Система высшего и центрального управления

В Российской империи в начале XX в.

(апрель 1906 г.— февраль 1917 г.)

ИМПЕРАТОР

Правительствующий Сенат Собственная Его Императорского Величества канцелярия Государственный совет Государственная дума Святейший Синод
         
    Совет министров    
  МИНИСТЕРСТВА  
Внутренних дел Юстиции Финансов Иностранных дел Военное Морское Путей сообщения Торговли и промышленности Народного просвещения Императорского двора
                   

проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмену смертной казни и полную политическую амнистию. Эту программу правительство не приняло, что усилило его противостояние с Думой.

Главным в Думе стал аграрный вопрос. Обсуждалось два законо­проекта: кадетов и трудовиков. И те, и другие стояли за создание «государственного земельного фонда» из казенных, монастырских, удельных и части помещичьих земель. Однако кадеты рекомендовали не трогать рентабельные помещичьи имения. Изымаемую часть по­мещичьей земли они предлагали выкупать у владельцев «по справед­ливой оценке» за счет государства. Проект трудовиков предусматри­вал отчуждение всех частновладельческих земель безвозмездно, оста вив их хозяевам только «трудовую норму». В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект — пол­ное уничтожение частной собственности на землю, объявление при­родных ресурсов и недр общенациональным достоянием.

Правительство, поддержанное всеми консервативными силами страны, отвергло все проекты. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжига­ет страсти. Были усилены репрессии: действовали военно-полевые суды и карательные отряды. В апреле 1906 г. министром внутренних дел был назначен П. А. Столыпин, ставший с июля того же года председателем Совета министров (создан в октябре 1905 г.).

П. А. Столыпин (1862—1911) — из семьи крупных землевладель­цев, быстро сделал успешную карьеру в Министерстве внутренних дел, был губернатором рада губерний. Получил личную благодар­ность царя за подавление крестьянских волнений в Саратовской гу­бернии в 1905 г. Обладая широким государственным кругозором и решительным характером, стал центральной политической фигурой России на завершающем этапе революции и в последующие годы. Принял активное участие в разработке и проведении аграрной ре­формы. Главная политическая идея П. А. Столыпина состояла в том, что реформы могут успешно осуществляться лишь при наличии сильной государственной власти. Поэтому его политика реформиро­вания России сочеталась с усилением борьбы с революционным дви­жением, полицейскими репрессиями и карательными действиями. В сентябре 1911 г. погиб в результате террористического акта.

II Государственная дума (февраль — июнь 1907г.). При выборах новой Думы было урезано право рабочих и крестьян участвовать в них. Агитация радикальных партий запрещалась, их митинги разгоня­лись. Царь хотел получить послушную Думу, но он просчитался.

II Государственная дума оказалась еще более левой, чем первая. Кадетский центр «растаял» (19% мест). Усилился правый фланг — в Думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов и буржуазно-на­ционалистических депутатов. Трудовики, эсеры и социал-демократы образовали левый блок, имевший 222 места (43%).

Как и раньше, центральным был аграрный вопрос. Черносотенцы требовали сохранить помещичью собственность в неприкосновенно­сти, а надельные крестьянские земли изъять из общины и отрубами разделить между крестьянами. Этот проект совпадал с правительст­венной программой аграрной реформы. Кадеты отказались от идеи создания государственного фонда. Они предлагали выкупить часть земли у помещиков и передать ее крестьянам, поделив расходы по­ровну между ними и государством. Трудовики вновь выдвинули свой проект безвозмездного отчуждения всех частновладельческих земель и распределения их по «трудовой норме». Социал-демократы потребовали полной конфискации помещичьей земли и создания ме­стных комитетов для ее распределения между крестьянами.

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напуга­ли правительство. Было принято решение разогнать Думу. Она про­существовала 102 дня. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государст­венного переворота.

На самом деле государственный переворот осуществило прави­тельство. 3 июня 1907 г. одновременно с Манифестом о роспуске II Государственной думы был опубликован новый избирательный за­кон. Этот акт явился прямым нарушением статьи 86 «Основных за­конов Российской империи», по которой никакой новый закон не мог быть принят без одобрения Государственным советом и Госу­дарственной думой. 3 июня считается последним днем революции 1905—1907 гг.

Значение революции.Главный результат заключался в том, что верховная власть была вынуждена пойти на изменение социально-по­литической системы России. В ней сложились новые государствен­ные структуры, свидетельствовавшие о начале развития парламента­ризма. Было достигнуто некоторое ограничение самодержавия, хотя у царя осталась возможность принятия законодательных решений и вся полнота исполнительной власти.

Изменилось социально-политическое положение граждан России: введены демократические свободы, отменена цензура, разрешено ор­ганизовывать профессиональные союзы и легальные политические партии. Буржуазия получила широкую возможность участия в поли­тической жизни страны.

Улучшилось материальное положение рабочих. В ряде отраслей промышленности увеличилась заработная плата и уменьшилась про­должительность рабочего дня до 9 —10 часов.

