Общественно- политическая мысль России в 18 веке.

XVIII век был интереснейшим, напряженным и результативным веком в истории государства Российского. Реформы Петра Великого, «просвещенный абсолютизм» Екатерины II внесли свою роль в развитие России. В это время бурно развивается наука, образование, культура и общественно-политическая мысль России.
Несомненно, атикрепостническая мысль была не единственной актуальной темой общественных деятелей. Поднимались многие другие вопросы, очень важным из которых являлась и смена политического строя.
Начнем с отношения к событиям общественно-политической, экономической жизни страны представителей родовитой дворянской знати и так называемого консервативного лагеря российского дворянства, выступавших против основной массы реформаторских шагов Екатерины II, отстаивавших исключительные привилегии и права дворянства как опоры нации и государства.
Наиболее выдающимся представителем этого направления общественно-политической мысли был князь Щербатов — русский историк, экономист, публицист, депутат Комиссии о новом Уложении, член Комиссии о коммерции и президент Камер-коллегии

Основные обвинения Щербатова в адрес Екатерины II суть следующие: «славолюбива», «любострастна», имела множество любовников.
Представителем передовой русской общественной мысли, выходившей за рамки официальной дворянской идеологии, был М. В. Ломоносов, показавший своей многогранной деятельностью, какие творческие возможности народа скованы крепостничеством. Он выступал за ускорение экономического развития России, желая, чтобы она встала вровень с передовыми странами Европы. Пути для этого он видел в более полном использовании природных ресурсов, в развитии крупной промышленности, основанной на применении достижений науки и техники, в росте населения, в облегчении повинностей и рекрутчины.
Ломоносов настойчиво требовал, чтобы положение человека определялось не титулом, не заслугами предков, а его собственными делами.

В то же время буржуазная, антидворянская направленность деятельности Ломоносова пробивала дорогу рождавшемуся русскому просветительству и способствовала формированию антикрепостнического направления общественно-политической мысли.
Реальным итогом развития России в XVI—XVIII вв. при всей отталкивающей жестокости крепостничества были весьма существенные достижения. Начиная с эпохи Петра Великого и его реформ, российская дворянская элита восприняла европейскую культуру в самых разнообразных ее проявлениях. Российская общественная мысль и общественное сознание в немалой степени имели в качестве эталонов своего развития европейские стандарты Жизни, культуры, науки и т.п. Отсюда и развитие демократических, либеральных, просветительских идей, которые лишь постепенно обретали прочность бытия своего на русской почве.
Однако во второй половине XVIII в. эти идеи имели в большей мере лишь нравственную основу.
Довольно большими тиражами издавались лучшие произведения Вольтера, Монтескье, Руссо и др. Их можно было найти в Оренбурге, Казани, Симбирске, Орле.

Широкое распространение идей Просвещения способствовало выдвижению целой плеяды оригинальных русских мыслителей, произведения которых олицетворяли иную тенденцию в критике крепостнического строя. В противоположность дворянским проектам, стремящимся оградить самодержавно-крепостнические порядки, эти мыслители стояли прежде всего на позициях человеческой нравственности и морали, их резко отличали беспредельная ненависть к крепостничеству, горячая забота о несчастном положении крепостных крестьян.
Масонство являло собой своеобразную форму идеологической реакции, форму борьбы с рационализмом идей Просвещения. Вместе с тем среди масонов удивительно уживались набожность и вольнодумство, просветительство с крепостнической идеологией.

Во второй половине XVIII в. молодое русское общество, пере­живавшее период своего становления, начинает проявлять оппози­ционные настроения. Непоследовательная политика Екатерины, лживость и корыстолюбие сановников, произвол, чинимый дворян­ством по отношению к крепостным, — все это вызывало критику.

Но самым ярким откликом на несправедливости русской жиз­ни явилась крестьянская война. Она началась в 1773 г. на реке Яике. Самозванец Емельян Пуга­чев, выдававший себя за Петра III, сумел поднять местное казаче­ство и, захватив ряд крепостей, осадил губернский город Оренбург. После неудачной осады Пугачев ушел на Урал, где получил мощ­ную поддержку от горнозаводских рабочих. В 1774 г. Пугачев пе­ренес военные действия на Волгу. Потерпев поражение под Казанью, он стад отступать на юг. Движение пугачевской армии вызывало мощные кресть­янские волнения не только на территории Поволжья, но и в цент­ральных районах страны. В сентябре 1774 г. под Царицыном Пу­гачев был выдан своими сторонниками правительству и в 1775 г. казнен в Москве. Грандиозная война, напугавшая власть и поме­щиков, не принесла крестьянам никакого облегчения.

