Реформа политической системы: от власти Советов к парламентско-президентской республике.
Сейчас, более чем когда-либо, ясно, что почти бескровный мирный переворот в августе 1991 года был обеспечен негласным соглашением Б.Н. Ельцина со старым партийно-хозяйственным активом. Старая советская элита давала ему карт-бланш на проведение радикальных реформ, а он взамен обязался не демонтировать по поры до времени советскую систему в лице Верховного Совета Российской Федерации и местных Советов, лишь слегка ограничив их правомочия в определённых пределах. Но такое своеобразное «двоевластие» долго продолжаться не могло.
Проведение рыночных реформ методом «шоковой терапии», сопровождавшееся общим спадом производства и резким обнищанием населения страны, не могло не вызвать обострение социальной напряженности. Разочарование значительной части населения ходом экономических реформ значительно усилило позиции противников президента Б.Н. Ельцина. Произошло быстрое восстановление политических структур Коммунистической партии в лице КПРФ. К ним примкнули представители национально-патриотических движений и часть бывших сторонников Б.Н. Ельцина, которым не понравился проводимый им курс. Центром оппозиции президенту стал Верховный Совет Российской Федерации во главе со своим председателем Р.И. Хасбулатовым.
Борьба между президентской командой и Верховным Советом РФ, ставшим центром оппозиции проводимого правительством курса на радикальные реформы, шла по нарастающей, по мере обострения экономических, социальных и национальных проблем страны. На VII Съезде народных депутатов в декабре 1992 года президент Б.Н. Ельцин под давлением депутатов снял с поста председателя правительства Е.Т. Гайдара и назначил вместо него B.C. Черномырдина, слывшего опытным, «крепким» хозяйственником. Это была, конечно, компромиссная фигура, продукт соглашения между президентом и его командой «молодых реформаторов» с одной стороны, и представителями старого директорского корпуса» - с другой. Сыграло свою роль в выборе Б.Н. Ельциным кандидатуры нового российского премьер-министра и то обстоятельство, что В.М. Черномырдин первым из бывших советских управленцев перевёл госпредприятие «Газпром» на рыночные рельсы, превратив в акционерно-частное предприятие. В.М. Черномырдин, уже успевший ощутить личную выгоду от начавшихся рыночных процессов, был готов продолжить начатые реформ, но при их некоторой корректировке, чтобы поддержать на плаву рентабельные, в первую очередь, сырьедобывающие отрасли промышленности, и, конечно, свой родной «Газпром».
Поскольку главный виновник постигших страну бедствий был отстранён от власти, а курс на радикальные экономические преобразования продолжался и при новом премьер-министре, то оппозиция сделала главным объектом своей критики самого президента. Противостояние ветвей власти переросло в своего рода «холодную войну»» между Президентом России и Верховным Советом Р.Ф., на сторону которого перешел вице-президент А.В. Руцкой. Теперь судьба России зависела от того, какая сторона проявит больше решимости в разрешении возникшего конфликта между Администрацией президента и Верховным Советом:
Очень скоро в ходе острой полемики противники стали терять терпение. Уже 20 марта 1993 года Б.Н. Ельцин в телевизионном выступлении в достаточно резких выражениях отозвался о действиях Верховного Совета и Съезда народных депутатов, по чьей вине, по его мнению, тормозиться процесс реформ, что в свою очередь мешает улучшить положение рядовых граждан страны.
В ответ на такой выпад президента, законодательная власть срочно созвала внеочередной Съезд народных депутатов, где был поставлен вопрос об импичменте Президенту. Однако он не состоялся, так как противники президента не набрали достаточного количества голосов. Для разрешения возникшей тупиковой ситуации было принято решение о проведении 25 апреля 1993 года общероссийского референдума о вотуме доверия президенту и Верховному Совету по вопросам, определявшим суть противостояния властей. Однако ни одна из противоборствующих сторон по итогам этого референдума не получила решающей поддержки граждан.