Крестьяне добились отмены выкупных платежей. Была расширена свобода передвижения крестьян и ограничена власть земских началь­ников. Началась аграрная реформа, разрушавшая общину и укрепляв­шая права крестьян как землевладельцев, что способствовало даль­нейшей капиталистической эволюции сельского хозяйства.

Окончание революции привело к установлению временной внут­риполитической стабилизации в России.

ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (1907—1914)

Внутренняя политика.После революции в России возникла но­вая система политической организации государства, получившая на­звание «третьеиюньская монархия».

Внутреннюю политику правительства в этот период обусловливали объективные послереволюционные условия. С одной стороны, она была нацелена на подавление антиправительственного движения. С Другой стороны, нельзя было не считаться с уроками революции, которые свидетельствовали о необходимости проведения реформ для расширения социальной опоры верховной власти. В связи с этим во внутренней политике правительства прослеживалось две линии: насту­пление реакции во всех областях общественной жизни и лавирование между разными социальными силами. Первая линия реализовывалась административными и идеологическими мероприятиями. Полицейско-чиновничьему аппарату помогали печать и церковь. Вторая линия осу­ществлялась путем принятия и реализации новых законов.

Проведение контрреволюционной линии опиралось на «Положе­ние об усиленной и чрезвычайной охране». Местные власти получи­ли право обыскивать помещения любых учреждений и организаций, арестовывать их членов. Тюрьмы были переполнены. Смертные при­говоры и казни стали повседневным явлением. Были разгромлены многие организации крестьян, студентов, демократической интелли­генции, закрыта часть профсоюзов, запрещено издание ряда демокра­тических газет и журналов.

Наиболее ярко идейное наступление отразилось в сборнике ста­тей о русской интеллигенции «Вехи» (1909 г.). В нем авторы отстаи­вали ненужность, вредность революционных действий, благодарили «власть, которая одна своими штыками охраняет нас (либера­лов.— Авт.) от ярости народной». Церковь призывала к христианско­му смирению и сотрудничеству с правительством. Представители черносотенных организаций шли еще дальше, требуя смерти для всех революционеров, прекращения деятельности Думы.

Возможность лавирования и заигрывания правительства с разны­ми политическими силами обеспечивал избирательный закон от 3 июня 1907 г. Он изменил порядок думских выборов. По нему 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелких городских собственников, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне — больше половины. Правительство убедилось в том, что нельзя рассчитывать на монархическую привязанность крестьянства, которую перевешивает ненависть к помещикам. Избирательного пра­ва были лишены 8 млн. жителей Урала, Сибири и Средней Азии. Число депутатов от национальных районов (Кавказ, Польша) сокра­тилось втрое. Выборы в III Думу были невсеобщими, сословными и неравными, многоступенчатыми и непрямыми. Они проходили в об­становке террора, полицейских преследований.

III Государственная дума (ноябрь 1907 г.— июнь 1912 г.).В нее вошло: 32% «правых» депутатов; 33% октябристов составили центр; 12% кадетов, 3% трудовиков, 4,2% социал-демократов и 6% от национальных партий заняли «левый» фланг. Ни одна из фракций не получила большинства. Результаты голосования зависели от того, куда качнется «центр». Если вправо, то образовывалось «право-ок­тябристское» большинство, поддерживавшее правительство. Если влево, то создавалось «кадетско-октябристское» большинство, готовoe к реформам либерально-демократического характера. Так сло­жился механизм парламентского октябристского маятника, позволяв­шего правительству П. А. Столыпина проводить нужную ему линию, лавируя между «правыми» и кадетами, то усиливая репрессии, то проводя реформы.

В послереволюционных условиях перед правительством по-ново­му встали три прежних вопроса: рабочий, национальный и аграрный. Пять лет Дума обсуждала 4 законопроекта о продолжительности ра­бочего дня, о страховании и пенсиях для рабочих. Принятый в 1912 г. закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни распространялся только на 15% рабочих и создавал ви­димость заботы правительства о них.

Национальная политика проводилась под лозунгом «Россия для русских», т. е. усилились русификаторские мероприятия. Они не на­ходили поддержки у окрепшей национальной буржуазии. Шовини­стические черносотенные организации разжигали национальную рознь и антисемитизм.

Столыпинская аграрная реформа.Центральное место во внут­ренней политике занимал аграрный вопрос. Борьба крестьян заставила правительство отменить (ноябрь 1905 г.) выкупные платежи с 1906 г. наполовину, а с 1907 г.— полностью. Но этого было недостаточно. Крестьяне требовали земли. Правительство вынуждено было вернуться к идее отказа от общинного и перехода к частному крестьянскому землевладению. Она высказывалась еще в 1902 г., но тогда правитель­ство отказалось от ее реализации. П. А. Столыпин настоял на прове­дении реформы и поэтому ее назвали «Столыпинской».

