Экономическое реформирование России
Одним из приоритетных направлений развития России была экономическая реформа, призванная вывести страну из экономического кризиса и обеспечить переход к рынку. Однако в политической элите существовало различное понимание форм и методов перехода к рыночной экономике. Теоретически говоря, экономические реформы можно было проводить поэтапно, в течение достаточно длительного периода времени или быстро, методом «шоковой терапии». Кроме того, возможен был выбор различных моделей будущей экономики. Сторонники идей Дж. Кейнса считали, что капиталистическая экономика не является саморегулирующейся системой, поэтому для ее оптимального функционирования необходимо постоянное вмешательство государства. Сторонники экономического либерализма (монетаризма) предлагали использование финансовых рычагов в качестве главных регуляторов экономики и выступали за ограничение функций государства.
Очевидно, что эволюционный путь реформирования был бы предпочтительнее радикальной ломки, которая всегда сопровождается социальными издержками. Однако есть основания полагать, что неустойчивость и неопределенность государственно-политического развития, слабость новых органов власти, стремительный развал СССР, системный экономический кризис, а также некритическое восприятие либералами западных ценностей и настойчивые рекомендации западных экспертов делали практически невозможным постепенный и контролируемый переход к рынку. Своеобразие российских преобразований 90-х гг. состояло и в том, что реформирование экономики происходило одновременно со становлением новой государственной власти, что неизбежно порождало стихийность экономических процессов, слабую управляемость реформами.
На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой экономических реформ, которая предусматривала либерализацию цен и заработной платы, свободу торговли и приватизацию. Президент лично возглавил правительство, в котором министром экономики и финансов стал Е. Гайдар. Однако к январю 1992 г., когда началась экономическая реформа, программы перехода к рынку как комплексной системы поэтапных мер не было. Существовало лишь общее представление о наборе экономических инструментов для создания рыночных механизмов.
Экономическое реформирование России прошло ряд этапов. Радикальные экономические реформы в России начались 2 января 1992 г. с освобождения цен. По замыслу реформаторов, это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства и устранение правительства от контроля над формированием цен привели к их неконтролируемому росту (к концу года не менее чем в 30 раз). При этом зарплата увеличилась в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация вкладов в сберкассах, что привело к их одномоментному обесценению (прямые потери населения составили около 500 млрд. руб.).
Для того чтобы активизировать рыночный товарооборот, ликвидировать государственную монополию в торговле, стимулировать адаптацию населения к рынку, в январе 1992 г. был подписан указ о свободе торговли. В это же время были отменены ограничения на импорт, что сыграло роль катализатора в развитии частной торговли. Произошло быстрое наполнение магазинов товарами, ликвидация товарного дефицита. Одновременно с этим резко сократился розничный товарооборот, что свидетельствовало о значительном снижении покупательной способности населения.
В промышленности произошло сокращение объемов выпускаемой продукции при значительном росте цен на изделия. Разразился кризис неплатежей, росла взаимная задолженность предприятий, что порождало бартер в отношениях между предприятиями. Резко ухудшилось положение в аграрном секторе. Жесткая бюджетная политика, направленная на устранение дефицита государственного бюджета и сокращение инфляции, сопровождалась резким сокращением расходов на социальные нужды, оборону, науку.
Преобразования вызвали недовольство и массовое протестное движение. Опасаясь открытого социального взрыва, Б. Ельцин летом 1992 г. внес коррективы в правительственный курс. Произошло смягчение денежно-кредитной политики, было восстановлено льготное кредитование предприятий, отраслей и регионов, отсрочены и частично погашены за счет государства кредиты, введены налоговые и таможенные льготы. Осенью был произведен взаимозачет долговых платежей предприятий, увеличен объем денежной массы в стране. Эти меры противоречили идеологии монетаризма. С декабря 1992 г. правительство возглавил В.С. Черномырдин. Тем самым официально закончился период «реформ Гайдара» в экономике.
