Предмет, функции и метод исторической науки.

Предмет, функции и метод исторической науки.

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития человеческого общества. Суть истории – исторический процесс, который раскрывается во всех многообразиях жизни человека и общества. Все многообразие является реализованным в хозяйстве, международных отношениях, в деятельности исторических личностей. Таким образом, история – многоотраслевая наука. Самостоятельные отрасли исторического знания: экономическая, политическая, социальная, военная истории; история религии, государства и права. К историческим наукам относятся: этнография, археология.

По предмету изучения история делится на разделы:

· Всемирная (всеобщая) история

· История континентов

· История отдельных стран и народов

Также, существуют специальные исторические дисциплины, без которых невозможно изучение истории. Такие как:

1. Палеография (изучает рукописные памятники и характер письма)

2. Дипломатика (изучает исторические акты)

3. Нумизматика (монеты)

4. Генеалогия (происхождение знатных родов)

5. Сфрагистика (наука о печатях)

6. Топонимика (изучает происхождение географических названий)

7. Источниковедение (исторические источники)

8. Историография (изучает труды, созданные историками по той или иной теме)

9. Геральдика (гербы стран, городов) и так далее.

Функции исторического познания:

1. Познавательная

2. Практическая, политическая (теоретическое осмысление исторических событий прошлого, которое позволяет делать прогноз на настоящее)

3. Мировоззренческая (восприятие окружающего мира)

4. Воспитательная (патриотическая)

Методы исторической науки:

Метод – способ познания. Следовательно, метод имеет конкретное свое выражение.

Идеалистический – основа всего высший разум

материалистический

1. Хронологический метод – изложение исторического материала в хронологической последовательности

2. Синхронный метод – одновременное изучение событий, происходивших в обществе.

3. Метод исторического моделирования.

Принципы изучения исторических фактов:

1. Принцип историзма – предусматривает изучение всех исторических фактов, явлений в конкретной исторической обстановке, во взаимодействии с другими фактами и событиями. Должно изучаться с момента зарождения, развития, итога.

2. Принцип объективности – предполагает опору на факты, явления должны рассматриваться во всей ее многогранности противоречивости. Личность историка.

3. Принцип альтернативности – определение степени вероятности осуществления или неосуществления того или иного события.

Периодизация истории:установление хронологически последовательных этапов в развитии общества. За основу берутся общие моменты в развитии того или иного государства.

Виды периодизации:

8 век до н.э. Гесиод – первая периодизация: БОЖЕСТВЕННЫЙ –> ЗОЛТОЙ –> СЕРЕБРЯНЫЙ –> МЕДНЫЙ –> ЖЕЛЕЗНЫЙ.

Пифагор – периодизация круга: ЗАРОЖДЕНИЕ –> РАССВЕТ –> ГИБЕЛЬ.

Карл Маркс – формационная периодизация (пятичленка):

- Первобытное общество

- Рабовладельческий строй

- Феодальное общество

- Капиталистическое общество

- Коммунистическое общество: 1фаза-социализм

2фаза-коммунизм

Тойнби - цивилизационная периодизация (20-30-е годы) – основана на выявлении общности черт в политической, духовной и материальной культуре, учитывая различия в географической среде и особенности исторического развития.

3 цивилизации:

- «Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени»

- Восточная

- Европейская

Этногенез восточных славян

Этногенз – происхождение этноса...

· Дунайская концепция происхождения славян

Первым дошедшим до нас историческим источником является «Повесть временных лет» (1113 г.). Автором предполагается монах Нестор. Оригинала нет, есть только копии. Нестор первый поставил вопрос об истории славян: «Откуда есть пошла Русская земля?» С его точки зрения, прародиной славян являлся бассейн Дуная, где сейчас располагается Болгарская и Венгерская земля. Последователи этой теории (в частности О.Н. Трубачев) считают, что именно оттуда славяне передвинулись в другие места, в том числе и к северу, в район Вислы.

