Региональные аспекты национальной политики. Особенности религиозной ситуации в России
В концепции государственной национальной политики России значительное место отведено региональным проблемам.
В первую очередь отметим принципы, относящиеся к регионам:
— выработка на уровне федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов;
— выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
— рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей республик, автономий, краев и областей, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;
— осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему депрессивных районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кавказе;
— содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем;
— сохранение исторического наследия всех народов России в рамках евразийского этнокультурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям, дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финноугорских, монгольских и других народов России;
— принятие федеральных законов, заключение договоров и соглашений, устанавливающих принципы организации и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в целях укрепления общероссийской государственности и повышения самостоятельности субъектов РФ;
— расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ, повышение их ответственности за положение дел не только в своем регионе, но и в стране;
— осуществление мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих государственную поддержку и стимулирование экономической активности регионов;
— разработка правовых механизмов реализации совместных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
— совместная реализация федеральных и региональных программ развития.
В Концепции указывается, что важнейшим инструментом реализации государственной национальной политики является программно-целевой подход, который обеспечивает объединение усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и национальных сообществ в достижении общей цели — улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов всех народов РФ.
Учитывая, что в абсолютном числе регионов преобладает русское население, важно подчеркнуть, что наряду с разумной политикой в отношении всех народов и народностей России крайне важно возрождение и развитие русской нации как общегосударственная задача. Для этого необходимо разработать и осуществить федеральную программу развития русского народа, ибо без улучшения социального самочувствия русского народа невозможен прогресс других народов России. Кроме того, необходимо «формирование новых основ единства русской нации как гаранта единства российской государственности».
О положении русской нации со всей откровенностью высказался Р. Абдулатипов: «Одна из причин почти всех межнациональных конфликтов в России, — пишет он, — это ответная реакция русских за свое оскорбление, унижение, преследование. Крупнейшая европейская нация оказалась расчлененной и превращенной в разных местах в национальное меньшинство. По классификации международных организаций ей присвоен статус разделенной нации... Впервые такая историческая драма случилась не в результате войны, стихийного бедствия или иных объективных обстоятельств, а стала следствием безответственности политиков, безнравственности прежних «отцов нации», преступности разного рода подстрекателей и националистических оракулов».
Сохранение и укрепление федеративного государства напрямую зависит от национального самочувствия русских. Это не означает курса на создание «Русского государства» или «Русской республики» в составе Российской Федерации. В России русские составляют абсолютное большинство населения, им не грозит ассимиляция, забвение родного языка, утрата национальной самобытности.
Однако федеральное руководство принимает меры к тому, чтобы и для русских были обеспечены:
— национальный паритет с другими национальностями на территории всех субъектов Федерации, в том числе и равенство в использовании родного языка в официальных отношениях, общественной и культурной жизни;
— право на этнокультурную самоорганизацию путем создания регионально-культурных ассоциаций, землячеств на территориях, где русские находятся в меньшинстве;
— государственная поддержка программ возрождения регионального многообразия русской национальной культуры, в том числе культуры русских переселенцев.
Для современного государственного строительства России все более характерным становится учет того, что самоорганизация этнических общностей, не имеющих своих национально-территориальных образований на территории Российской Федерации или проживающих за пределами таких образований, возможна в форме национально-культурных автономий. Соединение национально-культурной автономии с механизмами местного самоуправления позволит ввести в современную жизнь традиционные формы самоорганизации (казачье, земское, горское и другое самоуправление).
Необходимы принятие законов и разработка государственных программ, направленных на сохранение и развитие культур национальных меньшинств и малочисленных народов России, особенно в регионах Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа. Отметим некоторые федеральные программы: «Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997—2006 гг.», «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 г.», «Социально-экономическое развитие и национально-культурное возрождение балкарского народа в 1996—2000 гг.», «Социально-экономическое развитие Республики Калмыкия и национально-культурное возрождение калмыкского народа» (1997—2000 гг.) и др.
Должна быть восстановлена справедливость в отношении народов, подвергшихся репрессиям. Правовое решение этой проблемы требует учета исторической реальности, интересов других сообществ и может быть достигнуто только на основе переговоров между всеми заинтересованными сторонами.
Для более четкого понимания региональных процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений в полиэтническом государстве, каким, несомненно, является Российская Федерация, чаще всего выделяется три типа субъектов Федерации с позиции межэтнических отношений.
Первый тип — регионы, в которых проживает преимущественно отдельный этнос в своей массе.
Второй — одна этническая группа компактно проживает на территории другого этноса.
Третий — отдельные представители этноса проживают в иноэтническом окружении рассеянно.
При этом надо иметь в виду, что один и тот же этнос может быть представлен в субъектах межэтнических отношений разных типов. Например, чеченский этнос. Чеченцы преобладают в Чеченской Республике, весьма компактными группами проживают в Дагестане, Ингушетии и, наконец, рассеянно — в целом ряде других регионов Северного Кавказа, в Москве, Санкт-Петербурге, иных городах.
По структуре национального состава (без учета русского населения) регионы можно также разделить на три вида:
— многонациональные регионы, к примеру Дагестан;
— двунациональные (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Ханты-Мансийский и др.);
— мононациональные (Адыгея, Северная Осетия, Бурятия, Тыва, Калмыкия и др.).
В межнациональных конфликтах, возникающих в ряде регионов РФ, все чаще используются религиозные лозунги, религиозная символика.
Религия– одна из форм общественного сознания, специфичность которой относительно других выражается в том, что она, по мнению большинства атеистически настроенных ученых, является отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Непременным признаком религии как мировозрения является вера в существование сверхъестественных сил и существ, именем которых религия освещает возникающие в ходе общественного развития нормы морали.
По разнообразию исповедуемых религий Россия — страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий, ряда локальных религий, древних политеистических культур и современных новообразований.