Особенности политики «военного коммунизма».
Политика, проводившаяся советским государством в годы гражданской войны 1918-1920, вошла в историю под названием "военный коммунизм". Ее характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней, частично мелкой промышленности, государственная монополия на хлеб и многие другие продукты сельского хозяйства, продразверстка, запрещение частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, введение распределения материальных благ на основе уравнительности, милитаризации труда. Эти особенности экономической политики соответствовали принципам, на основе которых, по мнению марксистов, должно было возникнуть коммунистическое общество. Все эти "коммунистические" начала в годы гражданской войны насаждались советской властью административно-приказными методами. Отсюда и появившееся уже после окончания гражданской войны название этого периода — "военный коммунизм".
В историографии имеются различные мнения по вопросу о необходимости перехода к этой политике. Одни авторы оценивают этот переход как попытку сразу и непосредственно "ввести" коммунизм, другие объясняют необходимость "военного коммунизма" обстоятельствами гражданской войны, вынуждавшими превратить Россию в военный лагерь и разрешать все вопросы хозяйства с точки зрения требований фронта.
Объясняя необходимость "военного коммунизма", Ленин в 1921 говорил: "у нас тогда был единственный расчет — победить врага".
В годы "военного коммунизма" произошло сращивание аппарата коммунистической партии с государственными советскими органами. Провозглашенная большевиками "диктатура пролетариата" реализовалась в виде власти партии: от ее высшего органа, Политбюро, до нижних — местных партийных комитетов. Эти органы осуществляли диктатуру от имени пролетариата, который в действительности был отделен от власти и собственности, превратившейся в результате национализации крупной, средней и отчасти мелкой промышленности в монопольно - государственную. Такая направленность процесса формирования советской военно-коммунистической политической системы определялась идеологическими постулатами большевиков о строительстве социализма, диктатуре пролетариата, монопольно- государственной собственности, руководящей роли партии. Созданный отлаженный механизм управления и принуждения, беспощадный в достижении своих целей, помог большевикам победить в гражданской войне.
Но к концу периода "военного коммунизма" советская Россия оказалась в тяжелейшем экономическом, социальном и политическом кризисе. Экономика была в катастрофическом состоянии: промышленное производство в 1920 сократилось по сравнению с 1913 в 7 раз, угля было добыто всего 30%, объем железнодорожных перевозок упал до уровня 1890-х, производительные силы страны были подорваны. "Военный коммунизм" лишил власти и экономической роли буржуазно-помещичьи классы, но и рабочий класс был обескровлен и деклассирован. Значительная его часть, бросив остановившиеся предприятия, ушла в деревни, спасаясь от голода. Недовольство "военным коммунизмом" охватило рабочий класс и крестьянство, которые чувствовали себя обманутыми советской властью. Получив после Октябрьской революции дополнительные наделы земли, крестьяне в годы "военного коммунизма" по продразверстке вынуждены были отдавать государству выращенный ими хлеб почти без вознаграждения. Возмущение крестьян вылилось в массовые восстания в конце 1920 — начале 1921; все требовали отмены "военного коммунизма". Поиски выхода из тупика, в котором оказалась страна, привели ее к новой экономической политике — НЭПу
48. Новая экономическая полтика в России: её перспективы, причины свертывания.
На десятом съезде РКП(б) в марте 1921 года Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Под ним понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластия РКП(б), гос. сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли. Главная политическая цель- снять соц.напряженность, укрепить соб.базу советской власти в форме рабочих и крестьян. Экономическая цель- прекратить усугубление разрухи, выйти из кризиса, восстановить хоз-во. Соц.цель- обеспечить условия для построения социалистического общества. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию НЭПа во второй половине 20-х. В конце 1920-х, посчитав, что новая экономическая политика перестала служить социализму, руководство страны ее отменило. Методы, которыми оно сворачивало НЭП, было революционным. В ходе ее осуществления деревенскую "буржуазию" (кулаков) "раскулачивали", конфисковали все ее имущество, ссылали в Сибирь, а "остатки городской буржуазии" — предпринимателей ("нэпманов"), а также членов их семей лишали политических прав ("лишенцы"); многих подвергали судебным преследованиям.
