Правовые основы деятельности пресс-служб.

Конституция РФ об информационных правах граждан и свободе СМИ. Федеральный закон « О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г.№ 2124-ФЗ о недопустимости цензуры, о недопустимости злоупотребления свободой средств массовой информации, об организации деятельности средств массовой информации, распространении массовой информации, установлении отношений СМИ с гражданами и организациями, правах и обязанностях журналистов.

14. Защита интеллектуальной собственности в сфере рекламы и PR.Понятие интеллектуальной собственности. Правовая защита авторского права и смежных прав в рекламе. Авторское произведение и авторские права. Объекты и исключение из авторских прав. Закрепление авторских прав. Исключительное право на произведение. Договорные формы передачи авторских прав. Типичные случаи нарушения авторского права в рекламной деятельности.

15. Правовая защита товарных знаков и средств индивидуализации. Использование в рекламе права на фирменное наименование. Правовой режим средств индивидуализации бизнеса Исключительное право использования и распоряжения товарным знаком. Право на коммерческое обозначение.

16. Основные виды рекламы по российскому законодательству. Общие требования к рекламе.Юридическое определение рекламы и сфере действия закона «О рекламе». Федеральный закон «О рекламе»об основных видах рекламы. Требования добросовестности, достоверности, безопасности. Обязательные требования к рекламе товара. Перечень товаров и услуг, рекламирование которых запрещается законом. Требования к хранению рекламных материалов. Требования о защите несовершеннолетних в рекламе.

17. Специальные требования к размещению отдельных видов рекламы и правила рекламирования отдельных видов товаров.Реклама на радио и телевидении, наружная реклама, реклама в печатных СМИ. Реклама в Интернет. Правила рекламирования табачных изделий, пива и алкогольной продукции, лекарственных средств и финансовых услуг.

18. PR-кампании: цели, задачи, виды.Понятие PR-кампании. Объекты PR-кампании. Стратегические цели и технологические задачи PR-кампании. Основные характеристики PR-кампании (проблемная ориентированность, целенаправленность, системность, планомерность, дискретность, технологичность, оптимизация и обратная связь). Типология PR-кампаний (по предметной направленности, по масштабу, по длительности, по типу базисного субъекта PR, по типу технологического субъекта PR, по характеру целевой общественности, пол функциональному типу целевой общественности, по характеру оптимизации PR-деятельности, по избранной стратегии и характеру реализуемых PR-операций, по типу используемой базовой модели PR – 2 внутренних классификационных подхода (наличие обратной связи и характер взаимодействия организации и общественности), по стратегической цели, по решаемой технологической PR-задаче, по ожидаемому результату, по характеру включенности в PR-деятельность, по организации кампании).

19. Этапы организации и проведения PR-кампании. Методики оценки эффективности.Понятие PR-кампании. Основные этапы организации и проведения PR-кампании (аналитический, планирование, реализация программы, оценка эффективности).

Методики оценки эффективности PR-кампании: Д.Бернет и С.Мориарти; Ю. Мурашко; А. Чумиков; Л. Азарова, К. Иванова и И. Яковлев; С. Катлип, А. Сентер и Г. Брум.

20. Выставка как PR-технология.Понятие, виды выставок, основные этапы организации и проведения.

21. Презентация как PR-технология.Понятие, основные виды, правила организации и проведения презентаций. Цели презентации (презентация как способ привлечения внимания к объекту, способ позиционирования говорящего, способ обмена информацией, идеями, мнениями). Интерактивность и презентация. Технологии подготовки презентации. Сочетание логического и творческого в презентации. Смысловые блоки презентации. Визуальная составляющая презентации. Соотношение слайдов и комментария. Выступление с презентацией.

22. Пресс-конференция как PR-технология.Понятие, цели проведения, 2 составляющие стороны пресс-конференции (сторона-организация и сторона СМИ). Планирование пресс-конференций: до начала пресс-конференции (приглашения, указатели, таблички, логотип, «джентльменский набор» для каждого участника, экран, слайды и т.д.); проведение пресс-конференции (начало, продолжительность мероприятия, регламент, вступительное слово, ответы на вопросы); после пресс-конференции (фуршет и свободное общение). Оценка эффективности пресс-конференции.

23. День открытых дверей как PR-технология.Понятие, правила организации и проведения дня открытых дверей.

24. Фирменный стиль организации.Понятие, элементы, технологии разработки и возможности использования фирменного стиля в продвижении организации.

25. Корпоративный имидж организации.Определения понятия «корпоративный имидж». 8 компонентов корпоративного имиджа (имидж товара/услуги, имидж потребителя товара, внутренний имидж, имидж руководителя (основателя), имидж персонала, визуальный имидж, социальный имидж, бизнес-имидж организации). Модель имиджа корпорации по А. Чумикову.

26. Персональный имидж: понятие, элементы, виды.Понятие имиджформирующей информации. Виды имиджформирующей информации (габитарный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж, средовой имидж).

Лидеры мнений (формальные и неформальные), харизматичные люди.

