Специальность: юриспруденция (очная форма обучения)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: юриспруденция (очная форма обучения)

№ темы Название модуля, темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
  Всего аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары
  Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в.
1.1 История как наука -
1.2 Древняя Русь (IX-первая половина XII в.)
  1.3 Борьба Руси с иноземной агрессией Объединение русских земель вок-руг Москвы(вторая половина XII-первая половина XVI в.)          
  Модуль2.Московское государство Вторая половина XVI в. –XVIII в.
  2.1 Московское государство и общество во второй половине XVI-XVII в.        
  2.2 XVIII столетие и начало новой эры в истории России        
  Модуль 3.Российская империя XIX в. начало XX в.
3.1 Россия в первой половине XIX в.: Внешнеполитическое могущество и внутриполитический кризис        
3.2 Российское государство и общество во второй половине XIX в.        
  3.3 От Российской империи к СССР: Эпоха воин и революционных потрясений        
  Модуль 4.Советское государство.
  4.1 Советская держава: этапы великого пути        
  Модуль 5. Российская Федерация
  5.1 От СССР к Российской Федерации: Кардинальные изменения в экономике и политике        
  экзамен        
  ИТОГО:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: юриспруденция

(заочной форма обучения на базе среднего образования)

№ № темы Название модуля, темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
всего аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары
  Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в.в. -
1.1 История как наука -
1.2 Древняя Русь (IX-первая половина XII в.) -
  1.3 Борьба Руси с иноземной агрессией Объединение русских земель вок-руг Москвы(вторая половина XII-первая половина XVI в.)     -   -  
  Модуль2.Московское государство Вторая половина XVI в. –XVIII в. -
2.1 Московское государство и общество во второй половине XVI-XVII в.       -  
2.2 XVIII столетие и начало новой эры в истории России       -  
  Модуль 3.Российская империя XIX в. начало XX в. -
3.1 Россия в первой половине XIX в.: Внешнеполитическое могущество и внутриполитический кризис     -    
3.2 Российское государство и общество во второй половине XIX в.     -   -  
3.3 От Российской империи к СССР: Эпоха воин и революционных потрясений       -  
  Модуль 4.Советское государство. -
4.1 Советская держава: этапы великого пути -
  Модуль 5. Российская Федерация -
5.1 От СССР к Российской Федерации: Кардинальные изменения в экономике и политике     -    
  экзамен        
  ИТОГО:



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: «таможенное дело»

(очная форма обучения)

№ темы Название модуля, темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
  Всего аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Семинары
  Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в.
1.1 История как наука -
1.2 Древняя Русь (IX-первая половина XII в.) -
  1.3 Борьба Руси с иноземной агрессией Объединение русских земель вокруг Москвы(вторая половина XII-первая половина XVI в.)          
  Модуль2.Московское государство Вторая половина XVI в. –XVIII в.
  2.1 Московское государство и общество во второй половине XVI-XVII в.        
  2.2 XVIII столетие и начало новой эры в истории России        
  Модуль 3.Российская империя XIX в. начало XX в.
3.1 Россия в первой половине XIX в.: Внешнеполитическое могущество и внутриполитический кризис        
3.2 Российское государство и общество во второй половине XIX в.        
  3.3 От Российской империи к СССР: Эпоха воин и революционных потрясений        
  Модуль 4.Советское государство.
  4.1 Советская держава: этапы великого пути        
  Модуль 5. Российская Федерация
  5.1 От СССР к Российской Федерации: Кардинальные изменения в экономике и политике        
  экзамен        
  ИТОГО:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в.в.

Тема 1.1. История как наука

I. Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте научное сообщение (с мультимедиа-презентацией) на тему «Отечественная историография источников в прошлом и настоящем: общее и особенное».

2. Составьте схему (с мультимедиа-презентацией), отражающую процесс становления и развития русской, советской исторических школ.

3.* Подготовить доклад «Россия в истории развития мирового сообщества».

II. План семинарского занятия

1. Дайте характеристику источников дисциплины «Отечественная история».

2. Подходы к изучению истории: формационный и цивилизационный (авторы и сущность теорий), обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и все­мирной истории.

3. Роль научных трудов русских и советских ученых-историков в развитии исторической науки.

III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарским занятиям

Изучение дисциплины «Отечественная история» следует начать с освоения предмета науки отечественная история, методологии и теории исторической науки. Студентам следует усвоить принципы изучения исторических фактов, методы и источники изучения истории. А также понятие и классификацию исторических источников.

