Виды избирательных систем. 6 страница

Под ограничением основных прав и свободпонимается изменение содержания прав человека, которое, в свою очередь, не должно затрагивать их сущность.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, общественности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Иными словами, если не нарушаются ни основы конституционного строя, ни нравственность и здоровье, ни права и законные интересы других лиц, ни обороноспособность и безопасность государства, ограничение прав и свобод невозможно, а любые попытки их ограничить являются незаконными и должны быть немедленно пресечены.

Возникает закономерный вопрос: кто и как должен определять эту "меру"? Очевидно, что государство в лице своих органов посредством инициирования и издания федеральных законов. Иными словами, Конституция РФ четко обозначает единственную легитимную форму возможного ограничения прав и свобод - федеральный закон.

Таким образом, определение границ допустимого ограничения основных прав и свобод в силу содержащейся в Конституции отсылки к федеральному закону относится к полномочиям федерального законодателя, однако он не свободен в своих решениях. Соответствие этих границ установленным Конституцией критериям может быть предметом судебной проверки, имея при этом в виду, что ограничения прав и свобод должны быть соразмерны конституционным целям таких ограничений и соответствовать характеру и природе отношений государства и гражданина.

На практике часто конституции республик и уставы других субъектов РФ устанавливают не предусмотренные федеральным законодательством и международными обязательствами России ограничения избирательных прав граждан (например, в Республике Калмыкия), свободы передвижения и выбора места жительства (Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Ростовская область), искусственное сужение перечня объектов, которые могут находиться в собственности физических лиц. Уставами некоторых субъектов РФ предусматривается возможность ограничения прав и свобод граждан этих территорий областными законами, хотя регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в исключительном ведении РФ, т.е. они могут быть ограничены только федеральным законом в соответствии со ст. 55 Конституции РФ.

Поэтому пользование правами и свободами сопряжено с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, справедливости, нравственности. Эти условия сформулированы в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

В интересах борьбы с терроризмом в нашей стране принят целый комплекс нормативных правовых актов, носящих как общий, так и специальный характер. В этих документах закрепляется компетенция органов исполнительной власти в области борьбы с преступлениями, связанными с терроризмом, в том числе на международной арене, конкретный механизм реализации международных обязательств и другие вопросы в данной области.

Принципы в части ограничений прав человека разработаны Конст. Судо:

- личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов

- цели ограничения прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданны, а сами ограничения - им адекватны. При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости

- ограничения прав, даже если они осуществляются в определенных Конституцией целях, не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных Конституцией и законами РФ.

Раскрывая нормативное содержание указанных установлений, КС РФ в своем Постановлении от 30 октября 2003 г. N 15-П и указал, что ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм; с тем чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально-определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.

При этом конституционно-правовые ограничения основных прав и свобод образуют определенную систему и включают:

- ограничения общего характера. Они касаются общего конституционно-правового статуса и определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод и цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (ст. ст. 13, 19, 29, 55 Конституции и др.);

- ограничения основных прав в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции, законодательство о чрезвычайном положении). В связи с этим Конституция устанавливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия. Одновременно Конституция определяет пределы усмотрения законодателя, следовательно, также исполнительной и судебной власти, перечисляя права и свободы, которые не подлежат ограничению (ч. 3 ст. 56);

- ограничения основных прав и свобод, обусловленные особенностями правового статуса отдельных категорий граждан (должностные лица, военнослужащие, лица, отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы, и т.п.) и их отношений с государством. В последнем случае Конституцией пределы возможных ограничений, как правило, не определены. Они могут устанавливаться законодателем и должны быть оправданы природой этих отношений, а судом проверяются с учетом единства Конституции и ее распространения на всех граждан и необходимости соблюдения законодателем принципа соразмерности этих ограничений специальному статусу данных категорий граждан.

22. Организация законодательной власти в субъектах РФ. Порядок формирования и основы деятельности Законодательного Собрания Красноярского края

Ответ:

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Законодательный орган. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. В субъектах федерации, как правило, создаются собственные законодательные органы власти, исключением являются Объединенные Арабские Эмираты - федеративное государство, состоящее из семи эмиратов, каждый из которых представляет собой монархию.

В структуре законодательного органа могут выделяться палаты, руководящие органы (единоличные или коллегиальные), комитеты и комиссии, депутатские объединения (фракции).

