Тема 1. Предыстория государства и права

Введение

История государства и права зарубежных стран – правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.

Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимают в нем особое положение, обладают относительной самостоятельностью.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной – теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права.

В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.

Изучение истории государства и права зарубежных стран способствует более широкой общей подготовке студентов в вопросах государства и права, вырабатывает у них особое, юридическое мышление, создает необходимые предпосылки для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических и правовых учений, конституционное и международное право, а также всех других юридических дисциплин.

Предлагаемые методические указания для семинарских занятий по курсу «История государства и права зарубежных стран» состоят из тем семинарских занятий, контрольных заданий для проверки самостоятельной работы студентов, методических рекомендаций.

Список рекомендуемой литературы учитывает работы по истории государства и права зарубежных стран, вышедшие в последние годы. Он не является исчерпывающим. Студенты могут, ориентируясь на программу курса, самостоятельно подобрать себе дополнительную литературу.

Методические указания для семинарских занятий по курсу «История государства и права зарубежных стран» предназначены для студентов 1-го курса, аспирантов и преподавателей юридических учебных заведений.

Литература

1. Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография / под ред. Н.Н. Крадина и др. – М.: Логос, 2000.

2. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине / О.Ю. Артемова. – М.: Наука, 1987.

3. Георгиевский Э.В. Истоки происхождения уголовного права в архаических обществах: монография / Э.В. Георгиевский. – Иркутск, 2006.

4. Годинер Э.С. Политическая антропология о происхождении государства / Э.С. Годинер // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски решения. – М.: Наука, 1991.

5. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник / В.Г. Графский.- М., 2005.

6. Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции / С.А. Дробышевский. – Красноярск, 1995.

7. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой.- 3-е изд. Ч. 1. – М., 2006.

8. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права / Т.В. Кашанина. – М.: Высшая школа, 2004. – Гл. 6 и 7.

9. Ковлер А.И. Антропология права: учебник для вузов / А.И. Ковлер. – М.: Норма, 2002.

10. Крадин Н.Н. Политическая антропология: учеб. пособие / Н.Н. Крадин. – М.: Ладомир, 2001.

11. Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства / Г.В. Мальцев. – М.: РАГС, 2000.

12. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. – М.: Восточная литература РАН, 1995.

13. Рулан Н. Юридическая антропология: учебник для вузов / Н. Рулан. – М.: Норма, 1999.

14. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д. Фрэзер. – М., 1983.

15. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2 / сост. С.А. Бердникова. – Красноярск, 2002. – С. 32-73.

16. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права / М.А. Чельцов-Бебутов. – СПб., 1995.

Древняя Месопотамия

1. Государственность в древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Старовавилонское царство).

2. Право Старовавилонского царства:

а) общая характеристика судебника царя Хаммурапи.

б) социальная структура и положение основных групп населения в Древнем Вавилоне.

в) имущественные отношения и обязательства по Судебнику Хаммурапи.

г) брак и семья, наследственное право в Древнем Вавилоне.

д) преступления и наказания по законам Хаммурапи. Судопроизводство.

Вопрос 1. При ответе на этот вопрос следует определить причины и специфические черты возникновения городов-государств в Месопотамии, роль царско-храмового хозяйства, статус и божественный характер власти правителя-царя. Кратко охарактеризовать обстоятельства возвышения и последующего упадка государств Шумера, Аккада и более подробно Старовавилонского царства. Особое внимание уделить реформам старовавилонского царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.).

Вопрос 2а. При ответе на данный вопрос нужно охарактеризовать прежде всего историческое значение данного памятника древнего права, историю его создания и обнаружения. Обратить внимание на то, что в Месопотамии писаный законодательный акт очень рано стал основным источником права. Охарактеризовать роль религии – значительную, но меньшую, чем, например, в Древней Индии. Выявить изложенные в прологе и эпилоге идеологические концепции государственной власти, а также представления Хаммурапи о роли царя и данного судебника в жизни его страны.

Переходя к анализу основного текста, следует отметить наличие определенной логики изложения (группировка по предметам правового регулирования, ассоциативный переход от одной группы к другой, при этом показать примитивность законодательной техники, казуистичность норм права, их формализм, символический характер.

Вопрос 2б. Следует охарактеризовать правовой статус основных групп населения, а именно различия между свободными и рабами, между отдельными группами свободного населения (прежде всего между «авилум» и «мушкенум») особенности прав и обязанностей таких групп населения как «редум», «баирум», «декум», «лубуттум», «тамкар» и т.д.

