Права человека в истории цивилизации

В первобытном обществе права и обязанности челове­ка практически полностью совпадали. Человек не воспри­нимал себя и не воспринимался другими как индивиду­альность: он был всего лишь членом родовой общины. На аграрно-традиционном этапе развития цивилизации проблема прав человека ставилась только в идейно-теоре­тическом плане. Лишь немногие мыслители, достаточно обеспеченные материально и обладавшие досугом для раз­мышлений, понимали ценность свободы, равенства, досто­инства человека. Право, наоборот, фиксировало и защи­щало неравенство людей, доходя до утверждений о том, что в «рабе все человеческое умирает», что «крепостные находятся вне общества». Права трактовались как при­вилегии, дарованные властью отдельным социальным группам: феодалам, горожанам, — а то и отдельным ли­цам. Яркий пример тому приводит Марк Твен в своем знаменитом романе «Принц и нищий»: спаситель принца Эдуарда получил право сидеть в присутствии короля.

Понимание прав человека как свойств, зависящих от человеческой природы, а не от милости властителя, при-

шло только в эпоху Просвещения и раннебуржуазных ре­волюций (XVII-XVIII вв.). Тогда впервые юридически были закреплены отдельные права человека. Так, английский Билль о правах 1689 г. — акт, в основном посвященный деятельности парламента, — содержал положения о зап­рете пыток и о праве на представление индивидуальных петиций к королю.

Первый систематизированный свод прав человека со­держала Вирджинская декларация (вводная часть Кон­ституции американского штата Вирджиния 1776 г.). Она открывалась словами: «Все люди по природе одинаково свободны инезависимы и обладают известными неотъем­лемыми правами, а именно: правами пользования жиз­нью и свободой, средствами приобретения ивладения иму­ществом и правами добиваться и обретать счастье и бе­зопасность». В последующих параграфах декларации закреплялись равенство и ликвидация наследственных привилегий, избирательное право и право на участие в управлении государственными делами, личная непри­косновенность и неприкосновенность жилища, свобода со­вести, свобода печати, право на справедливый суд при­сяжных.

В 1789 г. французская Декларация прав человека и гражданина признала в качестве неотъемлемых и неот­чуждаемых прав свободу личности, собственность, безопас­ность и сопротивление угнетению. К числу прав гражда­нина авторы декларации отнесли свободу печати, право на отправление государственных должностей, участие в формировании государственного бюджета.

В 1789-1791 гг. первая в мире формальная конститу­ция — Конституция США — была дополнена первыми 10 поправками, получившими общее название Билль о пра­вах. Он гарантировал американским гражданам свободу совести, печати, собраний, петиций, право на ношение ору­жия (что уравнивало американцев с английскими дворя­нами), устанавливал гарантии неприкосновенности лич­ности, имущества, жилища, правила должной судебной про­цедуры. После окончания гражданской войны между Севером и Югом (1861-1865 гг.) XIII-XV поправки к Конституции США отменили рабство и дискриминацию граждан на выборах по признаку цвета кожи, расы или подневольности.

ВXIX в. личные, экономические и политические пра­ва получили формально-юридическое закрепление в боль­шинстве действующих конституций. Тем самым был за­вершен этап формирования первого поколения прав че­ловека.

С середины XIX в., в условиях индустриальной рево­люции и возрастания численности и значения армии на­емного труда, в ряде государств постепенно складывается группа социальных и культурных прав человека. Так, Конституция Франции 1848 г. фиксировала право на сво­бодный труд, на социальную помощь по случаю безрабо­тицы, старости, сиротства, инвалидности; во Франкфурт­ской Конституции Германии (1849 г.) закреплялось пра­во на бесплатное начальное образование.

Конституционное закрепление обширной группы соци­альных и культурных прав: на труд и отдых, бесплатное образование, материальное обеспечение по случаю потери трудоспособности, на охрану материнства и детства — яв­ляется одним из немногочисленных достижений перед человечеством СССР и других стран марксистского соци­ализма. В большинстве стран Западной Европы и Север­ной Америки социальные права человека получили при­знание после второй мировой войны. Этот комплекс прав принято называть вторым поколением прав человека.

Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека подтверждены и гарантированы Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международной Хартией прав человека (состо­ит из ряда международных пактов и протоколов к ним, открытых для подписания в 1960-х гг.). Они признаны большинством стран мира.

Вторая половина XX в. была отмечена, с одной сторо­ны, ростом национально-освободительного движения, по­влекшим распад колониальных империй. С другой сторо­ны, обострились глобальные проблемы: терроризм, нара­щивание вооружений, загрязнение окружающей среды и грозящее исчерпание природных ресурсов, бедность, голод, неизлечимые болезни. Человечество все более осознает себя как целостное явление, приходит к пониманию того, что преодоление кризисных явлений зависит от общих уси­лий народов. Юридическим выражением процесса глоба­лизации стало формирование третьего поколения прав человека. К ним относят закрепленные в международных

документах коллективные права: на мир и безопасность, независимость и свободное развитие, на здоровую окру­жающую среду, на доступ к экономическому, научному и культурному потенциалу человечества.

Три поколения прав человека тесно взаимосвязаны. Любые коллективные права никоим образом не должны ущемлять права и свободы отдельной личности.

ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО

Наши рекомендации