Личность, служение и эпоха Иеремии

Иеремия ("избранный Богом"; др.: "Бог возвещает") принадлежал к священнической семье, жившей в 4-х км. от Иерусалима в маленьком городке Анафофе. В дни Давида здесь поселился далекий их предок первосвященник Авиафар (3 Ц. 2, 26), и с тех пор земли эти принадлежали священству. Социальное положение Иеремии было довольно высокое, он был знаком с лицами царского двора (Иеремия имел своим писцом Варуха, брат которого был главным постельником у царя Седекии (51, 59; 45, 1).

Служение Иеремии проходило примерно через 100 лет после Исаии. Уже в юных годах Господь призвал его быть пророком. Это произошло в 13-й год царствования Иосии (640-609). Пророчествовал он при Иосии и 4-х преемниках этого царя, а именно: Иоахазе (609), Иоакиме (609-597), Иехонии (597), и Седекии (597-586). Это была эпоха падения Ассирийской монархии и возрождения Ново-вавилонского царства.

Опасность, которая давно грозила южному царству (Иудее) со стороны Ассирии, в бурную эпоху Иеремии закончилась низвержением иудейской монархии Вавилоном. Седекия и большое число его подданых были уведены в Вавилонский плен. Военачальник царя Навузардан предложил Иеремии переселиться в Вавилон, если он хочет. Но пророк с бескорыстным патриотизмом отверг предложение победителя о почетном содержании его в изгнании и остался в Иудее, продолжая свое пророческое служение в последовавшее смутное время, пока группа его соотечественников не заставила его сопровождать их в Египет (43, 4). Там, в Египте, согласно преданию, его постигла мученическая смерть в Тафнисе его побили камнями иудеи за его обличения. Пророчествовал он более 40 лет, т.е. с 626 г, по 583 г. до Р.Хр.

Иеремия был одновременно и священником, и пророком, и жил в такое время, когда оба эти звания были наиболее принижены, и он был вынужден подвергаться постоянным оскорблениям, которые буквально сыпались на него за то, что каждое его слово и дело являлось приговором для его нечестивых соотечественников. Враждебность, оскорбления, невозможность отвратить грядущие беды, одинокая жизнь и запрещение брака (16, 2) - таковы были обстоятельства жизни и деятельности Иеремии, которого обычно называют "пророком времени упадка и уничтожения иудейской монархии".

В царствование Иосии (640-609) - первого из пяти последних иудейских царей, при которых проходил свое служение пророк Иеремия, опасности, возникавшие для иудеев вследствие географического положения страны, стали мучительно очевидными: Палестина издавна была полем битвы между соперничавшими державами: Ассирией и Египтом. Маленькое царство не могло сопротивляться ни одному из своих опасных соседей не заручившись помощью одного из них и поэтому над Иудеей постоянно стоял вопрос с кем из соседей соединить свою судьбу? Как и во времена Исаии (Ис. 30, 1-5; 31, 1-3), в эпоху Иеремии в государстве были сильные партии в пользу того и другого союза.

Распространение влияния царя Иосии за пределы его царства к северу (в Гиву 4 Ц. 23,8) показало, что могущество Ассирии, которая за сто лет до этого покорила Израильское десятиколенное царство, стало убывать. С другой стороны, это не значило, что следует полагаться на Египет, хотя халдейская (Вавилонская) держава, которая должна была скоро занять место Ассирии, в это время едва ли находилась на политическом горизонте Иудеи.

Несмотря на сложное положение в отношении внешней политики, внутренняя жизнь государства при царе Иосии имела обнадеживающие черты. Этот царь, в противоположность своим предшественникам - идолопоклоникам Манассии и Амону - был горячим почитателем Иеговы. Это почитание, поддержанное мудрыми советниками, приняло форму энергичной компании против идолопоклонства и безнравственности, которые омрачали два предыдущих царствования. Алтари, воздвигнутые Ваалу, поклонение воинству небесному, т.е. небесным светилам (4 Ц. 17, 16), изображение коней и колесниц, солнца в пределах самого храма, человеческое жертвоприношение в долине Еннома (на юге и на западе Иерусалима) - все это говорило о религиозном упадке иудеев и побуждало царя Иосию к реформаторской деятельности. Реформа проходила под идеей религиозной централизации. Смысл ее был в том, что только Иегова должен был быть предметом почитания, и что богопочитание должно быть сосредоточено исключительно в Иерусалиме. Претворение этого принципа в жизнь имело важные последствия для религиозной жизни нации. Централизация богопочитания была явным протестом против почитания множества богов. Кроме того, ограничение жертвоприношения центральным олтарем выражало стремление придать богопочитанию более духовный смысл, независимый от той или другой местности.

Но пророк Иеремия уже в это время ясно видел, что идолопоклонство настолько глубоко укоренилось в народе, что даже решительные реформы не смогут уничтожить его. Народные массы удерживались в приверженности старым обычаям жрецами местных алтарей ("высот") по всей стране; они, естественно, сопротивлялись перемене, которая лишала их мест и отнимала источник существования. Поэтому картина, в которой пророк изображает состояние общества, является неприглядной. Повсюду, среди высших и низших, было бесчестие, ложные клятвы, лицемерие, убийства и открытый разврат.