Законодательный орган субъекта федерации может быть однопалатным либо двухпалатным (что именуется бикамерализмом). В России институт бикамерализма некоторое время существовал в Свердловской области и нескольких республиках России: Адыгее, Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Карелии и Саха (Якутии). Фактически по состоянию на 2014 год все законодательные органы субъектов РФ имеют однопалатную структуру, хотя в законодательстве возможность сформировать двухпалатный орган сохраняется. Какой-либо закономерности в определении количества палат законодательных органов субъектов от структуры федерального парламента не прослеживается. Так, в ФРГ в землях сформированы однопалатные ландтаги, в США все штаты за исключением штата Небраска имеют двухпалатные легислатуры.

Выделяют следующие основы правового статуса законодательного органа субъекта РФ:

- наименование законодательного органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Федерации. При этом наименование законодательного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти, например президент, государственная дума;

- число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и зависит от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ. Не менее 25 процентов депутатов законодательного органа должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. В случае если в субъекте действует двухпалатный законодательный орган, законы субъекта принимаются палатой, сформированной в соответствии с указанным порядком;

- срок полномочий депутатов законодательного органа одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет.

К полномочиям законодательного органа относится: принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ним; осуществление законодательного регулирования по предметам исключительного ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения в пределах полномочий субъекта РФ; принятие бюджета субъекта Федерации; заслушивание ежегодного отчета высшего должностного лица субъекта РФ о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; осуществление иных полномочий, установленных законодательством.

Таким образом, региональные парламенты осуществляют не только законодательные, но и контрольные полномочия. Эту функцию они реализуют через заслушивание отчетов правительства (администрации), парламентские расследования, депутатские запросы, деятельность комитетов и комиссий, а также создаваемые ими счетные палаты.

Законодательный орган принимает правовые акты в форме конституции (устава), закона и постановления. Право законодательной инициативы в законодательном органе принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ, а также иным субъектам. В Брянской области право законодательной инициативы принадлежит региональной федерации профсоюзов и отраслевым объединениям профсоюзов, объединяющим не менее трех тысяч членов профсоюза, - по вопросам социально-трудовой сферы.

Депутатом законодательного органа государственной власти субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на день голосования на выборах депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Депутаты законодательных органов власти субъектов Федерации избираются гражданами, проживающими на территории субъекта Федерации и обладающими активным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Депутатская деятельность может осуществляться на профессиональной постоянной основе; на профессиональной основе в определенный период; без отрыва от основной деятельности.

На депутатов региональных парламентов распространяется принцип несовместимости. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом палат Федерального Собрания, судьей, замещать иные государственные должности РФ или ее субъекта, должности государственной службы, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вопрос о свободном или императивном мандате решается в законодательстве субъектов Федерации различными способами. В настоящее время преобладает практика закрепления свободного мандата. Однако в некоторых субъектах РФ сохраняется императивный мандат. Так, депутат Парламента Северной Осетии-Алании, не выполняющий депутатские обязанности или нарушивший требования законодательства либо совершивший действия, порочащие звание депутата, может быть отозван избирателями. Отзыв депутата Верховного Хурала Республики Тыва осуществляется в порядке, предусмотренном законом.

23. Органы местного самоуправления в РФ: правовой статус, порядок формирования и полномочия.

Ответ:

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в статье 34 детально регламентирует структуру органов местного самоуправления, к которым относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, а также иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования. Система органов местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования, при этом обязательными органами являются: представительный орган, глава муниципального образования и местная администрация.

Представительный орган муниципального образования - выборный коллегиальный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, наделенный полномочиями представлять интересы и действовать от имени населения муниципального образования при решении вопросов местного значения. Он занимает ведущее положение в структуре органов муниципального образования любого типа. Именно представительному органу дано право формировать иные органы местного самоуправления в данном муниципальном образовании, принимать от имени жителей муниципального образования решения, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории этого муниципального образования.

Представительный орган может формироваться как непосредственно населением (например, в поселениях), так и депутатами представительных органов поселений и внутригородских районов (например, в муниципальных районах или городских округах с внутригородским делением).

Законом N 131-ФЗ в отношении небольших поселений с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек предусмотрено исключение из общего правила обязательного наличия в муниципальном образовании представительного органа. Представительный орган в таких поселениях не формируется, а полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

К компетенции представительного органа муниципального образования относятся исключительные и иные полномочия. Исключительные полномочия представительного органа не могут быть переданы другому органу или должностному лицу местного самоуправления. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

- принятие планов и программ развития муницип. образования, утверждение отчетов об их исполнении;

- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муницип. собственности;

- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

- определение порядка участия муницип. образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности ОМС;

- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

- принятие решения об удалении главы администрации в отставку.

Перечень исключительных полномочий представительного органа муниципального образования является минимальным, в связи с чем не может быть сокращен уставами муниципальных образований.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Должность главы муниципального образования всегда является выборной.

