Специальность: юриспруденция (очная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: юриспруденция (очная форма обучения)
№ темы | Название модуля, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | |||
Всего | аудиторные занятия | Самост. работа | |||
Лекции | Семинары | ||||
Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в. | |||||
1.1 | История как наука | - | |||
1.2 | Древняя Русь (IX-первая половина XII в.) | ||||
1.3 | Борьба Руси с иноземной агрессией Объединение русских земель вок-руг Москвы(вторая половина XII-первая половина XVI в.) | ||||
Модуль2.Московское государство Вторая половина XVI в. –XVIII в. | |||||
2.1 | Московское государство и общество во второй половине XVI-XVII в. | ||||
2.2 | XVIII столетие и начало новой эры в истории России | ||||
Модуль 3.Российская империя XIX в. начало XX в. | |||||
3.1 | Россия в первой половине XIX в.: Внешнеполитическое могущество и внутриполитический кризис | ||||
3.2 | Российское государство и общество во второй половине XIX в. | ||||
3.3 | От Российской империи к СССР: Эпоха воин и революционных потрясений | ||||
Модуль 4.Советское государство. | |||||
4.1 | Советская держава: этапы великого пути | ||||
Модуль 5. Российская Федерация | |||||
5.1 | От СССР к Российской Федерации: Кардинальные изменения в экономике и политике | ||||
экзамен | |||||
ИТОГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: юриспруденция
(заочной форма обучения на базе среднего образования)
№ № темы | Название модуля, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | |||
всего | аудиторные занятия | Самост. работа | |||
Лекции | Семинары | ||||
Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в.в. | - | ||||
1.1 | История как наука | - | |||
1.2 | Древняя Русь (IX-первая половина XII в.) | - | |||
1.3 | Борьба Руси с иноземной агрессией Объединение русских земель вок-руг Москвы(вторая половина XII-первая половина XVI в.) | - | - | ||
Модуль2.Московское государство Вторая половина XVI в. –XVIII в. | - | ||||
2.1 | Московское государство и общество во второй половине XVI-XVII в. | - | |||
2.2 | XVIII столетие и начало новой эры в истории России | - | |||
Модуль 3.Российская империя XIX в. начало XX в. | - | ||||
3.1 | Россия в первой половине XIX в.: Внешнеполитическое могущество и внутриполитический кризис | - | |||
3.2 | Российское государство и общество во второй половине XIX в. | - | - | ||
3.3 | От Российской империи к СССР: Эпоха воин и революционных потрясений | - | |||
Модуль 4.Советское государство. | - | ||||
4.1 | Советская держава: этапы великого пути | - | |||
Модуль 5. Российская Федерация | - | ||||
5.1 | От СССР к Российской Федерации: Кардинальные изменения в экономике и политике | - | |||
экзамен | |||||
ИТОГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: «таможенное дело»
(очная форма обучения)
№ темы | Название модуля, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | |||
Всего | аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Лекции | Семинары | ||||
Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в. | |||||
1.1 | История как наука | - | |||
1.2 | Древняя Русь (IX-первая половина XII в.) | - | |||
1.3 | Борьба Руси с иноземной агрессией Объединение русских земель вокруг Москвы(вторая половина XII-первая половина XVI в.) | ||||
Модуль2.Московское государство Вторая половина XVI в. –XVIII в. | |||||
2.1 | Московское государство и общество во второй половине XVI-XVII в. | ||||
2.2 | XVIII столетие и начало новой эры в истории России | ||||
Модуль 3.Российская империя XIX в. начало XX в. | |||||
3.1 | Россия в первой половине XIX в.: Внешнеполитическое могущество и внутриполитический кризис | ||||
3.2 | Российское государство и общество во второй половине XIX в. | ||||
3.3 | От Российской империи к СССР: Эпоха воин и революционных потрясений | ||||
Модуль 4.Советское государство. | |||||
4.1 | Советская держава: этапы великого пути | ||||
Модуль 5. Российская Федерация | |||||
5.1 | От СССР к Российской Федерации: Кардинальные изменения в экономике и политике | ||||
экзамен | |||||
ИТОГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в.в.
Тема 1.1. История как наука
I. Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте научное сообщение (с мультимедиа-презентацией) на тему «Отечественная историография источников в прошлом и настоящем: общее и особенное».
2. Составьте схему (с мультимедиа-презентацией), отражающую процесс становления и развития русской, советской исторических школ.
3.* Подготовить доклад «Россия в истории развития мирового сообщества».
II. План семинарского занятия
1. Дайте характеристику источников дисциплины «Отечественная история».
2. Подходы к изучению истории: формационный и цивилизационный (авторы и сущность теорий), обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории.