Зрелище окружающей безнравственности и идолопоклонства заставило Иеремию возвысить свой голос против заблуждений его народа. Особенно сильно зазвучало его обличение через пять лет призвания, когда в Иерусалимском храме первосвященником Халкией была найдена "книга Закона Господня" (4 Ц. 22, 8), которую библеисты отождествляют с Второзаконием. Яркие картины наказаний за неверность Иегове, находящиеся в 28 главе Второзакония, не могли не возбудить пророка, поощряли его к еще более ревностному исполнению своего служения. Он должен был противостоять двум заблуждениям. Безнравственности и идолопоклонству, с одной стороны и неоправданной роскоши и растовщичеству при храме с другой. Немало было таких людей, которые утверждали: чтобы снискать милость Иеговы, необходимо приносить многочисленные и дорогие жертвы, ибо, по их мнению, роскошь храма была гарантией безопасности Иерусалима (7, 4).

Незадолго до того, как вновь возникшее халдейское государство, захватив Ниневию в 612 году, оправдало свои претензии на то, чтобы быть преемником Ассирии, царь Иосия открыто встал на его сторону (4 Ц. 23, 29). Со своим войском он выступил против фараона Нехао II, шедшему против Халдеи, и был убит в сражении при Мегиддоне (609).

Царствование Иохаза (609), преемника Иосии было очень коротким - 3 месяца (4 Ц. 23, 31). Он был уведен в плен в Египет фараоном Нехао, а на страну была положена дань (4 Ц. 23, 33).

Царствование Иоакима, старшего брата Иоахаза продолжалось одиннадцать лет (2 Пар. 36, 2-5). Египетский фараон Нехао посадил его на престол, переименовав из Елиакима в Иоакима в знак зависимости от него. Политика Иоакима была противоположна политики его отца Иосии и была губительной (4 Ц. 24, 1-4). Жестокий и равнодушный Иоаким стремился к собственному прославлению и был равнодушным к национальной религии (Иер. 22, 13, 17). При нем священники и лжепророки, возмущенные предостережениями и упреками Иеремии, требовали от царя смерти пророка, ибо царь уже умертвил одного из праведников - пророка Урию (Иер. 26, 16).

Четвертый год царствования Иоакима (605 г. до Р.Хр.) дал достойное доказательство предвидения Иеремии: Навуходоносор - царь вавилонский разбил армию фараона Нехао при Кархемисе на Ефрате и, вторгшись в Палестину, принудил многих иудеев искать защиты в странах Иерусалима. Победитель подошел к столице и увел в плен часть иудеев, а также унес священные сосуды в Вавилон (2 Пар. 36, 6-7). Полного разгрома Иудеи еще не было из-за поспешного возвращения Навуходоносора домой, по получении известия о болезни его отца, для того, чтобы обеспечить за собой престол. С этого времени предсказания Иеремии приобретают большую ясность, определенность. Он уже не говорит, как в 1, 14 и 6, 1 о враге с севера, а ясно заявляет, что царь вавилонский как орудие Божия наказания должен победить; он призывает к покорности воли Божией, карающей их за грехи идолопоклонства и обещает, что те, которые послушаются его совета, останутся спокойно жить в своей стране. Остальные, хотя и будут уведены в плен, который продлится 70 лет, но в конце концов будут возвращены.

Вероятно, вскоре после битвы при Кархемисе (605 г.) произошла сцена сожжения царем Иоакимом свитка пророка Иеремии и отвержение всех его предупреждений (Иер. 36). С этого момента, по-видимому, Иеремия не был в Иерусалиме до конца царствования Иоакима. Царь больше не получал предостережений. Через 3 года, в которые он платил дань Вавилону, он восстал; в ответ на это на него напали отряды халдеев и другие иноплеменники в сражении с которыми царь был убит. Так исполнилось предсказанное о нем Иеремией: насильственный конец его жизни и бесславное погребение (Иер. 22, 18-19).

Царствование Иехонии (597 г.), сына Иоакима, как в царствование его дяди Иоахаза, продолжалось только три месяца, а затем он и цвет его общества "хорошие смоквы" (Иер. 24) были уведены в Вавилон. После 36 летнего заключения он был освобожден сыном и преемником Навуходоносора Евилмеродахон (Иер. 52, 31). К этому периоду относится содержание 13 гл., с ее символом льняного пояса.

