Реформа коллегий и сената.
По вопросу реформирования Сената было два проекта – Зубов (Сенат – независимый законодательный орган), Державин (Сенат состоит из лиц, избираемых в среде чиновников первых 4 классов).
Указом 1802 были определены права Сената – контроль за созданием новых законов, чтобы они не противоречили старым; делать императору представление на министров, т.е. контроль за министрами. Но ведь сенат назначался императором и права Сената, если противоречили интересам императора, не применялись. Поэтому последовал указ о разъяснении прав сенаторов – право разъяснять не к принимаемым законам, а к уже существующим. Таки образом, мы видим, что указ о правах сенат это фикция (тоже самое с контролем за министерствами).
Постановка вопроса о замене коллегий министерствами принадлежит Чарторыйскому. 8.09.1802 были учреждены министерства – иностранных дел (гр. А.Р. Воронцов), военное (С.К. Вязьмитинов) и морское (Н.С. Мордвинов), внутренних дел (гр. В.П. Кочубей), финансов (гр. А.И. Васильев), народного просвещения (гр. П.В. Завадовский), юстиции (Г.Р. Державин), коммерции.
Министерства отличались централизацией. Министр был подотчетен императору, министру подчинялись начальники отделов (департаментов), департаменты делились на столы, во главе которых стояли столоначальники.
Изменилась система управления на местах – все губернаторы были поставлены в подчинение МВД. Одновременно в губерниях образовывались губернские правления, которые подчинялись Сенату. Также отдельные губернские структуры подчинялись отдельным министерствам (начальник учебного округа подчинялся просвещения). Такое двойственное управление приводило к децентрализации и путанице. Таким образом, это приводило к ослаблению власти губернаторов и анархии. Чтобы устранить был введен институт генерал-губернаторов. Вся местная власть была подчинена им, но это не решило до конца вопрос местного управления.
Крестьянский вопрос.
Крестьянский вопрос начал обсуждаться в негласном комитете после проекта «жалованной грамоты народу» Воронцова, в которой предполагалось наделить крестьян недвижимой собственностью. Зубов предложил запретить продажу крестьян без земли. Перед этим Александр издал указ, запрещающий публиковать объявления о продаже крестьян без земли (указ носил демагогический характер). Также Зубов предлагал запретить владение дворовыми, выкупив их у помещиков.
В 1803 Александр дал указание Румянцеву разработать проект освобождения крестьян. Поводом к этому послужило стремление Румянцева отпустить крестьян одного своих имений с землей. Так появился указ о вольных хлебопашцах – помещик мог отпускать крестьян на волю с землей за выкуп.
Были проведены крестьянские реформы на национальных окраинах (Эстляндская и Лифляндская губернии). 1804-1805 – введена регламентация повинностей.
Реформа образования.
Был провозглашен принцип всесословности образования. Для этого была установлена следующая система образования:
1. одноклассное приходское училище (для крестьян).
2. Трехклассное уездное училище.
3. Гимназия.
4. Университет.
Вся страна была разделена на 6 учебных округов с центрами в университетских городах. Университеты получили автономию. Все внутренние вопросы решались выборным советом университета. В каждый учебный округ назначался попечитель от министерства просвещения.
С 1804 все реформы прекращаются и все дела Александр начинает обсуждать с Аракчеевым. Для современников это означало возвращение к павловским временам. Советские историки демонизировали фигуру Аракчеева. Сам же Аракчеев оценивал себя как исполнителя воли императора. Александр приблизил его к себе, так как тот очень хорошо знал механизм работы госаппарата, а реформы нужно было приводить в жизнь.
После войн с Наполеоном в 1807 понадобилось отвлечь население от внешних проблем, и правительство возвращается к реформам. Этот период связан с именем Сперанского.
В 1808 Сперанский получил наказ составить проект Конституции. В 1809 появляется «Введение к уложению государственных законов». Сперанский исходил из идей общественного договора и естественного права, теории разделения властей. Он считал, что Россия не готова к конституционной монархии и поэтому он сформулировал принцип «правильной» монархии:
1. Вся полнота власти у императора.
2. Законодательная, исполнительная и судебная власть могут сами функционировать.
3. Император руководит внешней политикой и назначает чиновников.
4. Законодательный орган – Государственная Дума. В ней обсуждаются и принимаются законы. Избирается на 3 года дворянами и средним сословием (государственные крестьяне и т.д.). В третье сословие входят рабочие, которые не обладают политическими правами, но получают гражданские права.
5. Сперанский считал, что крепостное право одним указом отменить нельзя. Поэтому нужно постепенно расширять гражданские права крестьян и крепостное право отомрет.
6. Государственная дума избиралась косвенными выборами. На местах должны существовать волостные думы, уездные думы и губернские думы. Вот губернские думы и избирали ГД.
7. ГД не обладала законодательной инициативой, это право принадлежало императору.
8. До поступления в ГД законопроект обсуждается в государственном совете, который назначается императором из всех трех ветвей власти.
