Порядок ведения судебного процесса

Академия труда и социальных отношений

Кафедра философии и политологии

Дисциплина: «Отечественная история»

Деловая игра

Суд истории. Петр I «первый большевик российской истории». Можно ли судить победителей?

Канд. истор. наук, доцент Мокров А.П.

Москва-2001

Личность и деятельность Петра I встречала и у современников, и у потомков не только различные, но и диаметрально противоположенные оценки.

Те современники, кто знал Петра и работал с ним, восхваляли Петра, называли его "земным богом".

Другие, особенно те, которые чувствовали тяготы, взваленные государем на народ, считали его "мироедом" или самозванцем (которым немцы подменили подлинного царя во время его заграничного путешествия).

Наиболее непримиримые церковники считали Петра I антихристом.

"Славянофилы" порицали Петра I за искажение русских самобытных начал и порчу национального характера святой Руси.

Крупнейший исследователь русской православной церкви Е.Е. Голубинский так отвечал критикам Петра: «Следует не сетовать на Бога за то, что он послал нам Петра Великого, а молиться Богу, чтобы он послал нам другого Петра Великого…». (Е. Е. Голубинский "История русской церкви". М., 1901, т. 1, с. 172).

Споры о личности и деятельности Петра I продолжаются и сегодня.

Данная деловая игра ставит своей целью помочь студентам, не механически, а осознанно и более полно изучить личность Петра I и его эпоху. Через образы и роли, которые им предстоит играть в ходе судебного процесса, они должны почувствовать биение времени, научиться самостоятельно анализировать исторический материал, отстаивать свои позиции и полемизировать.

Они должны также понять, что можно судить и победителей, что в достижении цели далеко не все средства хороши, что порочные средства могут дискредитировать и саму цель. При этом студентам также важно осознать, что нельзя оценивать исторических персонажей с позиций современной морали, что каждый государственный деятель действует только в присущей ему системе координат и то, что простительно для одного, не может быть простительно для другого. Это студенты должны помнить вынося тот или иной вердикт.

Данная игра может быть проведена на любом факультете Академии, но, как нам кажется, особенно она полезна для студентов юридического факультета. Возможно, что некоторым из них в недалеком будущем предстоит выносить приговоры не в деловых играх, а в реальных судебных процессах.

Участники судебного процесса:

Судья Эту роль берет на себя преподаватель. Он ведет судебный процесс. Оглашает фабулу дела, определяет порядок допроса подсудимого, задает ему вопросы сам, дает возможность по очереди задавать вопросы подсудимому другим участникам процесса, предоставляет слово для выступления прокурору и адвокату, зачитывает приговор.
Подсудимый Петр I, император Всероссийский Его роль может взять на себя любой студент группы. Подсудимый рассказывает о своей государственной деятельности так, как он ее понимал и представлял, не забывая при этом свои интересы. Он может признать или не признать свою вину, может обосновывать свои действия, защищая себя, может глубоко раскаиваться и т. д.
Потерпевшие и свидетели со стороны защиты Свои обвинения в адрес государя могут высказать Софья Алексеевна, сводная сестра государя, его сын – царевич Алексей, представитель казенных стрельцов, а также представитель крестьянства; в защиту Петра I могут высказаться князь Александр Меншиков, Екатерина I, жена царя, представитель дворянства, список может быть расширен. Эти роли также заранее распределяются среди студентов. Они со своей стороны поясняют суть дела, высказывают свои претензии и обвинения в адрес государя и доводы в его защиту.
Прокурор Его функции сводятся к обвинению подсудимого. Его речь строится по следующей схеме: а) определяет общественную опасность его деяний; б) указывает на вину подсудимого; в) квалифицирует его деяния; г) обращает внимание на отягчающие обстоятельства; д) характеризует отрицательные черты личности подсудимого государя; е) требует меру наказания.
Адвокат (защитник) В процессе он может задавать вопросы подсудимому, потерпевшим и другим свидетелям. При этом его главная цель "обелить" своего подзащитного, представить его в благоприятном свете. Его речь строится по следующей схеме: а) виновен ли его подзащитный; б) причины совершения им преступных деяний; в) можно ли их квалифицировать как виновные, можно ли судить прошлое с позиций морали?; г) указывает на смягчающие обстоятельства; д) обращает внимание на положительные черты личности подзащитного; е) вносит предложение о мере наказания или об оправдании своего подзащитного.
Присяжными Будут остальные студенты группы. Они в ходе судебного процесса также могут задавать вопросы по существу дела.
Секретарь Объявляет о появлении суда.

Порядок ведения судебного процесса

1-ая стадия. Подготовительная (8 мин). Секретарь объявляет о появлении суда: «Встать! Суд идет!». Судья, роль которого, напоминаем, исполнит преподаватель, просит всех присутствующих сесть. Он же оглашает фабулу дела и объявляет порядок выступления лиц, участвующих в заседании.  
2-ая стадия. Судебное следствие (30 мин). Допрос подсудимого. Он в виде монолога поясняет суть дела (6 мин). Затем он отвечает на вопросы, которые могут с разрешения судьи задавать все (6мин). Допрос потерпевших и свидетелей: а) царевны Софьи; б) царевича Алексея; в) стрельца; г) крестьянина; д) князя Меншикова; е) царицы Екатерины; ж) дворянина. На каждого из свидетелей потерпевших по 5 минут.  
3-я стадия. Судебные прения (всего 40 мин). Выступление обвинительной стороны в лице прокурора (15 мин). Выступление адвоката (15 мин). Последнее слово подсудимого (6 мин).  
4-ая стадия. Вынесение приговора (всего 5 мин). Все выходят из аудитории. Остаются только присяжные. Они должны проголосовать за то, виноват ли подсудимый или нет. Голосование. Свой ответ они объявляют судье, которого приглашают в аудиторию. Судья единолично выносит свой приговор, принимая во внимание все обстоятельства дела. Секретарь приглашает всех участников процесса в аудиторию. Стоя все выслушивают зачитываемый судьей приговор.  
ИГРА ОКОНЧЕНА

Приложение

Мучкаев А. А., студент

2 курса юридического факультета

Наши рекомендации