Учёный Ключевский определял прародину несколько севернее, около Карпат. Дунайская концепция господствовала в историографии до конца XIX века.

· Современное состояние проблемы формирования славянской этнической общности.

Дискуссионная проблема: славяне принадлежат к самой многочисленной языковой семье – индоеврпейской семье народов. К ней принадлежат: германские народы, иранские, греки.

- Этноним «Славяне» (содержание термина) - человечество, люди.

- Центром формирования индоевропейского массива народов в 5-4 тысячелетии до н.э. была территория Балканского полуострова и Малая Азия.

- Не позднее второго тысячелетия начинается перемещение будущих европейцев из этого географического центра

· Этногенез славян в своем развитии прошел 3 основных этапа

1. Формирование протославянской общности

2. Формирование праславянской общности

3. Формирование раннеславянской этнической общности

· Славянские археологические культуры

Археологическая культура – совокупность памятников материальной культуры, которые относятся к одной территории, одному времени и имеют общие черты в изготовлении орудий труда, в строительстве жилищ, погребальном обряде, в изготовлении керамики.

Протославянская этническая общность:

Археологическая культура шнуровой керамики. Культура приблизительно датируется 2-3 тысячелетием до н.э. Расселились на территории Восточной Германии, Чехии, Словакии, Польши, России (до Днепра), Белоруссии.

Праславянский тип:

Данные археологов совпадают с данными письменными. О предках восточных славян пишут Византийцы в 6-7 в до н.э. Они описывают три крупных славянских группы

Для славян была характерна круговая керамика, которая легла в основу деления славян:

1. Склавины (V – VII в н.э.) – Южная часть Польши, пражско-корчаковский тип культуры

2. Анты – междуречье Днестра и Днепра, пражско-пеньковская культура

3. Венеды – суковская культура

Их всех объединяло то, что у них были пирамидальные курганы (курганы – характерный похоронный обряд). Обитали они на территории протославян. Каждые имели свою культуру.

Санкт-Петербургские археологи выдвинули теорию о существовании 4-ой группы славянских племен, которые обитали в бассейне рек, впадающих в Ильмень. По своей культуре эти праславянские племена идентичны, за исключением одного момента. У них были вытянутые курганы – культура вытянутых курганов.

Ранняя славянско-этническая общность.

5-7 века нашей эры – эпоха «Великих переселений» - массовое перемещение этноса. Под воздействием перемещения народов складывалось три ветви славян:

- Южные славяне (Балканы)

- Западные славяне (Германия, Чехия Словакия и т.д.)

- Восточные славяне (от Карпат до Днепра (Волга), от Ильмень до Причерноморских степей)

Экономика восточных славян.

Экономика восточных славян была комплексной: скотоводство и промыслы с доминированием земледелия.

1ЗЕМЛЕДЕЛИЕ носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. На севере и в лесной зоне господствовало подсечное земледелие (от деревьев и кустарников очищались участки земли и высохшие растения сжигали). При такой системе землепользования приходилось использовать специальные орудия труда. Основным пашенным орудием была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки на поверхности земли, не углубляясь в землю, обходя многочисленные камни и корни. На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт земли и переворачивал его, а эволюция землепользования от переложнозалежной системы к трёхполью. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень.

2СКОТОВОДСТВО.Славяне разводили крупный рогатый скот, лошадей. В древнерусском языке слово «скот» означает также и деньги.

3ПРОМЫСЛЫ.

3.1 Охота. Из летописных источников известно о княжеских охотах и ловах. Археологические находки свидетельствуют о том, что и рядовое население занималось охотой.

3.2 Рыболовство. Реки Восточной Европы изобиловали рыбой, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, били острогой

3.3 Бортничество. Добыча мёда диких пчел

4РЕМЕСЛИНИЧЕСТВО. Развитие ремесла зависело от природных условий, точнее, от источников сырья.

