Учебно - методический комплекс

учебной дисциплины «История»

цикла Б1 (гуманитарный, социальный и экономический цикл)

направления 080100 «Экономика»

профиль 0801001 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 0801003 «Планирование и прогнозирование», 0801004 «Мировая экономика», 0801005 «Налоги и налогообложение», 0801006 «Статистика», 0801007 «Финансы и кредит», 08010010 «Региональная экономика»

Составитель

к.и.н., доцент ____________________ С.В. Филатов

Ростов-на-Дону

Содержание

Рабочая программа по дисциплине История. 3

Краткое изложение программного материала. 40

Методические указания. 190

Контроль знаний. 207

Сведения о ППС.. 213

Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе 214

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.1 История

(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)

НАПРАВЛЕНИЕ

080100 «Экономика»

(код) (наименование)

ПРОФИЛЬ

08010001 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010003 «Планирование и прогнозирование», 08010004 «Мировая экономика», 08010005 «Налоги и налогообложение», 08010006 «Статистика», 08010007 «Финансы и кредит», 08010010 «Региональная экономика»

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ Юридический
КАФЕДРА Исторических наук и политологии

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. ФГОС уч. план Очная форма Заочная форма
  4г 00м 5г 00м 3г 06м 2г 06м
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
- лекций, по семестрам
2 сем. 1 курс 1 курс 1 курс
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам - - - -
- - - -
- практические занятия, по семестрам
2 сем. 1 курс 1курс 1курс
В интерактивной форме, час - - -
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:
- контрольные работы по семестрам - 1 курс 1 курс 1 курс
- курсовые работы по семестрам - - - -
- курсовые проекты по семестрам - - - -
- др. виды работы по семестрам - - -
Зачеты, по семестрам, час - - - -
Экзамены, по семестрам, час 2 сем. 1 курс 1 курс 1 курс
Всего ЗЕТ по учебному плану  

* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) бакалавр), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009 г. № 747; Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 080100 «Экономика», профиль 08010001 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», профиль 08010003 «Планирование и прогнозирование», профиль 08010004 «Мировая экономика», профиль 08010005 «Налоги и налогообложение», профиль 08010006 «Статистика», профиль 08010007 «Финансы и кредит», профиль 08010010 «Региональная экономика», одобренные Ученым Советом вуза 28.02.2011 г., протокол №6.

Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)

АВТОР кандидат ист. наук, доцент   Филатов С. В. 31.08.2011
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

Кафедрой   Наухацкий В.В. 31.08.2011
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
  Методическим советом направления   Лабынцев Н.Т Алифанов Е.Н.   01.09.2011
Учебно-методическим управлением   Иванова Е.А. 01.09.2011

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)

Отечественная история как учебная дисциплина имеет важное значение для общеобразовательной и специальной подготовки высококвалифицированных специалистов. История играет важную роль в формировании научного мировоззрения, в познании объективных законов развития человеческого общества, в воспитании патриотизма, интернационализма, трудовых и нравственных качеств личности. Важным аспектом изучения отечественной истории является формирование исторического мышления, что помогает видеть общество в историческом развитии, оценивать явления общественно-политической и социально-экономической жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий. Цель изучения дисциплины:дать представлениеоб основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, показать взаимосвязь отечественной и мировой истории, место и роль России в мировой цивилизации. Задачи изучения дисциплины: - формирование представлений у студентов об этапах и специфике исторического развития России; - закрепление знаний о закономерностях социально-экономического и политического развития страны и ее народов; - освоение студентами базовых категорий и понятий исторической науки; - усвоение студентами основ исторического мышления, целостного видения исторического процесса.


