Комплекс маркетинговых коммуникаций
Маркетинговая коммуникация – процесс обмена сообщениями фирмы, производящей товары или оказывающей услуги, и различных субъектов рынка (потребителей, посредников, конкурентов, поставщиков, общественных организаций, финансово-кредитных организаций, представителей власти, местного сообщества, персонала собственной фирмы).
Маркетинговые коммуникации преследуют две цели.
1. Стимулирование спроса.
2. Улучшение образа компании.
В современной перенасыщенной информационной среде маркетинговые коммуникации решают четыре основные задачи :
|
|
|
Рис. 96. Основные задачи маркетинговых коммуникаций
К важнейшим функциям маркетинговых коммуникаций относятся:
· Информирование потребителей (о фирме, параметрах товаров и услуг, местах продажи, распродажах и т.д.);
· Убеждение (в обоснованности выбора товара или услуги, реалистичности цен, в хорошей репутации фирмы и т.д.);
· Напоминание (о фирме, товарах и услугах и т.д.);
· Создание, поддержание или изменение образа фирмы, товара или услуги;
· Обеспечение послепродажного обслуживания для потребителей и т.д.
Основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций показаны на рис. 97.
|
Рис. 97. Элементы комплекса маркетинговых коммуникаций
Комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из четырех основных средств воздействия:
1) рекламы;
2) прямого маркетинга и личных продаж
3) стимулирования сбыта;
4) РR.
На выбор тех или иных средств коммуникационного воздействия оказывает влияние множество факторов, например:
■ тип товара (товары промышленного или потребительского назначения);
■ этап жизненного цикла товара;
■ степень покупательской готовности потенциального клиента;
■ стратегия продвижения (стратегия проталкивания (протаскивания) или комбинирования);
■ особенности комплекса маркетинговых коммуникаций конкурентов;
■ характеристика целевого рынка;
■ финансовые возможности предприятия и др.
СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ
Основная цель сбытовой политики предприятия — обеспечение доступности товаров для потребителей. Для ее достижения необходимо:
ü выявить потребность целевого рынка и рассчитать его емкость;
ü определить эффективные каналы распределения;
ü довести как можно быстрее товары до потребителей;
В понятие сбыта включаются следующие элементы: транспортировка, складирование, хранение, доработка, продвижение к розничным и оптовым торговым звеньям, предпродажная подготовка, собственно продажа.
Система сбыта — комплекс, состоящий из сбытовой сети предприятия и тех каналов сбыта, которые ею пользуются для продажи товаров.
К основным элементам системы сбыта относятся:
ü канал сбыта — определяющее звено системы сбыта данного товара, характеризующее особенности функционирования, условия и ограничения сбытовой деятельности;
ü оптовик (оптовый торговец) — лицо (предприятие), приобретающее значительные количества товаров у различных производителей и ограничивающее их движение в розничной торговле;
ü розничный торговец — лицо (предприятие), непосредственно сбывающее относительно большое количество товаров конечному потребителю и приобретающее товар либо у оптовика, либо у производителя;
ü брокер — торговый посредник, организующий продажу товара, не приобретая его в собственность;
ü комиссионер — лицо, имеющее склад с товарами, которые оно продает от своего имени, но за счет предприятия производителя;
ü оптовый агент — работник по договору с предприятием-продавцом, ведущий операции за его счет; при этом ему может быть передано исключительное право сбыта товаров предприятия в определенных размерах;
ü консигнатор — лицо, имеющее свой склад и товары, но на основе консигнации (т.е. товар передается ему на ответственное хранение продуцентом);
ü торговый агент (сбытовой агент) — лицо, самостоятельно продающее товары предприятия покупателям и имеющее различный статус: работающее с ограничениями (на условиях консигнации), обслуживающее только данное предприятие или данного потребителя и т.д.;
ü дилер — широко распространенный тип сбытового агента, специализирующегося, как правило, на продаже товаров длительного пользования, требующих значительных объемов сервиса, который сам дилер и его помощники обычно не осуществляют.
Функции системы сбыта:
ü формирование стратегии сбыта;
ü выбор каналов сбыта;
ü формирование и обработка массива документации, отражающей заказы потребителей (в том числе промежуточных);
ü упаковка товара;
ü формирование партий товаров в соответствии с нуждами потребителей;
ü складирование товара перед транспортировкой и его необходимая доработка на складах;
ü организация транспортировки товаров;
ü помощь посредникам в организации эффективной продажи товаров;
ü сбор и систематизация мнений конечных и промежуточных потребителей о товарах и предприятии.
Организация продажи товаров конечному потребителю может осуществляться путем:
— предложения товаров в розничном торговом предприятии («мерчендайзинга»);
— лицензированной торговли («франчайзинга»);
— прямых контактов с потребителем («директ-маркетинга»).
В практике маркетинга различают различные системы сбыта
Виды систем сбыта
Вид системы сбыта | Сущность |
Простая | Наличие только производителя и потребителя |
Сложная | Имеется сеть собственных сбытовых филиалов, дочерних филиалов, независимых посредников, оптовых и розничных фирм |
Традиционная | Состоит из независимых производителя, одного или нескольких оптовых торговцев, а также розничных торговцев. Все участники самостоятельны. Их основная цель — получение максимума прибыли на своем участке цепи сбыта |
Вертикальная в том числе: — корпоративная — договорная — управляемая административно | Состоит из производителя, одного или нескольких оптовых, а также розничных продавцов, объединенных едиными целями и интересами, а потому действует как система. Один из участников обычно играет главенствующую роль — действует в рамках оргструктуры данного предприятия; — действует в рамках договорных отношений, координирующих программ; — действует в рамках влияния одного из участников |
Горизонтальная | Представляет собой объединение двух или более предприятий при совместном освоении данного рынка |
Многоканальная | Предполагает использование и прямых, и косвенных методов сбыта: торговля организуется через собственную сбытовую сеть, а также через независимых посредников |
Основные задачи сбытовой политики фирмы показаны на рис. 90.
Рис. 90. Задачи сбытовой политики фирмы
При формировании сбытовой политики фирма должна ответить на следующие основные вопросы.
· Где и когда потребителю удобнее приобретать товар?
· Какого уровня обслуживания ожидает потребитель?
· Как заинтересовать посредников в сотрудничестве?
· Каковы будут издержки сбыта?