27. Бренд: понятие, технологии создания.Товарный знак и бренд: сходства и различия. Основные понятия и сущность брендинга. Бренд как элемент фирменного стиля. Подходы к определению бренда, цели и функции. Атрибуты бренда. Основные преимущества обладания брендом. Процесс формирования и разработки бренда. Этапы работы над брендом. Технические приемы при создании бренда.

28. Нейминг: использование в PR-деятельности.Понятие нейма. Виды неймов. Технологии создания неймов. Требования к нейму.

29. Отдел по связям с общественностью: понятие, виды, организация работы.Понятие и функции PR-отдела. Функциональные обязанности PR-специалиста. PR-отдел и PR-агентства: преимущества и недостатки.

30. Корпоративная культура организации как феномен.Корпоративная культура как одна из форм проявления культуры общества. Виды корпоративной культуры. Функции корпоративной культуры.

Элементы корпоративной культуры (Цели и целеполагание в организации. Миссия организации. Командный дух. Кодекс команды. Уровни корпоративной культуры. Система внутрифирменного информирования. Каналы коммуникации корпорации. Традиции и символика. Ритуалы. Фирменный стиль. Задачи и этапы формирования корпоративной культуры. Корпоративная философия и корпоративные отношения. Основные формы корпоративного общения). Значение корпоративной культуры для деятельности организации.

31. Информационные документы, регулирующие деятельность по связям с общественностью.Документы для публикации в СМИ: пресс-релиз, статья, фактическая справка, заявления для прессы и коммюнике и т.д.

Пресс-релиз: разновидности, требования к оформлению. Распространение, анализ эффективности.

32. Имиджевые документы, регулирующие деятельность по связям с общественностью.Корпоративные документы: презентационный буклет, летопись фирмы, биография руководства, слайдовый видеофильм.

33. Медиарилейшнз в деятельности PR-специалиста.Журналисты как ключевая аудитория. Налаживание контактов со СМИ. Правила общения с прессой. Различия и сходство в работе специалиста по связям с общественностью и пресс-секретаря; организация работы корпоративного пресс-центра, пресс-бюро; подготовка материалов для СМИ. Функции и задачи специалиста в работе с каналами СМИ. Стратегия и тактика использования СМИ в связях с общественностью.

34. Закономерности развития СМИ: социально-политические предпосылки.Определение журналистики как общественной деятельности. Общественное разделение труда. Возникновение государства. Информационные, духовно-культурные, материально-технические и социальные предпосылки развития журналистики. Появление печатных газет. Формирование массовой аудитории и грамотность населения.

35. Системообразующие факторы в СМИ.Понятие "система". Типы СМИ по типологическим параметрам: по региону распространения, по учредителю, по аудитории, по легитимности, по содержательности, по издательским характеристикам.

36. Технические средства в процессе журналистского творчества.Возможности использования оргтехники, интернета и других средств для сбора, обработки и передачи информации.

37. Виды исследований в СМИ.Контент-анализ в исследовании тематики издания. Соотношения текстов разных жанров и назначения. Социологические методы в исследовании аудитории и читательских предпочтений. Статистические методы расчета популярности и рейтинга СМИ.

38. Информационные кампании в СМИ.Предметное поле информкампаний. Виды по тематическому, географическому и временному признакам. Цели. Виды планирования. Выбор стратегии (позитивно-утвердительная направленность, сатирически- разоблачительная стратегия и оперативная, дискуссионная, полемическая). Измерения эффективности воздействия.

39. Критерии отбора печатных СМИ.Критерии отбора печатных средств массовой информации для установления связей с общественностью (тираж, целевая аудитория, география распространения, качество бумаги и печати и т.д.). Преимущества и недостатки использования газет и журналов и методы работы с ними. Оценка эффективности воздействия.

40. Критерии отбора электронных СМИ (теле- и радиовещание).Критерии отбора электронных средств массовой информации для установления связей с общественностью (время выхода, целевая аудитория, география вещания и т.д.). Преимущества и недостатки использования СМИ, методы работы и оценка эффективности воздействия.

41. Теория приоритета новостей.Моделирование новостных выпусков, структура тематической последовательности сообщений. Уровень активности в выборе новостей и формы подачи («Другие новости», «Ночные новости» и др.). Факторы привлекательности новостей.

42. Эффект прайминга.Прайминг - подготовка восприятия. Факторы, усиливающие эффект прайминга (степень отождествления себя с персонажем, реальная документальность событий, наличие раздражителей, отсылающих к прошлому потребителя информации). Технологии прайминга (подбор сообщений, сюжетов из художественных фильмов, визуальные намеки, повторы и др.).

43. Прикладные социологические исследования в связях с общественностью.Эмпирическое социологическое исследование как способ получения новой информации о целевых группах и аудиториях. Структура и функции социологического исследования. Типы социологических исследований. Методы социологических исследований (выборочный метод, методы сбора социологической информации (социологический опрос, наблюдение, документальный метод, эксперимент), методы обработки и анализа социологических данных). Сущность контент-анализа и его общая характеристика, преимущества и недостатки метода применительно к связям с общественностью. Основные направления использования. Сущность интервью. Его особенности, преимущества и недостатки. Виды интервью. Анкетирование как разновидность опроса, его достоинства и недостатки. Почтовый опрос, радио-телевизионные, телефонные, экспертные опросы. Метод фокус-групп.

