Вопрос №3 Формы гос.устройства – его внешние признаки.
3 Формы Гос.Устр-ва: - форма правления, - форма гос.-террит.устрой-ва,- политический режим.
Фрма правления: монархия, республика
Монархия – власть полностью или частично принадлежит одному человеку и перредается по наследству.
Монархия неограниченного типа: деспотическая, абсолютная.
Монархия ограниченная: исторические формы (раннефеодальная, сословно-представительная), современные (дуалистическая, парламентская).
Республика – общенародное дело, верховная власть осуществляется выборными органами.
- Президентская Р – сильный президент- глава государства и правительства, но не может распустить Парламент
- Парламентская – власть у Премьер-министра, правительство формир-сяпарлам.больш-ом
- Смешанная Р – Президент избирается населением, двойная ответственность Правительства
Парламентско-президентская модель – Французская (Премьер-мин – фигура политич)
През-парламентская Р – Российская (Премьер-мин – фигура администр, не опирается на поддержку парл.больш-ва)
Государственное устройство: унитарное, федеративное, конфедерация.
У.- единое гос., состоящее из ад-терр.ед, не имеющих полит.сам-ти (Англия, Нидерл., Беларусь, Фр,, Япония)
Ф.- союзное гос-во, сост.изнеск.гос.образований, субъектов, обладающих относит.полит.самост-тью. Двухуровневая система управления – фед.ирег.законодательство и фед.ирег.гос.аппарат. (20 гос-в мира – федерации)- РФ, США, Германия, Индия и т.д.
Федерации: 1) по способу образования (конституционные, договорные) 2) по составу субъектов (территориальные - США, национальные – СССР, смешанные – РФ) 3) по правовому положению (симметричные – все субъекты обладают равным правовым статусом, ассиметричные – РФ) 4) полная и неполная федерация (п.- территория страны состоит из субъектов – РФ, н. – Канада – провинции и фед.провинции, кот.напрямую управляются из фед.центра). Ф. формируется сверху вниз
К.- союз суверенных гос-в, образ.для обеспечения их общих интересов. Не имеют: единых высш.органов, гражд-ва, зак-ва. Формируется снизу вверх. Новая форма – содружество. ЕС имеет признаки конфедерации.
Политический режим
ПР – совокупность способов и средств осуществления гос.власти.
1) Демократический – основан на признании народа единственным источником власти, соблюдение прав и свобод граждан. Признаки: гос-во з-на, разделение властей, принятие реш-й больш-вом с учетом мнения мень-ва, полит.плюрализм, наличие оппозиции, свободные СМИ, отлаженный механизм передачи власти.
2) Тоталитарный режим – гос-во стремится абсолютный контроль над всеми сферами чел.жизни и общества в целом. Признаки: 1 массовая партия, офиц.идеология, монополия гос-ва на СМИ, контроль над вооруж.силами, рук-во экономикой, контроль за частной жизнью.
3) Авторитарный режим – концентрация власти в руках одного человека, 1 органа. Контроль политич.сфер общ-ва. Силовые методы влияния на общ-во.
Вопрос №4госс.аппарат РФ
Понятие государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле взгляд на государственный аппарат как на совокупность всех государственных органов идентично понятию механизма государства. В более узком смысле государственный аппарат понимают как аппарат государственного управления, т.е. совокупность исполнительно - распорядительных, управленческих органов государства. В этом смысле «государственный аппарат» используют в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата употребляют как тождественное понятию механизма государства.
Механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. В связи с тем, что Российская Федерация является федеративным государством, его механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.
Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляется право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, порядок их организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом. В связи с этим в субъектах РФ сложились разнообразные системы организации государственной власти.
Взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71 и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органам исполнительной власти разрешается создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации, и обеспечивать их исполнение с помощью органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной власти субъектов РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже противоречить нормативно-правовым актам федеральных органов.