Регулирование занятости и доходов населения
Факультет экономики
Программа дисциплины
Регулирование занятости и доходов населения
для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра
(магистерская программа «Экономика»)
Авторы – доцент, к.э.н. М.Г.Колосницына ([email protected])
доцент, к.э.н. Л.С. Засимова [email protected]
Рекомендована секцией УМС
Одобрена на заседании кафедры
«Конкретная экономика» государственного управления
и экономики общественного сектора
Председатель Смирнов С.Н. Зав. кафедрой Якобсон Л.И.
«____» _____________ 2009 г. « ____» ______________ 2009 г.
Утверждена УС факультета экономики
____________________________
Ученый секретарь Т.А.Протасевич
«____» __________________ 2009 г.
Москва, 2009 г.
Пояснительная записка
Авторы программы:
доцент, к.э.н. Колосницына М.Г., доцент, к.э.н. Засимова Л.С.
Требования к студентам:
студенты должны знать микроэкономику, экономику труда, экономику общественного сектора в объеме бакалавриата.
Аннотация:
Регулирование занятости и доходов населения – учебный курс для студентов магистратуры. Он развивает и углубляет основные понятия, полученные в курсах экономики труда и экономики общественного сектора. Здесь разбираются приложения известных моделей спроса и предложения труда, а также альтернативных теорий, прежде всего, с позиций государственного регулирования рынков труда; теоретические основы регулирования занятости и доходов, практические меры в этой области, страновые примеры. Особое внимание уделяется эффективности обсуждаемых мер. Курс является обязательной дисциплиной специализации «Государственные и муниципальные финансы» магистерской программы «Экономика» и дисциплиной по выбору для других специализаций этой программы.
Программой предусмотрены лекционные занятия, а также семинары, в том числе проведение case-study, и письменная контрольная работа (зачет). В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, подготовка двух эссе, либо докладов к семинару.
Учебная задача дисциплины:
По окончании курса студенты смогут самостоятельно оценивать и анализировать возможные последствия государственного вмешательства на рынке труда: воздействие налогов, трансфертов и субсидий, законодательного минимума заработной платы, пособий по безработице и нуждаемости, гарантированного минимума дохода и т.п.
Тематический план учебной дисциплины
№ | Название темы | Всего часов по дисциплине | Аудиторные часы | Самостоя-тельная работа | |
Лекции | Семинары | ||||
Введение. Модели спроса и предложения труда: использование в государственной политике | - | ||||
Государственное вмешательство в функционирование рынка труда: налоги и субсидии нанимателю | |||||
Влияние мер государственной политики на индивидуальное предложение труда | |||||
Минимальная заработная плата | |||||
Государственная политика занятости | |||||
Регулирование миграции | |||||
Доходы и уровень жизни населения | |||||
Бедность | |||||
Социальные трансферты и их роль в формировании доходов населения | |||||
Трансформация системы социальных трансфертов в России | |||||
Социальные стандарты: формирование и использование | |||||
Другие направления регулирования доходов | |||||
Оценка эффективности политики доходов | |||||
Итого: |
Базовые учебники:
1. Горелов Н. (ред.) Политика доходов и качество жизни населения. Учебное пособие. Издательский дом «Питер», 2003
2. М.Г.Колосницына, В.К.Канторович. Государственное регулирование рынка труда. М., ГУ-ВШЭ, 2001. <http://www.hse.ru/science/lab_ups/win/lups41.html>
3. Политика доходов и заработной платы: учебник. Под ред. П. В. Савченко, Ю. П. Кокина. М.: Юристъ, 2000.
4. Политика доходов и заработной платы. 2-е изд., перераб, Под ред. Савченко П.В., Кокина Ю.П. М.: Экономистъ, 2004.
Формы контроля:
· Текущий контроль – активность на семинарах, участие в дискуссиях;
· Промежуточный контроль – 2 эссе (по 4-5 тыс. слов) или 2 доклада на семинаре; работа в группах в рамках case-study.
· Итоговый контроль – письменная зачетная работа (120 мин.)
Итоговая оценка выставляется как суммарная:
- посещение и активность на семинарах – 10 баллов,
- 2 эссе или 2 доклада на семинаре - максимум 30 баллов (по 15 баллов за каждое эссе или доклад),
- работа в группах в рамках case-study – максимум 10 баллов
- зачетная контрольная работа - максимум 50 баллов.
Итоговая 100-балльная оценка делится на 10 и округляется до целого значения.
Содержание программы
Тема 8. Бедность
Понятия уровня и качества жизни. Индикаторы уровня жизни. Бедность. Абсолютный и относительный подходы к измерению бедности. Немонетарные методы измерения бедности (субъективный метод и метод деприваций). Показатели уровня, глубины, профиля и продолжительности бедности. Основные причины и факторы бедности. Маргинальные группы населения. Бедность в России.
Формирование среднего класса. Подходы к выделению среднего класса.
Литература:
Основная:
- Горелов Н. (ред.) Политика доходов и качество жизни населения. Учебное пособие. Издательский дом «Питер», 2003. Гл. 1.
- Политика доходов и заработной платы: учебник. Под ред. П. В. Савченко, Ю. П. Кокина. М.: Юристъ, 2000.. Гл. 3,4,5.
- Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. Центр экономики и маркетинга, 2000. Гл. 4.