23. Социально-экономическое положение России в первой половине XIX в.
В первой половине XIX в. территория Российской империи выросла до 18 млн. кв. км в Восточной Европе, Азии (Сибирь и Кавказ), Северной Америке (Аляска). Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 млн. человек. Богатые ресурсы: леса, реки, распаханные угодья, полезные ископаемые давали все необходимое для быстрого промышленного развития. Природное, хозяйственное и этническое разнообразие обуславливало специфику разных районов страны.
В первой половине XIX в. территория Российской империи делилась на губернии и области, которые, в свою очередь, подразделялись на уезды.
Россия представляла собой абсолютистское и крепостническое государство. Во главе империи стоял царь, все больше сосредоточивший все нити управления в своих руках. Основной социально-политической силой оставались дворяне, получившие невиданные экономические и социально-политические привилегии еще в XVIII в. Государство в лице самодержавия в своей внутренней и внешней политике всеми средствами продолжало поддерживать их.
Наиболее многочисленной частью населения были крестьяне. Они подразделялись на несколько категорий:Помещичьи или частновладельческие; Государственные; Удельные;
Экономические.
Для экономики России первой половины XIX в. характерны глубокие контрасты. Обновление – расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности – сочеталось с натурально-патриархальным укладом, крепостнической системой хозяйствования, использованием внешнеэкономического принуждения, рутинным состоянием техники.
В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В с/х было занято 9/10 ее населения. Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство, другую половину занимала система гос. феодализма, в которой владельцем земли и крестьян являлось само г-во.
Процессы, начавшиеся во второй половине XVIII в., интенсивно продолжали развиваться и в первой половине XIX в. Главным явлением стало разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню. В помещичьем хозяйстве все больше производилось продукции на продажу.
Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков принимать меры для повышения эффективности хозяйства. В условиях крепостничества наиболее распространенным способом повышения эффективности хозяйства было усиление эксплуатации крестьян. Они были обязаны платить оброк и отрабатывать барщину.
Аграрно-крестьянский вопрос был центральным в экономической и социально-политической жизни России. Он включал три стороны: Личное освобождение крестьян, Наделение их землей, Изменение общинной системы землепользования.
В начале XIX в. на промышленных предприятиях России использовался в основном принудительный и частично вольнонаемный труд. Промышленное производство находилось в рутинном состоянии.
В 30 – 40-е годы XIX в. в России начался промышленный переворот. Его главным содержанием была замена мануфактурного производства фабричным.
Новые формы организации производства быстрее внедрялись в легкой промышленности.. В первой половине XIX в. начала зарождаться отечественная машиностроительная промышленность.
Вдали от крупных городских центров и главных торговых путей процветало кустарное пр-во, характерное для многих отраслей легкой промышленности.
Следовательно, в первой половине XIX в. в России сосуществовали крепостная и вольнонаемная мануфактуры, фабричное производство и кустарная промышленность.
Формирование российской буржуазии имело свою специфику: капиталы, необходимые для создания крупномасштабного производства, накапливались чрезвычайно медленно и со многими злоупотреблениями, длительное время «молодая» буржуазия одновременно занималась и торговлей , и производством, многие предприниматели были выходцами из разбогатевших крепостных крестьян
В целом российская буржуазия была экономически слабой и не играла активной роли в социальной жизни страны.
В начале XIX в. для финансирования войн против Наполеона и поддержки дворянского землевладения русское правительство производило крупные выпуски ассигнаций.
В первой четверти выпуск ассигнаций вырос в 4 раза. В результате они обесценились.
В основу денежного обращения был положен серебряный рубль. С 1843 г. ассигнации стали постепенно изыматься у населения путем обмена по обязательному курсу на кредитные билеты, которые обменивались на серебро. Реформа на некоторое время укрепила финансовую систему России. Однако Крымская война 1853 – 1856 гг. вызвала новые финансовые трудности. Внутренний и внешний долг государства увеличился в несколько раз.
В первой половине XIX в. продолжал формироваться всероссийский рынок. С одной стороны, его стимулировали развитие промышленности, рост городов и хоз. специализация регионов. С другой – этот процесс тормозила низкая покупательная способность населения. Основными покупателями могли быть только дворяне, купцы и часть горожан. Несмотря на это, торговля развивалась более быстрыми темпами, чем в предшествующий период.
Значительных успехов достигла внешняя торговля. Ее баланс почти неизменно оставался активным, т.е. вывоз превышал ввоз.
Развитие товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, увеличение торговых центров – все это требовало реорганизации и улучшения транспортной системы. Внутренняя система путей сообщения оставалась малоразвитой и архаичной. Ее усовершенствование было связано с развитием водного транспорта. Создание разветвленной железнодорожной сети для России с ее огромной территорией имело особое значение.