Земледельцам предоставлялось право обмена остающихся запасов продовольствия, сырья и фуража на нужные им продукты промышленного и сельскохозяйственного производства. В то же время, как и в 1918 г., на первое место выдвигался безденежный товарообмен между городом и деревней через государственные и кооперативные торговые учреждения.
В октябре 1922 г. был принят новый Земельный кодекс РСФСР, крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора форм землепользования. Разрешались, хотя и в ограниченном размере, аренда земли и применение наемного труда. Государство поощряло развитие простых форм кооперации:потребительской, про форм объединений. Начало новому законодательству о кооперации положил декрет от 7 апреля 1921 г. Он освобождал кооперацию от непосредственной опеки наркомпрода. К 1927 г. сельхозкооперация охватила 1/3 всех крестьянских дворов. В городах частным лицам разрешалось открывать или брать в аренду мелкие и отчасти средние предприятия.
Создаются специальные акционерные предприятия — русские, иностранные, смешанные. В 1923 г. имелось 24 смешанных общества. В отличие от концессий них участвовал и капитал советского государства.
Произведена была также перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация. Объединения государственных предприятий (тресты) перешли на хозрасчет, самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции. Трудовые мобилизации заменил свободный наем рабочей силы через биржи труда. Упразднялась уравнительная оплата труда, вместо нее вводилась заработная плата, зависящая от квалификации рабочего и количества произведенной продукции. К 1922 г. в основном была отменена карточная система.
В октябре 1921 г. восстановлен Госбанк В конце 1922 г. с выпуска советского червонца началась денежная реформа. С этого времени по март 1924 г. в обращении одновременно был устойчивый червонец и падающий совзнак. Обмен шел в соотношении 1 червонец на 60 тыс. совзнаков. К февралю 1924 г. оставшиеся совзнаки Госбанк выкупил у населения. Червонец был твердой конвертируемой валютой стоил на мировом рынке до 1927 г. около б долларов США.
Внедрялись в нэповскую экономику и элементы долгосрочного планирования. Первый такой план был подготовлен Государственной комиссией по электрификации России и одобрен на VIII съезде Советов в декабре 1920 г. В феврале 1921 г. была учреждена Государственная плановая комиссия .
Убыточность крупной государственной промышленности, неэквивалентный обмен между городом и деревней вылились в кризис Сбыта. В ряде мест вспыхнули массовые крестьянские восстания, что вынудило правительство пойти на отдельные уступки — в 1924—1925 гг. была смягчена в пользу сельских производителей ценовая политика, расширено право на аренду земли и использование наемного труда. Тогда же был осуществлен переход к денежному обложению крестьян, что давало им большую свободу в развитии хозяйства.
В декабре 1925 г. на XIV съезде партии был провозглашен курс на индустриализацию, обострился вопрос хлебозаготовок. Повышение цен на пром. изделия привело к тому, что крестьяне утратили стимул продавать хлеб государству, сокращались посевные площади, крестьянское хозяйство снова становилось «натуральным». В результате хлеба было заготовлено чуть больше 60% от того количества, которое ожидали. В 1925—1926 гг, вышли из затруднений за счет резервов валюты и разрешения государственной продажи спиртного. Однако перспектив на улучшение было все меньше. Следующий хлебозаготовительный кризис разразился в 1927—1928 гг. На этот раз даже продовольственное снабжение городов было поставлено под угрозу. Изъятие излишков и репрессии лишь усугубили кризис. В феврале 1929 г. в городах снова появились продовольственные карточки.
49. Образование СССР. Различные подходы к принципам построения нового государства.
Советские республики накануне объединения. Система Советов распространилась по всей территории бывшей Российск.Империи. В РСФСР были созданы различные автономные образования – республики, области, коммуны. Между ними уже были исторически сложившиеся эконом.связи. До 1922г. советские республики добровольно объединили под руководством высших органов РСФСР свои вооруженные силы, финансы, транспорт, связь и крупную пром-ть.
Предпосылки образования единого гос-ва. Экономически Рос.империя представляла единый хоз. Механизм – единый рынок. Политические предпосылки заключались в том, что это были советские и социалистические республики. Военные предпосылки: объединение военных потенциалов гарантировало военную безопасность. Исторические предпосылки: исторически Россия складывалась как единое гос-во.
