе юристы подготавливают законопроекты, облекая в форму статей закона то, что уже произведено народным духом.

Пухта Георг Фридрих (1798—1846)

Основные работы: «История римского права», «Курс римского гражданского права», «Обычное право», «Учебник пандектов».

Пухта различает: —> невидимые источники права(Бог, народный дух)

—> видимые источники права — формы выражения народного духа (обычное право, законодательное право, научное право).

Формы права. Обычное право нельзя свести лишь к факту повторяемости народом определенных действий, напротив, обычное право — это общенародное убеждение. Законодательное право — форма права, которая позволяет сделать право ясным и единообразным. Научное право — форма права, с помощью которой можно выявить «юридические положения, сокрытые в духе национального права.

Иеремия Бентам (1748—1832)

Эпоха. В середине XIX в. господствующим в западном обществе мировоззрением становится либерализм. Либералы считали, что свободная деятельность индивидов при невмешательстве в нее государства способна привести к социальной гармонии.

Основные работы: «Фрагмент о государственном правлении», «Введение в основания нравственности и законодательства», «Конституционный кодекс», «План всеобщего и вечного мира», «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во времена Французской революции».

Признавая в качестве совершенной формы права только закон, Бентам критиковал систему прецедентного права Англии. Недостаток прецедентного права заключается в том, что оно создается без какого-либо участия народа и народу неизвестно. Это право Бентам называл «собачьим правом», сравнивая судей с хозяевами собак.

Вначале он выступал сторонником конституционной монархии. Бентам обращался к европейским монархам с предложением провести реформу права, в основе которой лежали бы принципы утилитаризма. Однако его предложения не получили у них поддержки. Затем он стал отдавать предпочтение республике как форме правления, способной достигнуть «наибольшего счастья наибольшего числа лиц».

В республике учредительная власть должна принадлежать народу и состоит прежде всего в праве народа избирать депутатов парламента на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Законодательная власть должна принадлежать парламенту — однопалатному органу. Депутаты парламента несут ответственность перед своими избирателями, которые наделяются правом отзыва депутатов и правом возбуждения в отношении них уголовных дел. Исполнительная власть принадлежит должностным лицам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.

Георг Еллинек (1851—1911)

Эпоха. Конец XIX — начало XX в. в Западной Европе — период рассвета науки государственного права.

Основные работы: «Общее учение о государстве», «Права меньшинства», «Конституции, их история и значение в современном праве», «Система субъективных публичных прав».

В структуре любого субъективного права Еллинек выделяет два элемента: формальный (воля) и материальный (интерес).

Еллинек выделял два вида субъективных прав: субъективное частное право и субъективное публичное право.

Субъективное частное право — это притязание индивида к другим индивидам и способность распоряжаться этим притязанием.

Субъективное публичное право — это притязание индивида к государству на предмет предоставления ему благ, которые он добыть сам не может.

Еллинек провел классификацию субъективных публичных прав, в основе которой лежит отношение между личностью и государством.

Он выделил три группы прав:

• политические свободы — это права личности на свободу от произвола со стороны государства.

• права личности на положительные действия в ее интересах со стороны государства.

• права личности на участие в управлении государством.

В своей работе «Общее учение о государстве» (1900) Еллинек впервые рассмотрел государство не только с социологической, но и с юридической точки зрения. Он поставил задачу «сделать государство юридически мыслимым», рассматривая его как объект науки государственного прав.

Ганс Кельзен (1881—1973)

Эпоха. В начале XX в. сложились основные правовые концепции гражданского общества. Юридический позитивизм продолжал разработку логики юридических конструкций, приемов толкования и применения правовых норм.

Основные работы: «Проблема суверенитета и теория международного права», «Общая теория государства», «Общество и природа: социологическое исследование», «Право Объединенных Наций», «Коммунистическая теория права», «Чистое учение о праве».

Кельзен определял функции норм права:

• регулируют человеческое поведение.

• предусматривают возможность применения принуждения к виновным лицам через причинение им зла.

Кельзен предлагает иерархическую концепцию права. Для него право — это иерархия норм, в которой действительность нормы каждого уровня проистекает из действительности нормы более высокого уровня.

Наивысшей и последней нормой иерархии, устанавливающей системное единство всех норм национального права, является гипотетическая основная норма.

Следующая ступень иерархии — «общие нормы», установленные в законодательном порядке или путем обычая.

Нижняя ступень иерархии — решения судей, действительность которых определяется «общими нормами».

Понятие государства. Кельзен выступает сторонником юридического подхода к пониманию государства. Государство — это определенный срез системы законодательства: • конституционного; • административного; • о судоустройстве. Государство — это «относительно централизованный правопорядок». Для знания о государстве достаточно знания официального законодательства. Таким образом, Кельзен отождествляет право и государство. Однако он отрицает идею правового государства, поскольку каждое государство имеет правопорядок.

Муромцев

Сергей Андреевич Муромцев (1850—1910) — Под влиянием концепции Иеринга, создал собственное учение о праве. "Очерки общей теории гражданского права", "Определение и основное разделение права", "Что такое догма права?".

Считал, что юриспруденция не может ограничиваться изучением только догмы права Теория права, как часть социологии в широком смысле, т.е. науки об обществе, как целостной системе, должна стремиться познать закономерности происхождения, развития и функционирования права как одного из видов социальных явлений.

Исходя из этого, Муромцев считал, что право – это отношения, сложившиеся между людьми на основе интереса, т.е. в основе права лежат интересы индивида, общественных групп и т.д. На основе этих интересов и возникают разнообразные отношения, регулируемые с помощью различных санкций: религиозных, моральных, юридических. Юридическая защита осуществляется судьями, должностными лицами, которые должны применять только те нормы, которые соответствуют правопорядку. Если норма противоречит правопорядку, то необходимо уклоняться от ее применения или должным образом «искусственно интерпретировать ее, применительно к новому содержанию». Именно суду и администрации, а не законодателю предназначена роль действительных творцов правовых норм.

Шершеневич

Гавриил Феликсович Шершеневич (1863 – 1912) – философ, социолог, правовед.

Методологической базой учения Шершеневича является позитивизм, опирающийся в созданной им философии права на принцип юридического формализма, а в социологии – идеи социал – дарвинизма, экономического материализма и различных психологических школ. Шершеневич формулирует ключевые положения своего политико – правового учения:

1) В основе деятельности человека лежит его биологическая организация, и прежде всего – инстинкт самосохранения;

2) Общество формирует у индивида социальные потребности (общение с другими людьми), физические (одежда, пища, жилище) и психические (познание, творчество).

3) На определенном этапе исторического развития происходит появление совокупности индивидов (общества), обладающей специфическими признаками – общий интерес, сотрудничество, организация;

4) Для того, чтобы общество успешно функционировало, требуется преобладание общих интересов над частными.

5) Поскольку любая человеческая деятельность характеризуется целесообразностью, общество должно быть нормально организовано.

7) На протяжении всей своей истории человек все более социализируется, у него образуется наследственная зависимость от общества, формируется “социальная прир<

Наши рекомендации