Завершение формирования системы приказов.

Завершился процесс оформления центральных органов управления (приказов). Приказ – центральный орган управления, который ведал одной или несколькими отраслями государственного управления. Быть в приказе – означало выполнять поручения великого князя. Приказная система сформировалась на основе деятельности боярской думы, казны, дворца и временных поручений великого князя. Система государственного управления = Земский собор + приказы.

Формирование Разбойный (МВД);Посольский (МИД внешняя политика);Разрядный (наделение землей служилых людей); челобитный приказ; стрелецкий приказ и т.д.

Система приказов имела недостатки:

1. Не были четко прописаны функции приказов:

2. Многоступенчатая система приказов:

a. Общегосударственные приказы;

b. Местные приказы (Сибирский, Казанский);

c. Приказы, которые ведали одной частью отрасли (Земский – налоги в

пределах Московского уезда);

3. Функции приказов дублировались. Иногда общегосударственные приказы могли ведать другими функциями, которые им не должны принадлежать (Посольский приказ управлял Карельской волостью (налоги, суды)).

НО (!) создание приказной системы – шаг вперед в развитии системы государственного управления. Приказная система (просуществовали до начала XVIII)=> коллежская система=> министерская система. Руководителями приказов назначались наиболее влиятельные члены Боярской Думы (как правило, представитель родовой аристократии). Основной принцип – принцип местничества.

5. Завершение реформы местного управления (сер 50-х годов).

Начало – губная реформа Елены Глинской. В 55-56 гг. издается ряд указов:

1. Упразднение системы кормлений ( см.Судебник)

2. Посадские люди и свободные крестьяне получают право выбирать земских старост из своей среды, которые осуществляют значительный ряд судебных функций в рамках общины.

Таким образом, создается важная структура сословного местного управления – губные земские старосты. Эта система перетаскивает на себя значительную часть функций наместников, следовательно, происходит перераспределение функций. Как губные, так и земские старосты утверждаются в приказах. Но эта реформа – типично русская, до конца не доведена, так как:

1. Земские и губные старосты планировались как независимые, следовательно, губные старосты в подчинении земских, следовательно, контроль за городским и земским населением.

Тем не менее, существовало и положительное значение:

1. Земские старосты не подчинялись наместникам

2. Создание вертикали центрального управления: приказ –> губные –> земские.

Военная реформа (50-е годы).

Несколько важных указов (направлений):

1. В начале 50-х годов Иван IV издает указы, отменяющие местнический счет на время военных действий

2. Закладывается основа постоянной русской армии в лице стрелецкого войска. В стрелецкие полки набирались посадские люди (горожане). Существовало огнестрельное, холодное оружие, артиллерия, стрельцы имели широкие социальные льготы (жалованье выше), занимались торговлей без налогов, стрельцы получали дорогое обмундирование, выделявшее их из общего населения. Из стрельцов цари формировали личную охрану – стременной полк, не только охрана, но и караул в государственном учреждении.

Итог: стрельцы стали самой боеспособной частью русской армии. Главной составляющей (военной реформы) стало «уложение о службе» 1556 г. Это революционный документ свел воедино 3 важных критерия, определяющих суть военной службы:

1. Величина поместья

2. Число ратных людей

3. Порядок вознаграждения.

Увязывалось в одну систему: со 100 четвертей земли 1 экипированный ратник (1 четверть = ½ десятины, десятина 2500 квадратных саженей, сажень = 2,1 м) Если служилый человек не выполняет норму ратников, с него требуют штраф 2 рубля, если отряд большей численностью, компенсация 2 рубля.

В ходе военной реформы произошло изменение тактики и организации русской армии.

Налоговая реформа.

1. Существовала необходимость приобретения средств. Так как налоговая система, сформировавшаяся при монголах не решала эту задачу, последовала налоговая реформа. Была введена новая единица налогообложения – поземельная. Величина этой единицы – большая соха (бывшая один двор) – зависела от социального статуса налогоплательщика. Для черносошных крестьян соха = 500 четвертей, для монастырей – 600, для поместий – 800 (меньше всего платили). Для помещиков льготные условия.

2. Изменение системы налогообложения. До этого существовал порядок при котором купец платил налог при пересечении границ уезда. Суть изменений в том, что теперь купец платил налог 1 раз 1 рубль и дальше мог ехать куда угодно. Следовательно происходило развитие торговли.

Таким образом, финансовая и таможенная реформы были направлены на укрепление Русского государства.

Итог. Привели ли реформы к усилению самодержавной власти или усилили позиции служилых людей? Четкого ответа нет, есть 2 точки зрения: (1) был усилен царь; (2) были усилены служилые люди, т.е. избранная рада.

(2) К концу 60-х годов в отношениях между избранной радой и царем наметились кризисные моменты, и тот путь, который предлагал Иван IV для решения кризиса привел к очень сложному периоду развития: опричнине.

Наши рекомендации