Подготовка объединения республик в союз. В августе 1922г. была создана комиссия из представителей компартий республик под председательством Куйбышева. Широко известны2проекта образованияСССР, составленные Ленином и Сталиным. Нарком по делам национальностей Сталин предлагал свой план объединения, кот. получил название автономизации: республики (УССР, БССР, ЗСФСР) входят в состав РСФСР на правах автономных образований. Ленинские позиции объединения: Сов.Союз формируется как федерация равноправных республик. При всех различиях двух подходов оба они признавали нац.вопрос вторичным по отношению к классовому. Шестого окт.1922г. ленинский план был принят пленумом ЦК РКП(б) и одобрен партийными и советскими органами др.республик.
Первый Всесоюзный съезд Советов. Он открылся 30дек.1922г. На нем с декларацией об образовании СССР, в основу кот. были положены ленинские идеи о федерализме и равноправии, суверенитете и свободе выхода из Союза, выступил Сталин. Основной в докладе была идея пролетарского интернационализма и классовой солидарности. Конечной целью объявлялось «объединение трудящихся всех стран в мировую СОЦ. Советск. Республику». Съезд провозгласил образование СССР в составе четырех союзных республик – Российская СФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР(Армения, Азербайджан, Грузия).
Союзный договор устанавливал разграничение компетенции между правительственными органами СССР и органами республик. На съезде был избран новый законодат.орган – Централ.исполнит.комитет(ЦИК) и его 4 председателя: Калинин от России, Петровский от Украины, Червяков от Белоруссии, Нариманов от ЗСФСР.
Первая конституция СССР. 31янв.1924г. 2-ой съезд Советов СССР принял первую Конституцию СССР, завершив оформление единого гос-ва – федерации союзных республик.
Основные положения: добровольность вхождения; право выхода; доступ в СССР существующим и могущим возникнуть сов.социалистич.республикам; право республик на любые законы; территория республик не может быть изменена без ее согласия. Конституция утверждала единое союзное гражданство. В компетенции Союза находились проблемы внешней политики и внешней торговли, вооруженных сил, путей сообщения. Остальные вопросы оставались в ведении республик. Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный Съезд Советов, в промежутках между съездами – Центральный исполнительный комитет, состоявший из двух палат (Союзный Совет и Совет Национальностей).
Значение образования СССР. СССР продемонстрировал способность наций к совместному историч.гос.творчеству. Образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима, усиление его военной мощи. Возникла «коммунистическая советская империя».
Вопрос 50.Сталинский вариант модернизации. Складывание и развитие бюрократической и командно - административной системы.
Сталинская система хозяйственного управления была средством очередной модернизации экономики нашего государства, которая мыслилась как создание мощного военно-промышленного комплекса и современного технологического ядра, состоящего из предприятий тяжёлой промышленности. Основные элементы сталинской системы мы находим ещё при царском режиме. Командно-административная система в тяжёлой и особенно военной индустрии, регулирование цен на основные товары, централизованное планирование технологических рывков. Так, например, план ГОЭЛРО был ничем иным, как модифицированным имперским планом электрификации России. Низкие относительные цены на энергоносители и прочее сырьё были ещё в царские времена способом стимулирования промышленности, компенсирующим неблагоприятный климат. В частности, именно низкие цены на нефть делали более прибыльным быстрый переход от ручного труда и гужевой тяги к машинизации сельского хозяйства.
Задача модернизации могла решаться только путём импорта современной технологии с Запада. Необходимость форсированного рывка была связано с тем, что нарастала угроза войны.
Гос. власть открывала большевикам принципиально новый путь плановой индустриализации. Зная параметры основных технологических пирамид на основании западного опыта, можно было переносить их на советскую почву, осуществляя комплексные централизованные закупки технологий за рубежом. Именно догоняющий характер индустриализации, повторяющий, в целом, наиболее удачные из уже опробованных технологические решения Запада, обусловил успех широкомасштабного планирования в натуральных показателях. Импорт технологий мог финансироваться либо за счёт зарубежного кредитования, либо путём ограничения потребления населения и продажи высвободившихся экспортных товаров на внешнем рынке. Возможность зарубежного кредитования была существенно ограничена отказом советского правительства платить царские долги. Кроме того, иностранное кредитование существенно суживало поле манёвра инвестиций. Великой Депрессией, затруднявшей экспорт многих предметов потребления.
