Принципы и методы изучения истории. Функции исторического знания.
Принципы и методы изучения истории. Функции исторического знания.
Принцип изучения истории требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под схему.
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.
Методы изучения истории- Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.
К конкретным методам относятся:
1) общенаучные;
2) собственно исторические;
3) специальные - заимствованные из других наук.
Общими методами для всех гуманитарных наук служат:
- логический;
- исторический.
Функции исторического знания. Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития.
Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого.
Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.
2. Периодизация истории человечества. Периодизация истории человечества тесно связана с «историческим временем» - категорией, которая любое событие измеряет временными и пространственными характеристиками. В настоящее время существуют: геологическая периодизация, археологическая периодизация, социально-экономическая периодизация, религиозно-христианская периодизация и этнокультурная периодизация.
Геологическаяпериодизация прошлое земной коры делит на четыре эры: архейскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую.
В основу археологической периодизации были положены воззрения римского философа и поэта Лукреция Кара
социально-экономическая периодизацияПервую попытку установить периодизацию всемирной истории на культурологических основах сделали историки-гуманисты. Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего культуры, а своё время оценивали как Возрождение.
религиозно-христианская периодизация оказалась наиболее простой и доступной для употребления, особенно в летоисчислении.
Этнокультурная периодизация
Общая характеристика развития государств Древнего Востока.
Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае — еще в IV—III тысячелетии до н.э.)
В своем развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь — от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.
Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела peлигиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение ноpмы, религии и мoрали.
Образование древнерусского государства. Его политическая и социальная структура
Древнерусское государство образовалось в результате распада родоплеменных связей и развития нового способа производства. Оно складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства.
Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879).
Центром образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.
Образование русского централизованного государства. Особенности процесса объединения русских земель вокруг Москвы.
Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV-XV вв., которое привело к образованию единого централизованного государства Московская Русь.
Ускорение объединения Руси вокруг Москвы во многом было вызвано необходимостью освободиться от ига и само объединение было необходимым для успешной борьбы за освобождение.
Политическое объединение шло быстрее, чем вызревали экономические условия для устойчивого существования такого объединения. При этом Московское государство, складывавшееся в условиях зависимости от монголо-татар, перенимало все больше черт от Золотой Орды: авторитарность, структуру жесткого вертикального подчинения, карательный аппарат, систему наказаний.
Образование США (2-ая половина XVIIIв.). Конституция США 1787 г.
Соединённые Штаты Америки были образованы в 1776 году при объединении тринадцати британских колоний, объявивших о своей независимости. Война за независимость продолжалась до 1783 года и окончилась победой колонистов. В 1787 году была принята Конституция США, а в 1791 — Билль о правах, который существенно ограничил полномочия правительства в отношении граждан.
Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Считается первой в мире конституцией в современном понимании. Состоит из семи статей, за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок, которые являются её неотъемлемой частью.
В основе Конституции США лежит принцип разделения властей между законодательной (конгресс), исполнительной (президент) и судебной (верховный суд и нижестоящие суды) ветвями. Штатам США даются широкие права в области законодательства.
Буржуазно-демократические революции в Европе. Образование национальных государств.
20-е годы Х1Х в. отмечены рядом революционных выступлений и восстаний в Западной Европе и на Балканах. Буржуазные революции в Испании, Португалии и Италии были вызваны притязаниями буржуазии на власть и ее борьбой против абсолютизма, восстановленного после краха наполеоновской империи.
Революции были задуманы и подготовлены тайными обществами, состоявшими из буржуазных элементов, интеллигенции, либеральных дворян и военных.
Буржуазная революция в Испании 1820 – 1823 годов
Буржуазная революция в Португалии 1820 – 1823 годов
Буржуазные революции в Италии 1820 – 1821 годов
Греческая национально-освободительная революция 1821 – 1829 годов
Несмотря на ярко выраженную активность молодой буржуазии, к середине 17 века политическое господство оставалось повсюду безраздельно в руках дворянства.
29. Государственные преобразования в России первой четверти XIX в. Правление Александра I.
Первая четверть XIX века – это эпоха правления Александра I (1801 – 1825 г.г.). Он взошел на престол в результате заговора, при котором был убит император Павел I. Этот период истории России характеризуется борьбой двух направлений во внутренней политике: либерального и консервативного. С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведение либеральных реформ в России, отказ от деспотических методов правления, свойственных императору Павлу I. Однако теоретические мысли о свободе и равенстве он не отделял от самодержавной формы правления. Половинчатость стала особенность преобразований Александра I. В 1816 году началась военная реформа. Александр, желая сократить расходы на содержание армии, начал введение военных поселений. Реф.системы обр.В 1803 году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней –приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.Он был первым царем,задумавшимся об ограничении власти самодержавия и правомерности крепостного права, которое являлось основным препятствием для развития промышленности и сельского хозяйства, тормозило созревание нового экономического уклада –капитализма.
Содержание буржуазных реформ 60-70-х годов XIX в. (земская, судебная, военная, реформа в области просвещения).
Отмена крепостного права, реформы в экономической сфере потребовали также перемен в общественно-политической жизни страны. Такие перемены были достигнуты благодаря земской, судебной, городской и военной реформам. Земская реформа - изменила местное управление. Прежде оно было сословным и безвыборным. Помещик неограниченно царил над крестьянами, управлял ими и судил их по своему произволу. После отмены крепостного права такое управление становилось невозможным. Судебная - введение суда присяжных заседателей и сословия Присяжных Поверенных. Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства. Военная реформа - Ознаменовал переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности. Реформа в области просвещения - Реформы управления логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы “ Устав гимназий” и “Положение о народных училищах”, регламентирующие начальное и среднее образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы.
Принципы и методы изучения истории. Функции исторического знания.
Принцип изучения истории требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под схему.
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.
Методы изучения истории- Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.
К конкретным методам относятся:
1) общенаучные;
2) собственно исторические;
3) специальные - заимствованные из других наук.
Общими методами для всех гуманитарных наук служат:
- логический;
- исторический.
Функции исторического знания. Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития.
Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого.
Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.
2. Периодизация истории человечества. Периодизация истории человечества тесно связана с «историческим временем» - категорией, которая любое событие измеряет временными и пространственными характеристиками. В настоящее время существуют: геологическая периодизация, археологическая периодизация, социально-экономическая периодизация, религиозно-христианская периодизация и этнокультурная периодизация.
Геологическаяпериодизация прошлое земной коры делит на четыре эры: архейскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую.
В основу археологической периодизации были положены воззрения римского философа и поэта Лукреция Кара
социально-экономическая периодизацияПервую попытку установить периодизацию всемирной истории на культурологических основах сделали историки-гуманисты. Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего культуры, а своё время оценивали как Возрождение.
религиозно-христианская периодизация оказалась наиболее простой и доступной для употребления, особенно в летоисчислении.
Этнокультурная периодизация