Итоги референдума показали, что большинство населения России сохраняет доверие к президенту Б.Н. Ельцину, но при этом не желает роспуска Верховного Совета. Однако обе стороны конфликта расценили итоги референдума как свою победу и готовились к решающей схватке. Это обстоятельство, а также срыв работы объединённой комиссии по выработке новой Конституции, привели обе ветви тогдашней российской власти к открытому столкновению осенью 1993 года, что вылилось в форму открытого вооруженного конфликта. Инициатива принадлежала президенту.
21 сентября 1993 года в своём «Обращении к гражданам России» Президент Б.Н. Ельцин сообщил, что им подписан Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым распускались Съезд народных депутатов и Верховный Совет и назначались выборы в новый орган представительной власти - Федеральное Собрание Российской Федерации. Президент, обосновав необходимость этого решительного шага, отмечал, что единственным способом преодоления паралича государственной власти является ее коренное обновление на основе принципов народовластия и конституционности.
В ответ на это Верховный Совет РСФСР и вице-президент А.В. Руцкой квалифицировали действия Б.Н. Ельцина как государственный переворот. Призывы общественности к мирному разрешению конфликта путем одновременных выборов Парламента и Президента страны обеими ветвями властями услышаны не были. Лидеры «непримиримой оппозиции» вывели своих вооруженных сторонников на улицы, а Президент ввел в Москву войска. Это противостояние рано или поздно должно было привести и привело к кровопролитию. Оплот оппозиции - здание Верховного Совета было расстреляно из танков и взято штурмом. Лидеров оппозиции арестовали. В ходе событий 3-4 октября 1993 года погибло свыше 160 человек, преимущественно из числа противников президента, особенно много жертв было в районе телецентра «Останкино».
Основная часть населения страны реагировала на эти события индифферентно, согласно старой русской поговорке: «Чума на оба ваши дома». «Чёрный октябрь» наглядно продемонстрировал тот факт, что подавляющая часть населения страны, несмотря на все издержки либерально-рыночных реформ, не желает возвращения в советское прошлое.
Победа над непримиримой оппозицией дала возможность президентской стороне провести реформу политической системы и принять новую Конституцию страны. Никто почему-то не обратил внимания на очевидный юридический казус, когда одновременно совершалось принятие новой Конституции и выборы в новый законодательный орган согласно этой, ещё не принятой конституции.
Как бы то ни было, но 12 декабря 1993 года произошло всенародное голосование по принятию новой Конституции Российской Федерации, в результате которого она была одобрена большинством голосов и вступила в силу. Она подвела черту под советским периодом в российской истории. Конституция 1993 года вводила в России президентскую республику, наделив Президента широкими властными полномочиями с правом назначения главы Правительства и роспуска Государственной Думы. Она закрепила федеративную форму государства, разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, разнообразие видов собственности, включая частную собственность, широкие права и свободы граждан.
Как уже отмечалось, одновременно 12 декабря 1993 года состоялись выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Неприятным сюрпризом для президента и поддерживающих его стала победа на выборах популистской Либерально-демократической партии во главе с талантливым оратором-демагогом В.В. Жириновским, набравшей 25% голосов избирателей, больше чем любое другое политическое объединение. Секрет успеха ЛДПР заключался в том, что ее лидер ловко использовал в ходе избирательной кампании лозунг защиты русских людей, о которых как-то забыли представители других партий.
Два урока вытекали из этого факта. Первый урок заключался в падении былой популярности либеральных сил, группировавшихся вокруг гайдаровского «Демократического выбора России», получившего на выборах всего 16% голосов избирателей. Второй урок состоял в напоминании властям России и всем политическим партиям о необходимости защищать интересы государственнообразующей нации, составляющей 83% населения России. Только эти уроки, как всегда, оказались не впрок ни властям, ни политическим силам новой России, что и подтвердили дальнейшие события.