9. Сенат является высшим судебным органом, который избирается местными думами.
Слухи о проекте Сперанского проникли в общество. Карамзин выразил свой протест в записке «О древней и новой России». В ней он критиковал внутреннюю политику Александра и доказывал необходимость сохранения самодержавия в России. По его мнению, все попытки ограничения власти в России оборачивались олигархией. Так как большинство дворянства стояло на этих позициях, Александр пожертвовал Сперанским.
Но все равно в 1810 был издан указ о создании Гос. Совета. Часть положений проекта Сперанского вошли в Конституцию Финляндии. Также Сперанскому удалось провести ряд указов, касающихся крестьян – 1809 – запрет дворянам ссылать без суда и следствия крестьян в Сибирь, 1808 – запрет продавать крестьян с торгов. Он же провел указ о аттестации чиновников.
После войны с Наполеоном от Александра ждали возвращения к либеральным реформам. Но он становится на путь охранительного направления.
1815 – указ, запрещающий крестьянам разыскивать вольность (касался государственных крестьян, переданных с землей помещикам).
1816 – создание военных поселений. Вообще идея относится к 1810-1811 гг., тогда они были основаны в Могилевской губернии. Военные поселения создавались на землях государственных крестьян.
1822 – помещикам было вновь разрешено ссылать крестьян в Сибирь.
Но в тоже время Александр не оставил идеи освобождения крестьян. В 1816 были освобождены крестьяне в Остзейском крае без земли. В 1818 был создан комитет по подготовке крестьянской реформы во главе с Кочубеем, но основная работа легла на Н.И. Тургенева. Был подготовлен проект – государство выкупает крестьян у помещиков, а те наделяются землей по 2 десятины. Подсчитав, сколько уйдет на выкуп, от проекта отказались.
Также у Александра не исчезали и конституционные замыслы.
1815 – была принята польская конституция (император – верховная власть, на месте правит наместник, был создан Сейм с законодательными функциями, объявлена свобода слова и печати, создана своя армия). В 1818 Александр сказал, что хочет ввести Конституцию и в России. Он дал распоряжение о подготовке конституции Пешару де Шану, в помощь ему был назначен Вяземский. Этот проект напоминает проект Сперанского – полнота власти у императора, законодательная власть у двухпалатного Сейма, право выбора у дворян и буржуазии, федеративное устройство.
Этот проект был закончен в 1820. В этот период Александр I отстранился от дел и все передал в руки Аракчеева. Усиливаются религиозно-мистические настроения Александра I. В его окружении появляются князь Голицын, бар. Крюдинер. Голицын стремился подчинить светскую жизнь церкви, а так как он был министром просвещения идет отказ от университетской реформы, в университетах проходят погромы.
В политике возрастают репрессивные настроения. Создаются дополнительные полицейские структуры – надзор за политической лояльностью. Этот период получил название аракчеевщина.
В 1819 Александр сказал Николаю, что хочет передать престол ему. В 1823 был подготовлен манифест. 9.12.1825 Александр I скончался.
+А1 отменил ношение круглых шляп, цензуру, возвратил сильных дворян. Замыслил конституционный характер преобразования государства. Закон выше императора и т.д.
Причины переустройства государства:
- аппарат был сформирован еще Петром
- надо было разделить власть судебную и исполнительную
Опирался в реформах на бюр. аппарат.
Сенат состоял из 65 департаментов, отсюда волокита, произвол, взяточничество, низкий проф. уровень (40 с лишним сенаторов, только 2 учились в университете)
Помощники А1 – собрание единомышленников – Чарторыйский, Кочубей, Новосельцев, братья Строгановы.
Указ о реформе сената.
1. Даровалось право делать представления на указы царя, принятые ранее, противоречащие новоизданным (типа нашего конституционного суда) + контроль над деятельностью министров.
1801-11 коллегии преобразовали в министерства
-Министр внутренних дел, иностранных, юстиции, финансов, коммерции, народного просвещения.
Во главе – министерства министр, отчитывается перед царем и назначается им.
Министром ставится начальник департамента, департамент делится на столы, чиновники
Власть губернатора ограничили, он назначается царем, но подчиняется министру.
Получилось, что губернатору не подчиняются губернские советы и т.д.
Эти реформы были демагогией. А1 оказался деспотом, а не либералом.
1803 – всеобщая мобилизация дворян. Сенат сделал царю замечание, царь послал всех и сказал, что замечания можно делать только для указов предыдущих царей.
Вышел указ о запрете продаж крестьян без земли и имущества, запрет печатать объявления о продаже крестьян бех имущества.
Указ о вольных хлебопашцах – крестьяне отпускались за выкуп, получали гражданские права. Воспользовались 47 т. крестьян из 10 млн.
Указ об улучшении прибалтийских крестьян (1804):
- право наследственного владения землей
- регламентация повинностей (барщина не более … дней и т.д.)