Период с начала XIX в. до настоящего времени.
1. Подумайте, почему Александр I так и не решился на отмену крепостного права и введение Конституции в Российской империи повсеместно?
2. Каково историческое место движения декабристов и в чем состоит его историческое значение?
3. Как вы думаете, в чем оказались правы славянофилы, а в чем западники в трактовке прошлого и будущего России?
4. Какие факторы определили условия крестьянской реформы 1861 г.? Могла ли эта реформа быть более радикальной?
5. В чем состоят особенности российского парламентаризма?
6. Сравните замысел и итоги столыпинских реформ. Почему они не были завершены?
7. Сравните революцию 1905 – 1907 гг. и Февральскую революцию 1917 г. В чем их сходство и различие?
8. От чего зависел выбор пути общественного развития России после Февральской революции?
9. Почему Временное правительство так и не сумело стать сильной властью?
10. Можно ли было предотвратить Октябрьскую революцию? Если да, то когда и как?
11. Является ли Октябрь 1917 г. чисто российским феноменом или он был каким-то образом связан с общеевропейским кризисом?
12. В чем заключалась сила и слабость Белого движения?
13. Каковы основные черты «военного коммунизма» и являлось ли его введение следствием лишь утопических воззрений большевиков?
14. Какие противоречия порождала нэповская модель развития страны? В чем заключались причины свертывания НЭПа?
15. Какой принцип был положен в основу создания СССР? Какие этапы можно выделить в создании СССР? Мог ли Советский Союз быть действительно федеративным государством?
16. В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации?
17. В чем вы видите объективные причины утверждения в СССР тоталитарного режима? Какие субъективные факторы способствовали этому?
18. Под воздействием каких факторов и традиций она сформировалась?
19. Охарактеризуйте заключенный 23 августа 1939 г. так называемый «пакт Риббентропа ‑ Молотова». В чем вы видите плюсы и минусы советско-германских соглашений?
20. Каковы были основные причины Второй мировой войны? В чем их сходство и различие с причинами Первой мировой войны?
21. Какие тенденции проявлялись в массовом сознании после войны?
22. Как бы вы в целом могли охарактеризовать период «оттепели»? Определите его место в последующей истории страны.
23. Чем вызвано появление диссидентского движения? Какую роль в истории страны оно сыграло?
24. Объясните, почему к середине 80-х гг. были исчерпаны возможности старой системы в СССР? Какие новации предложил М.С. Горбачев в политике и экономике?
25. В чем проявился кризис политики перестройки в начале 90-х гг.? Почему ее реализация привела к нарастанию социально-политической напряженности в обществе?
26. Можно ли было сохранить Советский Союз?
27. Как вы оцениваете перемены в политической системе России, произошедшие за последние годы?
28. Имеют ли шансы национальные проекты на удачное завершение?
29. Может ли Россия войти в пятерку индустриально развитых стран мира к 2020 г.
Тренировочные тестовые задания
Тема: ДРЕВНЯЯ РУСЬ
1. В каком году произошло легендарное призвание варягов на Русь?
1)862; 2)882; 3)912; 4)972.
2. Какая битва произошла в 1223 г. ?
1) новгородцев с суздальцами;
2) Романа Мстиславовича с поляками;
3) на реке Калке;
4) Невская битва.
3. С каким государством Древняя Русь заключила свой первый международный договор?
1) со Швецией;
2) с Византией;
3) с Польшей;
4. Как называется древнейшая известная христианская церковь, сооруженная в Киеве?
1) Софийский собор;
2) Спасо-Преображенский собор;
3) Десятинная церковь;
4) Церковь Покрова на Нерли.
5. Что из перечисленного произошло в княжение Ольги?
1) Русь приняла христианство;
2) Была достигнута окончательная победа над печенегами;
3) Была составлена "Повесть временных лет";
4) Полюдье было заменено повозом.
6. Как назывался смерд, попивший в зависимость от владельца земли за ссуду деньгами или зерном?
1) холоп; 2) закуп; 3) рядович; 4) челядин.
7. Что такое фреска?
1) изображение, сделанное масляными красками на
2) деревянной доске;
3) роспись по сырой штукатурке водяными красками;
4) книжная миниатюра;
5) изделие из кусочков смальты или цветного стекла.
8. Что из перечисленного относится к предпосылкам
образования Древнерусского государства?
1) великое переселение народов;
2) крещение Руси;
3) подсечно-огневое земледелие;
4) переход от родовой общины к соседской.
9. Назвать следствие политической раздробленности.
1) рост городов;
2) упадок ремесла;
3) сокращение внешней торговли;
4) укрепление обороноспособности страны.
10. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) съезд князей в Любече;
2) Ледовое побоище;
3) взятие Киева войском Батыя;
4) первое упоминание о Москве.
11. Соотнесите события и годы:
1)крещение Руси; А) 988-989;
2)договор Руси с Византией; Б) 882;
3)расправа древлян над князем Игорем; В) 945;
4)поход князя Олега на Киев. Г) 907.
12. Соотнесите имена и события:
1) Ярослав Мудрый; А) перенос столицы во Владимир;
2) Владимир Мономах; Б) начало составления "Русской правды";
3) Александр Ярославич; В) победа в Невской битве;
4) Андрей Боголюбский. Г) попытка восстановить единство Руси.
Вопросы, требующие краткого ответа, состоящего из одного слова, словосочетания, даты, года или аббревиатуры.
13. Назовите имя первого русского митрополита, автора "Слова о законе и благодати": ____________.
14. Назовите город, который монголы прозвали "злым", поскольку несмотря на население в тысячу человек, он выдерживал осаду войска Батыя 7 недель: _______________.
15. Вставьте в текст отрывка "Повести временных лет " пропущенное имя:
«Когда ____________ вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел... И посылал в иные земли со словами:
«Иду на вы!» И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам...». Пошел _____________ на хазар.»
Тестовое задание 2