Вопрос 2в.Особое внимание следует уделить регулированию земельных отношений. Хотя свободный общинник-крестьянин мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой надел, земля не была обычным предметом купли-продажи. Полноправие вавилонянина обуславливалось наличием у него земельного надела общинной земли. Следует отметить отдельное регулирование землевладельческих прав воина – в частности, тот факт, что его надел полностью исключался из торгового оборота.

Переходя к обязательственным отношениям, следует обратить внимание на то, что для Законов Хаммурапи характерна наибольшая в сравнении с другими судебниками Месопотамии степень разработанности различных видов договоров. Сделки делились на две группы: с отчуждением вещи и без такового, первый вид требовал соблюдения более строгих условий. Далее целесообразно перейти к характеристике отдельных видов договоров: купли-продажи, дарения, аренды земли, займа, найма вещей и людей; ростовщических операции. Нужно обратить внимание на то, что Законы Хаммурапи пытаются в определенной мере оградить должника от злоупотреблений кредитора, в них ограничиваются процентные притязания ростовщиков и сроки долговой кабалы.

Вопрос 2г. Студенты должны показать неравноправный статус мужа и жены, а также детей по отношению к отцу. При этом патриархальная власть мужа и отца несколько ослабевает, женщина может быть свидетелем, жрицей, владеть имуществом и заниматься торговлей, сыновей нельзя произвольно лишать наследства. После этого логично охарактеризовать порядок заключения брака. Следует указать, что семья по общему правилу была моногамной (назвать исключения). Нужно обратить внимание на возможность и указать порядок расторжения брака, охарактеризовать институты усыновления и наследования.

Вопрос 2д. При ответе на вопрос надо указать на различие понятий греха и преступления, отметить отсутствие характерных для современного уголовного права общих положений о преступлении, а также таких абстрактных понятий, как формы вины, смягчающие и отягчающие обстоятельства. При этом обратить внимание, что законодатель предусмотрел в отдельных случаях различия между умышленным и неумышленным преступлением, некоторые формы соучастия, отягчающие обстоятельства (например, в случае принадлежности потерпевшего к более высокой социальной группе) и т.д. Указать случаи, когда наступает ответственность лица, невиновного в совершении преступления.

Необходимо разграничить различные виды преступлений: против личности, против собственности, против семейных устоев, против правосудия и т.д. Следует также доказать жестокость мер наказания, предусмотренных Законами Хаммурапи – на примере многочисленных случаев применения смертной казни, в том числе квалифицированной, членовредительских наказаний и т.д. Отметить символизм наказаний.

Характеризуя судопроизводство, следует отметить, что усиление царской власти сопровождается ограничением судебных полномочий общин и храмов, царские суды вводятся во всех больших городах. Обратить внимание на то, что судебное решение после его вынесения не может быть изменено самим судьей, не предусмотрено и обжалование (только у царя право помилования в случае вынесения смертного приговора). Отметить роль представлений о справедливости.

Контрольные вопросы

I.Общая характеристика судебника царя Хаммурапи

1.Кто такой Хаммурапи?

2. Назовите источники законов Хаммурапи (ЗХ). Являются ли ЗХ памятником древнего права?

3. Докажите примитивность правовой техники ЗХ по сравнению с современной, казуистичность норм права, формализм, символический характер.

4. Найдите в ЗХ пережитки первобытных отношений.

II. Социальная структура и правовое положение основных групп населения по ЗХ

1. Какие элементы право- и дееспособности сохранились за рабами по ЗХ? Как назывался вид рабства?

2. Правовое положение свободных людей.

III. Имущественные отношения и обязательства по ЗХ

1. Сложился ли институт частной собственности на землю?

2. Как сказывалась на полноправие вавилонянина потеря земельного надела общинной земли?

3. Раскройте правовой статус земельного участка воина – «илку» (ст. 26-37).

4. В правовом закреплении договора займа, найма вещей и людей, ростовщических операций ЗХ проявляется компромиссно-умеренная для своего времени правовая система. Докажите это.

5. Как оформлялись сделки с отчуждением вещей по ЗХ?

6. Опишите договор займа по ЗХ.

IV. Брачно-семейные отношения. Наследственное право

1. Какую цель преследовал Хаммурапи, требуя обязательной письменной формы заключения брака?

2. Как вы относитесь к идее брачного контракта, имеющей столь глубокие исторические корни, но на долгое время изъятой из отечественной правовой практики?