Дополнительная:
o Handbook of Income Distribution, Vol. 1 by A.B. Atkinson (Editor), F. Bourguignon (Editor) Elsevier Science & Technology Books 2000. ch.6.
- Бедность в России. Государственная политика и реакция населения. Под ред. Дж. Клугман. Вашингтон, Всемирный банк, 1998.
- Boarini R. and d'Ercole M. Measures Of Material Deprivation In OECD Countries OECD Social, Employment And Migration Working Papers No. 37, 2006
- Малева Т.М. Средний класс вчера, сегодня, завтра, или как построить «социальный лифт»? //SPERO №8 2008
- Тихонова Н.Е. Горюнова С.В. Теоретико-методологические проблемы анализа среднего класса //SPERO №8 2008
- Средние классы в России: экономические и социальные стратегии. Ред. Т. Малева; Московский Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2003. http://pubs.carnegie.ru/books/2003/06tm/pdf/0306tm-full.pdf
Факультет экономики
Программа дисциплины
Регулирование занятости и доходов населения
для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра
(магистерская программа «Экономика»)
Авторы – доцент, к.э.н. М.Г.Колосницына ([email protected])
доцент, к.э.н. Л.С. Засимова [email protected]
Рекомендована секцией УМС
Одобрена на заседании кафедры
«Конкретная экономика» государственного управления
и экономики общественного сектора
Председатель Смирнов С.Н. Зав. кафедрой Якобсон Л.И.
«____» _____________ 2009 г. « ____» ______________ 2009 г.
Утверждена УС факультета экономики
____________________________
Ученый секретарь Т.А.Протасевич
«____» __________________ 2009 г.
Москва, 2009 г.
Пояснительная записка
Авторы программы:
доцент, к.э.н. Колосницына М.Г., доцент, к.э.н. Засимова Л.С.
Требования к студентам:
студенты должны знать микроэкономику, экономику труда, экономику общественного сектора в объеме бакалавриата.
Аннотация:
Регулирование занятости и доходов населения – учебный курс для студентов магистратуры. Он развивает и углубляет основные понятия, полученные в курсах экономики труда и экономики общественного сектора. Здесь разбираются приложения известных моделей спроса и предложения труда, а также альтернативных теорий, прежде всего, с позиций государственного регулирования рынков труда; теоретические основы регулирования занятости и доходов, практические меры в этой области, страновые примеры. Особое внимание уделяется эффективности обсуждаемых мер. Курс является обязательной дисциплиной специализации «Государственные и муниципальные финансы» магистерской программы «Экономика» и дисциплиной по выбору для других специализаций этой программы.
Программой предусмотрены лекционные занятия, а также семинары, в том числе проведение case-study, и письменная контрольная работа (зачет). В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, подготовка двух эссе, либо докладов к семинару.
Учебная задача дисциплины:
По окончании курса студенты смогут самостоятельно оценивать и анализировать возможные последствия государственного вмешательства на рынке труда: воздействие налогов, трансфертов и субсидий, законодательного минимума заработной платы, пособий по безработице и нуждаемости, гарантированного минимума дохода и т.п.
Тематический план учебной дисциплины
№ | Название темы | Всего часов по дисциплине | Аудиторные часы | Самостоя-тельная работа | |
Лекции | Семинары | ||||
Введение. Модели спроса и предложения труда: использование в государственной политике | - | ||||
Государственное вмешательство в функционирование рынка труда: налоги и субсидии нанимателю | |||||
Влияние мер государственной политики на индивидуальное предложение труда | |||||
Минимальная заработная плата | |||||
Государственная политика занятости | |||||
Регулирование миграции | |||||
Доходы и уровень жизни населения | |||||
Бедность | |||||
Социальные трансферты и их роль в формировании доходов населения | |||||
Трансформация системы социальных трансфертов в России | |||||
Социальные стандарты: формирование и использование | |||||
Другие направления регулирования доходов | |||||
Оценка эффективности политики доходов | |||||
Итого: |
Базовые учебники:
1. Горелов Н. (ред.) Политика доходов и качество жизни населения. Учебное пособие. Издательский дом «Питер», 2003
2. М.Г.Колосницына, В.К.Канторович. Государственное регулирование рынка труда. М., ГУ-ВШЭ, 2001. <http://www.hse.ru/science/lab_ups/win/lups41.html>
3. Политика доходов и заработной платы: учебник. Под ред. П. В. Савченко, Ю. П. Кокина. М.: Юристъ, 2000.
4. Политика доходов и заработной платы. 2-е изд., перераб, Под ред. Савченко П.В., Кокина Ю.П. М.: Экономистъ, 2004.
Формы контроля:
· Текущий контроль – активность на семинарах, участие в дискуссиях;
· Промежуточный контроль – 2 эссе (по 4-5 тыс. слов) или 2 доклада на семинаре; работа в группах в рамках case-study.
· Итоговый контроль – письменная зачетная работа (120 мин.)
Итоговая оценка выставляется как суммарная:
- посещение и активность на семинарах – 10 баллов,
- 2 эссе или 2 доклада на семинаре - максимум 30 баллов (по 15 баллов за каждое эссе или доклад),
- работа в группах в рамках case-study – максимум 10 баллов
- зачетная контрольная работа - максимум 50 баллов.
Итоговая 100-балльная оценка делится на 10 и округляется до целого значения.
Содержание программы