Студентам следует понять, что дисциплина "Отечественная история" — важная составная часть гуманитар­ной подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически-политическая, мировоззренческая, воспита­тельная.

Методами изучения истории являются: основные (хронологический, хронологически-проблемный, проблемно-хронологический, синхронистический); и не основные (периодизация, сравни­тельно-исторический, ретроспективный, системно-статисти­ческий, социологический). Методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.

В первом вопросе семинарского занятия студентам следует уяснить, что источниками изучения истории являются: архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, пери­одическая печать, кинофотодокументы.

Во втором вопросе семинарского занятия студентам следует уяснить подходы к изучению истории: формационный под­ход и цивилизационный подход, обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и все­мирной истории. Понятие о цивилизации. Н. Я. Данилевский, А. Д. Тойнби — авторы идей и теорий исторического круго­ворота обособленных и локальных "культурно-исторических типов" (цивилизаций).

Студентам следует сформировать научный подход при изучении истории, понять о влиянии формационного подхода на развитие советской исторической науки и цивилизованного подхода к истории и о типах самостоятельных цивилизаций. Межцивилизационное взаимодействие. Запад и Восток - мощное цивилизационно - формирующие центры. Понятие европейской цивилизации в современной научной литературе: от античной цивилизации к современному общеевропейскому дому. Христианские ценности в контексте истории европейской цивилизации. Цивилизационная экспансия европейской культуры и её влияние на судьбы народов. Восток как исторический феномен. Цивилизации восточного типа: универсализм и вариативность. Духовные ценности и идеалы мусульманского мира.

В третьем вопросе студенты должны выучить биографии и сущность трудов отечественных историков — ученых С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Б. А. Ры­бакова, Б. Д. Грекова, С. В. Бахрушина и др. и их вклад в разви­тие российской исторической науки. Познакомиться с научной деятельностью представителей советской исторической школы. Следует понять причины жестокой политической ангажированности советских историков.

В результате подготовки к семинару студенты должны осознать историческое место России в мировой истории, феномен России и особенность национального самосознания.

III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарским занятиям

Основная литература

1.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

Дополнительная литература

1. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953.

2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. – М., 1993. – Гл. 1,2,4.

3. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988.

4. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.

V Контрольные вопросы для самопроверки

1.Какие исторические источники Вы можете назвать?

2.Какие функции исторического познания Вы отметили?

3.Каковы задачи историографии?

4.Какие методы исторического познания Вы знаете?

5.Какие этапы в развитии исторической науки Вы можете назвать?

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Восточные славяне в древности. Формирование древнерусской народности.

2. Исторические судьбы народов России (по выбору студента).

3. Возникновение государственности у славян.

4. Феодальные боярские республики.

5. Образование Русского централизованного государства.

6. Земские соборы в России.

7. Образование Российской империи.

8. Российское государство в период капитализма.

9. Земства в России.

10. Опыт парламентаризма в царской России.

11. Власть и религия.

12. Роль православной церкви в истории России.

13. Феодальная раздробленность на Руси.

14. Татаро-монгольское иго.

15. Москва — объединитель русских земель. Борьба за единство Руси.

16. Города на Руси (XIII—XV вв.).

17. Расширение России. Присоединение новых территорий (можно по периодам).

18. Превращение русского государства в многонациональную державу.

19. Внешняя политика Руси, России (можно по периодам).

20. Династические браки, их влияние на международные отношения.

21. Воинская слава России (войны, битвы, полководцы, народные движения, партизанская борьба и т. п.).

22. Исторические портреты (князь Владимир, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I и др. — по выбору студента).

23. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного.

24. Опричнина.

25. Крепостное право и крестьянские войны в России.

26. Смутное время.

27. Традиции демократизма в истории России.

28. Русская крестьянская община.

29. Формирование принципов и органов защиты государства (от древности до Петра I).

30. Военные реформы Петра I.

31. Попытка модернизации России Петром I.

32. Борьба за гражданское раскрепощение в XIX в.

33. Политическая эмиграция и ее роль в истории России.

34. Революционные умонастроения в российской общественной мысли XVIII—XIX вв.

35. Дворянская революционность в России.

36. Либерализм в России.

37. Славянофилы и западники, их роль в истории России.

38. Попытки модернизации общественно-политического уклада в России во второй половине XIX в.

39. П. А. Столыпин и программа модернизации России.

40. Революция 1905—1907 гг. и ее последствия.

41. Идеи конституционной монархии в России (XIX—XX вв.).

42. Политический кризис в России начала XX в.