3. Роль научных трудов русских и советских ученых-историков в развитии исторической науки.
III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарским занятиям
Изучение дисциплины «Отечественная история» следует начать с освоения предмета науки отечественная история, методологии и теории исторической науки. Студентам следует усвоить принципы изучения исторических фактов, методы и источники изучения истории. А также понятие и классификацию исторических источников.
Студентам следует понять, что дисциплина "Отечественная история" — важная составная часть гуманитарной подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически-политическая, мировоззренческая, воспитательная.
Методами изучения истории являются: основные (хронологический, хронологически-проблемный, проблемно-хронологический, синхронистический); и не основные (периодизация, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-статистический, социологический). Методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.
В первом вопросе семинарского занятия студентам следует уяснить, что источниками изучения истории являются: архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, периодическая печать, кинофотодокументы.
Во втором вопросе семинарского занятия студентам следует уяснить подходы к изучению истории: формационный подход и цивилизационный подход, обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории. Понятие о цивилизации. Н. Я. Данилевский, А. Д. Тойнби — авторы идей и теорий исторического круговорота обособленных и локальных "культурно-исторических типов" (цивилизаций).
Студентам следует сформировать научный подход при изучении истории, понять о влиянии формационного подхода на развитие советской исторической науки и цивилизованного подхода к истории и о типах самостоятельных цивилизаций. Межцивилизационное взаимодействие. Запад и Восток - мощное цивилизационно - формирующие центры. Понятие европейской цивилизации в современной научной литературе: от античной цивилизации к современному общеевропейскому дому. Христианские ценности в контексте истории европейской цивилизации. Цивилизационная экспансия европейской культуры и её влияние на судьбы народов. Восток как исторический феномен. Цивилизации восточного типа: универсализм и вариативность. Духовные ценности и идеалы мусульманского мира.
В третьем вопросе студенты должны выучить биографии и сущность трудов отечественных историков — ученых С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Б. А. Рыбакова, Б. Д. Грекова, С. В. Бахрушина и др. и их вклад в развитие российской исторической науки. Познакомиться с научной деятельностью представителей советской исторической школы. Следует понять причины жестокой политической ангажированности советских историков.
В результате подготовки к семинару студенты должны осознать историческое место России в мировой истории, феномен России и особенность национального самосознания.
III Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарским занятиям
Основная литература
1.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М.: Проспект, 2009.
Дополнительная литература
1. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953.
2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. – М., 1993. – Гл. 1,2,4.
3. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988.
4. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.
V Контрольные вопросы для самопроверки
1.Какие исторические источники Вы можете назвать?
2.Какие функции исторического познания Вы отметили?
3.Каковы задачи историографии?
4.Какие методы исторического познания Вы знаете?
5.Какие этапы в развитии исторической науки Вы можете назвать?
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Восточные славяне в древности. Формирование древнерусской народности.
2. Исторические судьбы народов России (по выбору студента).
3. Возникновение государственности у славян.
4. Феодальные боярские республики.
5. Образование Русского централизованного государства.
6. Земские соборы в России.
7. Образование Российской империи.
8. Российское государство в период капитализма.
9. Земства в России.
10. Опыт парламентаризма в царской России.
11. Власть и религия.
12. Роль православной церкви в истории России.
13. Феодальная раздробленность на Руси.
14. Татаро-монгольское иго.
15. Москва — объединитель русских земель. Борьба за единство Руси.
16. Города на Руси (XIII—XV вв.).
17. Расширение России. Присоединение новых территорий (можно по периодам).
18. Превращение русского государства в многонациональную державу.
19. Внешняя политика Руси, России (можно по периодам).
20. Династические браки, их влияние на международные отношения.
21. Воинская слава России (войны, битвы, полководцы, народные движения, партизанская борьба и т. п.).
22. Исторические портреты (князь Владимир, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I и др. — по выбору студента).
23. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного.
24. Опричнина.
25. Крепостное право и крестьянские войны в России.
26. Смутное время.
27. Традиции демократизма в истории России.
28. Русская крестьянская община.
29. Формирование принципов и органов защиты государства (от древности до Петра I).
30. Военные реформы Петра I.
31. Попытка модернизации России Петром I.
32. Борьба за гражданское раскрепощение в XIX в.
33. Политическая эмиграция и ее роль в истории России.
34. Революционные умонастроения в российской общественной мысли XVIII—XIX вв.
35. Дворянская революционность в России.
36. Либерализм в России.
37. Славянофилы и западники, их роль в истории России.
38. Попытки модернизации общественно-политического уклада в России во второй половине XIX в.
39. П. А. Столыпин и программа модернизации России.
40. Революция 1905—1907 гг. и ее последствия.
41. Идеи конституционной монархии в России (XIX—XX вв.).