Официальные статистические итоги 1992 г. выглядели драматично. Цены на продовольствие выросли в 26 раз, реальные доходы населения составили 44% от уровня начала 1992 г. По производству национального дохода Россия оказалась на уровне 1976 г., по уровню потребления-середины 60-х гг. Не удалось добиться бездефицитного бюджете и сбить инфляцию. Уровень инфляции в 1992 г. составил 2509%. Разумеется, в обществе не было единства в оценке результатов реформ 1992 г. Одни видели заслугу правительства в том, что оно положило начало формированию рыночной системы в стране. Другие отмечали непомерно высокую социальную цену реформ, пренебрежение реальным сектором экономики, криминализацию экономической жизни и неправедное перераспределение национального богатства.
Второй этап реформирования охватывает период 1993-1998 гг. В центре внимания руководства стояла проблема финансовой стабилизации, для обеспечения которой необходимо было сократить инфляцию и бюджетный дефицит. В 1993-1998 гг. подавление инфляции осуществлялось высокими темпами: в 1993 г. она составляла 840%, в 1994 г. – 215%, в 1995 г. – 131%, в 1996 г. – 21%. Однако снижение инфляции сопровождалось ухудшением основных макроэкономических показателей. За 1992-1998 гг. ВВП сократился почти на 44%, объем промышленного производства – на 56%. Экономику охватил глубочайший инвестиционный кризис. Существенно снизился дефицит бюджета, однако это произошло в результате отказа государства от выполнения многих социальных обязательств. Потребительский рынок был заполнен товарами, но это обеспечивалось за счет увеличения импорта в обмен на топливно-энергетические ресурсы, повышения цен и падения платежеспособного спроса. В результате дефицит не был ликвидирован, а перешел из товарной формы в денежную.
Главным фактором углубления экономического кризиса оставалось состояние бюджета. Для покрытия дефицита бюджета правительство проводило сокращение государственных расходов и заимствование средств. Дефицит бюджета покрывался за счет облигаций федерального займа, кредитов международных финансовых организаций, зарубежных банков и правительств, государственных краткосрочных обязательств. В результате стремительно увеличивался государственный долг. К середине 1998 г. внутренний государственный долг превысил 25% ВВП. Внешний долг к началу 1998 г. превысил 20% ВВП (более 156 млрд. долл.). Расходы по обслуживанию государственного долга составили почти 33% от расходов федерального бюджета.
В этих условиях правительство, которое с марта 1998 г. возглавил С. Кириенко, пошло на ряд чрезвычайных мер. 17 августа Правительство и Центральный банк заявили о девальвации рубля и пересмотре долговых обязательств государства, включая мораторий на выплаты по кредитам. По оценкам специалистов, важнейшими последствиями кризиса стали свертывание деятельности в наиболее рыночных секторах экономики, рост безработицы и потребительских цен, сокращение реальных доходов населения, падение доверия к банкам и национальной валюте. Кризис продемонстрировал неэффективность проводившейся с 1992 г. политики реформирования. Правительство С. Кириенко ушло в отставку.
Главной задачей правительства Е.М Примакова стала стабилизации экономики России. Правительство заявило об активной поддержке отечественной промышленности и аграрного сектора. Снижение налогового бремени с «реального сектора» и сокращение импорта, вызванное падением национальной валюты, способствовали оживлению промышленности. Был введен более жесткий контроль над деятельностью экспортеров. Все эти меры означали усиление регулирующей роли государства в экономике. Наряду с ростом мировых цен на нефть это способствовало стабилизации экономики.
Одним из приоритетных направлений экономической реформы явилась приватизация государственной собственности. В 1990 г. в СССР была легализована частная собственность. В 1991 г. Верховный Совет России принял закон о приватизации. В контексте намеченных на 1992 г. радикальных экономических реформ изменениям отношений собственности придавалось громадное значение. В ноябре 1991 г. Государственный комитет по управлению имуществом возглавил А.Б. Чубайс. В первой половине 1992 г. развивалась «малая приватизация» (торговли, сферы услуг, квартир) и готовились условия для «большой приватизации», т.е. массовой приватизации средних и крупных предприятий. Предстояло «разгосударствить» более 240 тыс. хозяйственных объектов. То, каким образом будет проводиться приватизация, определяло не только возможность складывания рыночной экономики, но и характер будущего рынка: будет это рынок цивилизованный или дикий.
