Мифологическая организация коммуникативного пространства
Мифы выступают в роли банка данных, из которого чер-паются все серьезные идеи и цели. Даже если не признавать существования определенных архетипов, нам следует согла-ситься, что определенный набор сюжетов имеет высокую степень повторяемости, и новый сюжет возникает с опорой на их существование. Известный фильм "Один дома" эксплуатирует мифоло-гему "Мой дом - моя крепость", именно опора на нее поз-воляет маленькому мальчику противостоять двум взрослым грабителям. Именно эта мифологема задает все правила по-ведения и оправдывает сюжет.
Сама идея "хеппи-энда" опять-таки мифологична, пос-кольку задает четкую интерпретацию мира: что бы в нем ни происходило, мир все равно вознаграждает достойного. Это, в достаточной степени, христианское представление, и поэ-тому оно столь широко распространено. Кроме того, напря-жение, создаваемое фильмом, с точки зрения психологии обязательно должно быть разрешено.
Общей мифологией начинает "обрастать" любая соци-альная группа в результате многочисленных коммуникатив-ных контактов. В том числе и искусственно созданные иден-тичности. Например, "новая общность - советский народ" обладала не только официальной советской мифологией, но и неофициальной, выражаемой, например, фильмом "Иро-ния судьбы", в котором напрочь отсутствовали идеологичес-кие отсылки, что полностью противоречило официальному пласту, поддерживаемому государственным аппаратом. Набор фильмов, транслируемых телевидением в новогодние празд-ники, четко отражает существование этой "мета-культуры" как общей и для России, и для Украины.
Есть определенная жанровая мифология, примером кото-рой может служить детектив. Он проходит под знаком ми-фологического противостояния злодея и героя, последний часто реализуется в виде детектива, полицейского. Злодей в рамках предложенной грамматики должен выиграть все битвы, кроме последней. При этом герой должен победить в единоличном поединке, не прибегая к помощи своих кол-лег. По этой причине последний бой, как и многие другие, практически неотличим от нападения злодея. Можно также выделить следующие отклонения детектива от нормы. Во-Первых - это включенность в действие, когда зритель/чита-тель практически не имеет возможности оторваться до пос-ледней секунды/последней страницы. Можно сказать, что в 'этом случае вербальный и, соответственно, дискретный текст превращается в континуум, характерный для визуаль-ного текста.
Попадание в сферу подобной грамматики достаточно чет-ко задает возможные пути развития ситуации в детективе, что отличает его от других подобных жанровых мифологем.
Мифологемы интересны для коммуникатора тем, что принимаются всеми как данность, без проверки на истин-ность. Присоединение к мифам позволяет резко усилить эффективность сообщений. Так, инструктивное письмо "О порядке освещения в СМИ событий вокруг чеченского конфликта и его информационное обеспечение"* опирается на старые и действующие мифологемы. Например:
"Показывать, что у российской державности в лице не-лояльных чеченцев имеется неисправимый враг, выпестованный и поддерживаемый из-за рубежа и фашиствующими элементами из стран СНГ".
"Избирать уничижительную форму изложения при описа-нии руководителей противника, выявляя всю их примитив-ность, озлобленность, жестокость и звериную сущность". : "Создавать информационные массивы, отмечающие мощь и дух российской армии, силу русского оружия. Рас-крывать меркантильный интерес чеченских боевиков-бан-дитов и присущий им страх".
Здесь присутствуют явные отсылки на уже многократно проверенные мифологемы, которые следует оживить и при-менить к новому объекту.