      Практические занятия /семинары    
24-32         - Модуль 1. «История России IX – начала ХХ вв.».   Тема 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.». Семинар 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.». 1. Предмет, принципы, методы изучения и социальные функции исторической науки. 2. Основные методологические подходы к изучению истории.   Д, И, Э.   ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.». Семинар 1. «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.». 1. Проблемы происхождения восточных славян. Образование Древнерусского государства. Дискуссия о призвании варягов. 2. Социально-политические и экономические отношения в Киевской Руси. 3. Причины феодальной раздробленности. Русские земли и княжества в XII-XIII вв. 4. Борьба Руси за независимость в XIII веке. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 2. «Единое российское государство в XIV – XVII вв.». Семинар 3. «Единое российское государство в XIV – XVII вв.». 1. Основные этапы и особенности процесса объединения русских земель Москвой. 2. Социально-экономический и политический строй Российского единого государства в первой трети XVI в. 3. Реформы 1530-50-х гг. и политика опричнины Ивана IV Грозного. 4. Цели и основные направления внешней политики в XVI в. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 2. «Единое российское государство в XIV – XVII вв.». Семинар 4. «Единое российское государство в XIV – XVII вв.». 1. Россия в начале XVII в. «Смута»: причины, этапы, последствия. 2. Российское государство и общество в XVII в.: новые явления в хозяйственной жизни, социальные движения, церковный раскол. 3. Политическое развитие России в XVII в. Становление абсолютной монархии. 4. Внешняя политика России в XVII в. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 3. «Российская Империя в XVIII веке». Семинар 5. «Российская Империя в XVIII веке». 1. Россия на рубеже XVII – XVIII вв. Предпосылки реформ Петра I. 2. Основные направления петровской модернизации. 3. Место реформ Петра Великого в истории России: дискуссия в исторической литературе. 4. Внешняя политика России в первой четвери XVIII в. Северная война. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 3. «Российская Империя в XVIII веке». Семинар 6. «Российская Империя в XVIII веке». 1. Россия в эпоху «дворцовых переворотов»: особенности социально-политического и экономического развития. 2. Содержание и результаты политики «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II. 3. Сословная политика и экономические отношения в Российской Империи второй половины XVIII века. 4. Цели и направления внешней политики Российской Империи второй половины XVIII века. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 4. «Российская Империя в XIX веке». Семинар 7. «Российская Империя в XIX веке». 1. Внутренняя политика при Александре I: основные этапы, противоречия и проблемы. 2. Внешняя политика в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 г. 3. Социально-экономическое и политическое развитие России при Николае I. 4. Общественная мысль и общественное движение в первой половине XIX века: декабристы, консерваторы, западники, славянофилы, революционные демократы. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 4. «Российская Империя в XIX веке». Семинар 8. «Российская Империя в XIX веке». 1. Отмена крепостного права и реформы 60-70-х гг.: предпосылки, основное содержание, характер, последствия. 2. Контрреформы 80-90-х гг. и их последствия. 3. Идейная борьба и общественное движение во второй половине XIX в.: консерваторы, либералы, революционеры. 4. Проблемы и противоречия внешней политики России во второй половине XIX века. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 4. «Российская Империя в XIX веке». Семинар 9. «Российская Империя в XIX веке». 1. Развитие промышленности и сельского хозяйства России на рубеже XIX – XX вв. 2. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, этапы, итоги. 3. Российская многопартийность и парламентаризм начала ХХ века. 4. Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 5. «Российская Империя на рубеже XIX – XX вв. Кризис и падение самодержавия». Семинар 10. «Российская Империя на рубеже XIX – XX вв. Кризис и падение самодержавия». 1. Первая мировая война: причины, характер. Участие России в войне. 2. Нарастание социально-политического и экономического кризиса в 1915 – начале 1917 г. 3. Февральская революция 1917 г. Поляризация политических сил в период от февраля к октябрю 1917 г. 4. Октябрь 1917 г. Формирование новой системы власти. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
34-41           - Модуль 2. «История России ХХ – начала XXI вв.».   Тема 6. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.». Семинар 1. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.». 1. Гражданская война и интервенция: причины, состав противостоящих сил, итоги. Политика «Военного коммунизма». 2. Новая экономическая политика: основные направления и сущность. 3. Политический режим в условиях НЭПа. 4. Образование СССР. Выход из международной изоляции.     Д, И, Э.     ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 6. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.». Семинар 2. «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.». 1. Внутрипартийная борьба в РКП (б). Курс на форсированное построение социализма. 2. Индустриализация и коллективизация: содержание процессов, основные этапы и результаты. 3. Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е годы. Сталинизм: предпосылки возникновения, сущность, последствия. 4. Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 7. «СССР в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)». Семинар 3. «СССР в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)». 1. Международные отношения и проблемы внутренней политики СССР накануне и в начале второй мировой войны. 2. Великая отечественная война 1941 – 1945 гг.: причины, характер, основные этапы. Партизанская война в тылу врага. Историческое значение Победы. 3. Советский тыл и экономика в годы войны. 4. Дискуссионные вопросы истории Великой Отечественной войны: превентивная война, причины поражения Красной Армии в начале войны, проблема ленд-лиза, потери в войне, роль ВКП (б) и И.В. Сталина в войне, причины победы СССР. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 7. «СССР в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)». Семинар 4. «СССР в годы Второй мировой войны и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)». 1. Социально-экономическое развитие страны после войны. Перевод экономики на гражданские рельсы. 2. Политический режим в 1945 – 1953 гг. Репрессии конца 1940-х – начала 1950-х гг. 3. Внешняя политика СССР в первые послевоенные годы и формирование мировой социалистической системы. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 8. «СССР в середине 1950-х – 1991 гг.». Семинар 5. «СССР в середине 1950-х – 1991 гг.». 1. Смерть В.И. Сталина и борьба за власть в 1953 – 1958 гг. 2. Либерализация общественно-политической жизни страны в середине 1950-х гг. Десталинизация и ее пределы. 3. Экономическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг. 4. Международные отношения СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Политика «мирного сосуществования». Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
Тема 8. «СССР в середине 1950-х – 1991 гг.». Семинар 6. «СССР в середине 1950-х – 1991 гг.». 1. Реформы в промышленности и сельском хозяйстве 1965 г., их содержание и судьба. 2. Общественно-политическая жизнь в 1964 – 1985 гг. Диссидентство. 3. Сущность и этапы «Перестройки» 1985 – 1991 гг. Причины распада СССР. 4. Внешняя политика СССР в середине 1960-х – 1980-е гг. Крах мировой социалистической системы. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
- Тема 9. «Постсоветская Россия (1991 – начало XXI века)». Семинар 7. «Постсоветская Россия (1991 – начало XXI века)». 1. Цели, основные направления, этапы и итоги экономической реформы 90-х годов. Социально-экономическое развитие России в 2000-х гг. 2. Политическое развитие России в 1990-е – 2000-е гг.: становление новой государственности, формирование многопартийной системы, опыт парламентской демократии. 3. Внешняя политика РФ 1990-х – 2000-х гг. Отношения с ближним и дальним зарубежьем. Д, И, Э. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  

Аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия) заочной формы обучения (срок подготовки 5 лет)

    Лекции    
    Практические занятия /семинары    
    Тема 2: «Единое российское государство в XIV – XVII вв.». Семинар 2: «Единое российское государство в XIV – XVII вв.» 1. Основные этапы и особенности процесса объединения русских земель Москвой. Социально-экономический и политический строй Российского единого государства в первой трети XVI в. 2. Реформы 1530-50-х гг. и политика опричнины Ивана IV Грозного. Цели и основные направления внешней политики в XVI в. 3. Россия в начале XVII в. «Смута»: причины, этапы, последствия. 4. Политическое развитие России в XVII в. Становление абсолютной монархии. Внешняя политика России в XVII в. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
    Тема 4: «Российская Империя в XIX веке». Семинар 4: «Российская Империя в первой половине XIX века». 1. Внутренняя политика первой половины XIX в.: цели, этапы, противоречия, результаты. 2. Внешняя политика в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 г. Восточное и западное направления. 3. Социально-экономическое и политическое развитие России во второй половине XIX века. 4. Общественная мысль и общественное движение в XIX веке: консерваторы, либералы и революционные демократы. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
    Тема 8: «СССР в середине 1950-х – 1991 гг. От реформ к стагнации советской системы». Семинар 3: «СССР в середине 1950-х – 1991 гг.». 1. Либерализация общественно-политической жизни страны в середине 1950-х гг. Десталинизация и ее пределы. Политический режим в 1964 – 1985 гг. 2. Экономическое развитие СССР в 1953 – 1985 гг. Причины неудач реформаторских инициатив 1950 – 1960-х гг. 3. Международные отношения СССР в середине 1950-х – середине 1980-х гг. «Холодная война» и политика «мирного сосуществования». 4. «Перестройка» 1985 – 1991 гг.: цели, этапы, итоги. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  

Аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия) заочной формы обучения (срок подготовки 3,6 года)

    Практические занятия /семинары    
    Тема 1: «Основные проблемы истории России IX – начала XX вв.». 1. Эволюция социально-политических структур. Киевская Русь. 2. Российское единое государство XIV – XVII вв. Российская Империя XIX века. 3. Экономическое развитие России: особенности российского феодализма и капитализма, проблема многоукладности экономики. 4. Место России в мировом сообществе. Основные задачи и направления внешней политики в IX – начале XX вв. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
    Тема 2: «Основные проблемы истории России ХХ века». 1. Социально-политическое развитие СССР и России в ХХ веке. Власть и общество в 1917 – 1991 гг., 1991 – 2000-х гг. 2. Экономические реформы в СССР и России ХХ века: цели, сущность и результаты. 3. Внешняя политика СССР и России в ХХ веке. Отношения с ведущими державами мира. М, П, Д, ПБ. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  

2.1. Самостоятельная работа студента - Очная форма обучения

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
24-25   Тема 1: «Предмет, методология и задачи исторической науки. Древняя Русь IX – XIII вв.». Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Образование Древнерусского государства.Дискуссия о роли варягов в истории Руси. Норманнская теория и антинорманизм. Современная оценка роли варягов в создании государственности на Руси. Принятие христианства и его последствия для культурного и политического развития Руси. 2. Социально-политическое и экономическое развитие Киевской Руси.Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси. Территориальная община. Общинная, государственная и частная собственность на землю. Начальные формы феодального землевладения (княжеские и боярские вотчины). Возникновение Церковно-монастырского землевладения. Появление феодально-зависимого населения. Особенности социального строя Древней Руси. 3. Феодальная раздробленность. Предпосылки и причины феодальной раздробленности. Возникновение основных политических и культурных центров: Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской республики. Особенности политического устройства русских земель в удельный период. Социально-экономические и политические последствия феодальной раздробленности и децентрализации. 4.Татаро-монголы и Русь. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния. Отечественная историография о роли татаро-монгольского ига в истории Руси. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
26-27 Тема 3: «Формирование российского государства и цивилизации в период позднего средневековья». Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Развитие Российского государства и общества в XIV – XVI веках. Возникновение условного (поместного) землевладения. Формирование военно-служивых сословий: дворян, казаков. Донское казачество. Основные этапы и последствия закрепощения крестьян. 2. Цели и основные направления внешней политики в XV – XVI веках.Ливонская война. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Покорение Сибири. Россия и Крымское ханство. Отношения с государствами Центральной и Западной Европы. 3.Эволюция политической системы в XVII веке. Правление Алексея Михайловича. Эволюция сословно-представительной монархии в абсолютную. Церковный раскол: причины и последствия. 4.Культура России XIV –XVII вв.Изобразительное искусство, архитектура, литература, просвещение. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
28-29 Тема 5: «Российская Империя в XVIII веке». Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Альтернативы петровской модернизации в начале XVIII века. Дискуссии в исторической литературе. 2. Общественная оппозиция реформам Петра I. Восстание К. Булавина, заговор царевича Алексея, конфликт Петра Великого с церковью. 3. Россия после Петра I (1725 – 1762 гг.): причины и «механизмы» дворцовых переворотов. Положение дворянского сословия. 4. Культура и общественно-политическая мысль России XVIII в. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
