Основные показатели, влияющие на верт. мобильность

V – валентность, определяемая как сила предпочтения ин­дивида в отношении данного результата (в нашем случае дости­жения высокого статуса). Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет некоторый уровень желательности. Валент­ность изменяется от -1,0 (весьма нежелательно) до +1,0 (весь­ма желательно). В случае отрицательной валентности сила бу­дет направлена на то, чтобы избежать более высокого статуса;

Р – потенциал индивида, включающий в себя ресурсы, ко­торые он может использовать при достижении более высокого ста­туса. К таким ресурсам могут относиться образование, происхо­ждение, связи, деньги и многое другое. Опыт показывает, что мож­но вывести индексный показатель, измеряющий потенциал лю­бого индивида в достижении определенного статуса;

К – коэффициент конкуренции. Очевидно, может случить­ся, что усилия нескольких индивидов в достижении одной соци­альной позиции столкнутся. В этом случае сила инфильтрации будет уменьшаться в зависимости от действий конкурентов. Ко­эффициент конкуренции колеблется в пределах от 1 до 0. В слу­чае отсутствия конкуренции он равен единице и сила инфильт­рации максимальна; напротив, если конкуренция настолько ве­лика, что шансов занять желаемую социальную позицию прак­тически нет, коэффициент конкуренции равен нулю;

I – социальная дистанция между двумя статусными слоями или группами. Это самая трудноизмеряемая величина. Социаль­ная дистанция – «понятие, характеризующее степень близости или отчуждения социальных групп.

З)

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В РОССИИ

В настоящее время наблюдается интенсивная восходящая мобильность среди высококлассных специалистов в различных сферах производства, связанная с их профессиональным ростом и востребованностью на рынке труда.

Находит свое подтверждение и общая закономерность межпоколенной мобильности - молодежь из группы работников физического труда в группу работников умственного труда. Внутрипоколенная мобильность носит в основном характер карьерного роста, который теперь в меньшей степени зависит от факторов происхождения, как это было в более стабильном обществе советского периода. В целом женщины мобильнее мужчин, а молодые - мобильнее пожилых. Но мужчины в своей карьере чаще перепрыгивают через несколько ступеней, чем женщины, которые продвигаются постепенно.

Можно выделить следующие факторы, определяющие, по нашему мнению, направления социальной мобильности населения в современной России:

1. перестройка экономики;

2. многообразие форм собственности;

3. распад традиционных институтов социальной мобильности (коммунистическая партия);

4. кризис системы образования;

5. миграция между странами бывшего СССР;

6. формирование "социальных сетей" - информационных взаимосвязей, образующихся в результате взаимообмена социальными ресурсами. Это препятствует увеличению безработицы среди некоторых социальных групп (например, директорский корпус).

И)

СКОРОСТЬ СОЦ. МОБИЛЬНОСТИ

Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дис­танция или число страт – экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени»

ИНТЕНСИВНОСТЬ МОБИЛЬНОСТИ

Под интенсивностью мобильности понимается число индиви­дов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизон­тальном направлении за определенный промежуток времени.

ДИСТАНЦИЯ МОБИЛЬНОСТИ

Дистанция мобильности – это количество страт, на которые удалось подняться или пришлось спуститься ин­дивидам.

Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социаль­ных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

ОБЪЕМ МОБИЛЬНОСТИ

Под объемом мобильности понимается число индиви­дов, которые переместились по социальной лестнице в вер­тикальном направлении за определенный промежуток вре­мени.

Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отноше­нием этого количества по всему населению, то относитель­ным объемом и указывается в процентах.

МАСШТАБ СОЦ. МОБИЛЬНОСТИ

Масштаб социальной мобильности определяется как процентная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус. Когда Венгрия была капиталис­тической, т. е. в 30-е годы, масштаб мобильности равнялся 50%. В социалистической Венгрии (60-е годы) он вырос до 64%, а в 1983 г. до 72%. В результате социалистических преобразований венгерское общество стало таким же от­крытым, как и развитые капиталистические страны.

Наши рекомендации