Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права. сударством становятся тысяцкие и сотские




Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права. сударством становятся тысяцкие и сотские - student2.ru Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права. сударством становятся тысяцкие и сотские - student2.ru Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права. сударством становятся тысяцкие и сотские - student2.ru сударством становятся тысяцкие и сотские. Племенной совет ста­рейшин и племенная сходка-вече теряют свое прежнее значение.

В Египте и Вавилоне образование государства сопровождается созданием неограниченной власти царя, опирающегося на предос­тавленное в его распоряжение чиновничество и вооруженную силу. В Афинах оно выражается в замене родового совета старейшин аре­опагом, а родоплеменного вождя, базилевса, — архонтами, в разде­лении всего населения на четыре разряда поимущественному цензу, в появлении армии и полиции. В Риме оно выражается в превра­щении родоплеменного совета старейшин в орган представительст­ва знати, сенат, а родоплеменного вождя-рекса — в царя, разделе­нии населения на разряды поимущественному положению граждан, организации постоянных вооруженных отрядов.

У франков племенной вождь, конунг, превратился в наследст­венного монарха, короля франков, народные собрания — в военные смотры, «мартовские поля», а наряду с этим появились государст­венные органы управления в центре и на местах (мажордомы, мар­шалы, герцоги, графы и др.).

Право, будучи выражением воли новой властвующей знати, групп людей, класса, возникает вместе с государством. Создается система норм поведения, выполнение которых обеспечивается при­менением государственного воздействия. Эти нормы регулируют общественные отношения нового общества.

В догосударственном обществе нет особого аппарата для систе­матического применения власти, нет, следовательно, и норм права. Однако и здесь складывается определенный порядок, вырабатыва­ются определенные правила поведения (мононормы), регулирую­щие взаимоотношения в обществе. Правила эти нигде не записаны, они составляются из неписанных обычаев. Не нужно думать, что правил, регулирующих поведение первобытного человека, немного. В действительности все стороны жизни человека в догосударствен­ном обществе детально нормируются сложным комплексом норм, которые являются одновременно и правилами общежития, и пред­писаниями религии, и требованиями приличия и нравов. Кроме то­го, это всякого рода признаваемые всеми мифы, запреты, дозволе­ния, ритуалы и обряды.

Несмотря на отсутствие государственного принудительного воз­действия, правила эти строго соблюдаются. Их выполнение обеспе­чивается силой привычки, традиции, авторитетом, уважением, ко­торым пользовались старейшины рода, и т.п. Всякие конфликты, раздоры, споры и столкновения между людьми легко улаживаются коллективом тех, кого они касаются.

Воспитание, унаследованные наклонности, создавшиеся с дет­ства привычки, а также сила общественного мнения оказывают

свое могущественное воздействие. Всякое отступление от обычного, твердо установленного образца поведения вызывает резкую реак­цию общества и болезненно отражается в сознании самого наруши­теля. У члена догосударственного общества нет стимула к тому, чтобы отступать от вековых обычаев. Вследствие имущественного равенства нет противоположности частных интересов, антагонизма отдельных групп общества, противоречия между интересами лично­сти и интересами общественного целого. Все это вырабатывает в человека чувство солидарности с остальными членами общества, его преданность интересам коллектива.

Правила поведения, существующие в догосударственном обще­стве, не навязаны сознанию первобытного человека извне. Они с детских лет живут в его сознании, и он не испытывает их как не­что ограничивающее проявление его собственных сил, противоре­чащее его личным интересам. Он не чувствует потребности отсту­пать от этих правил, вести себя иначе, чем предписано обычаями общества. Старые обычаи этого общества были правилами, создан­ными в интересах всего коллектива. Появившиеся в результате раз­ложения первобытно-общинного строя лидеры, элита, знать и пр. вместо старых обычаев устанавливают правила, выражающие одну только их волю, а не волю всего коллектива.

