Политика: структура, характерные черты, функции
Функции: выражение властно значимых интересов групп и слоев общества; обеспечение преемственности и инновационности социального развития; управление и руководство общественными процессами в интересах тех или иных групп и социума в целом; социализация личности; интеграция различных слоев населения, поддержание целостности общественной системы, стабильности и порядка.
Структура:
- как сфера общественной жизни;
- как один из многих видов активности социальных субъектов, их коллективного и индивидуального поведения;
- как тип социальных отношений – между индивидами, малыми группами и большими общностями.
В 1случае политика рассматривается в виде структурной составляющей общества с ее определенными положением и ролью и при этом обладает особыми содержательными и функциональными свойствами. В марксистской теории выступает в роли регулирующей “надстройки”, состоящей из гос. организации, которая обеспечивает сложившийся властный статус-кво для системы отношений производства и обмена. У Т. Парсонса и Б. Рассела политическая подсистема общества выполняет ф-ции целеполагания и целедостижения. У бихевиористов политическая система связана с контролем и распределением ресурсов. Ученые закрепляют за политикой функции согласования общих и частных интересов, осуществления власти, поддержания общественного порядка и руководства людьми, осуществления общезначимых целей, регулирования ресурсов и управления социумом.
2 тип объяснения политики основывается на ее трактовке в качестве способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и поведения в обществе. В марксизме главное содержание политики – борьба за власть, действия по ее завоеванию и удержанию. М. Вебер рассматривает данную категорию как предприятие и профессиональную деятельность. Для бихевиористов политика – вид социального поведения индивидов и их групп, характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во властвовании.
3 объяснение политики включает ее в сложную сеть социальных отношений и связей. Марксисты объясняют политику как отношения классов по поводу государственной власти. Появились современные научные модели, классифицирующие политику в соответствии с взаимодействиями типа конфликт - консенсус. Разработаны схемы властных отношений, где политика - некая всеобщая структура для соединения разных проявлений социальной и политической жизни.
Характерные черты:
1) теологическая парадигма. Сверхъестественное объяснение божественной природы власти и политики, полностью исключавшее человека из числа их творцов, сохранялось вплоть до появления трудов Фомы Аквинского. Он исходил из наличия 3-х основных элементов власти: принципа, способа и существования. Первый исходит от Бога, второй и третий являются производными от человеческого права. Так, и власть, и ее субъекты определялись не только проявлением божественной воли, но и волей человека. Власть выступала как некая комбинация невидимого управления и человеческих усилий. В основе теологического подхода к политике и власти лежат принципы веры, необъяснимой с точки зрения разума убежденности в потусторонних источниках творения мира. Сейчас исповедуют подобные постулаты философы-богословы;
2) натуралистическая парадигма.С ее помощью пытаютсяобъяснить природу политики, исходя из значения факторов внесоциального, природного характера. При формировании этой парадигмы особое значение приобрели три подхода – географический (образование в XIX – начале XX в. геополитики ), биополитический (возникновение в 70-е годы ХХ в. биополитики, где признается достаточным примат инстинктивных, генетически врожденных свойств человека) и психологизаторский(зародился еще в XVIIв. сведение всех политических явлений к преобладающему влиянию психологических качеств человека).
3) социоцентристская парадигма. Общественное происхождение и природу политики, то есть она рассматривается как некая форма социальной организации жизни человека, как определяющая сторона жизни общества. Сторонники этих подходов пытаются объяснить природу политики 2 основными способами: 1) приоритет внешних по отношению к ней факторов, 2)предпочтение внутренних факторов самодвижения и саморазвития политики. Наиболее оригинальной является теория К. Шмитта. Он исходил из того, что политика не имеет собственных оснований, формируясь как результат нарастания человеческих противоречий, повышения их интенсивности до стадии отношений «врагов» и «друзей». «Враг» - это совокупность людей, противостоящих такой же совокупности индивидов, когда образ «чужого» означает не личного противника, а именно общественного врага, борьба с которым может принимать и формы его физического уничтожения. «Друг» - это «свои», то есть та совокупность людей, по отношению к которым политика выступает как средство объединения и интеграции;
4) культурологическая парадигма. Ее сторонники исходят из того, что целостность политики и ее единство с обществом определяется целостностью самого человека, они рассматривают политику как продукт осмысленной деятельности людей, а ее главное назначение –осуществление творческих функций людей. Эта парадигма не дает забыть, что и в политике человек должен оставаться самим собой и следовать принципу “человек человеку - человек”;
5) парадигма конфликта. Получила признание еще в XIX в. Сторонники не рассматривают наличие конфликтов как угрозу политическому развитию общества, ибо конкуренция по поводу дефицитных ресурсов власти или социальных статусов, позиций престижа расценивается ими в качестве источников самодвижения и эволюции политических организмов. Влияние конфликтов на политическую жизнь рассматривается как исключительно конструктивное. В этой связи сторонники конфликтной парадигмы все основные проблемы сводят по преимуществу к поиску наиболее эффективных технологий управления конфликтами;
6) парадигма консенсуса. В противовес парадигме конфликтов, в современной политической науке сложилось направление, сделавшее концептуальным методом интерпретации политики консенсус. Сложные отношения между людьми, разрешать возникающие между ними конфликты, поддерживать стабильность в обществе позволяет регулировать единство идеалов, основных социокультурных ценностей и ориентиров населения. Для своего нормального существования политика должна препятствовать возникновению конфликтов и кризисов, поддерживая состояние «социальной солидарности», оказывать постоянное «педагогическое воздействие» на граждан государства и т.д.