43. Революционно-демократическое движение в России в XIX в.

44. Царизм и распутинщина.

45. Черносотенное движение, его место в политической истории России.

46. Казачество в царской России.

47. Масонство в России.

48. Исторические портреты выдающихся политических деятелей России начала XX в. (по выбору студентов).

49. Российская и западноевропейская социал-демократия (сравнительный анализ).

50. Студенчество и революция.

51. Первая мировая война в России.

52. Февральская революция 1905 г. и ее место в истории России.

53. Временное правительство — путь от демократии к диктатуре.

54. Октябрь 1917 г. в России: проблемы и оценки.

55. Учредительное собрание в России.

56. Политические лагери и партии в первой российской революции 1905—1907 гг.

57. Политические партии в борьбе за массы в период двоевластия (февраль—июнь 1917 г.).

58. Тактика политических партий в июле—октябре 1917 г.

59. Гражданская война в России, ее последствия.

60. Становление однопартийной политической системы в России.

61. Белое движение в России и его судьба.

62. Образование СССР.

63. Национальные отношения и национально-государственное строительство в 20-е — начале 30-х гг.

64. Православная церковь в Советской России.

65. Форсированное строительство социализма в стране и его последствия.

66. Международное положение страны в 20—30-е гг.

67. Фашизм, его идеология, сущность и практика.

68. Советско-германский договор 1939 г., его оценка.

69. Начало Второй мировой войны. Позиция СССР.

70. Великая Отечественная война (начальный период, решающие сражения, полководцы, партизанское движение, отношения с союзниками, борьба за второй фронт, цена победы...).

71. Послевоенный мир: противостояние двух систем.

72. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенные годы. Поиск новых форм управления экономикой.

73. Общественно-политическая жизнь страны в послевоенные годы.

74. Политические портреты И. В. Сталина, В. М. Молотова, Н. С. Хрущева. Г. М. Маленкова, Л. И. Брежнева (и других по выбору студентов).

75. Экономические реформы 50—60-х гг. Замыслы и реальность.

76. Реформа политической системы советского общества в 80—90-е гг. Итоги и уроки.

77. Межнациональные отношения в СССР на рубеже 80—90-х годов. Распад СССР.

78. Изменение политической системы России осенью 1993 г. Новая Конституция РФ.

79. Переход к рыночной экономике: трудности и противоречия.

80. Россия и мировое сообщество в современных условиях.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования.

2. Народническое движение в России 60-80-х гг. ХIХ в.

3. Образование Древнерусского государства и норманнский вопрос (вторая половина IX-X в.).

4. Политические партии и общественные движения в России (конец ХIХ - начало ХХ в.).

5. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси (ХI - первая треть ХIIв.).

6. Революция 1905-1907 гг.: поиск путей общественного развития.

7. Принятие Древней Русью христианства и значение этого события.

8. Создание российского парламента: деятельность I-IV Государственных дум.

9. Культура Киевской Руси XI-ХII вв.

10.Столыпинская аграрная реформа: причины, содержание, итоги.

11.Формирование новых политических центров в период феодальной раздробленности на Древней Руси (ХII-ХIII вв.)

12.Первая мировая война: военные действия на Восточном фронте и положение в тылу.

13.Борьба Северо-Западной Руси со шведской и немецкой агрессией в первой половине ХIII в.

14.Февральская революция 1917 г.: причины, ход и значение.

15.Монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь и его последствия.

16.Углубление общероссийского кризиса летом-осенью 1917 г. Октябрьская революция.

17.От феодальной раздробленности к централизованному Российскому государству (ХIV - первая половина ХVI в.).

18.Второй Всероссийский съезд Советов: формирование новых органов государственного управления и первые декреты Советской власти.

19.Реформы Ивана Грозного 40-70-х гг. XVI в.

20.Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной интервенции.

21.Внешняя политика России во второй половине ХVI в.

22.2.Социально-экономическое развитие Советской России в годы гражданской войны.

23.«Смутное время»: причины, этапы, итоги.

24.Создание СССР и Конституция 1936 г.

25.Освоение Сибири и Дальнего Востока в конце ХVI - ХVII в. Вклад русских землепроходцев и мореходов в великие географические открытия.

26.Социально-экономический кризис в Советской России начала 20-х гг. Новая экономическая политика.

27.Социально-экономическое развитие России в ХVII в. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

28.Внешняя политика СССР в 20-е - начале 30-х гг.: прорыв международной изоляции.

29.Освободительная борьба украинского народа в первой половине ХVII в. Воссоединение Украины с Россией.