42. Политический кризис в России начала XX в.
43. Революционно-демократическое движение в России в XIX в.
44. Царизм и распутинщина.
45. Черносотенное движение, его место в политической истории России.
46. Казачество в царской России.
47. Масонство в России.
48. Исторические портреты выдающихся политических деятелей России начала XX в. (по выбору студентов).
49. Российская и западноевропейская социал-демократия (сравнительный анализ).
50. Студенчество и революция.
51. Первая мировая война в России.
52. Февральская революция 1905 г. и ее место в истории России.
53. Временное правительство — путь от демократии к диктатуре.
54. Октябрь 1917 г. в России: проблемы и оценки.
55. Учредительное собрание в России.
56. Политические лагери и партии в первой российской революции 1905—1907 гг.
57. Политические партии в борьбе за массы в период двоевластия (февраль—июнь 1917 г.).
58. Тактика политических партий в июле—октябре 1917 г.
59. Гражданская война в России, ее последствия.
60. Становление однопартийной политической системы в России.
61. Белое движение в России и его судьба.
62. Образование СССР.
63. Национальные отношения и национально-государственное строительство в 20-е — начале 30-х гг.
64. Православная церковь в Советской России.
65. Форсированное строительство социализма в стране и его последствия.
66. Международное положение страны в 20—30-е гг.
67. Фашизм, его идеология, сущность и практика.
68. Советско-германский договор 1939 г., его оценка.
69. Начало Второй мировой войны. Позиция СССР.
70. Великая Отечественная война (начальный период, решающие сражения, полководцы, партизанское движение, отношения с союзниками, борьба за второй фронт, цена победы...).
71. Послевоенный мир: противостояние двух систем.
72. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенные годы. Поиск новых форм управления экономикой.
73. Общественно-политическая жизнь страны в послевоенные годы.
74. Политические портреты И. В. Сталина, В. М. Молотова, Н. С. Хрущева. Г. М. Маленкова, Л. И. Брежнева (и других по выбору студентов).
75. Экономические реформы 50—60-х гг. Замыслы и реальность.
76. Реформа политической системы советского общества в 80—90-е гг. Итоги и уроки.
77. Межнациональные отношения в СССР на рубеже 80—90-х годов. Распад СССР.
78. Изменение политической системы России осенью 1993 г. Новая Конституция РФ.
79. Переход к рыночной экономике: трудности и противоречия.
80. Россия и мировое сообщество в современных условиях.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования.
2. Народническое движение в России 60-80-х гг. ХIХ в.
3. Образование Древнерусского государства и норманнский вопрос (вторая половина IX-X в.).
4. Политические партии и общественные движения в России (конец ХIХ - начало ХХ в.).
5. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси (ХI - первая треть ХIIв.).
6. Революция 1905-1907 гг.: поиск путей общественного развития.
7. Принятие Древней Русью христианства и значение этого события.
8. Создание российского парламента: деятельность I-IV Государственных дум.
9. Культура Киевской Руси XI-ХII вв.
10.Столыпинская аграрная реформа: причины, содержание, итоги.
11.Формирование новых политических центров в период феодальной раздробленности на Древней Руси (ХII-ХIII вв.)
12.Первая мировая война: военные действия на Восточном фронте и положение в тылу.
13.Борьба Северо-Западной Руси со шведской и немецкой агрессией в первой половине ХIII в.
14.Февральская революция 1917 г.: причины, ход и значение.
15.Монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь и его последствия.
16.Углубление общероссийского кризиса летом-осенью 1917 г. Октябрьская революция.
17.От феодальной раздробленности к централизованному Российскому государству (ХIV - первая половина ХVI в.).
18.Второй Всероссийский съезд Советов: формирование новых органов государственного управления и первые декреты Советской власти.
19.Реформы Ивана Грозного 40-70-х гг. XVI в.
20.Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной интервенции.
21.Внешняя политика России во второй половине ХVI в.
22.2.Социально-экономическое развитие Советской России в годы гражданской войны.
23.«Смутное время»: причины, этапы, итоги.
24.Создание СССР и Конституция 1936 г.
25.Освоение Сибири и Дальнего Востока в конце ХVI - ХVII в. Вклад русских землепроходцев и мореходов в великие географические открытия.
26.Социально-экономический кризис в Советской России начала 20-х гг. Новая экономическая политика.
27.Социально-экономическое развитие России в ХVII в. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
28.Внешняя политика СССР в 20-е - начале 30-х гг.: прорыв международной изоляции.
29.Освободительная борьба украинского народа в первой половине ХVII в. Воссоединение Украины с Россией.
30.Индустриальное развитие Советского Союза в 20-30-е гг.
31.Развитие русской православной церкви в конце XVI-XVII в.
32.Преобразование аграрного сектора экономики Советского Союза в 20-30-е гг.
33.Русская культура в XV-ХVII вв.
34.Формирование однопартийного режима в СССР 20-30-х гг.
35.Преобразования Петра Великого и их влияние на историческую судьбу России.
36.Достижения советской культуры и науки в 20-30-е гг.
37.Внешняя политика России в первой половине ХVIII в.
38.СССР накануне войны (1938 - июнь 1941 г.): внутреннее положение и внешняя политика.
39.Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II: цели, содержание, итоги. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
40.Великая Отечественная война: характер и ход боевых действий.
41.«Эпоха дворцовых переворотов» в России: причины, сущность и значение.
42.Советский Союз в годы Великой Отечественной войны: управление и социально-экономическое развитие.
43.Внешняя политика России во второй половине ХVIII в.
44.Принципы изучения истории и функции исторического познания.
45.Российская наука и культура в ХVIII в.
46.Взаимоотношения русской православной церкви и Советского государства.
47.Российская наука и культура в первой половине XIX в.
48.СССР в конце 40-х - начале 50-х гг.: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.
49.Внешняя политика России в первой четверти ХIХ в.
50.Советский Союз в середине 50-х - первой половине 60-х гг.: социально-экономическое и общественно-политическое развитие.
51.Государственная деятельность М.М. Сперанского.
52.Внешняя политика Советского Союза в конце 40-х - первой половине 60-х гг.
53.Движение декабристов.
54.СССР во второй половине 60-х - начале 80-х гг.: социальные и экономические успехи и неудачи.
55.Внутренняя и внешняя политика России при Николае I.
56.Перестройка в СССР: от попыток модернизации политической системы к смене модели общественно-экономического развития.
57.Общественное движение в России 30-50-х гг. ХIХ в.
58.Внешняя политика Советского Союза во второй половине 60-х - начале 80-х гг.
59.Российская наука и культура во второй половине ХIХ в.
60.Внешняя политика Советского Союза во второй половине 80-х - начале 90-х гг.: окончание «холодной войны» и попытки строительства новых международных отношений.
61.Отмена крепостного права в России: причины, сущность и значение.
62.Межнациональные конфликты в СССР конца 80-х - начале 90-х гг. Распад Советского Союза и возникновение СНГ.
63.Реформы 60-70-х гг. XIХ в. и их значение для развития России.
64.Внешняя политика Российской Федерации (1992 г. - настоящее время).
65.Внешняя политика России во второй половине ХIХ - начале ХХ в.
66.Радикальные экономические реформы и их значение для Российской Федерации (1992 г. - настоящее время).
67.Социально-экономическое развитие России в конце ХIХ - начале ХХ в. «Контрреформы».
68.Межнациональные конфликты в Российской Федерации. положение на Северном Кавказе.
69.Этапы развития российской исторической науки и варианты периодизации истории.
70.Процесс создания новых российских государственных институтов: основные положения Конституции 1993 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских занятий
Дисциплина: «Отечественная история»
Специальности: 080115 – «Таможенное дело»
030501 – «Юриспруденция»
080102 – «Мировая экономика»
080502 – «Экономика и управление
на предприятии (таможня)»
Автор:
Ольга Анатольевна Ищенко
Издано в авторской редакции
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность: юриспруденция (очная форма обучения)
№ темы | Название модуля, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | |||
Всего | аудиторные занятия | Самост. работа | |||
Лекции | Семинары | ||||
Модуль 1.Государство Русь IX- первая половина XVI в. | |||||
1.1 | История как наука | - | |||
1.2 | Древняя Русь (IX-первая половина XII в.) | ||||
1.3 | Борьба Руси с иноземной агрессией Объединение русских земель вок-руг Москвы(вторая половина XII-первая половина XVI в.) | ||||
Модуль2.Московское государство Вторая половина XVI в. –XVIII в. | |||||
2.1 | Московское государство и общество во второй половине XVI-XVII в. | ||||
2.2 | XVIII столетие и начало новой эры в истории России | ||||
Модуль 3.Российская империя XIX в. начало XX в. | |||||
3.1 | Россия в первой половине XIX в.: Внешнеполитическое могущество и внутриполитический кризис | ||||
3.2 | Российское государство и общество во второй половине XIX в. | ||||
3.3 | От Российской империи к СССР: Эпоха воин и революционных потрясений | ||||
Модуль 4.Советское государство. | |||||
4.1 | Советская держава: этапы великого пути | ||||
Модуль 5. Российская Федерация | |||||
5.1 | От СССР к Российской Федерации: Кардинальные изменения в экономике и политике | ||||
экзамен | |||||
ИТОГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