4.1 Железоделательное ремесло, обработка металла. Сырьём служила болотная руда, которая откладывалась на корнях болотных и озерных растений. Для выработки железа из руды применялся сыродутный процесс

4.2 Гончарное ремесло. По берегам рек залегали разнообразные глины. Из них изготавливалась как грубая кухонная, так и красивая столовая посуда.

4.3 Кожевенное ремесло.

4.4 Ткацкое ремесло

4.5 Ювелирное ремесло

Восточнославянское ремесло VIII-IX в. носило общинный характер. На поселениях восточных славян, которые есть все основания считать родовыми поселками, археологи находят ремесленные мастерские. Обнаружены также целые поселения ремесленников, занятых, например, металлургией. И ремесленные мастерские на территории поселений, и поселки ремесленников соответствуют стадии общинного ремесла.

Также зарождается торговля, развитие которой связано со становлением путей сообщения. Наиболее устойчивые пути сообщения складываются на основе крупнейших речных систем. Одним из важнейших был путь из варяг в греки. Из Варяжского (Балтийского) моря по Неве шли в ладожское озеро, затем по Волхову в Ильменское озеро и далее по Ловати к волоковым путям на Днепр. По Днепру выходили в Чёрное море и плыли в Царьград. Одно из ответвлений этого пути пролегало к Западной Двине и начиналось от волока между Ловатью и Днепром. Путь от Днепра на Западную Двину шел из района Смоленска по реке Каспле. По нему можно было идти на север и на запад – в Прибалтику. Одним из древнейших был Волжский путь, который вел в Булгарию и далее по Каспийскому морю в Арабские страны. Эти важнейшие торговые пути, проходившие через земли восточных славян, начинались от стен города Ладога (ныне Старая Ладога).

Были и сухопутные пути, по которым двигались торговые люди. Источники называют сухопутный путь из Киева на запад через Владимир, Червень на Краков и далее в Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан с Прикарпатьем, где добывали соль.

С древнейших времен основным предметом восточнославянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед и пр. В большом количестве вывозились рыбы – добытые в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши: дорогие материи, украшения, вина.

Религия восточных славян.

Религией восточных славян было язычество. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны другим языческим культурам, существовавшим у других народов.

Этапы верований восточных славян:

· Поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения

- Фетишизм (поклонение предметам)

- Анимизм (поклонение явлениям)

- Тотемизм (вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных)

- Оборотничесиво

· Поклонение духу (вера в души мертвых, а также культ предков)

· Политеизм (вера в богов)

- Перун (бог грозы, молнии и грома)

- Волоса (или Велеса – бог скота, торговли и богатства)

- Дажбог и Хорс (различные ипостаси солнечного божества)

- Стрибог (бог ветра, вихря и вьюги)

- Мокошь (земная супруга Перуна, ведет своё начало от «матери сырой земли». В древнерусское время богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы)

- Симаргл (зооморфное существо, божество низшего порядка, которое охраняло семена и посевы)

Древнерусское язычество было настолько распространено, что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм и в последующее время.

Образование государства у восточных славян.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать:

а) Сколько было суперсоюзов у восточных славян?

б) Какова роль и степень участия норманнов (варягов) в процессе формирования государства Восточных славян?

в) Каково происхождение термина Русь?

Проблема формирования государства у восточных славян одна из самых сложных.

Существует огромное количество определений термина «государство».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА по Энегельсу:

Государству присущи три главных признака:

1. Размещение населения по территориальному принципу, а не на основе кровных связей, как в родовом обществе

2. Наличие публичной власти (князь), отделённой от основной массы народа

3. Взимание налогов (дань) на содержание власти.

Процесс формирования государства – закономерный процесс в каждом обществе, очень длительный по времени. Предпосылки государства вызревают последовательно в обществе.

Общие закономерности формирования государства:

Существуют общие черты, которые повторяются в каждом обществе, но есть и те, которые принадлежат только этому обществу.

Общие предпосылки:

- Социально-психологические

- Экономические

- Политические (в обществе зарождаются новые институты, обретают новые функции и забирают старые. Племена –>союзы –> суперсоюзы – >государство)

- Правовая

Главные проблемы образования государства восточных славян (особенные черты).

(Ответы на вопросы)

Ответ А) До 70х годов XX века считалось, что государство возникло при слиянии двух суперсоюзов восточных славян: Южный (Киев) и Северный (Старая Ладога, Новгород.

Однако Рыбаков пересмотрел этот историографический вывод, и заключил, что возникновением государства обязаны южному центру – Киеву. На рубеже VIII-IX веков в треугольнике Переяславль-Киев-Чернигов возникает мощный суперсоюз – «Русская земля». Доминировали поляне. Новгород же являлся лишь факторией Киева, не играя роли самостоятельного города.

На рубеже 70-80х годов Троянов И. Я. – декан исторического факультета, включился в полемику с Рыбаковым. На северо-западе, параллельно Киевскому суперсоюзу возникает еще союз, смешанный с финно-уграми. Доминировали кривичи и словене. В это же время в городе Ладога происходит построение Нового

Суперсоюзы возникают под воздействием внешней опасности. С Юга это Хазарский каганат (Хазария). Славяне платили дань хазарам (до середины 10 века). На севере это варяги.

Ответ Б) 1-я ВЕРСИЯ: норманнская теория. 862 г.Под повестью временных лет существует рассказ о борьбе между славянами и финоугорами. По предложению старосты Гостомысла, племена словен, кривичей и чуди обратились к жителям Скандинавского полуострова – варягам, чтобы те прекратили противостояние и установили порядок. По приглашению прибыли три князя: Рюрик, Синеус и Трувор со своими родами. Рюрик сел в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – в Изборске.

6 сентября 1749 г. – дата рождения норманнской теории. Георг Миллер в этот день выступил на общественном собрании с докладом «О происхождении русского народа и его имени».

Байер и Шлёцер поддержали Миллера. Был сделан вывод, что государство Российское было образовано Рюриком и его братьями. Таким образом первыми норманиствами были Миллер, Шлёцер и Байер, а антинорманистом Ломоносов.

Современное состояние норманнской концепции. Существует три подхода:

- Вся концепция является правдой.

- Рассказ летописца – это легенда (легенда - вставка), возникшая значительно позднее событий, изложенных в ней. Возникла под воздействием политической обстановки.

- В рассказе летописца верны только некоторые факты, но они скомпонованы таким образом, что они ставят под сомнение весь рассказ.

2-я ВЕРСИЯ.(Авторы Шахматов, Мавродин, Лихачёв)

Версия выдвинута на основе анализов различных списков «Повести временных лет». Идея в том, что рассказ был дописан позднее в 1116г. Кому же выгодно было переписать «Повесть временных лет»?

1054г после правления Ярослава Мудрого распалось русское государство, поэтому была борьба за Киев.

Съезд в Любиче (1097) по инициативе Владимира Мономаха. Результаты съезда – каждый правит в земле, полученной от отца. Мономах, следуя этому постановлению, должен был править в Чернигове или Переяславле, то есть не имел права править в Киеве.

1113 г –умирает Киевский князь, не имевший наследника возмущение в Киеве. За этим последовала просьба Мономаху княжить в Киеве. Он ответил согласием, что было нарушением Любического съезда. Мономах озаботился необходимостью обоснования законности своего княжения, то есть необходимость найти подобный прецедент в русской истории.

862 г, смута и приглашение варяг, отсюда появилась идея вставить в «Повесть временных лет» рассказ о варягах, чтобы обосновать воцарение Мономаха.

По просьбе Мономаха монах Сильвестр внес запись о призвании варяг в «ПВЛ»

?3-я ВЕРСИЯ (трактовка «ПВЛ»). Основа версии исследования Ключевского. По его мнению, Рюрик был реальной личностью. Он был нанят вместе с дружиной, ему платили. Он потребовал увеличения платы, последовал отказ и из-за этого переворот на Северо-Западе.

Позже произошла ассимиляция со славянским населением.

Ответ В) Происхождение термина Русь.

Либо скандинавский термин, либо славянский.

1-я версия. Скандинавский Рюрик из рода Россов. Это название перешло к славянам и трансформировалось в Русь

2-я версия. Автор этой версии Ломоносов, считал, что Рюрик славянин и славянский термин перешёл к скандинавам.

3-я версия. Академик Рыбаков считал, что в 6-7 веке н.э. в бассейне реки Рось обитало племя руссов или россов. Затем название переходит на название суперсоюза Русская земля.

Феодальная война (1425-1453)

После смерти Василия I Дмитриевича на Руси развернулась борьба, продолжавшаяся на протяжении четверти столетия.

В советской историографии данные события обычно именуют феодальной войной. Поводом к войне послужили споры вокруг наследования Московского великокняжеского престола. Дело в том, что в то время существовали духовные грамоты Дмитрия Донского, «приказывающего» свою вотчину «всем детем своим» и противоречащие им духовные Василия I, завещавшего и «вотчину» (Москву) и «великое княженье» не братьям, а сыновьям. Как только Василий II Васильевич занял великокняжеский стол, на него предъявил права и Юрий Дмитриевич – князь Звенигородский и Галицкий – дядя Василия. Борьба сразу же вылилась в вооруженный конфликт. Удача сначала сопутствовала Юрию – в 1433 г. он занял Москву, дав великому князю в держание Коломну. Затем он уходит из Москвы, чтобы на следующий год снова занять её. Неожиданная смерть прервала его борьбу за власть. Эстафету перехватили его сыновья – власть переходит к его старшему сыну Василию Косому. Но в 1436 г. он терпит окончательное поражение и устанавливается длительное перемирие между его братом Дмитрием Шемякой и вернувшимся в Москву Василием II. Оно нарушается лишь на короткий срок, в 1441-1442 гг. Затем в 1445 г. в ордынский плен попадает Василий II, и Дмитрий наконец становится великим князем. Потом уже в начале 1446 г. Дмитрий захватил Москву и ослепил Василия Васильевича (в свое время был ослеплен Василий Юрьевич). Но Дмитрию приходится покинуть Москву и начинается последний этап борьбы, исходом которого была гибель Шемяки.

Такова внешняя канва событий. Надо обратить внимание на участие в борьбе широких народных масс. Русский север поддержал Юрия и его сыновей. Войска его составляло ополчение Галицкой и Звенигородской земель, а также «вятчане». За спиной Дмитрия Шемяки стоял Новгород.

Одновременно, как в период Киевской Руси, шла борьба волостей (земель) между собой и борьба внутри городских общин. Московского князя поддерживали не только отдельные города, прежде всего, Центра, но и определенные группировки в тех общинах, которые в целом поддерживали противников великого князя.

В итоге Василий Темный – князь.

Вотчинное землевладение

Вотчинные хозяйства были княжескими, боярскими и церковными. В14-15 веках церковь – крупнейший феодал на Руси (пути её приобретения земель: колонизация, пожалование земель церкви великим князем, дарение). Теоретически, вотчина могла формироваться тремя путями:

• Пожалование за службу князем;

• Состоятельный и богатый общинник превращает свой надел в собственность, начинает эксплуатировать менее состоятельных крестьян, становясь постепенно мелким вотчинником.

• Вотчину можно было купить на средства, полученные неземледельческим путем (напр. торговля) у общины, у другого вотчинника.

Дополнительно:

Формируется крупное землевладение – вотчина. Происходит «обояривание» удельных князей. Это важный процесс, с одной стороны определяющий экономическое развитие, с другой стороны политическую и социальную составляющую. Бывшие удельные князья признают верховные права московского князя и поступают к нему на службу. За это они получают вотчины, чин боярина и должность помещика. Таким образом, происходит процесс формирования единого слоя высшей аристократии на основе боярства и удельных князей. Завершается процесс формирования верхушки социального общества в лице боярства.

МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ.

Основная административно-территориальная единица Российского государства – уезд. Как правило, границы уезда совпадали с границами бывших удельных княжеств. Уезд делился на волости, волости – на селения. Волость объединяла несколько селений под предводительством одного должностного лица либо помещика. Наместниками Великий князь назначал потомков бывших удельных князей, волостеля – дети боярские.

Функции наместников:

1. Административные функции (контроль за границами землевладений), скрепление всех поземельных сделок;

2. Полицейские функции

3. Контроль за соблюдением правил торговли и взимание пошлин

4. Судебные функции – местная судебная инстанция; судебные пошлины;

5. Военно-дипломатическая функция (только наместники). По указанию князя наместник мог руководить военными действиями, устанавливать дипломатические связи.

Основной принцип организации системы местного управления являлся принцип кормлений. Суть в том, что местная администрация жалованье от Великого князя за службу не получала, а сам наместник и волостеля содержались местным населением, то есть они кормились местным населением. Структура кормлений:

1. Часть судебных и тому подобных пошлин, которые по закону наместники и волостеля могли оставить у себя (денежные кормления)

2. Натуральные кормления – продукты. Они проводились три раза в год – на Рождество, на Пасху, на Петров день

Права кормленщиков и их обязанности фиксировались в специальных грамотах.

СУДЕБНИК 1497 ГОДА.

Первый юридический документ единого Русского государства, является первым общерусским законодательством, обобщившим многие предыдущие нормы и отразившим новое в общ-ной жизни России 14-15вв. Судебник сыграл важную объединительную роль.

Консолидирующий документ – судебник:

- Вводит единые формы судебного процесса на всей территории Российского государства. Вводит три типа суда: суд великого князя, наместников и волостной.

- Последовательная регламентация пошлин за все виды судебной деятельности.

- Поместное землевладение вместе с черными землями ставятся в привеллигированное отношение по сравнению с боярскими и монастырскими вотчинами.

- Юридически фиксирует право перехода крестьян от одного хозяина к другому за неделю и через неделю после Юрьева дня (26 ноября) – это завершение сельскохозяйственного цикла работ. Крестьянин имел право переходить от одного помещика к другому, только если он заплатит «пожилое» - плата за то, чем он пользовался = ½ стоимости крестьянской избы. Ведение права Юрьева дня свидетельствовало о закрепощении крестьян

- Судебник устанавливал систему судебных учреждений, иерархию суда: князь –> боярская дума –> наместник –> волостель –> мирской суд. ?

- 9-ая статья судебника устанавливает смертную казнь за государственное преступление (вооруженный мятеж или заговор против князя). ?

19. "Избранная Рада" и ее политика.

16 января 1547 года 17 летний Иван Грозный взошел на престол в Успенском Московском соборе (с тех пор там же короновались все цари). Чин венчания разрабатывался митрополитом Макарием – человеком, оказавшим огромное влияние на Ивана Грозного (моральный, нравственный авторитет). Впервые великокняжеское звание заменилось титулом царя. Этим гос-вам Европы дали понять, что царь не менее значим, чем император или король.

3 февраля 1547 года Иван Грозный женился на Анастасии Романовой (захудалый боярский род) до 1560 года (отравлена). => Возвышение дома Романовых (даже после смерти Анастасии Романовой).

Венчание (политическое событие) и женитьба (политическое событие,сделавшее Ивана совершеннолетним) => Иван Грозный – «Царь».

Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был митрополит Макарий, образованнейший человек своего времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40 – 50-х годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. В окружении Ивана IV находился и незнатный по происхождению дворянин Алексей Фёдорович Адашев. К началу 1549г. влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного впоследствии Андреем Курбским «Избранной Радой». С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI в. Кроме них, в разработке и проведении реформ также участвовали «думцы» Захарьины, Д.И. Курлятев, И. В. Шереметев, А. И. Курбский. Реформы конца 40-х – начала 50-х гг. составили первый период царствования Ивана IV Васильевича.

В реформах Избранной рады можно выделить 7 главных направлений:

1. Начало деятельности Земских соборов (1549)

2. Судебник (1550)

3. Попытка ограничения церковного землевладения; «Стоглавый собор» 1551

4. Завершение процесса формирования системы приказов (50-е годы)

5. Завершение реформы местного управления (земская реформа, отмена кормлений – 50 годы)

6. Военная реформа (50-е годы)

7. Финансовая и таможенная реформы.

1. Земские соборы. 27 февраля 1549 года Иван IV созывает 2 совещания. На первом присутствует родовая аристократия и представители высшего духовенства. Он подверг критике бояр в период боярского правления и заявил, что если это продлиться, применит все средства против них. Бояре покаялись, царь их простил.

Во второй половине дня прошло второе собрание. Иван IV покаялся во всех проступках в период боярского правления – собрание примирения. С этого совещания ведет свою историю Земский собор – сословно-представительное учреждение с совещательными функциями при царе. Структура Земского собора следующая:

1. В Земский собор входила боярская дума в полном составе

2. «Освященный собор» - это верхи духовенства

3. Представители местного дворянства – служивые люди.

4. Представители городского населения – верхи посада и купечества

5. Представители черносошного крестьянства (присутствовали на соборе в 1612-1613 годах на избрании царя).

Земский собор в смуту – стабилизирующая сила. Земский собор прекратил существование либо в 1654 г., либо в 1682-1683 гг. Нет четкого критерия для определения даты прекращения деятельности Земского собора. Если судить по тому, что Земский собор - это когда представлены все 4 категории населения, то дата прекращения его деятельности 1654, если должны были присутствовать не меньше 2 категорий – 1682-83 гг. Термин Земский собор ввели славянофилы в 40-е годы 19 века. К идее Земского собора обращались вплоть до начала XX века. Земский собор рассматривался как альтернатива прозападным реформам Александра I.

2. Судебник. Основа судебника 1550 года – судебник 1497 года. Из 100 статей нового судебника, 33 были абсолютно новые. 1/3(или2/3) статей отражала характер изменений в Российском государстве:

  • Попытка создать привилегии для поместного землевладения(напаример, каждый служилый человек мог требовать поместье не менее 100 четвертей земли);
  • Положение зависимых категорий крестьянства и взаимоотношения
  • крестьян с «феодалами» (подтвердил Юрьев день, но увеличил плату за «пожи-
  • лое», что затруднило переход).
  • Положение кабальных холопов (напр. запрещалось превращать в холопов служилых людей, ставших должниками).
  • Отмена наместничьего управления (кормлений). Вместо «кормленичего дохода», шедшего в руки наместников, вводился общегосударственный налог «кормленый окуп», оттуда и выдавалось служилым людям жалование.

3. «Стоглавый» собор (1551 г.) Иван IV долго готовился к церковному собору. Царь направил собору вопросы, на которые хотел получить ответы. Ответы на них были оформлены в документе, который имел 100 глав, отсюда название «стоглавый» собор. Вопросы можно условно объединить в три группы:

1. Вопросы внутренней организации церкви

2. Вопросы церковного землевладения – церковь должна добровольно уступить часть земель государству

3. Искоренение языческих пережитков из народного быта

До конца XVII века в России существовал только один вид образования – церковный. Следовательно, все русские государи прекрасно знали все тонкости обрядов и церкви. Церковь решительно выступила против любой передачи земли государству. К этому времени в церкви существовало 2 течения: нестяжатели и осифляне (во главе с Макарием) – ни в коем случае не отдавать государству церковное богатство. Макарий – иосифлянин и светский политик, следовательно, компрмисс между церковью и государством. В мае 1551 г. издается три указа Иван IV, который закрепляет компромисс между церковью и государством по вопросам земельной собственности:

1. Церковь не могла приобретать новых земель без разрешения царя

2. Церковь обязана вернуть все земельные владения, приобретенные в период боярского правления (1538 – 1547)

3. Церковь должна отчислять средства (полоняничный налог) на выкуп пленных.