24. Проблемы модернизации Российской империи в первой четверти XIX в.
В начале царствования Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет – совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. Проекты, которые он разрабатывал, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи.
К началу XIX в. коллегии, созданные еще при Петре I, утратили свою роль и перестали функционировать. В связи с этим в 1802 г. они были заменены министерствами. В результате значительно усилилась центральная исполнительная власть. Реформа завершила процесс разграничения функций органов гос. управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств:
Военно-сухопутных сил; Военно-морских сил; Иностранных дел; Юстиции;
Внутренних дел; Коммерции; Финансов; Народного просвещения.
Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров.
В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления.
Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший синод, члены которого назначались императором.
Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был Сперанский (1772 – 1839). Он разработал проект реформы гос.управления. Ее осуществление могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его проекте намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Гос думы и введения выборных судебных инстанций.
Одновременно он считал необходимым создать Госсовет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти.
В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру граф Аракчеев, который стремился к укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы. Единственным результатом реализации планов Сперанского было учреждение Государственного совета в 1810 г. , который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных. Госсовет распределял также финансовые средства между министерствами и рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору. Госсовет просуществовал до 1906 г.
Модернизация Российской империи в первой четверти XIX в. не изменила самодержавной сущности политической системы России. Она лишь усилила централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.

25. Консервативная модернизация Николая I цели и последствия.
Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай I не мог не видеть углублявшегося экономического и социально-политического отставания России от передовых западноевропейских стран. Не мог он также не учитывать недовольство крестьян, выливавшееся в восстания и бунты, и подъем общественно-политического движения. Европейские буржуазные революции, окончательная ломка абсолютистских режимов, выход на политическую арену новых социальных слоев, общая либерализация государственного строя во многих странах – все это также оказывало большое влияние на мировоззрение и деятельность российского императора.
При Николае I роль Госсовета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Система министерств была частично подменена разросшейся К территориально-административному делению России были добавлены жандармские округа, что повышало эффективность политического сыска внутри страны.
Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию гос. механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.
Николай I проводил продворянскую политику. Ряд его указов способствовал консолидации господствовавшего сословия. При нем было ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. Николай I твердо верил, что следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возращенному из ссылки Сперанскому.
В целом высшее гос. управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система гос. управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX в.
В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. Основная масса населения - крестьяне. Большинство находилось в крепостной зависимости. Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным. Отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности.

В 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах, по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Одновременно была значительно сокращена раздача государственных крестьян в частные руки.
При Николае I крестьянский вопрос обострился еще больше. Передовые общественные деятели требовали его немедленного решения.

Правительство предпринимало меры, направленные на смягчение крепостного права. Было запрещено отдавать крепостных на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. принят закон, не разрешавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян. В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах». Он разрешал помещикам отпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела, но не в собственность, а в пользование. Правительство также пыталось вмешаться во взаимоотношения помещиков и крестьян. Однако все это были частичные меры, не менявшие сути крепостнических отношений в деревне.
В 1837 – 1841 гг. под руководством Киселева была проведена реформа управления гос.крестьянами. Цель реформы – поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов, и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Управление гос. крестьянами было передано специально созданному Министерству госимущества. Реформа улучшила правовое положение государственных крестьян. Впервые в России вводилось выборное местное крестьянское самоуправление на уровне волости и села. Избирались сельские и волостные суды.
В целом крестьянский вопрос в течение первой половины XIX в. сохранял свою социально-политическую остроту, а крепостное право оставалось незыблемым.
При Николае I в 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений.
Комитет разработал основные принципы правительственной политики в области образования. Законодательно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г.
Во внутренней политике последних лет правления Николая I реакционно-репрессивная линия еще больше усилилась. Это объяснялось внутренними и внешними факторами. Правительство Николая не решило ни одного важного гос. вопроса. Не были проведены преобразования в экономике, чтобы спасти хозяйство страны. Финансы были расстроены, вырос внешний и внутренний долг. Это предопределило провалы во внешней политике, поражение в Крымской войне 1853 – 1856 гг. и вызвало реформы 60-х годов.

Страшась возможного повторения революционного выступления, Николай I решил всеми силами воспрепятствовать любым либеральным поползновениям. Решение проблем, стоявших перед страной, Николай I связывал с совершенствованием бюрократического аппарата, установлением опеки над всеми сферами жизни общества, сосредоточением в руках императора всех нитей управления и контроля.

Царствование Николая I занимает особое и очень поучительное место в истории России. Николай I стремился лечить «язвы» русской жизни путем всемерного упрочения авторитарной системы, даже не догадываясь, что она-то и является основным источником социально-политических бед.

Наши рекомендации