Реформа осуществлялась несколькими методами. 1) Указ от 9 но­ября 1906 г. разрешал крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910 г. сделал выход обязательным. 2) Крестьянин мог по­требовать объединения надельных участков в единый отруб и даже I выселиться на отдельный хутор. 3) Создавался фонд из части казен­ных и императорских земель. 4) Для покупки этих и помещичьих зе­мель Крестьянский банк давал денежные ссуды. 5) Учитывая «зе­мельный голод» в центре России, правительство поощряло переселе­ние крестьян за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте, создавали казенные склады сельскохозяйственных машин, обеспечивали агрономические консультации, медицинскую и ветеринарную помощь.

Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье зем­левладение и одновременно ускорить буржуазную эволюцию сель­ского хозяйства, преодолеть общинную ментальность и воспитать в каждом крестьянине чувство собственника, хозяина земли, сняв тем самым социальную напряженность в деревне и создав там прочную социальную опору правительства в лице сельской буржуазии.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличились покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

Однако социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Из общины вышло в разных районах только 20—35% крестьян, так как большинство сохраняло коллективистскую психоло­гию и традиции. Хуторское хозяйство завело лишь 10% домохозяев. Кулаки чаще выходили из общины, чем бедняки. Первые покупали землю у помещиков и обедневших односельчан, заводили рентабель­ное товарное хозяйство. Бедняки уходили в города или становились сельскохозяйственными рабочими. 20% крестьян, получивших ссуды Крестьянского банка, разорились. Около 16% переселенцев не смог­ли устроиться на новом месте, вернулись в центральные районы страны и пополнили ряды пролетариев. Реформа ускорила социаль­ное расслоение — формирование сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, так как не удовлетворило нужды крестьян в земле.

Обострение социально-политической обстановки.С 1910 г. в России наметилось нарастание нового социально-политического кри­зиса. «Правые» в Думе и черносотенцы были недовольны «излиш­ним реформаторством» правительства. Помещики, не умевшие вести рентабельное хозяйство, требовали от правительства новых льгот и ссуд. Буржуазия настаивала на пересмотре налоговой системы, так как видела в казенных заводах, не плативших налогов, своих конку­рентов. Интеллигенция была шокирована «разгромом» Московского университета, когда из него вынуждены были уйти лучшие профес­сора. Крестьяне требовали передела земли, ликвидации помещичьего землевладения. Рабочие, воспользовавшись новым промышленным подъемом, вновь усилили стачечную борьбу (Ленские события 1912 г.). Росло национально-освободительное движение на окраинах. Все это свидетельствовало о постепенном разложении третьеиюньской системы.

В конце 1912 г. прошли выборы в IV Государственную думу. Ее партийный состав почти не изменился и в ней сохранилось два большинства (право-октябристское и октябристско-кадетское). Однако общественное движение значительно оживилось. Оформилась новая либеральная Прогрессивная партия. Ее возглавили представители крупной буржуазии — А. И. Коновалов, П. П. Рябушинский, С. Н. Третьяков и др. В своей программе они выступали за конституцион­но-монархический строй, расширение прав Думы и ответственность министров перед ней. Прогрессисты занимали промежуточное поло­жение между октябристами и кадетами, пытались добиться консоли­дации либералов.

Вступление России в первую мировую войну в 1914 г. вызвало большой патриотический подъем. На некоторое время утихли оппо­зиционные выступления, почти все партии (кроме большевиков) под­держали правительство. Однако поражения на фронте, ухудшение материального положения трудящихся, стачки рабочих, неспособ­ность правительства стабилизировать обстановку в стране — все это вызвало новое оживление оппозиционного движения.

В 1915 г. часть депутатов Государственной думы и Государст­венного совета образовали Прогрессивный блок. В него вошли ок­тябристы, прогрессисты, кадеты, представители националистических партий. Они потребовали создать правительство, обладающее довери­ем общества и ответственное перед Думой.

Ситуация усугублялась тем, что постепенно падал авторитет вер­ховной власти из-за безраздельного влияния на царя и его жену Г. Е. Распутина. Известный как «сибирский пророк» и «святой старец», он проник в дома высшей петербургской аристократии, про­славился финансовыми махинациями, связями с подозрительными личностями, распутством и пьянством. Г. Е. Распутин вмешивался в государственные дела, смещал и назначал министров. «Распутинщи-на» была следствием и проявлением слабости, неспособности царя найти правильный курс во внутренней и внешней политике.

Монархисты сокрушались, считая, что этот авантюрист компро­метирует дом Романовых. Думские деятели из либеральных фракций страшились его угроз распустить Думу. Демократическая обществен­ность смеялась над нелепым союзом царя и полуграмотного мужика. Стремление смыть позор с династии и предотвратить очередной раз­гон Думы обусловило объединение монархистов и либералов. Одна­ко убийство Г. Е. Распутина в декабре 1916 г. (В. М. Пуришкевич, князь Ф. Ф. Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович) не предот­вратило назревание политического кризиса.

Царь все больше терял доверие народа. Среди думских депутатов стала созревать идея дворцового переворота с целью замены царя и создания правительства, ответственного перед Думой. Нача­лись совещания представителей разных политических партий, но они оказались бесплодными. Революция перечеркнула их планы, и ничто уже не могло спасти монархию.

Глава 29.

Наши рекомендации