В. Экономические, Политические и Правовые принципы мировой торговли
3. Международное торговое право невозможно понять без экономических принципов сравнительных преимуществ, конкуренции и «оптимального торгового вмешательства», лежащих в основе правил ВТО и более чем 250 -> региональных торговых соглашений («РТС»). Так же, как ГАТТ либерализует и устанавливает ограниченные дискриминационные границы в целях содействия «торговли в условиях полной конкуренции» (ст. VII ГАТТ), —> Генеральное соглашение по торговле услугами (1994 год) («ГАТС») и Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности («ТРИПС»;-> интеллектуальной собственности, международной защиты) поощряют рыночное разделение труда и предупреждение "антиконкурентной практики", например в ст. VIII ГАТС, в соглашении ВТО в области основных телекоммуникационных услуг и в ст. 8 ТРИПС. Курс ВТО на «взаимовыгодные договоренности, направленные на существенное снижение тарифов и других барьеров в торговле» (преамбула Марракешского соглашения) опирается на теорию сравнительных преимуществ, как впервые разработанный Дэвидом Рикардо (1772-1823): либерализация международной торговли обычно ведет к росту экономического благосостояния каждой торговой нации, например путем снижения цен на потребительские товары, повышения производительности за счет специализации, создания новых рабочих мест и возможности правительствам перераспределять часть «доходов от торговли» на оказание помощи бедным, содействие трудящимся в переходе от конкурирующих за импорт к экспортным секторам экономики, или на защиту окружающей среды. Дополнительное направление ВТО на «ликвидацию дискриминационных режимов в международных торговых отношениях» (преамбула Марракешского соглашения), и юридический рейтинг инструментов торговой политики (ГАТТ) в соответствии с их экономической эффективностью (например, правовая приемлемость тарифов и не несущих дисбаланс субсидий, запрет на —> нетарифные барьеры в торговле), основывается на экономической теории «оптимального вмешательства»: «рыночные неудачи» следует исправлять непосредственно у их истоков с помощью недискриминационных правил (например, запрещения картелей и других способов злоупотреблений рыночной властью), не искажая при этом управляемые гражданами предложение, спрос и рыночную конкуренцию за дефицитные товары и услуги. Также требования ВТО, относящиеся к режиму наиболее благоприятствуемой нации (-> статья о наиболее благоприятствуемой нации) и к национального режиму (-> Национальный режим, принцип) товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности в первую очередь направлены на недопущение конкурентных искажений и «защиту отечественного производства» (ст. III ГАТТ), а не на защиту суверенного равенства государств.
4. Хотя свободно совершаемые торговые сделки, как правило, являются взаимовыгодными, экономическая теория в одиночку не может объяснить действенность торгового права и торговой политики. В то время, как доходы от торговли в основном распределяются среди большого числа потребителей (например, в части более низких цен) и промышленности (например, в части повышенной производительности и конкуренции), регулирование затрат, как правило, сосредоточены на конкурирующих за импорт производителей, которые сами заинтересованы в противостоянии либерализации торговли (например для того, чтобы извлечь выгоду от сохранения расценок). Таким образом, несмотря на экономическое обоснование того, что односторонняя либерализация торговых барьеров, как правило, повышает благосостояние потребителей и производительность труда в стране, страны предпочитают обоюдные соглашения о либерализации торговли по политическим мотивам (например, для того, чтобы уменьшить протекционистские давления от конкурирующих за импорт производителей, предлагая дополнительные экспортные возможности и рабочие места в секторе экспорта). Цель ВТО в «обоюдных и -взаимовыгодных договоренностях, направленная на существенное снижение тарифов и различных других барьеров в торговле, а также ликвидации дискриминационных методов в международных торговых отношениях» (преамбула Марракешского соглашения) отражает эти экономические и политические принципы торговой политики. Правила ВТО в отношении «справедливой торговли» (например в ст. VI и XVI ГАТТ «демпинг», субсидии и компенсационные пошлины), защитных мер (например, ст. XIX ГАТТ), в отношении «общего исключения» сохраняющего суверенные права для защиты общественных интересов (например, ст. XX и XXI ГАТТ и ст. XIV ГАТС) а также преференциального режима для наименее развитых стран (например, часть IV ГАТТ, «Разрешительная оговорка» 1979 года разрешает торговые преференции для наименее развитых стран) также определяется скорее политическими, а не экономическими причинами.
5. В соответствии с экономическими теориями «оптимального вмешательства» ГАТТ допускает недискриминационное внутреннее регулирование (ст. III) и субсидирование производства (ст. XVI), но запрещает дискриминационные нетарифные барьеры в торговле (статьи III и XI) и искажающие ситуацию на рынке экспортные субсидии (ст. XVI), которые только в весьма исключительных случаях являются средством максимального повышения национального благосостояния, например, если страна с рыночной властью может манипулировать «условиями торговли» в свою пользу за счет торговых партнеров. Право ВТО уважает национальный суверенитет, например в том, что касается свободы выбора на уровне национальных тарифов, недискриминационного национального регулирования охраны здоровья человека, окружающей среды и других общественных интересов. Таким образом, функция большинства правил ВТО заключается не в том, чтобы улаживать межнациональные конфликты экономических интересов, а помогать странам добиваться повышения благосостояния торговой политики и коллективно поставлять международные общественные блага с выгодой для всех торгующих стран, например с точки зрения прозрачной политики, верховенства международного права и глобального разделения труда, предлагая потребителям доступ к лучшим мировым рынкам.