Индустриализация и коллективизация
Индустриализация. В 1925-1926 гг. в основном завершилось восстановление народного хозяйства. Тем не менее, СССР оставался отсталой в технико-экономическом отношении аграрно-индустриальной страной. Высоким был уровень технологической зависимости СССР от Запада. Страна тратила огромные средства на импорт тракторов и автомобилей, черных металлов и проката. По объему промышленного производства СССР занимал 5-е место в мире, сильно уступая первым четырем. При этом экономическое отставание СССР от передовых стран Запада и США продолжало нарастать.
В декабре 1925 г. XIV съезд ВКП(б) взял курс на индустриализацию страны. На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их.
Начавшаяся в 1925 г. индустриализация проводилась на базе НЭП с одновременным развитием всех отраслей промышленности («бухаринская» концепция). Главное внимание уделялось реконструкции старых промышленных предприятий. Одновременно строились свыше 500 новых заводов. Началось сооружение Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб) и Днепровской гидроэлектростанции (ДнепроГЭС).
Развитие промышленного производства почти на 40% велось за счет ресурсов самих предприятий, которых и так не доставало. Другим источником финансирования стало перераспределение дохода из сельского хозяйства в пользу индустрии. Однако постоянные кризисы хлебозаготовок и увеличившееся население городов не позволяли продавать хлеб и направлять на индустриализацию необходимые средства. Следствием явились низкие темпы развития тяжелой промышленности, они побудили перейти к форсированной индустриализации.
Форсированная индустриализация началась с 1929 г. НЭП свертывалась, все средства стали направляться только на развитие тяжелой промышленности («сталинская» концепция). Были кардинально увеличены задания первого пятилетнего плана (1928-1932). Для получения стабильного источника дохода была проведена коллективизация. Образовавшиеся колхозы были обязаны сдавать зерно, оно экспортировалось, а на полученные средства закупалось оборудование для строящихся заводов.
Другим источником форсированной индустриализации стал энтузиазм народных масс, воодушевленных большевистской идеей строительства бесклассового общества. На всю страну прославился шахтер А.Г. Стаханов, перевыполнивший норму в 14 раз. Родилось стахановское движение – массовое движение последователей Стаханова, новаторов социалистического производства, многократно превышавших установленные нормы производства. В практику народного хозяйства внедрялись различные формы социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение производственных заданий.
Использовался и труд заключенных в лагерях Главного управления лагерей (ГУЛАГ), правда, он не был производительным.
Еще одним источником явились внутренние займы.
В результате за две пятилетки (вторая пятилетка была в 1933-1937 гг.) в СССР было построено около 6 тыс. крупных предприятий. По общему объему промышленного производства он вышел на 1-е место в Европе и на 2-е в мире. Были созданы новые отрасли промышленности – станкостроительная, авиационная, автомобильная, тракторная, химическая и др. Страна обеспечила экономическую независимость и превратилась в индустриально-аграрную.
Коллективизация. Первые коллективные хозяйства в сельском хозяйстве возникли еще в 1918 г. Основными формами явились: товарищества по обработке земли (ТОЗы), артели (общие средства производства – земля, инвентарь, скот), коммуны (общие средства производства и быта). Сначала преобладали артели и коммуны, но в период НЭП количество колхозов сократилось до 1% крестьянских хозяйств, причем преимущественно бедняцких. Как один из возможных способов социалистического переустройства деревни, рассматривалось создание государственных хозяйств, напрямую субсидируемых из казны (совхозов).
Переход индустриализации в форсированную стадию потребовал ускорения темпов коллективизации. В конце 1929 г. – начале 1930 г. началась сплошная коллективизация, которая проводилась насильственно. С этой целью в деревню было направлено 25 тысяч рабочих («двадцатипятитысячники»). Вместе с работниками местных парторганизаций и ОГПУ, переходя от уговоров к угрозам, они убеждали крестьян вступать в колхозы. Для технического обслуживания вновь возникавших колхозов в сельских районах организовывались машинно-тракторные станции (МТС).
Единственно возможной формой колхозов становилась сельскохозяйственная артель. В 1930 г. был утвержден Примерный устав сельскохозяйственной артели: наряду с «обобществлением» основных средств производства в единоличном пользовании колхозников сохранялись приусадебные земли, мелкий инвентарь, домашний скот, птица.
В 1935 г. был принят новый колхозный Устав, закрепивший за колхозами земли на вечное и бесплатное пользование: она не подлежала ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Устав разрешал колхозникам вести личное подсобное хозяйство на 0,25-0,5 га, иметь 2-3 коровы, неограниченное количество птицы.
Составной частью процесса коллективизации стало «раскулачивание». Кулаки разделялись на три категории. В первую включались организаторы антисоветских и антиколхозных выступлений. Они подвергались аресту и суду. Наиболее крупных кулаков, отнесенных ко второй категории, переселяли в другие районы. Остальные кулацкие хозяйства подлежали частичной конфискации, а их владельцы – выселению на новые территории из областей прежнего проживания.
До революции «кулаками» называли деревенских ростовщиков и перекупщиков, которых насчитывалось 2-3%. Отношение к ним у крестьян было негативным. При «раскулачивании» вспоминались старые обиды, сводились счеты и т.д., поэтому в целом попало под раскулачивание примерно 14% крестьян. Репрессиям подверглись и так называемые подкулачники из середняков и бедняков, не одобрявшие коллективизацию. В результате кулачество как класс было ликвидировано.
К концу 1932 г. насильственная коллективизация была в основном завершена. Формально самоуправляемые коллективные хозяйства (колхозы) наряду с государственными хозяйствами (совхозами) стали основными производителями сельскохозяйственной продукции. Создание колхозов и совхозов позволило советскому государству значительно увеличить объем принудительных заготовок продовольствия и сырья, хотя сельскохозяйственное производство к 1940 г. оставалось на уровне 1924-1928 гг.
Сильнейшая засуха наряду с насильственным изъятием сельхозпродукции привела в 1932-1933 гг. к массовому голоду на Украине, в Поволжье, на Северном Кавказе. Жертвами голода стали миллионы человек.
Политика сплошной коллективизации первоначально привела к тяжелым экономическим и социальным последствиям: объем сельскохозяйственной продукции сократился с 1928 по 1932 г. на четверть, поголовье скота – наполовину. С введением паспортной системы в 1932 г. крестьянству паспорта не выдавались, в результате чего их свобода передвижения была ограничена. Только с середины 1930-гг. положение в сельском хозяйстве стало улучшаться. Во многом свою роль сыграло поступление сельхозтехники.
Коллективизация была обязательным условием проведения индустриализации, так как требовалось прокормить стремительно растущий рабочий класс и иметь средства для закупки станков за границей. При форсированной индустриализации этого невозможно было добиться за счет мелкого кустарного сельскохозяйственного производства.