Процесс приватизации проходил в два этапа. Первый этап – этап ваучерной приватизации (1992-1994 гг.). 14 августа 1992 г. был опубликован Указ Президента, положивший начало чековой приватизации. Данная модель предусматривала преобразование государственных предприятий в акционерные общества с их последующей передачей гражданам страны. Для участия граждан в приобретении акций вводились приватизационные чеки, каждый стоимостью 10 тыс. рублей. Полученные чеки предстояло обменять на акции предприятий. С этой целью создавались Чековые инвестиционные фонды. В целом по России их было зарегистрировано около 650. Однако многие ЧИФы оказались мошенническими структурами.
В результате первого этапа приватизации в России началось создание институциональных основ рыночной экономики. На 1 января 1995 г. насчитывалось более 25 тыс. зарегистрированных акционерных обществ. Началось формирование рынка ценных бумаг. Были созданы тысячи инвестиционных, страховых, пенсионных компаний, множество коммерческих банков. К 1 июля 1994 г. было разгосударствлено 70% промышленных предприятий, а доля государственной собственности в стоимости имущества сократилась до 35%.
Вместе с тем, в процессе приватизации не был создан слой эффективных собственников, не была повышена эффективность деятельности предприятий, не были обеспечены социальная защита населения и финансовая стабильность, не была создана конкурентная среда и привлечены иностранные инвестиции. С другой стороны, приватизация вызвала огромный рост преступности, коррупции. Не случайно, Государственная дума признала в декабре 1994 г. итоги первого этапа приватизации неудовлетворительными.
Второй этап приватизации начался в середине 1995 г. Главная его особенность – переход к денежной форме приватизации. Широкий общественный резонанс получили залоговые аукционы 1995-1996 гг. Правительство заимствовало у банков деньги, передавая им в доверительное управление на определенный период акции крупнейших предприятий. Это дало казне 5,1 трлн. руб., однако средств для выкупа акций не нашлось, и предприятия перешли в частные руки. Разумеется, законность таких сделок сомнительна.
По мнению некоторых исследователей, с 1997 г. начался новый этап приватизации, для которого был характерен переход от массовой приватизации к индивидуальным проектам по ежегодно утверждаемым правительством программам приватизации.
В результате приватизации к концу 90-х гг. произошли радикальные изменения в структуре собственности. В 1998 г. к государственной собственности относились 12,5% предприятий, к частной – 73,1%, к собственности общественных организаций- 5,7%, к смешанной - 8,7% хозяйственных объектов. В 1998 г. негосударственный сектор произвел свыше 2/3 ВВП. Все это является важнейшим условием утверждения рынка. Однако в стране не удалось создать экономический и правовой механизм эффективного использования новых отношений собственности. Кроме того, рыночные преобразования привели к росту преступности, массовой бедности, вызвали глубокое разочарование у миллионов людей, оскорбленных попранием принципов социальной справедливости и откровенным разворовыванием национального богатства нуворишами. Все это породило дискуссию об итогах приватизации, ее легитимности и судьбе приватизированных предприятий.
Одним из направлений экономического реформирования 90-х гг. была аграрная реформа. Реформа предусматривала ускоренную реорганизацию колхозов и совхозов, широкую фермеризацию, отказ от государственной поддержки АПК, создание рынка земли. Вокруг проблем аграрного реформирования длительное время ведутся дискуссии, в центре которых находится вопрос о допустимости купли-продажи земли, о перспективах фермерства в России, о роли государства в развитии АПК. Между тем ситуация в аграрном секторе на протяжении 90-х гг. оставалась критической. Происходило разрушение производственного и социально-культурного потенциала деревни, резкое ухудшение положения большинства крестьянства, сокращение объемов производства при одновременной экспансии импорта продовольствия.
Подводя краткие итоги экономических реформ, можно сказать, что была ликвидирована советская плановая система с ее монополией государственной собственности, командными методами управления, хроническими дефицитами и т.п. В стране утвердилась частная собственность и все виды рынков, произошла либерализация внешней торговли, сформировался слой предпринимателей, наблюдается потребительский бум, широкое развитие получили сфера услуг, туристический бизнес, сформировались необходимые структуры рыночной экономики, изменилась экономическая роль государства, сложились принципиально новые налоговая и таможенная системы и т.д.
Однако экономическая реформа имела множество отрицательных социально-экономических последствий. К их числу можно отнести резкое падение производства во многих отраслях, недостаток инвестиций в реальный сектор экономики, безработицу, узость внутреннего рынка и массовую бедность, долларизацию экономики, бегство капиталов за рубеж, топливно-сырьевую направленность экспорта, деструктивную конверсию, разрушение основных производственных фондов, снижение уровня социальной защищенности населения, рост смертности и падение рождаемости, рост преступности и коррупции, алкоголизма и наркомании, резкую дифференциацию доходов, падение нравственности и т.д.
Этап экономического развития России, наступивший после 1998 г., характеризуется не только сохранением многочисленных проблем, но и укреплением некоторых позитивных тенденций. Важной экономической предпосылкой развития России стал рост мировых цен на энергоносители, что привело к увеличению поступлений в бюджет страны и росту золотовалютных ресурсов (в середине 2005 г. – 151 млрд. дол.). Наблюдаются позитивные сдвиги в развитии промышленности, сельского хозяйства. Ежегодно увеличивается валовой внутренний продукт. Растут иностранные инвестиции. Повышаются реальные доходы населения. Укрепляется законодательная база российской экономики.
Современный экономический курс отличают следующие характерные черты. Во-первых, высокая динамика экономики России (6-8% в год), значительно превышающая темпы развития мировой экономики. Во-вторых, поворот в сторону государственного участия в развитии реального сектора экономики при сохранении рыночного регулирования на макроэкономическом уровне. Механизмом развития экономики становится частно-государственное партнерство. Государство вернуло контроль над «Газпромом», приобрело активы «ЮКОСа» и «Сибнефти», является главным акционером Сбербанка и Внешторгбанка, монополистом в экспорте вооружений. В 2007 г. были созданы мощные государственные корпорации (Росатом, Ростехнологии, в области ЖКХ, «Сочи»). В-третьих, целенаправленное государственное регулирование по переводу экономики на инновационные рельсы, стимулированию модернизации экономики. В-четвертых, использование для ускорения экономического развития средств, полученных за счет высоких мировых цен на сырье. Впервые в истории страны золотовалютные запасы приблизились к 500 млрд. $ (конец 2007 г.). В-пятых, ориентация экономического развития на повышение уровня жизни населения. Серьезный поворот экономики страны к социальной сфере обозначило принятие (январь 2007 г.) и реализация приоритетных национальных программ в области образования, здравоохранения, жилищного строительства, развития АПК.
Разумеется, в социально-экономическом развитии России сохраняются многочисленные проблемы. Среди них: высокий уровень неравенства доходов, изношенность основных фондов, кризис сельского хозяйства и высокая зависимость от импорта продовольствия, криминализация различных сфер общества, коррупция, нефтегазовая ориентация российского экспорта, демографический кризис и др. Тем не менее, в последние годы в развитии российской экономики отчетливо проявились положительные тенденции.
Россия и внешний мир
Распад СССР и возникновение независимых государств нарушили политический баланс в мире, существенно повлияли на ход мирового интеграционного процесса. Общая нестабильность системы международных отношений резко возросла. Окончание «холодной войны» привело к кардинальным изменениям в расстановке сил на международной арене, к реструктуризации всей системы международных отношений. На смену биполярному миру и противостоянию двух систем пришла иная организация международных отношений, в рамках которой России предстояло определить свой статус. При этом в российской правящей элите, которая ориентировалась на западную модель развития, доминировали представления о том, что страна ускоренно интегрируется в евроатлантические структуры, что США и Западная Европа являются главными партнерами России. Реализация данной стратегии связана с деятельностью министра иностранных дел А.В. Козырева. Однако страны Запада не хотели видеть нашу страну равноправным партнером и постоянно игнорировали ее законные интересы. Только в середине 90-х гг. в правящих кругах страны окрепло убеждение в том, что Россия должна более твердо отстаивать свои национальные интересы.