Президент Б.Н. Ельцин и все поддерживающие его силы вовсе не собирались возвращать утраченный кредит доверия со стороны широких народных масс. Они воспользовались плодами своей победы для ещё большего неприкрытого и циничного ограбления страны.
Относительно поиска путей решения предельно обострившегося национального вопроса в России, создающего угрозу развала страны, то власть не нашла ничего лучше, как, по существу продолжить курс ещё советского руководства на поддержку титульных наций в национальных республиках при полном забвении прав и интересов коренного народа России. Лишь после октябрьских событий 1993 года, считая своё положение окончательно упрочившимся, президентская власть России попыталась военными средствами навести в мятежной Чечне «конституционный порядок». Началась первая Чеченская война (декабрь 1994–август 1996 годы), которая сопровождалась большими жертвами, как в российской армии, так и среди гражданского населения Чечни. Пока кто-то из тогдашнего российского руководства, чтобы облегчить Б.Н. Ельцину переизбрание на второй президентский срок, не настоял на заключении Хасавюртовских соглашений в августе 1996 года, совершив, по сути, капитуляцию перед бандитами.
В неспокойной ситуации продолжающейся войны в Чечне состоялись 17 декабря 1995 года новые выборы в Государственную Думу. Эти выборы показали недовольство значительной части населения страны проводимой правительством политикой, поскольку коммунисты заняли в Думе лидирующее положение, а Объединение «Выбор России» (ДВР) во главе с Е.Т. Гайдаром потерпело на этих выборах полное фиаско, не набрав и 5% голосов.
Следом прошли президентские выборы в 1996 году. На них победу, хоть и с трудом, во втором туре, одержал Б.Н. Ельцин. Здесь сыграли свою роль и большие деньги, пожертвованные «олигархами», и ангажированные либералами СМИ, и прямые нарушения и подтасовки, допущенные сторонниками президента в ходе избирательной компании. Однако следует признать, что главная причина его победы заключалась в том, что значительная часть населения страны всё же отвергла коммунистическую альтернативу в лице Г.А. Зюганова и возглавляемой им КПРФ, даже в её улучшенном, цивилизованном варианте.
2. Утверждение номенклатурно-олигархического капитализма и возможности иного варианта развития страны.
1996-1999 годы занимают особое место в истории постсоциалистической России. Именно в этот период произошло окончательное утверждение социально-экономических и политических основ нового общественного строя, который в средствах массовой информации название «номенклатурно-олигархический капитализм» с «виртуальной демократией». Теперь самое время разобраться с этими понятиями.
Понятно, что к именуемым в СМИ «олигархам», относятся не просто очень богатые люди России, а, прежде всего, те, кто разбогател и стал хозяином крупных финансовых и производственных ресурсов благодаря государству и платил этому государству в лице правительственных чиновников определённую дань в виде взяток и «откатов». С самого начала либерально-рыночных реформ новая власть сделала ставку на людей, накопивших капитал весьма сомнительными средствами. Они, эти люди, должны были стать ее надеждой и опорой в построении капитализма, который действительно был построен, но, по отзывам зарубежных наблюдателей, представлял собой нечто среднее между «капитализмом баронов-грабителей и государственным контролем»[63].
Реформаторам просто не на кого было больше опереться. У них не было собственной идеологии и не было времени ее создавать. Когда у одного из их лидеров, И.М. Хакамады, спросили о консолидирующей нацию идеи, она ответила, что «либерализм по своей сути не смыкается с идеологией» и поэтому все изыскания в этой области сводятся к попытке «совместить идеологию с либеральными ценностями» [64].