В отдельных случаях обычаи первобытно-общинного строя не исчезают с образованием государства, а изменяются, приобретая не только новую форму (принуждение, обеспечивающее их соблюдение), но и новое содержание, отвечающее интересам новых лидеров, зна­ти. В соблюдении этих правил заинтересованы теперь далеко не все члены общества. Интересам большинства населения противоречат правила, которые продиктованы, навязаны обществу его верхуш­кой, выделившейся в процессе дифференциации общества. Господ­ствующие группы людей не могут рассчитывать на добровольное соблюдение этих правил всеми членами общества. Вот почему те­перь недостаточно тех средств воздействия на человека, которые обеспечивали прочное воздействие обычаев на сознание людей.

Становится необходимым систематическое применение власти для того, чтобы обеспечить соблюдение этих правил всеми членами общества. Появляется особый орган государства — суд и специаль­ные должностные лица, которые привлекают к суду нарушителей правовых норм, налагают на них штрафы, взимают налоги и побо­ры с населения, казнят тех, кто допустил особенно тяжкое наруше­ние установленных правил. Через посредство суда, санкционирую­щего обычаи, господствующие группы людей начинают создавать и навязывать обществу новые нормы права, вырабатываемые судеб­ной и иной практикой.



II. Проблемы теории государства

Глава



Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права. сударством становятся тысяцкие и сотские - student2.ru Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права. сударством становятся тысяцкие и сотские - student2.ru Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права. сударством становятся тысяцкие и сотские - student2.ru Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права. сударством становятся тысяцкие и сотские - student2.ru Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права. сударством становятся тысяцкие и сотские - student2.ru Теоретические подходы к проблеме происхождения государства и права. сударством становятся тысяцкие и сотские - student2.ru Позднее появляется закон как прямое, закрепленное в письмен­ном акте предписание государственной власти, издаваемое в интере­сах нового общества. Первоначально законы были главным образом записью обычаев, уже приспособленных к новым условиям, и запи­сью судебной практики. Они содержали также предписания относи­тельно правил поведения, налогов, сборов и пр., которые должны были взиматься в пользу государства чиновниками, назначаемыми для целей суда и наказания.

Писаное право чаще всего появляется при самом образовании государственного аппарата. Таковы законы Солона в Афинах, зако­ны XII таблиц в Риме, «Салическая Правда» в государстве франков. На этой ступени развития общества возникает потребность охватить правовыми правилами повторяющиеся изо дня в день процессы про­изводства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы люди подчинялись общим условиям труда. Эти правила, вна­чале выражающиеся в обычаях, становятся законами. Вместе с зако­нами возникают и органы, которым поручается его соблюдение, — публичная власть, государство.

Социальный характер норм права, вытеснивших собой старые родовые обычаи первобытно-общинного строя, бьш ярко и открыто выражен в них. С появлением частной собственности и расслоения людей правила поведения отражают и закрепляют общественное неравенство. Так, обычай замещения общественных должностей членами определенных семей превратился в право знатных и бога­тых на исключительное занятие высших должностей в государстве. Задолженность невольников-бедняков богатым привела не только к закладу земли и обезземеливанию крестьян, но и породила право закабаления свободных должников и даже право задолжавших от­цов продавать своих детей за границу в неволю. Это право было за­креплено обычаями, а позднее открыто выражено в законе. Нормы права стали охранять собственников и дали неодинаковую оценку интересам имущих, малоимущих и неимущих людей.

Что касается большого многообразия теорий (школ) происхож­дения государства и права, то оно вполне естественно. Они по-разному трактуют происхождение государства и права: под воздей­ствием разных объективно-исторических факторов (историческая теория), в результате соединения родов в племена, племен в союзы, а затем в государство (патриархальная теория), из права собствен­ности князей на землю (патримониальная теория), в результате за­ключения общественного договора (договорная теория), раскола об­щества на классы, появления частной собственности, насилия (марксистская теория), вследствие завоевания территорий (теория насилия), в результате переживаний людей и эмоций (психологиче­ская теория) и др.


Наши рекомендации