Во внешней политике России особое место занимали отношения со странами «ближнего зарубежья», прежде всего в рамках СНГ. Первые два года существования СНГ характеризовались центробежными тенденциями. Начался раздел вооружения, создание национальных армий, возникли очаги напряженности, вооруженные конфликты, обострились споры о границах. В 1993 г. была ликвидирована единая рублевая зона и прекратилось существование общего экономического пространства, завершился раздел Советской Армии и формирование национальных вооруженных сил.
Несмотря на многочисленные декларации об особом характере отношений между странами Содружества, реальная политика не была столь радужной. В рамках СНГ в 90-е гг. было подписано около двух тысяч соглашений, большая часть которых не была реализована. Так, не выполнялся ташкентский Договор о коллективной безопасности, не была реализована совместная охрана границ. Внутри СНГ шел процесс формирования различных коалиций, причем нередко без участия России. Во второй половине 90-х гг. стало очевидно, что СНГ было создано не столько для интеграции республик СССР, сколько для смягчения последствий распада союзного государства. Закономерно в этой связи, что в российской политике начались перемены в отношениях со странами СНГ. Задачи интеграции в военно-политической сфере отошли на второй план, происходила «экономизация» связей, акцент переносился на налаживание сотрудничества с отдельными участниками СНГ (Белоруссия, Казахстан, Киргизия). Идет формирование региональных объединений различной конфигурации. Так, все большую роль для России приобретает Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан.
В развитии отношений с бывшими республиками СССР существовали непростые проблемы. В их числе: положение «русскоязычного» населения в государствах Прибалтики, Молдавии, Киргизии, Казахстане (за пределами России оказалось 24 млн. русских, которые нередко подвергались бытовому национализму и дискриминации); территориальные и исторические претензии стран Балтии к России; события в Южной Осетии, Абхазии, Аджарии, Панкисском ущелье, затрагивающие российско-грузинские отношения, – непростые при Э. Шеварднадзе и ухудшившиеся при М. Саакашвили; противоречия с Украиной из-за Крыма, Севастополя и Черноморского флота, транзита российского газа, статуса русского языка на Украине, усиления прозападных настроений на Украине после прихода к власти В. Ющенко в конце 2004 г.; правовой статус Каспийского моря – одного из наиболее богатых нефтью регионов мира; отношения со странами среднеазиатского региона, где укрепляются позиции США. В 2004-2005 гг. по периметру СНГ не без участия США прошли «оранжевые революции» в Грузии, Украине, Узбекистане, Киргизии. Противоречиво и сложно идет формирование российско-белорусского союза, заключенного в апреле 1997 г.
Существенно изменились отношения с Дальним зарубежьем, т.е. со странами, не входившими прежде в состав СССР. Эти отношения развивались в военно-политической и экономической сферах. Причем, в военно-политической сфере Россия проводила политику уступок и открытости, шла навстречу стратегическим интересам США. С одной стороны, это обеспечивало России международную поддержку в период становления как самостоятельного государства. С другой стороны, безоговорочно поддерживая действия США, например, инспекцию иракских военных объектов и экономические санкции против Ирака и Югославии, Россия шла вразрез со своими интересами на Ближнем и Среднем Востоке, на Балканах, наносила ущерб экономическим интересам. При этом западные партнеры, прежде всего США, далеко не всегда отвечали нам взаимностью. Позитивные изменения во внешней политике России, укрепление ее самостоятельности стали проявляться только после назначения министром иностранных дел Е. Примакова (январь 1996 – сентябрь 1998). Так, Россия отказалась от экономических санкций против Югославии, осудила бомбардировку Ирака американцами в сентябре 1996 г.
Новый характер приобрели отношения России со странами Центральной и Восточной Европы. После распада Варшавского договора и СЭВ началась переориентация стран «народной демократии» на Запад. Россия фактически потеряла военно-политических союзников и важных партнеров в экономике. В 90-е гг. многократно сократились масштабы экономического сотрудничества между Россией и странами ЦВЕ, оказались разорванными хозяйственные, научные, культурные связи, устанавливавшиеся десятилетиями.
Еще более сложно и противоречиво складывались отношения со странами ЦВЕ в политической сфере. В 1994 г. завершился вывод наших войск из бывших социалистических стран и государств Балтии. Руководители государств ЦВЕ в качестве главных задач ставили экономическую и политическую интеграцию с Евросоюзом и НАТО. К сожалению, Россия не видела в стремлении вчерашних союзников вступить в НАТО большой опасности.