Как уже отмечалось, олигархия стала формироваться в начале 1990-х годов, но открыто проявила себя в 1994-1995 годах, когда на приватизационные аукционы были выставлены локомотивы отечественной индустрии - нефтяные и металлургические компании. Вот тут-то перед российской общественностью предстали новые хозяева жизни, в чьих руках оказались все предприятия с широкими экспортными возможностями. Вне их контроля остались либо нерентабельные, либо слишком сложные для захвата экономические объекты. Имея своих людей в правительственных кругах и зная условия аукционов, они без труда отсекали от лакомых кусков госсобственности потенциальных конкурентов, тем более что аукционы были закрытыми и «чужих», т.е. не связанных с правительством лиц, на них просто не допускали. Все это признал в 1997 году Первый заместитель председателя правительства России А.Б. Чубайс в интервью журналу «Эксперт». Он прямо заявил, что, хотя конкуренция на аукционах была, «она проходила не в форме цивилизованного соревнования участников по цене, а в форме, когда одни из участников давили на сам аукцион другими средствами»[65].
Поистине, 1996-1998 годы были временем наивысшего могущества российской олигархии, когда можно было спокойно пожинать добытые лавры. Отсюда усиление давления отдельных олигархов на российскую власть и лично на президента. Имея огромные финансовые средства и немалые пропагандистские возможности, они оказывали прямое влияние на президента Б.Н. Ельцина и его ближайшее окружение, проводя любое угодное им решение, как по экономическом, так и по политическим вопросам. Впервые олигархи заявили о своей политической роли накануне президентских выборов 1996 года, когда в известном «письме 11 банкиров» потребовали ни много, ни мало, как отмены президентских выборов, поскольку шансы удобного им Б.Н. Ельцина на переизбрание были невелики. В этом документе содержалась даже прямая угроза: «Предприниматели обладают необходимыми ресурсами и волей для воздействия и на слишком беспринципных, и на слишком бескомпромиссных политиков»[66]. До этого, правда, дело не дошло. Благодаря большим деньгам и мощной поддержке СМИ (и то и другое обеспечили олигархи) Б.Н. Ельцину удалось сохранить свою власть. В благодарность за помощь со стороны олигархов, он допустил к руководству страны их представителей - Б.А. Березовского и В.М. Потанина.
Дальше - больше. Установив контроль над самыми влиятельными телеканалами, газетами и журналами, самые богатые люди России получили удобное средство для влияния на российскую политическую элиту, пугая ее скандалами и разоблачениями, вовсю манипулируя общественным мнением. Этим средством некоторые из олигархов пользовались неоднократно, как только возникала малейшая угроза их интересам. Получалось, что государство в лице крупных правительственных чиновников вскормило ту силу, которая могла поглотить это государство без остатка, превратив его в орудие выражения интересов узких олигархических групп, что далеко расходилось с потребностями страны и ее народа. Собственно говоря, олигархи таких своих намерений вовсе не скрывали. «Наше отношение к властям? - заявил в начале своей деловой карьеры ныне опальный олигарх М.Б. Ходорковский, - Еще несколько месяцев назад мы считали за благо власть, которая не мешала бы нам, предпринимателям. В этом отношении идеальным правителем был Михаил Горбачев. На том этапе нашего развития этого было достаточно. Теперь, когда предпринимательский класс набрал силу и процесс этот остановить уже невозможно, меняется и наше отношение к власти. Нейтралитета по отношению к нам уже недостаточно. Необходима реализация принципа: кто платит, тот и заказывает музыку».
Так наступил «Час истины», наглядно показавший, что в результате всех проводимых правительства В.М. Черномырдина мер, вместо «капитанов индустрии» и «финансовых гениев» правительство Российской Федерации получило беспринципную и жадную группу дельцов, рвущих на части последние куски государственной собственности и даже способных создать прямую угрозу национальной безопасности страны. Все их усилия были направлены лишь на то, чтобы сохранить достигнутые ими не вполне праведным путем власть и богатство.