30-31 Тема 8-9: «Российская Империя в XIX веке». Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Декабристы. Современные оценки декабризма в исторической литературе. 2. Внешняя политика России в первой половине XIX века.Отношения России с Англией и Францией в начале века. Отечественная война 1812 года и ее влияние на внутреннее и международное положение России. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг. Образование священного союза. Восточный вопрос. Кавказская война. Крымская война: причины и последствия. 3. Особенности модернизации пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование буржуазии и пролетариата. Изменение положения дворянства. Расслоение крестьянства. Начало индустриализации. Деятельность С.Ю. Витте. 4. Международное положение Российской Империи во второй половине XIX века. Отношения со странами Европы, Турцией. Внешняя политика на Дальнем Востоке. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
32-33 Тема 8: «Российская Империя на рубеже XIX – XX вв. 1900 – 1917 гг.». Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Возникновение многопартийности в начале ХХ века в России. Генезис, классификация политических партий. 2. Программа и тактика социал-демократов, эсеров, кадетов, октябристов, монархистов в годы революции 1905 – 1907 гг. 3. Государственная Дума в начале XX века. Опыт российского парламентаризма. 4. Россия в Первой мировой войне. Причины поражений российской армии. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
34-35 Тема 9: «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.». Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Обострение социально-политического кризиса в феврале – октябре 1917 г. Октябрьская революция или политический переворот: дискуссия в литературе. 2. Гражданская война: причины, социально-экономические и политические последствия. 3. Сущность политики «военного коммунизма». ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
36-37 Тема 9: «Советская Россия в 1917 – 1939 гг.». Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. Курс на построение социализма в одной стране. 2. НЭП: причины введения, основные направления, противоречия. Социально-экономическое развитие СССР в 1924 – 1929 гг. 3. Коллективизация и индустриализация в СССР. Качественные перемены в советском обществе и экономике 1930-х гг. 4. Политическое развитие СССР в 1930-е гг. Механизмы взаимодействия власти и общества в 1930-е гг. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
38-39 Тема 10: «СССР в годы Второй мировой, Великой Отечественной войн и первые послевоенные годы (1939 – 1953 гг.)». Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Дискуссионные вопросы истории внешней политики СССР в 1938 – 1941 гг. Пакт Молотова-Риббентропа. Советско-финская война. 2. Партизанское движение на оккупированных территориях СССР. 3. Интеллигенция и власть в 1945 – 1953 гг. 4. Мировое сообщество в послевоенные годы. Раскол мира на две общественно-политические системы. Начало «холодной войны» и ее этапы. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
40-41 Тема 11: «СССР в середине 1950-х – 1991 гг.: от попуток реформ к крушению советской системы». Вопросы для самостоятельного изучения: 1. СССР в 1953 – 1964 гг.: качественные перемены в экономике, уровне жизни, политическом режиме. 2. Проблемы интенсификации советской экономики в 1965 – 1985 гг. 3. Внешняя политика СССР в середине 1960-х – 1980-е гг. Отношение со странами социалистической системы. Начало разрядки международной напряженности в первой половине 1970-х годов. Хельсинское совещание. Обострение отношений с Западом в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Афганская война (1979 – 1989). 4. Диссидентское движение в СССР: причины явления, его содержание, роль в жизни общества. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
    Тема 12: «Россия на пути радикальной социально-экономической и политической модернизации (1991 –2010 гг.)». Вопросы для самостоятельного изучения: 1 Качество и уровень жизни в России 1990-х – 2000-х гг. 2 Межнациональные отношения в России 1990-х- 2000-х гг. 3 Российская Федерация и страны ближнего зарубежья. Проблемы отношений с Украиной, Белоруссией, Грузией и государствами Прибалтики. 4 Место России в современной международной политике. Отношения с НАТО и США. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
24-41 Темы и вопросы, определенные преподавателем с учетом интересов студентов: 1. Периодизация мировой истории и истории России. Дискуссии в литературе. 2. Роль географического и климатического факторов в социально-экономическом развитии России. 3. Россия в войнах ХХ века. 4. Россия в мировом сообществе цивилизаций. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-6 ОК-7  
1. -