Вынужденная концентрация на экспорте хлеба и сырья привела к существенному разрушению отраслей потребительского сектора: от с/х пр-ва до промышленности товаров широкого потребления. Одновременно начался очень быстрый и динамичный процесс модернизации страны. Он был основан на интенсивном труде подавляющей части населения, даже чиновники работали сутками. Резкое уменьшение доли потребления в совокупном продукте позволило за короткий исторический срок накопить огромный капитал и произвести нечто невиданное – сделать технологический скачок и практически догнать Запад по ключевым параметрам технологического развития.
Не всё шло гладко в годы индустриализации. По безалаберности, преступной небрежности и из-за диверсий часто пропадало уникальное технологической оборудование. Чтобы поднять качество работы, 9 декабря 1933 года была введена уголовная ответственность за производство недоброкачественной продукции. Неготовность страны к моментальному восприятию новых технологий была во многом вызвана как кадровым голодом, так и человеческим фактором. Невозможно сразу освоить новые рутины. Часто оказывалось, что импортируемая технология непригодна в условиях России и требует доработки, на что не хватало квалификации и средств.
Подводя итоги первого пятилетнего плана (1929-1932), Сталин говорил: "У нас не было чёрной металлургии, основы индустриализации страны. У нас она есть теперь. У нас не было тракторной промышленности. У нас она есть теперь. У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь. У нас не было станкостроения. У нас оно есть теперь». Далее таким же образом называются химическая, авиационная промышленность, производство сельскохозяйственных машин. Одним словом, советские руководители понимали, откуда берётся богатство, как добиться роста производительности труда, и всегда пытались выхватить среди используемых технологий ключевые звенья. Тридцатые годы были временем промышленного рывка, который невозможно отрицать. Россия очень быстро вошла в число крупнейших индустриальных держав мира. В то время были сделаны многие технологические прорывы.
Сталинская экономика в своё время нашла способы обеспечить колоссальный приток рабочей силы в приоритетные производства. Оказалось, что для этого достаточно провести следующие экономические мероприятия: 1) ограничить потребление в деревне до полуголодного уровня, не снижая с/х пр-во; 2) сконцентрировать и механизировать сельское хозяйство; 3) высвободить колоссальное количество рабочих рук за счёт концентрации с/х пр-ва и его механизации; 4) создать огромное предложение рабочей силы женщин в промышленности путём воздействия на традиционный внутрисемейный трудовой уклад и создания социальных условий (кстати, в русском сельском хозяйстве женский труд использовался всегда); 5) обеспечить давление вниз на городскую зарплату и потребление в городе за счёт роста предложения рабочих рук; 6) направить высвободившиеся средства на увеличение нормы накопления; 7) увеличить эффективность инвестирования за счёт улучшения управления плановой экономикой.
Следующим важнейшим фактором, обусловившим быстрое развитие экономики страны, была чёткая ориентация руководства на быстрое развитие технологии, но не просто декларации о необходимости освоения новых технологий или удвоения ВВП, а напряжённая работа руководства по освоению самого передового, что было в мировой экономике. И если в первое время технологическое развитие осуществлялось за счёт импорта технологий, то уже к концу 30-х годов, за счёт приоритетного развития образования и науки, организации конструкторских бюро и т.д., были созданы условия для начала создания своих технологий. Тем самым, была решена задача модернизации России, отставшей от Запада в своём индустриальном развитии на 50–100 лет. Вся страна стала быстро осваивать новые, всё более производительные трудовые умения и навыки, которые до того не обновлялись десятилетиями.
В то же время, сталинское руководство поняло, что обязательным условием успеха модернизационных проектов является мобилизационное развитие под жёстким стимулирующим влиянием государства. В частности, необходим был отказ от надежды на инвестирование только за счёт добровольных накоплений гражданами части своего дохода, необходимо было осуществлять инвестиции за государственный счёт, усиливая фискальное давление с чётким целевым расходованием собранных средств. Сталин не позволял проедать ту часть национального дохода, которая была необходима для ускорения развития страны и без которой безопасность страны оказывалась, в самом ближайшем будущем, под угрозой. При этом был взят курс на максимальное освоение природного потенциала страны, использование собственных ресурсов. Тем самым, Сталиным были решены задачи победы в неизбежно грядущей войне, сохранения целостности страны и создания блока союзнических государств, дополнительно оберегающих эту целостность.