3. Для чего в древности существовали институты брачных даров и приданого? Раскройте правовые истоки этих институтов.

4. Перечислите права жены в семье.

5. До каких пределов простиралась власть домовладельца? В каких ситуациях мог муж и отец прибегнуть к мере, предусмотренной ст. 117 ЗХ?

6. Каким образом сказывался брак с рабом на статусе свободной? Почему дети, родившиеся в таком браке, не обращались в рабство?

7. Перечислите указанные в ЗХ основания для развода: а) по инициативе мужа; б) по инициативе жены.

8. Возможно ли было вступление во второй брак разведенной женщины? Вдовы? Какие формальные и неформальные условия должны были при этом соблюдаться?

9. С чем связано характерное для большинства древних правовых систем ограничение свободы завещательных распоряжений?

10. Какой принцип распределения наследства положен в основу ЗХ?

11. Каким образом можно было обойти нормы ЗХ, запрещающие наследование вдовой и дочерьми покойного части его имущества?

12. Каким образом законодатель постарался обеспечить имущественные и личные интересы младших наследников и женщин из семьи в эпоху Хаммурапи?

V. Преступления и наказания по ЗХ

1. Закреплены ли в ЗХ общие принципы уголовного права? Имеется ли представление о формах вины (умысле и неосторожности) - ст.ст. 206, 207 и др.; обстоятельствах, отягчающих и смягчающих наказание; соучастии; покушении и пр.

2. Заполните таблицу, опираясь на ЗХ:

Объект преступления Вид преступления Наказание Номера статей

3. Чем можно объяснить, что уголовные санкции были практически одинаковы как в случае кражи (тайного похищения имущества), так и при грабеже (открытом хищении имущества)?

VI. Судопроизводство

1. Дайте общую характеристику состязательно-обвинительному процессу.

2. Действовала ли презумпция невиновности? (Ст.ст. 10, 13.)

3. Как оформлялся процесс?

4. Приведите действующую по ЗХ систему доказательств. Какой вид доказательств являлся наиболее убедительным в делах об имущественных правонарушениях?

5. Какие санкции предусматривал законодатель по отношению к судье, «пересудившему» уже разрешенное дело? (Ст. 5.)

6. Как проводилось «предварительное» (досудебное) расследование по делам о краже?

7. Почему в случае, предусмотренном ст. 12 ЗХ, штраф выплачивался из имущества продавца без дальнейшего расследования, являлся ли он покупателем краденого или был добросовестным приобретателем?

8. С чем были связаны длительные сроки рассмотрения судебных дел в Древнем Вавилоне? (Ст. 13.)

9. Можно ли было обжаловать судебное решение в вышестоящую инстанцию?

Литература

1. Ильин А.В. Из истории права / А.В. Ильин, С.А. Морозова. – СПб., 1996.

2. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой.- 3-е изд. Ч. 1. – М., 2006.

3. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия / А.Н. Бадак и др. – Минск, 1998.

4. Крашенинникова Н.А. История права Востока / Н.А. Крашенинникова. – М., 1994.

5. Кучма В.В. Государство и права древнего мира: курс лекций / В.В. Кучма. – Волгоград, 1998.

6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник.

Т. 1 / О.А. Омельченко. – М., 1998.

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1 / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2006.

8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост. проф. В.А. Томсинов. – М., 2001.

9. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1 / Краснояр. гос. ун-т; сост. С.А. Бердникова. – Красноярск, 1999.

Древняя Индия

1. Особенности древнеиндийской государственности. Организация империи Маурьев (IV-II вв. до н.э.).

2. Основные источники древнеиндийского права. Общая характеристика Законов Ману (далее - ЗМ).

3. Социально-правовой строй по ЗМ.

4. Имущественные отношения и обязательства по ЗМ.

5. Брак и семья, наследственное право по ЗМ.

6. Преступления и наказания по ЗМ. Судопроизводство.

Вопрос 1. Необходимо вспомнить, на какие этапы подразделяется история древнеиндийской цивилизации, к какому из этих этапов относится империя Маурьев. Роль завоеваний в процессе формирования древнеиндийской государственности. Концепция «богоугодного царя», выполняющего особую дхарму, права и обязанности царя. Обратить внимание на формальное отсутствие у царя законодательной власти, отсутствие четкого отделения суда от администрации. Охарактеризовать специфическую модель восточно-монархического государства с нечеткой структурой центрального государственного аппарата и «пестрым» административно-территориальным устройством. Упомянуть политику «разделяй и властвуй», проведение которой рекомендовалось Артхашастрой Каутильи. Охарактеризовать деятельность царей Чандрагупты и Ашоки.