3. Средства обучения

3.1. Информационно-методические

Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке
Основная литература:
1. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2009. 3-е изд. М., 2010.
2. Воронцов В.А. Новейшая история России: шоки без терапии эпохи Ельцина. М., 2009.
3. Георгиева Н.Г. История России: Учебное пособие. М., 2009.
4. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2005, 2009
5. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник для вузов / Под ред. Проф. А.В. Сидорова. М., 2008.
6. История России. ХХ век: 1939 – 2007 гг. / под ред. А.Б. Зубова. М., 2009.
7. История России: IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Я.А. Перехова. Ростов-на-Дону, 2010.
8. История России: С древнейших времен до конца XX века. В 2-х т. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2010. -
9. История России: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Семенниковой. М., 2009
10. Мунчаев Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи. М., 2009.
11. Отечественная история / Под редакцией В.В. Наухацкого. Ростов/Дон, 2008.
12. Шестаков В.А. Новейшая история России. М., 2008.
Дополнительная литература:
1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.
2. Данилов А.Г. Альтернативы в истории России: миф или реальность (XIV – XIX вв.). Ростов-на-Дону, 2007. -
3. Демкина М.Н. Эпоха Петра I. М., 2008.
4. Зенкович Н.А. 1991. СССР. Конец проекта. М., 2009.
5. И.В. Карацуба, И.В. Курукин, Н.П. Соколов. Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от рюриковичей до олигархов. М., 2005. -
6. История России XVIII – XIX веков / Под ред. академика РАН Л.В. Милова. М., 2006, 2008. -
7. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Любое изд. -
8. Красникова Е.В. Парадоксы экономического развития России XX – XXI вв. М., 2009.
9. Машкин А.Н. Выдающиеся личности: история без мифов. Ростов-на-Дону, 2009.
10. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX вв.): в 2 т. Спб, 2003. -
11. Орлов А.С., В.А. Георгиев. Хрестоматия по истории России. М., 2006.
12. Пихоя Р.Г. История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х – 1991 гг. М., 2008.
13. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Любое изд.
14. Россия: итоги последнего десятилетия (1998 - 2008) и перспективы развития: сб. ст. / Под общ. ред. Г. Горцка, Р. Крумма. М., 2010.
15. Семенов В.С. Социализм и революции XXI века: Россия и мир. М., 2009.
16. Соловьев С.М. Соч. в 18 томах. М., 1985-1995.
17. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000.
18. Экономическая история России (с древнейших времен до 1917 г.): в 2 т. / ред. совет: В.В. Алексеев, Б.В. Ананьич, Л.И. Бородкин и др. М., 2008-2009.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.shpl.ru/links.phtml?cat=130 Адреса исторических библиотек мира.  
2. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.  
3. http://www.internet-history.org.ru/ Интернет-История.  
4. http://www.history.ru/hist.htm Ресурсы WWW по истории.  
5. http://www.rubricon.ru Энциклопедический словарь "История Отечества с древнейших времен до наших дней" (БРЭ/Рубрикон).  
6. http://www.lants.tellur.ru Отечественная история.  
7. http://archive.ncsa.uiuc.edu/SDG/Experimental/soviet.exhibit/soviet.archive.html Советский период в материалах архивов.  
8. http://humanities.edu.ru/db/msg/19938 Великая Отечественная война 1941-1945.  
9. http://www.rusempire.ru/ История Российской Империи.  
10. http://www.hrono.ru/ всемирная история в интернете.  

