Эволюция политического строя
Возникшее под эгидой Москвы государство потребовало качественно новой, централизованной системы управления. Огромное по территории, с площадью в шесть раз больше бывшего Московского великого княжества, Российское государство не могло эффективно функционировать и развиваться на прежних принципах управления. Поэтому в середине XVI в. вместо территориальной вводится функциональная (вертикальная) система управления – создаются приказы. В старинных органах дворцового управления – Большом дворце и Казне – начали образовываться особые ведомственные «столы», управляемые дьяками. Затем они превратились в приказы, когда определенная группа вопросов стала поручаться («приказываться») какому-либо боярину, вокруг которого складывался постоянный штат дьяков и подьячих. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г.: сформировался Разрядный, Поместный, Посольский, Челобитный и др. Первоначально насчитывалось порядка 20 приказов.
Приказная система являлась характерной феодальной формой организации государственного управления. В ее основе лежали принципы неразделенности судебной и административной власти. Для обеспечения приказов им нередко давались в управление отдельные города и уезды, где они собирали в свою пользу налоги и пошлины. Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные. Границы деятельности приказов нередко бывали весьма противоречивыми. Например, финансовые дела делились между приказами Большого дворца, Большого прихода и другими. Были территориальные приказы – «четы». С присоединением новых территорий возникли Казанский, Сибирский и другие приказы, ведавшие всеми делами на определенной территории. В приказах постепенно формировался слой профессиональных чиновников из незнатных служилых людей – знатоков своего дела, со временем начавших оказывать существенное влияние на решение государственных вопросов.
В административном отношении страна делилась на уезды, а они, в свою очередь, подразделялись на станы, станы – на волости, а иногда и наоборот. Власть в уезде принадлежала наместнику. Властные полномочия в волости осуществлял волостель.
За выполнение судебно-административных функций наместники и волостели собирали с подвластного и подсудного населения в свою пользу «корм», подобно тому, как в Древней Руси по «Русской правде» существовал «покон вирный». Такая форма управления на практике нередко приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков. Возникло нечто вроде феодальной автономии отдельных земель с той разницей, что во главе их стоял не наместный князь, а московский наместник.
Важную роль в преодолении наместничества, усилении центральной власти сыграли реформы Ивана IV Грозного. Большое влияние на их подготовку и проведение оказали не только дальновидность и решительность самого царя, но и изменения в структуре господствующего класса. Старое боярство периода феодальной раздробленности уступило место служилому сословию. Однако его влияние на дела управления совершенно не соответствовало его удельному весу. Боярская дума представляла в основном одну только знать. Местнические порядки прочно закрывали дворянам путь к высшим государственным постам. Дворянство не желало мириться с таким противоречивым положением и требовало реформ. В 1549 г. в составе Боярской думы была учреждена Избирательная дума («Избранная рада»), куда вошли приближенные царя А. Курбский, А. Адашев, митрополит Макарий, протопоп кремлевского Благовещенского собора Сильвестр и др., она и явилась инициатором и, в значительной мере, проводником назревших преобразований.
В феврале 1549 г. был созван первый Земский собор из членов Боярской думы, представителей духовенства и служилых людей. Первый Земский собор иногда называют «Собором примирения». На Соборе были одобрены меры к улучшению положения дворян. Они освобождались от подсудности боярам-наместникам и по всем судебно-административным делам перешли непосредственно в ведение центральной власти. Эта мера одновременно укрепляла царскую власть и ослабляла позиции бояр-наместников. Митрополит Макарий полностью поддержал царя.
Созыв Собора в 1549 г. – свидетельство создания сословно-представительного учреждения и превращения России в сословно-представительную монархию. Земские соборы не ограничивали власть царя, носили совещательный характер, однако позволяли ей лавировать между дворянством и боярством. В сравнении с аналогичными представительными учреждениями на Западе – парламентом в Англии, Генеральными штатами во Франции и Нидерландах, рейхстагом и ландтагом в Германии, рикстагом в Скандинавских странах, сеймом в Польше и Чехии, Земские соборы в России играли менее значительную роль, да и возникли позднее. Право их созыва принадлежало царю, решения, принятые собором, не были обязательными для самодержавной власти.
Сословно-представительные учреждения (земские и губные избы) создавались и на местах. В 50–х гг. XVI в. была завершена «губная реформа». Из ведения наместников и волостелей были изъяты дела о «разбоях», совершаемых «лихими людьми». Ими стали ведать губные старосты, избираемые из числа детей боярских. Они опирались на целовальников (то есть тех, кто принес присягу – поцеловал крест) и губных дьяков, своего рода секретарей. Губные старосты несколько похожи на мировых судей в Англии, появившихся в середине XVI в. Мировые судьи также избирались из мелких землевладельцев, но функции их не ограничивались одними судами. Они издавали указы о бедных, ведали строительством и т. д. Однако губные старосты в России, избираемые из пожилых, не способных к военной службе дворян, не горели особым желанием бесплатно выполнять административные обязанности. Многие отказывались целовать крест, без чего нельзя было приступать к выполнению служебных обязанностей, некоторые уезжали обратно в свои уезды. Таких губных старост находили, сажали в тюрьму, а затем насильственно отправляли на службу.