30.Индустриальное развитие Советского Союза в 20-30-е гг.

31.Развитие русской православной церкви в конце XVI-XVII в.

32.Преобразование аграрного сектора экономики Советского Союза в 20-30-е гг.

33.Русская культура в XV-ХVII вв.

34.Формирование однопартийного режима в СССР 20-30-х гг.

35.Преобразования Петра Великого и их влияние на историческую судьбу России.

36.Достижения советской культуры и науки в 20-30-е гг.

37.Внешняя политика России в первой половине ХVIII в.

38.СССР накануне войны (1938 - июнь 1941 г.): внутреннее положение и внешняя политика.

39.Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II: цели, содержание, итоги. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

40.Великая Отечественная война: характер и ход боевых действий.

41.«Эпоха дворцовых переворотов» в России: причины, сущность и значение.

42.Советский Союз в годы Великой Отечественной войны: управление и социально-экономическое развитие.

43.Внешняя политика России во второй половине ХVIII в.

44.Принципы изучения истории и функции исторического познания.

45.Российская наука и культура в ХVIII в.

46.Взаимоотношения русской православной церкви и Советского государства.

47.Российская наука и культура в первой половине XIX в.

48.СССР в конце 40-х - начале 50-х гг.: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.

49.Внешняя политика России в первой четверти ХIХ в.

50.Советский Союз в середине 50-х - первой половине 60-х гг.: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.

51.Государственная деятельность М.М. Сперанского.

52.Внешняя политика Советского Союза в конце 40-х - первой половине 60-х гг.

53.Движение декабристов.

54.СССР во второй половине 60-х - начале 80-х гг.: социальные и экономические успехи и неудачи.

55.Внутренняя и внешняя политика России при Николае I.

56.Перестройка в СССР: от попыток модернизации политической системы к смене модели общественно-экономического развития.

57.Общественное движение в России 30-50-х гг. ХIХ в.

58.Внешняя политика Советского Союза во второй половине 60-х - начале 80-х гг.

59.Российская наука и культура во второй половине ХIХ в.

60.Внешняя политика Советского Союза во второй половине 80-х - начале 90-х гг.: окончание «холодной войны» и попытки строительства новых международных отношений.

61.Отмена крепостного права в России: причины, сущность и значение.

62.Межнациональные конфликты в СССР конца 80-х - начале 90-х гг. Распад Советского Союза и возникновение СНГ.

63.Реформы 60-70-х гг. XIХ в. и их значение для развития России.

64.Внешняя политика Российской Федерации (1992 г. - настоящее время).

65.Внешняя политика России во второй половине ХIХ - начале ХХ в.

66.Радикальные экономические реформы и их значение для Российской Федерации (1992 г. - настоящее время).

67.Социально-экономическое развитие России в конце ХIХ - начале ХХ в. «Контрреформы».

68.Межнациональные конфликты в Российской Федерации. положение на Северном Кавказе.

69.Этапы развития российской исторической науки и варианты периодизации истории.

70.Процесс создания новых российских государственных институтов: основные положения Конституции 1993 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

Дисциплина: «Отечественная история»

Специальности: 080115 – «Таможенное дело»

030501 – «Юриспруденция»

080102 – «Мировая экономика»

080502 – «Экономика и управление

на предприятии (таможня)»

Автор:

Ольга Анатольевна Ищенко

Издано в авторской редакции

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: юриспруденция (очная форма обучения)

№ темы Название модуля, темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов
  Всего аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары
  Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в.
1.1 История как наука -
1.2 Древняя Русь (IX-первая половина XII в.)
  1.3 Борьба Руси с иноземной агрессией Объединение русских земель вок-руг Москвы(вторая половина XII-первая половина XVI в.)          
  Модуль2.Московское государство Вторая половина XVI в. –XVIII в.
  2.1 Московское государство и общество во второй половине XVI-XVII в.        
  2.2 XVIII столетие и начало новой эры в истории России        
  Модуль 3.Российская империя XIX в. начало XX в.
3.1 Россия в первой половине XIX в.: Внешнеполитическое могущество и внутриполитический кризис        
3.2 Российское государство и общество во второй половине XIX в.        
  3.3 От Российской империи к СССР: Эпоха воин и революционных потрясений        
  Модуль 4.Советское государство.
  4.1 Советская держава: этапы великого пути        
  Модуль 5. Российская Федерация
  5.1 От СССР к Российской Федерации: Кардинальные изменения в экономике и политике        
  экзамен        
  ИТОГО:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации