Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики

К.К.Яушев,

обозреватель газеты «Кызыл тан»

Конституция Республики Башкортостан кроме функций установле­ния правил взаимоотношений гражданина и государства, гражданина с другими субъектами права выполняет функцию сохранения этносов, про­живающих в республике и прежде всего башкирского народа.Другой го­сударственности или иной организованной общности у башкир нет. В этом, пожалуй, наиболее принципиальное отличие Конституций Респуб­лики Башкортостан,как и Конституций других национальных республик Российской Федерации, от Конституциймононациональных (илиблизкихк. мононациональному) государств.

Следует специально остановиться на некоторых положениях Кон­ституции Республики Башкортостан, связанных с функцией сохранения этнических особенностей населения республики в условиях сегодняшних реалий общественно-политической жизни России.

Объявление суверенитета республики во многом было продиктовано этими соображениями, хотя, естественно, имелись и экономические инте­ресы. Несостоятельны и изначально неверны обвинения в сепаратизме, выдвигаемые определенными кругами в Москве в адрес руководства рес­публики. При наличии государственности суверенитет выступает как га­рант сохранения наций, Конституция - правовой механизм реализации су­веренитета, а воля граждан - гарант сохранения суверенитета.

Декларация о государственном суверенитете республики, все ее идеи и принципы полностью вошли в текст Конституции Республики Башкортостан. Более того, подписание Федеративного договора укрепило основы суверенитета республики, благодаря юридически признанному Приложению к Федеративному договору. Таким образом Приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан явилось второй со­ставной частью будущей Конституции нового Башкортостана. Третьим фактором, укрепившим суверенитет республики в рамках новой Консти­туции Республики Башкортостан, явилось введение поста Президента Рес­публики Башкортостан,

Подытоживая сказанное, можно констатировать, что Конституция Республики Башкортостан, как и ее суверенитет - не цель, а средство, точ­нее, правовой механизм сохранения этносов, живущих в тесном соприкос­новении с иной культурной средой.

Как же решается вопрос защиты суверенитета республики Консти­туцией Республики Башкортостан? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим некоторые факторы, направленные на ослабление суверените­та.

Как уже было сказано, основные проблемы в реализации суверени­тета республики возникают из-за неопределенности формы государствен­ности самой России, что приводит к некоторым нестыковкам Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан, Во-первых, Конституция Российской Федерации не совсем четко опреде­ляет понятие «Россия» или «Российская Федерация». Как, например, по­нимать «Договор Челябинской области с Российской Федерацией»? Еще больше запутывает дело понятие «федеральный центр», или «Центр». По крайней мере так называемый центр ведет себя не как нанятая на службу группа чиновников, а как некий всемогущий 90-й субъект. Такое положе­ние закреплено в статьях 4 (пункт 2), 15 (пункт 1), 76 (5,6), 88 Конститу­ции Российской Федерации. Реакция Центра на известные высказывания президента Калмыкии К.Илгомжинова еще раз показывает, что чиновни­ков Центра и российских государственников не устраивает наличие суве­ренных республик в Российской Федерации- Они не считают сложившееся государственно-территориальное устройство оптимальным для России-. ской Федерации. Отсюда и требования пересмотра Конституций респуб­лик, отсюда и разговоры о губернизации России, отсюда и призывы об уменьшении числа субъектов Российской Федерации за счет объединения республик и российских областей. В настоящее время под лозунгом «уравнивания прав субъектов» Центр практикует метод ползучей десуве-, ренизации республик, урезая шаг за шагом их права и полномочия.

В сложившихся условиях защита Конституции является одновре­менно и защитой провозглашенного государственного суверенитета. Кон­ституция Республики Башкортостан позволяет вести планомерную работу по усилению основ федерализма в России и укреплению прямых экономи­ческих связей республики с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами, что также позволяет укрепить основы суверените­та. Однако, как было уже сказано, главной опорой суверенитета является воля многонационального народа республики. Для того, чтобы народ за­щищал суверенитет, необходимо, чтобы каждый этнос считал Башкорто­стан родным домом, а себя - равным в сотрудничестве народов Республи­ки Башкортостан и Российской Федерации. Конституция республики принята от имени многонационального народа и во всех статьях подтвер­ждает их равноправие во всех областях. Правда, наличие статьи 69, где го­ворится, что Республика Башкортостан образована в результате реализа-

ции права башкирской нации на самоопределение, некоторыми политика­ми трактуется как придание особых прав башкирскому народу. Однако при внимательном изучении Конституции ясно, что эта статья - скорее дань уважения многим поколениям башкир, которые при помощи дипло­матии, а когда надо и силы закладывали основы сегодняшней государст­венности. Более того, статья 3 провозглашает, что «носителем суверените­та и единственным источником государственной власти в Республике Башкортостан является ее многонациональный народ». А статьи 20,36,53 закрепляют равенство всех граждан независимо от пола, расы, националь­ности, языка, происхождения, отношения к религии и т.д. Статьи 33, 35, 36 гарантируют равноправие языков народов Республики Башкортостан. Кстати, такое же положение было закреплено и в Декларации о государст­венном суверенитете Республики Башкортостан. В условиях Башкортостан языковой вопрос может выступать детонатором деструктивных процессов, так и самым сильным, укрепляющим суверенитет фактором.

Межнациональный мир и согласие, а также экономическое процве­тание - самые сильные защитники суверенитета Башкортостана, позво­ляющие претворять в жизнь идеи и планы, а, следовательно, защищать су­веренитет Республики Башкортостан.

Наши рекомендации