Определите условия, факторы, которые влияли на развитие культуры во второйполовине ХХ в.

Условия, факторы Влияние
   

3. Согласны ли вы с тем, что массовая культура не должна доминировать надтрадиционной. Свое мнение обоснуйте.

За последние сто лет промышленное производство планеты возросло более чем в 50 раз, при этом 4/5 всего прироста получено с 1950 г Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 трлн долларов и может в ближайшие полвека увеличиться в 5-10 раз Если следовать принципу \"бытие определяет сознание\", то можно было бы ожидать и такого же уровня развития культуры в XX в Конечно, дать более-менее объективную оценку культурной жизни второй половины всего века-это дело будущего Однако специалисты уже сейчас делают некоторые выводы по поводу состояния культуры, в котором в оказалось человечество в новом тысячелетии своей истори своєї історії.

Разнообразие современной культуры с точки зрения расовой, этнической, религиозной, языковой, социально-экономической разнообразии современных народов вовсе не противоречит применению категории \"мировая культура\" Речь я о становлении единой общечеловеческой культуры, которая развивается через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм.

Каковы основные тенденции развития современной культуры?

Прежде растущая интернационализация народнохозяйственных связей привела к тому, что на долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины торговли ли, почти 80% новой техники и технологий Таким образом, во все уголки земного шара передаются передовые методы производственной культуры О росте интернационализации жизни современности свидетельствуют всеобъемлющий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникаций.

Равенство, братство, свобода, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, а жизненной потребностью, естественным фактором Возникает общечеловеческая культура Современные средства передвижения и передачи информации сближают людей, а научная и техническая мысль все больше интернационализируется.

Однако культура XX в полностью выявила ограниченность, односторонность технологической цивилизации Культура этой цивилизации складывалась на основе особых отношений человека и природы Человек пытался вырваться я из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство над природой, прогресс, наращивание технологических и научных знаний Природа становится объектом человеческой деятельности, эксплуатации, к т ого же неограниченной Цель деятельности человека заключалась в том, чтобы накапливать все больше материальных благ и богатств и на этой основе решать все проблемы.

Техногенной цивилизации присуще представление, что природа для эксплуатации является неисчерпаемой Однако такой психологии наступает конец. Идейные и научно-технические движения последних десятилетий имеют целью создание новой экологической культуры. Экологический кризис очерчивает границы имеющегося типа экономического развития Речь идет о новых отношения с природой и между людьми.

Прежде, Земля, как и человек, как показали последние знания о Вселенной, не является его центром Человечество лишь пылинка в мире бытия. Радикально меняется представление о постепенности и необратимость общественного прогресса. С появлением атомной, химической, биологической оружия массового уничтожения ценность науки и научно-технического прогресса поставлена под сомнение. Человечество ощутило бессилие перед неуправляемыми силами научно-технического прогресса.

В XX перед человеком появились проблемы, от решения которых зависит будущее цивилизации Эти проблемы получили название глобальных (фр global - всеобщий, от лат globus - шар) К ним относятся: угроза войны с применением оружия массового поражения, борьба с загрязнением окружающей среды; преодоление голода, нищеты; поиски новых источников сырья Человечество надеется на решение этих глобальных проблем. Хотя есть пессимистические модели будущего. Получили распространение исследования футурологов (от лат futurum - будущее), некоторые из которых считают, что суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь личности. По их мнению, возникает новая ситуация, когда человек, а не производство, его интеллектуальные и творческие способности становятся главным фактором общественного прогресса. Развитие личных качеств, творческих способностей и возможностей, воспитание высококвалифицированной рабочей силы становится наиболее выгодным вложением капитала.

В современных условиях очень распространена массовая культура основном она распространяется с помощью современных средств коммуникативной техники (телевидение, видео-и звукозаписей, кино, прессы, книгопечатания). Индустриализация культуры является одной из закономерностей современности Однако этот процесс имеет две стороны С одной стороны, индустриализация культуры делает ее доступной для широкой аудитории, с другой - общедоступность искусства, облегченность и упрощенность восприятия резко снижает положительное влияние искусства на развитие личности. Если высокая, элитарная культура ориентируется на интеллектуальную, думая в публику, то массовая культура - на \"усредненную\" аудиторию Человек теряет свою индивидуальность и потребность в духовном самосовершенствовании посредством культуры Человек-конформист, приспособленец в основном потребляет культуру.

Углубление отчуждения в обществе и кризис традиционных религиозных и моральных ценностей на рубеже 50-60-х годов привели рок-культуры Рок выразил мировосприятие послевоенного поколения, где муз физика - это не все, что составляет его содержание Главное в рок-культуре - нравственная позиция Молодые послевоенное поколение было разочаровано в ценностях довоенной эпохи, на которых спекулировали все тоталитарные режимы что развязали Вторую мировую войну и ядерное противостояние Свой протест молодежь стремилась выразить политически и идеологически нейтральной поведением, предоставить искусству и нравственности простой, человеческий смысл освободить их из-под диктата государства, церкви, политических партий Сторонники рок-культуры внешним видом, манерами поведения, музыкой и пением подчеркивали свою связь с массами, ощущение свободы человеческой солидарности.

Эволюция рок-культуры происходила в сторону потери им социальной ориентации (\"панк\", \"металл\" *) Современный рок имеет большое количество стилевых форм В целом сложность и противоречивость рок-культуры свидетельствует не просто о значительной фазе мировой культуры, а именно о кризисе.

Итак, современная культура, объединяющая человечество, основывается на общечеловеческих ценностях, защите прав человека, гуманизме, распространении научных знаний и передовых технологий, взаимообогащении национальных культур, экологическом отношении к жизни и окружающей среды Несмотря на все противоречия и конфликты, кризисные явления, деятельность представителей различных художественных течений и направлений, различных национальных культур формируется многолика, противоречива, однако единственная общечеловеческая культура на основе целостности миру.

Наши рекомендации