4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
1. Вопросы для текущего контроля: Модуль 1. «История России IX – начала ХХ вв.»: 1. С какой целью изучается история в ВУЗе? 2. Назовите социальные функции исторической науки. 3. Дайте определение предмета исторической науки. 4. Что входит в понятие методологии исторической науки? Охарактеризуйте основные прикладные методы исследования истории. 5. Какова периодизация Отечественной истории? 6. Как рассматривается в современной историографии вопрос о происхождении восточных славян? 7. Что такое «норманнская теория»? Когда и как образовалась Древнерусское государство и что оно собой представляло? 8. Как развивалась экономика Древней Руси? Какие точки зрения по этому поводу существуют в литературе? 9. Каковы предпосылки и историческое значение принятия христианства на Руси? 10. Каковы предпосылки и последствия раздробленности на Руси? 11. Охарактеризуйте геополитическое положение русских земель на рубеже XII – XIII вв. Каковы причины поражения Руси в борьбе с монголами? 12. Какой характер носили отношения русских земель и Золотой Орды? 13. Охарактеризуйте дискуссию о влиянии татаро-монгольского ига на последующее развитие России. 14. Каковы политические и экономические предпосылки формирования единого государства? 15. Каковы этапы и особенности формирования единого государства? 16. Дайте характеристику государственного устройства России в середине XVI в. 17. Охарактеризуйте эволюцию форм земельной собственности в XVI – XVII вв. 18. Как изменилось правовое положение крестьян в XVI – XVII вв. 19. Что такое опричнина? 20. Дайте характеристику основных этапов Смуты и ее последствий? 21. Какие изменения произошли в экономике России вXVII в. 22. Охарактеризуйте основные реформы Петра I и покажите их значение для развития страны. Как деятельность Петра I оценивается в литературе? 23. Какие стратегические цели внешней политики были решены в период правления Петра I? Когда проходила Северная война и каковы были ее результаты? 24. Какие сословия российского общества в XVIII в. укрепили свои права? Перечислите их права и привилегии. 25. Почему период с 1725 по 1762 гг. был назван эпохой дворцовых переворотов? 26. Что понимается под политикой «просвещенного абсолютизма»? Какие мероприятия проводились Екатериной II в ходе этой политики? 27. Назовите достижения России в области культуры и образования в XVIII в. 28. Что такое секуляризация земельной собственности? Какие цели преследовали правители России в XVIII в. при проведении секуляризации? 29. Охарактеризуйте основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.? 30. Каковы особенности социально-экономического развития России в первой половине XIX в.? 31. Каковы причины Отечественной войны 1812 г.? 32. Сравните два периода деятельности Александра I. Каков причины поворота от либерализма к консерватизму во внутренней политике и каковы его последствия? 33. каковы причины и историческое значение движения декабристов? 34. Проведите сравнительный анализ Конституции Н. Муравьева, «Русской правды» П. Пестеля, «Введения к уложению государственных законов» М. Сперанского. 35. Каковы основные направления внутренней политики Николая I? 36. Сопоставьте взгляды западников и славянофилов. 37. Каково основное содержание и сущность «русского социализма» А. Герцена? 38. Каковы основные направления внешней политики России 1825 – 1856 гг. В чем смысл «восточного вопроса»? 39. Какие факторы обусловили проведение реформ 1860-х – 1870-х гг.? 40. В чем суть крестьянской реформы 1861 г.? 41. Почему в России в XIX в. так и не была принята конституция? 42. Каковы последствия и значение реформ 1860-х – 1870-х гг. для России? 43. Какое воздействие оказали на развитие страны контрреформы и в целом правление Александра III? 44. Какие направления складываются в общественно-политическом движении России во второй половине XIX в.? 45. Назовите идеологов консерватизма. Что было характерным для их взглядов? 46. Каковы особенности российского либерализма второй половины XIX в.? 47. В чем суть идеологии народничества? Что такое либеральное народничество? 48. Что общего и в чем различия во взглядах М. Бакунина, П. Лаврова, П. Ткачева? 49. Какова роль группы «Освобождение труда» в распространении марксизма в России? 50. Какие внешнеполитическое задачи решала Российская империя во второй половине XIX в.? 51. Каковы особенности России как страны «второго эшелона» мирового капитализма? 52. Каковы причины, характер, особенности революции 1905 – 1907 гг.? 53. Дайте характеристику основных политических партий периода первой революции (год образования, лидеры, программные требования, методы борьбы). Каковы особенности российской многопартийности начала ХХ века? 54. Назовите основные направления внешней политики России в 1900 – 1914 гг. 55. Каковы были предпосылки, цели и основные направления аграрной реформы П.А. Столыпина? Можно ли считать ее успешной? 56. Каковы причины и характер Первой мировой войны? 57. Каковы причин

Наши рекомендации