Наряду с губной проводилась земская реформа. Кормленщиков в городах лишили права суда и сбора платежей. На их место пришли «излюбленные головы» и целовальники, которые избирались из числа богатых горожан и черносошных крестьян. Земская реформа в основном была проведена в черносошных уездах Севера. В 1556 г. система кормлений была упразднена. Лишь в пограничных районах наместники и волостели еще сохранились, но их переводили на жалование. Военные вопросы были переданы воеводам. Постепенно они заменили наместников и волостелей.
В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-представительных учреждений произошло укрепление центрального аппарата власти. Новая система местного управления нанесла мощный удар по княжеско-боярской олигархии. Постепенно ликвидировались старые перегородки между отдельными землями удельных времен, уничтожалось непосредственное взимание поборов в пользу самих местных властей. Таким образом повышалась роль центральных органов власти.
Претерпевали изменения и низовые сословные организации. Расширились функции крестьянской общины, в том числе в регулировании землепользования. Община часто противостояла феодалам, чиновникам, отстаивая интерес крестьян с помощью обычного права, суда, челобитных.
Развернувшиеся в русском обществе преобразования не могли не затронуть такой обширной и влиятельной организации как церковь. Высший церковный орган Священный собор в полном составе входит в «верхнюю палату» Земского собора. Духовенство, как особое сословие, наделялось рядом привилегий и льгот: освобождалось от податей, телесных наказаний и повинностей. Стоглавый собор (1551 г.) унифицировал богослужение и все обряды, признал общерусскими около 50 «местночтимых» угодников и оформил единый для всего государства пантеон святых. В принятых изменениях нашел отражение общий процесс централизации в Русском государстве.
Темпы и способы централизации, упрочения самодержавной власти, по-видимому, не удовлетворяли Ивана Грозного. Так в российской истории появляется опричнина. Разделив государство в 1565 г. на две части – опричнину и земщину, Иван Грозный установил на опричных землях особый порядок. Он заявил о своем праве без совета с думой «опаляться» на «непослушных» бояр, казнить и отбирать в казну земли и имущество опальных. Кровавые расправы над ними заставили содрогнутся всю страну.
В 1572 г. разделенные земли вновь были объединены. Опричнина же остается предметом особого внимания исследователей, пытающихся разобраться в этом явлении. Так, известный русский историк С. Платонов считал, что через опричнину царь Иван Грозный свел «княжат» с их родовых вотчин и тем самым разрушил гнезда княжеского землевладения на Руси. В опричнине Платонов видел широкомасштабную государственную реформу. В современной историографии появились и утвердились другие взгляды на опричнину. Так, А. Зимин рассматривает ее как очень сложное явление, в котором новое тесно переплеталось со старым, где централизаторская политика проводилась в крайне архаичных формах. Другой известный историк Р. Скрынников оценивает опричнину как результат столкновения между могущественной феодальной аристократией и поднимающейся самодержавной монархией.
Правление Ивана Васильевича Грозного оказалось для страны крайне противоречивым. Главным итогом его почти 50-летнего пребывания у власти явилось оформление централизованного Российского государства – царства, равного великим империям прошлого. Оно получило в XVI в. широкое международное признание, имело мощный бюрократический и военный аппарат, который лично возглавлял «Всея России самодержавец». В это же время Россия вела изнурительную Ливонскую войну, переживала страшный террор, жестокий налоговый гнет во внутренней политике.
После смерти Ивана Грозного и до 1613 г., т. е. до утверждения на престоле Михаила Романова, Россия находилась в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, на грани национальной катастрофы. Патриотические силы спасли Россию. Восстановление страны потребовало консолидации народа, широкой социальной опоры и поддержки. Поэтому правление Михаила Романова (1616–1645 гг.) явилось расцветом сословно-представительной монархии в России, когда регулярно созывались и проводились Земские соборы, действовали другие представительные органы власти.
Однако слабость и неразвитость сословий, полнейшая их экономическая зависимость от государя, всеобщее поклонение, признание над собой его неограниченной власти, а также необходимость концентрации и централизации власти в условиях постоянной внешней опасности и ряд других факторов и обстоятельств не позволили России развиваться по пути сословно-представительной монархии. Со второй половины XVII в., с утверждением на престоле Алексея Михайловича в стране окончательно складывается абсолютная монархия. В отличие от стран Европы, где абсолютизм формировался в условиях отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), в России он совпал с упрочением и расцветом крепостничества. Если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами, то российский абсолютизм опирался на крепостническое дворянство.
Установление абсолютизма сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни, усилением власти монарха. «Соборное уложение» 1649 г. законодательно оформило самодержавную неограниченную и наследственную власть. Даже преступный умысел (не говоря о действиях), направленный против персоны монарха, жестоко наказывался. «Уложение» оберегало жизнь и имущество государевых бояр и воевод, за покушение на которых полагалась смертная казнь «безо всякие же пощады».
Прекращалась деятельность Земских соборов. В 1653 г. состоялся последний Земский собор, где обсуждался вопрос о воссоединении Украины с Россией. Значительно снизилась роль Боярской думы. Все большее значение приобретали думные дьяки и думные дворяне, т. е. бюрократия.
Существенные изменения обозначились в системе местного управления. В 1613 г. в 33 города были назначены воеводы. Воеводское управление постепенно свело на нет местное самоуправление, подчинило его своему контролю.
Таким образом, в России во второй половине XVII в., с потерей силы и значимости сословно-представительных органов, окончательно утвердился абсолютизм, сложился мощный бюрократический аппарат. Это сопровождалось усилением бесправия общества, личности, их закрепощением.