4. Церковь лишилась льгот при налогообложении;

Вопросы внутренней организации церкви:

1. Унифицировали ряд церковных обрядов,

2. Утвердился созданный ранее пантеон общерусских святых

3. Приняты меры по повышению нравственности духовного сословия

Таким образом, был предпринят первый шаг на пути ограничения церковного землевладения. Но царь потерпел поражение, секуляризация была отвергнута.

Налоговая реформа.

1. Существовала необходимость приобретения средств. Так как налоговая система, сформировавшаяся при монголах не решала эту задачу, последовала налоговая реформа. Была введена новая единица налогообложения – поземельная. Величина этой единицы – большая соха (бывшая один двор) – зависела от социального статуса налогоплательщика. Для черносошных крестьян соха = 500 четвертей, для монастырей – 600, для поместий – 800 (меньше всего платили). Для помещиков льготные условия.

2. Изменение системы налогообложения. До этого существовал порядок при котором купец платил налог при пересечении границ уезда. Суть изменений в том, что теперь купец платил налог 1 раз 1 рубль и дальше мог ехать куда угодно. Следовательно происходило развитие торговли.

Таким образом, финансовая и таможенная реформы были направлены на укрепление Русского государства.

Итог. Привели ли реформы к усилению самодержавной власти или усилили позиции служилых людей? Четкого ответа нет, есть 2 точки зрения: (1) был усилен царь; (2) были усилены служилые люди, т.е. избранная рада.

(2) К концу 60-х годов в отношениях между избранной радой и царем наметились кризисные моменты, и тот путь, который предлагал Иван IV для решения кризиса привел к очень сложному периоду развития: опричнине.

Причины ведения опричнины

Переход к опричнине был обусловлен по мнению некоторых историков объективными противоречиями, а по мнению других и личными мотивами Ивана IV.

1. Объективные причины – опричнина явилась хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех соц. сил, которые противостояли его «самовластию». Но эта точка зрения «раздваивается»:

§ Цель опричнины – сокрушение боярско – княжеского экономического и политического могущества;

§ Опричнина «целилась» в остатки удельно-княжеской старины, а также направлялась против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви, как мощной противостоящей государству организации.

2. Личные мотивы царя Ивана Грозног

§ в 1554 году ему стало известно о боярских симпатиях к старицкому удельному князю Владимиру Андеевичу, проявившихся во время его тяжелой болезни в 1553 году. Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестору;

§ в 1557 - 1558 гг. царь столкнулся боярской оппозицией курсу на развязывание Ливонской войны. Не нашел он поддержки в этом вопросе и у Избранной рады;

§ в 1560 г. Иван IV остро переживал кончину любимой жены Анастасии Романовны. Тогда же произошел его окончательный разрыв с Сильвестром и Адашевым. Заподозренные в неверности, ближайшие советники царя были удалены от двора, затем напрвленны в ссылку. Вскоре начались преследования и казни бояр, заподозренных в измене (отъезды в Литву);

§ настоящий шквал эмоций вызвал у царя побег воеводы князя Андрея Курского в Литву (в 1564г.). После этого гонения на бояр были ужесточены.

3 декабря 1564г. царь неожиданно для многих выехал из Москвы Александровскую слободу(там была летняя резеденция) вместе с семьей в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян, взяв собой казну и святости. Оттуда царь в начале января 1565г. послал в Москву 2 грамоты, В первой – адресованной боярам, духовенству и служилым людям – он обвинял их же в изменах, а во второй – объявил московским посадским людям, что гнева на них нету. Москва с нетерпением ждала Царя. Наконец 2 февраля Иван Грозный торжественно въехал в столицу и на другой день созвал духовенство, бояр, знатнейших чиновников. Вид его изумил всех. На лице изображалась мрачная свирепость. Вновь пере

Наши рекомендации