Глава муниципального образования обладает следующими собственными полномочиями:

- представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

- подписывает и обнародует в соответствии с уставом муниципального образования нормативные правовые акты, принятые представительным органом;

- издает в пределах своих полномочий правовые акты;

- вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Данный перечень собственных исключительных полномочий главы муниципального образования является закрытым и не подлежит дополнению законами субъектов РФ или муниципальными правовыми актами. При этом глава муниципального образования, в зависимости от того, является он председателем представительного органа или возглавляет местную администрацию, наделяется уставом муниципального образования дополнительными полномочиями председателя представительного органа или главы местной администрации муниципального образования.

Местная администрация - подотчетный представительному органу муниципального образования невыборный орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в определенных сферах муниципального управления, а также полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Местная администрация является органом общей компетенции, осуществляющим функции управления по предметам ведения муниципальных образований. Компетенция местной администрации закрепляется в уставе муниципального образования. При этом можно выделить шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:

- вопросы социально-экономического развития муниципального образования;

- вопросы муниципального хозяйства;

- финансовые вопросы;

- социальные вопросы;

- административно-организационные вопросы;

- исполнение переданных государственных полномочий.

Указанные направления деятельности являются основными, в соответствии с которыми формируется структура местной администрации, создаются соответствующие структурные подразделения администрации.

В соответствии со статьей 38 Закона N 131-ФЗ в структуре органов местного самоуправления может быть предусмотрен контрольно-счетный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие). Исходя из норм Закона N 131-ФЗ наличие в структуре органов местного самоуправления контрольно-счетного органа не является обязательным. Между тем Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований" определяет контрольно-счетный орган муниципального образования как постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля. Таким образом, в силу приоритета специальной нормы над общей наличие контрольного органа в системе органов местного самоуправления представляется обязательным.

Избирательная комиссия муниципального образования в соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона N 131-ФЗ является муниципальным органом, организующим подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

Таким образом, избирательная комиссия муниципального образования является, прежде всего, элементом единой системы избирательных комиссий в РФ.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что обязательным в системе органов местного самоуправления и управления является наличие представительного органа, исполнительно-распорядительного органа и главы муниципального образования. Несмотря на вариативный опыт организации систем местного самоуправления и управления в различных странах, возможно выделить постоянные элементы системы органов местного самоуправления и управления и отнести к таковым: представительный орган, избираемый населением, а также исполнительные органы, представленные, как правило, избираемыми мэрами, их кабинетами и комиссиями.

24. Органы судейского сообщества в РФ.

Ответ:

Интересы судей как носителей судебной власти представляют специальные органы, формируемые в установленном федеральным законом порядке. Такие органы именуются органами судейского сообщества.

На сегодняшний день в этой области действует два федеральных закона:

1) ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ";

2) ФЗ "Об органах судейского сообщества Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ.

Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

Что касается судей, пребывающих в отставке, то они сохраняют свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и могут привлекаться с их согласия к работе в органах судейского сообщества. Однако здесь действует ряд ограничений: судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Органами судейского сообщества в РФ являются:

- Всероссийский съезд судей;

- конференции судей субъектов РФ;

- Совет судей РФ;

- советы судей субъектов РФ;

- общие собрания судей судов;

- Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

- квалификационные коллегии судей субъектов РФ;

- Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

- экзаменационные комиссии субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

В Верховном Суде РФ формируются общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда РФ.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

- содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

- защита прав и законных интересов судей;

- участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

- утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Советы судей, квалификационные коллегии судей, Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

Всероссийский съезд судей правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать Кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества (см. Кодекс судейской этики от 19 декабря 2012 г., утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.).

Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.

Совет судей РФ является выборным органом судейского сообщества, подотчетным только съезду. Совет судей РФ созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Рабочим органом Совета судей РФ является Президиум Совета судей РФ, который создается для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых Регламентом Совета судей РФ (см. Регламент Совета судей РФ от 19 декабря 2012 г., утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.).

Заседания Президиума Совета судей РФ проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.

Совет судей РФ:

- созывает Всероссийский съезд судей;

- дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

- избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ вместо выбывших в период между съездами;

- избирает членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи вместо выбывших в период между съездами;

- изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;

- определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами РФ, в работе органов судейского сообщества субъектов РФ;

- осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.

Представители Совета судей РФ вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании РФ.

Совет судей РФ, а также иные органы судейского сообщества в пределах своей компетенции осуществляют прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными организациями, а также со средствами массовой информации.

Советы судей субъектов РФ:

- рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей субъектов РФ и заслушивания их отчетов;

- созывают конференции судей;

- избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов РФ вместо выбывших в период между конференциями судей;

- избирают членов экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи вместо выбывших в период между конференциями судей.

Наши рекомендации