Между тем, геополитика США была нацелена на создание однополюсного мира, в котором должна доминировать одна сверхдержава, стоящая во главе НАТО. Первоначально среди российских политиков были распространены представления о том, что НАТО будет распущено вслед за Организацией Варшавского договора, что постепенно НАТО будет трансформироваться в преимущественно политическую структуру. В декабре 1991 г. Б. Ельцин заявил даже о готовности России присоединиться к НАТО. Однако НАТО переориентировалось на новые военно-стратегические цели, взяло курс на расширение круга его участников, на решение вопросов обеспечения безопасности даже в обход ООН. Россия не сразу правильно сориентировалась в этой ситуации и весьма неактивно выступала против продвижения НАТО на Восток. Более того, министр иностранных дел России А. Козырев считал, что «расширение НАТО на Восток никому не угрожает».
Для сотрудничества с не участвующими в альянсе странами в январе 1994 г. была принята программа «Партнерство во имя мира». Россия сдержанно отнеслась к этому проекту, присоединилась к нему только в мае 1995 г. В декабре 1996 г. сессия НАТО санкционировала начало расширения альянса. Несмотря на активную дипломатическую кампанию, противостоять этому Россия не могла и пошла на подписание в мае 1997 г. Основополагающего акта о взаимоотношениях с НАТО. В документе определялись цели и механизм консультаций и сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий. Был создан постоянный совет Россия-НАТО.
Основополагающий акт, не давая России никаких прав или гарантий безопасности, юридически оформил движение НАТО на Восток. Подписание этого документа – крупнейшая внешнеполитическая ошибка российского руководства 90-х годов. В 1999 г. членами НАТО стали Польша, Чехия и Венгрия, а в 2004 г. – Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Болгария. Такая политика противоречит национальным интересам России. Расширение блока НАТО наглядно продемонстрировало слабость России и наличие глубоких противоречий между Россией и США. В настоящее время в кругах НАТО рассматриваются перспективы принятия в альянс Грузии и Украины.
Кроме того, члены НАТО вовсе не рассматривали Россию в качестве равноправного партнера, а возможности России влиять на политику альянса через механизм, предусмотренный Основополагающим актом, оказались малоэффективными. К чему может привести Европу, да и весь мир «обновленный» блок НАТО, наглядно показывают бомбардировки авиацией НАТО Союзной Республики Югославия (1999 г.).
Активное участие в европейских делах Россия принимает в рамках Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ), расширяет связи с Европейским союзом (ЕС). В 90-е гг. ЕС выступал как важнейший торговый партнер России. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. В целом многосторонние и двусторонние отношения России с европейскими государствами развиваются динамично и во многом конструктивно, хотя сохраняются и различные противоречия, например, в подходах к чеченской проблеме. В 2005 г. Евросоюз и ПАСЕ поставили вопрос о возвращении Японии Курил.
После распада СССР изменились масштабы и характер экономических отношений с зарубежными странами. В силу объективных причин (сокращение территории и численности населения, снижение ВВП, разрыв интеграционных связей, ограничение доступа к Черному и Балтийскому морям) Россия уже не могла играть прежней роли в мировой торговле и международном разделении труда. Ее возможности снизились также в связи с сокращением объемов производства и утратой позиций в сфере передовых технологий. Одним из приоритетных внешнеэкономических задач в 90-е гг. стало привлечение иностранных инвестиций. Россия стала участником различных экономических организаций и совещаний. Ожидается вступление России в ВТО. Однако роль России на рынке передовых технологий неуклонно сокращается. В результате за Россией в системе международного разделения труда все больше закрепляется статус поставщика топливно-сырьевых ресурсов.
Со второй половины 90-х гг. российская дипломатия стала больше внимания уделять контактам со странами Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. Заметно активизировались отношения с Китаем. В 1996 г. Россия и Китай взяли курс на установление равноправного доверительного партнерства, ориентированного на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Взаимоотношения с КНР развиваются весьма плодотворно, однако в отношениях с Китаем есть и проблемы. В настоящее время впервые за 150 лет Россия выступает в роли государства экономически более слабого, чем Китай. Разность экономических потенциалов влияет на характер и структуру экономических связей двух государств. Существенной проблемой российско-китайских отношений становится массовый наплыв (нередко нелегальный) граждан Китая в районы Сибири и Дальнего Востока, откуда нарастает отток граждан России.