44. Лоббирование. Технологии лоббирования в России.Лоббизм – определение, основные цели, этапы и принципы лоббирования. Предметы лоббирования. Направления лоббистской деятельности. Методики лоббирования. Лоббист, лоббирующая фирма, лоббирующий контакт – определения. Личные качества профессионального лоббиста. Различия в системе лоббирования в США, Европе и России.

45. Понятие PR-проекта, Основные виды и этапы.Определение PR-проекта. Типология PR-проектов. Этапы проекта. Концепция. Сетевой график. Бюджет. Критерии оценки эффективности PR-технологий.

46. Интернет как средство массовой коммуникации.Преимущества и недостатки. Глобальные новости в режиме реального времени. Открытый доступ к источникам информации. Создание новых форм журналистики. Подлинное отсутствие цензуры. Непрерывное обновление контента. Свойства Интернет-журналистики: гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность.

47. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Схема интегрированных маркетинговых коммуникаций организации. Элементы системы маркетинговых коммуникаций: реклама, связи с общественностью, продвижение продаж, личные продажи. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Определение рекламы: законодательное, экономическое определения.

48. Реклама в прессе.Характеристики изданий, интересующие рекламодателей, классификация рекламной продукции в прессе, преимущества и недостатки рекламы в прессе. Полиграфическая реклама, ее виды.

49. Реклама на телевидении и радио. Виды телевизионной рекламы. Преимущества и недостатки телевизионной рекламы. Виды рекламы на радио, достоинства и недостатки рекламы на радио. Эффективность рекламы на радио и телевидении.

50. Понятие социальной рекламы. Определение социальной рекламы. Задачи социальной рекламы. Отличия коммерческой и социальной рекламы. Функции коммерческой и социальной рекламы. Эффективность социальной рекламы. Требования к разработке социальной рекламы. Тематика социальной рекламы.

51. Политическая реклама как форма политической коммуникации.Понятие политической рекламы. Специфика политической коммуникации и место политической рекламы в ней. Субъекты и объекты политической рекламы. Коммуникативные функции политической рекламы. Особенности создания сообщений в политической рекламе. Виды политической рекламы: радиореклама, печатная реклама, ТВ-реклама.

52. Слухи как вид коммуникации.Понятие, виды слухов, факторы их распространения. Причины возникновения слухов. Способы управления и борьбы со слухами.

53. Коммуникации в конфликтных ситуациях.Определение конфликта. Классификация конфликтов (по причинам возникновения, по участвующим сторонам, по природе возникновения и т.д.). Стадии и схема развития конфликта. Механизмы влияния на конфликт (межличностные, структурные). Последствия конфликта.

54. Психологические аспекты массовой коммуникации как сферы информационной деятельности.Понятие «массовая коммуникация». Основные элементы коммуникативного процесса: коммуникатор, цель, смысл, кодирование, сообщение, декодирование, коммуникативные барьеры, реципиент. Вербальная (устная и письменная) и невербальная системы коммуникации (кинесика, гаптика, экстралингвистика, паралингвистика, окулесика, ольфакция, гастика и проксемика).

55. Восприятие информационного сообщения как психический процесс.Взаимосвязь восприятия при массовой коммуникации с другими психическими процессами. Ощущения как средства восприятия информации: понятие, виды и особенности. Внимание: понятие, виды, особенности. Понимание (мышление): понятие, виды и этапы. Роль памяти в процессе восприятия: понятие и виды, особенности.

56. Проблема социально-психологической установки в массовой коммуникации.Понятие «установка». Соотношение понятий: установка и стереотип. Виды установок. Стадии формирования установок. Физиологическая основа и иерархия установок. Стереотипизация массового сознания: понятие и процесс формирования стереотипов.

57. Психологическое воздействие в массовой коммуникации.Понятие «внушение» и «заражение». Механизм внушения, описанный В.М.Бехтеревым. Основные методы и приемы суггестии, используемые в МК. Понятие «убеждение» и «подражание». Методы и приемы убеждения; средства убеждения. Общепсихологические базовые модели массовых коммуникаций; модели информирования и влияния в массовых коммуникациях; модели убеждающего воздействия.

58. Связи с общественностью в государственных структурах: устные и письменные формы.Целевые группы в государственных структурах. Специфика и формы взаимодействия с целевыми аудиториями в государственном секторе.

59. Связи с общественностью в образовании и науке: устные и письменные формы.Целевые группы в образовании и науке. Специфика и формы взаимодействия с целевыми аудиториями в образовании и науке.

60. Связи с общественностью в политических структурах.Целевые группы в политических структурах. Специфика и формы взаимодействия с целевыми аудиториями в политических структурах. Особенности предвыборных PR-текстов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Наши рекомендации