Однако, несмотря на поддержку олигархов, положение президента и его правительства год от года становилось всё менее прочным. Центром оппозиции оставался думский депутатский корпус, где преобладали противники Б.Н. Ельцина. В 1996-1997 годы состоялись выборы глав администраций в большинстве из 89 регионов России, но они не дали обнадёживающих результатов для президентской команды. В одних регионах (т. н. «красный пояс») победу одержали коммунисты и их сторонники, в других - сторонники президента, в-третьих - зарекомендовавшие себя на местах «крепкие хозяйственники», многие из которых тоже начинали дистанцироваться от постоянно себя дискредитирующего президента. В мае 1999 года представители коммунистической оппозиции в Думе опять попытались инициировать процесс отрешения Б.Н. Ельцина от должности, но не набрали нужного количества голосов.
Президент же в обстановке надвигающегося экономического кризиса в марте 1998 года отправил в отставку B.C. Черномырдина, руководившего правительством более пяти лет. На его место был поставлен никому досель неизвестный, очень молодой для руководителя такого ранга С.В. Кириенко, продержавшийся на этом посту с апреля по август 1998 года. На время его премьерства пришёлся дефолт 17 августа 1999 года, показавший, что продолжение прежнего социально-экономического курса чревато погружением России в экономический коллапс с последующим её полным разрушением.
Однако президента Б.Н. Ельцина в тех непростых условиях куда больше интересовала собственная судьба. Уже тогда он замыслил операцию «преемник», т.е. передачу поста президента РФ доверенному лицу, чтобы защитить себя от возможных уголовных преследований после потери власти. По его замыслу В.М. Черномырдин должен был вновь появиться на политической сцене в качестве спасителя от дефолта со своей новой экономической программой, списанной с экономических рецептов правительства Аргентины, оказавшегося в столь же сложной ситуации. Только депутаты Думы на этот раз категорически отвергли возможность возвращения В.М. Черномырдина на пост председателя правительства, отклонив подряд две рекомендации Б.Н. Ельцина на этот счёт.
У президента Б.Н. Ельцина оставалось два выхода из создавшейся ситуации, либо распустить Государственную Думу и назначить новые выборы, что было чревато взрывом народного недовольства. Либо положиться на волю Думы и принять того премьера, которого она предложит. Первый вариант был исключён, поскольку не было уверенности в преданности войск и милиции. Поэтому Б.Н. Ельцин согласился с предложенной Думой кандидатурой Е.М. Примакова, за очень короткое время (сентября 1998 года по май 1999 года) много сделавшего для того, чтобы вывести экономику страны из того омута, в который она попала в результате действий предыдущих российских премьеров. Но он не устраивал президента Б.Н. Ельцина, поскольку не являлся его сторонником и не мог гарантировать бывшему президенту свободу от уголовных преследований после ухода из власти. В результате Е.М. Примаков был отправлен в отставку, а ставка была сделана на С.В. Степашина, но эта ставка оказалась битой, поскольку новый премьер-министр не показал себя хорошим специалистом в решении экономических задач и проглядел новое обострение ситуации на Северном Кавказе.
Поэтому в августе 1999 года в обстановке вторжения в Дагестан отрядов сепаратистов во главе с Ш. Басаевым и Хаттабом, началось выдвижение на высший государственный пост В.В. Путина. Подготовительная работа для этого уже была проведена. На думских выборах 1999 года, хотя коммунисты и получили свой самый высокий результат (24,2% голосов), он был превзойдён совместными усилиями новых общественно-политических сил – «Единства» (23,3%) и «Отечество - вся Россия (13,3%), послуживших впоследствии базой для создания политической партии «Единая Россия», ставшей опорой для нового лидера страны В.В. Путина.
В августе 1999 года, тот был назначен главой Правительства и стал официальным преемником Б.Н. Ельцина. 31 декабря 1999 года Б.Н. Ельцин неожиданно для всех добровольно ушел в отставку с поста Президента Российской Федерации и в соответствии с Конституцией передал свои полномочия председателю Правительства РФ В.В. Путину.