В 90-е гг. существенно изменились характер и направленность российско-японских отношений. На смену отчужденности и даже взаимной неприязни прошлых десятилетий пришло стремление нормализовать взаимоотношения и активно их развивать на основе учета национально-государственных интересов. Правда, развитие отношений с Японией отягощено спором о принадлежности южной части Курильской гряды. Россия на законных основаниях владеет Курилами и не должна поступаться своими национальными интересами. В 1990 г. были восстановлены дипломатические отношения с Южной Кореей, а в 1992 г. между двумя странами был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. В то же время улучшение отношений с Сеулом привело к охлаждению отношений с Северной Кореей.
Одним из достижений российской внешней политики следует назвать поворот в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а в 1998 г. стала полноправным членом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
В начале XXI века отношения России и Запада начали переходить в новую фазу. В известной мере объединяющим Россию и Запад фактором стал международный терроризм. После террористических актов 11 сентября 2001 г. в США активизировались совместные действия против этого зла. В последние годы активно развивается политическое и экономическое сотрудничество России со странами Запада. Приобрели регулярный характер совещания «большой восьмерки», которая объединяет лидеров восьми ведущих государств мира. Однако подчас трудно уйти от мысли о том, что Россия не является подлинно равноправным партнером Запада. Более того, на Западе есть весьма влиятельные силы, которые хотели бы видеть в России не великую державу и равноправного партнера, а третьестепенную державу, с которой претендентам на мировое господство можно было бы не считаться. К началу тысячелетия внешняя политика России завершила стадию своего становления. Позади остался период, когда после развала СССР Россию не без причины рассматривали как страну, готовую быть ведомой, лишь бы «попасть в цивилизованное общество» (Е.М. Примаков). В 2000 г. были приняты три важных базовых документа, а именно: Концепция национальной безопасности, содержащая анализ внешних угроз интересам Российского государства. На основе Концепции были приняты Военная доктрина и Концепция внешней политики. Суть внешней политики России была изложена В.В. Путиным в послании Федеральному собранию (апрель 2002).»Мы строим со всеми государствами мира … конструктивные нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция - за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной… Российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и интересов – военно-стратегических, экономических, политических. А также с учетом интересов наших партнеров, прежде всего по СНГ». Позитивные перемены во внешней политике России все более отчетливо начали проявляться в последние годы. Так, выступая в Мюнхене на международной конференции по безопасности (февраль 2007 г.), В.В. Путин фактически признал уязвимость внешнеполитического курса, проводившегося с 1991 г. и подверг жесткой критике концепцию однополярного мира. Россия выступает против размещения в Чехии и Польше элементов ПРО США, активно критикует курс на принятие в НАТО Украины и Грузии, решительно осудила одностороннее провозглашение независимости Сербского края Косово. В начале 2008 г. Россия вышла из Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе, который, по словам В.В. Путина, вводил колониальные по своему характеру ограничения для России. Россия все более активно возвращается в качестве актора ближневосточного урегулирования. Принципиально важный характер имеет укрепление стратегического партнерства России Китая, что наглядно проявилось во время визита Д.А. Медведева в КНР в мае 2008 г.Таким образом, главным геополитическим последствием «холодной войны» стало разрушение СССР, уничтожение его как великой державы. За прошедшие с тех пор годы Россия утверждала свое место в новой системе международных отношений. Не всегда это было оптимально. Тем не менее, Россия сумела сохранить себя в качестве самостоятельной политической величины в современном мире. У нее нет явных крупных союзников, но с крупнейшими государствами поддерживаются нормальные отношения. Главной чертой внешнеполитического курса, которым пошла наша страна в новом веке, стало отстаивание национальных интересов России. Россия все более осознает свои национальные интересы, все больше укрепляет международные позиции и международный статус, играет все более заметную самостоятельную роль на мировой арене.