Государственная Дума: назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.
26. Центральная избирательная комиссия: функции и роль в деятельности системы государственного управления.
Избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
Центральная избирательная комиссия, возглавляет систему окружных и участковых избирательных комиссий, действует на постоянной основе; является федеральным государственным органом; обладает статусом юридического лица. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов РФ.
Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Остальные пять членов назначаются Президентом РФ.
Функции ЦИК.
- обеспечение единообразного исполнения законодательства о выборах;
- руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий;
- обеспечение избирательных прав граждан, общественных объединений;
- контроль за подготовкой и проведением выборов.
27. Счетная палата РФ: основные направления деятельности на современном этапе.
Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) – постоянно действующий конституционный орган государственного финансового контроля.
Счетная палата не относится ни к одной их трех ветвей власти, однако формируется Федеральным Собранием Российской Федерации и является подотчетной ему.
К компетенции счетной палаты относится:
1) Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных государственных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
2) Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
3) Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
4) Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5) Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
6) Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в Центральном Банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
7) Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
28. Федеральное казначейство, как орган финансового контроля в бюджетной сфере РФ.
Федеральное казначейство орган особой компетенции, осуществляет свою деятельность в сфере бюджетной системы. Казначейство России и его территориальные органы осуществляют финансовый контроль в процессе выполнения функций по исполнению федерального бюджета, кассового обслуживания бюджетов всех уровней, проводят предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Деятельность этих органов распространяется на бюджеты всех уровней.
Федеральное казначейство вправе применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, а также меры по ликвидации последствий данных нарушений.
29. Роль Уполномоченного по правам человека в обеспечении соблюдения конституционных прав и свобод граждан.
Уполномоченный по правам человека - особый конституционный институт. Функция Уполномоченного - быть арбитром между властью и обществом, что обуславливает его независимость и не подотчётность каким-либо государственным органам и должностным лицам. Свобода и независимость Уполномоченного при принятии решений, невмешательство в его работу являются непременным условием его эффективной правозащитной деятельности, гарантией объективности и беспристрастности. Принимаемые Уполномоченным в рамках его компетенции решения не подлежат обжалованию и пересмотру государственными органами, включая органы правосудия и прокуратуры.
Деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она способствует совершенствованию их работы в этой области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действиями или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, и таким образом содействует более полной реализации прав граждан.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.
Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет.
30. Институт уполномоченных по правам ребенка в системе государственного управления.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации— назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерациидолжностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человекав деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации1993г. (пунктом "е" ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Должность учреждена "в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами". Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.
Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.
Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.
ФУНКЦИИ
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если раньше заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат парламента и законодательных органов субъектов Федерации.
Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать
· фамилию, имя, отчество и адрес заявителя;
· изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы;
· а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
Жалоба не облагается госпошлиной.
Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
Получив жалобу, Уполномоченный вправе:
· принять ее к рассмотрению;
· разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
· передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;
· отказать в принятии жалобы к рассмотрению (отказ должен быть мотивирован).
Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя о принятом решении. В случае начала рассмотрения жалобы он информирует об этом орган (лицо), решение (действие, бездействие) которого обжалуются.
По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
· обратиться в суд с заявлением;
· обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела;
· обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;
· изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрании дела в порядке надзора;
· обратиться в Конституционный суд с жалобой.
Уполномоченный вправе принять меры в пределах своей компетенции по собственной инициативе:
· при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;
· в случаях, имеющих особое общественное значение
· в случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Должностные лица обязаны бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному запрошенную им информацию в 15-дневный срок со дня запроса. Уполномоченный обязан направляять органу (должностному лицу), в решениях (действиях, бездействии) которого он видит нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно мер восстановления прав и свобод. Орган (должностно лицо), получивший заключение, содержащее рекомендации, обязан в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах сообщить Уполномоченному в письменной форме.
Уполномоченный направляет ежегодные доклады о своей деятельности Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генеральному прокурору. Он может направлять в Думу специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубого или массового нарушения прав человека Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Думы.
31. Теоретические основы местного самоуправления
Местное самоуправление - это гарантируемая конституцией организация и деятельность граждан по решению вопросов местного значения.
Основные теории местного самоуправления:
- теория свободной общины
- общественная (хозяйственная) теория
- государственная теория
Теория свободной общины.
Основной идеей теории свободной общины является ограничение вмешательства государства в деятельность общины.
- Органы местного самоуправления должны избираться населением
- Органы местного самоуправления не входят в их систему.