Царствование Седекии (597-586), младшего сына Иосии, было трагическим для Иудеи. Хорошо настроенный, но совершенно слабосильный Седекия обнаруживал большое стремление советоваться с Иеремией, чем его предшественники (Иер. 37, 17-21, 33, 14-28) и по его совету покорялся Вавилону. Но у него не было истинной ревности к религии, и он следовал то советам Иеремии, то слушал ложных пророков. Седекия, ободряемый ложными пророками, предвозвещавшими ему успех, вступил в переговоры с соседними ему царями: идумейским, моавитским, аммонитским, тирским и сидонским, о совокупных действиях против общего врага Навуходоносора. Пророк Иеремия, предвидя пагубность этих планов, обличал их (Иер. 27, 6-10). Нашествие на Иудею - гнев Божий и оно неотвратимо - говорил пророк. Попытка Седекии освободиться от вавилонского ига потерпела неудачу (4 Ц. 24, 20, ср. 2 Пар. 36, 13). Иерусалим после трехлетней осады был взят. Седекия, пытавшись бежать, был схвачен и отправлен в г. Ривлу (Сирия) к победителю. Здесь на его глазах умертвили его сыновей, затем ослепили его самого, заковали в цепи и отправили в плен, где он и умер. Иудея была разграблена, храм разрушен Навузарданом, жители уведены в плен. Над оставшимися правителем был поставлен иудейский вельможа Годолия. Царство иудейское прекратило свое существование.

После взятия Иерусалима Иеремия, вероятно, по ошибке был связан и вместе с другими выведен из Иерусалима; в Раме, согласно ранее изданному Навуходоносором повелению о пророке, он был освобожден и отправился в Массифу под покровительство Годолии (40). Но здесь он был не долго: Годолия был убит, а Иеремия принужден был бежать в Египет. В Египте он продолжает обличать своих единоплеменников за их духовную слепоту, и предсказывал подобную горькую судьбу и египтянам. Престол

Навуходоносора будет поставлен у входа в дом фараона - говорил пророк. За это, по преданию (ибо в Библии о смерти пророка ничего не сказано), он был побит камнями, а позже Александр Македонский перенес его мощи в Александрию и положил их в драгоценной гробнице.

Память о пророке-мученике долго жила в еврейском народе. По 2 Макк. 2, 4 - Иеремия, по разрушении Иерусалима халдеями, скрыл в пещере горы Нево скинию, ковчег завета и алтарь кадильный. Иуда Маккавей перед битвой с Никанором, видя во сне пророка Иеремию, от которого узнал о своей победе над врагами (2 Макк. 15, 13).

Иеремию евреи ожидали в качестве предтечи Мессии (Мф. 16, 14). Память пророка Иеремии Православная Церковь празднует 1/14 мая.

Состав и план книги пророка ИЕРЕМИИ в МТ и в переводе 70-ти

А. Книга пророка Иеремии состоит из 52 глав и разделяется на 3 части.

1. 1-25 гл. Пророчества об Иудее и Иерусалиме.

2. 26-45 гл. Биографические повествования об Иеремии.

3. 46-51 гл. Пророчества о языческих народах.

4. 52 гл. Историческое приложение.

1. В первой части (Глл. 1-25) после описания призвания Иеремии к пророческому служению (гл. 1), составляющего как бы введение ко всей книге, излагаются обличительные речи пророка, относящиеся к иудеям и Иерусалиму. В этой части содержится самое большое количество материала, исходящего от Иеремии.

2. Во второй части параллельно с грозными и утешительными пророчествами о будущем излагаются биографические повествования об Иеремии на фоне современных исторических событий. Эта часть, написанная почти исключительно прозой, по всей вероятности, является сочинением Варуха.

3. В третьей части (46-51) содержатся речи о языческих народах. В МТ они расположены так: Египет (46), Филистия (47), Моав (48), Аммон (49,1-6), Едом (49,7-22), Дамаск (49,23-27), Кедар и Асор (49, 28-33), Едам (49, 34-39), Вавилон (50-51). В переводе 70-ти порядок другой: Елам, Египет, Вавилон, Филистия, Едом, Аммон, Кедар, Дамаск, Моав.

4. Историческое приложение (гл. 52) заимствовано из 4 Ц. 24, 18-25; 21, 27-39, но содержит дополнительный материал о количестве уведенных в плен (52, 28-30), взятый из официального источника и заслуживающий доверия.

В книге пророка Иеремии наблюдается отсутствие хронологического порядка в изложении, особенно во второй части. Так, например, в главе 21 говорится о событиях последних лет царствования Седекии, а в главе 25 описывается проповедь Иеремии и четвертый год царствования Иоакима - предшественника Седекии. Отсутствие строгой хронологической системы объясняется тем, что первоначально существовали отдельно сборники проповедей и биографические очерки Иеремии, которые в последствии были соединены вместе редактором книги, жившим, по-видимому, в последнее время.

Б. Греческий текст перевода 70-ти отличается от еврейского масоретского текста, во-первых расположением глав, особенно в пророчествах о языческих народах, и, во-вторых количеством слов. Так, главы с 44-51 в греческом переводе помещены после 13 стиха 25 главы МТ, а по своему объему текст перевода 70-ти короче еврейского на 2700 слов или на 1/8 общего объема. Кумранские открытия показали, что эта разница в количестве слов появилась вследствие того, что у евреев еще до Рождества Христова существовали две древних редакции книги пророка Иеремии: одна более пространная, другая более краткая. С последней редакции и был составлен перевод 70-ти толковников.

Следует иметь в виду, что в славянском переводе книги пророка Изремии, сделанном с греческого текста 70-ти, сохранен порядок глав еврейской Библии, т.е. масоретского текста.

Наши рекомендации