Вопрос 2. Ответ на данный вопрос следует начать с общей характеристики источников права Древней Индии, указать место дхармасутр и дхармашастр в этой системе. Дать понятия дхармы и ардхи. Определить различия дхармасутр и дхармашастр, учитывая, что они включают в себя, как правило, не только правовые предписания. Обратить внимание на наличие и роль такого источника права как обычай (ачара, адачара). Отметить значение артхашастр. Далее перейти к характеристике наиболее известной дхармашастры – Манусмрити, или Законов Ману.

Охарактеризовать впервые появившуюся в ЗМ специфическую систему упорядочения правовых норм – на основе 18 поводов к судебному разбирательству. Надо показать казуистичность, формальность правовых норм, их связь с религиозными и моральными нормами, ритуалами, а также наличие противоречий, которых древнеиндийская правовая доктрина формально не признавала.

Вопрос 3.Отвечая на данный вопрос, следует дать определения понятий «варна» и «каста», затем показать значение варновой и кастовой дифференциации населения Древней Индии. Показать причины, по которым социальное расслоение привело не к образованию классов, а к жесткому закреплению социального неравенства в указанных формах. Охарактеризовать правовой статус брахманов, кшатрий, вашьев и шудр, а также чандалов (неприкасаемых). При этом следует обратить внимание на права, привилегии и ограничения по роду деятельности, участию в определенных отношениях, различию применяемых к ним мер ответственности. Надо определить, какие ещё социальные группы выделяются ЗМ, особое внимание обратить на положение рабов.

Вопрос 4.Ответ на данный вопрос следует начать с характеристики имущественных прав, прежде всего – с соотношения общинного и частного землевладений. Следует охарактеризовать полномочия частного землевладельца, упомянув ограничения его прав – в частности, правом преимущественной покупки, которым обладали родственники и соседи. Назвать нормы о сроках давности на различные виды имущества. Обратить внимание на верховные права царя на землю, вспомнить в этой связи характерный для Востока феномен власти-собственности. Назвать 7 способов приобретения имущества, уточнив, какие способы являются допустимыми лишь для отдельных варн.

Необходимо охарактеризовать порядок заключения и расторжения, а также условия недействительности сделок, ограничения дееспособности женщин, младших членов семей. Особое внимание уделить строго регламентированному договору займа. Затем следует охарактеризовать известные ЗМ обязательства: займ, найм, купля-продажа, хранение, товарищество и т.д., а также способы обеспечения обязательств: залог (заклад), поручительство.

Вопрос 5. Следует обратить внимание на патриархальный, ограниченный варно-кастовой структурой общества, характер брака, различия правового статуса мужчины и женщины, патриархальный характер власти главы семьи, общесемейный характер имущества.

Нужно перечислить восемь традиционных форм брака, ограничение межварновых браков, обратить внимание на обязанности жены в семье, почтенность статуса матери, запрет повторного брака вдов.

Характеризуя наследственное право, следует обратить внимание, что женщины, как правило, не наследовали семейную собственность, были ограничены в наследовании дети от межварновых браков.

Вопрос 6. Характеризуя преступления и наказания по ЗМ, следует обратить внимание на нечеткость дифференциации преступлений и грехов, в основу которой был положен характер не правонарушения, а предусмотренного за него наказания. Кроме того, существенно, что не проводилось четких различий между частноправовым деликтом и преступлением. Следует назвать случаи, когда применяется институт необходимой обороны, а также обстоятельства, отягчающие ответственность. Необходимо показать связь характера ответственности с полом, возрастом, а главное – варновым статусом правонарушителя, учитывая, что в отдельных случаях представители более высоких варн несут более строгое наказание. Охарактеризовать отдельные виды преступлений против личности (убийство, оскорбление словом, прелюбодеяние, изнасилование), имущества (кража, грабеж, похищение людей). Нужно назвать виды наказаний.

Характеризуя судопроизводство по ЗМ, требуется показать состязательно-обвинительный характер судебного процесса, охарактеризовать порядок начала и ведения судебных дел, роль поручителей, заклада, требования к надежности свидетельских показаний.

Контрольные вопросы

1. Каковы древнейшие источники индусского права? Что такое веды, дхармасутры, смрити или дхармашастры?

2. Когда и кем были созданы известные дхармасутры и дхармашастры?

3. Чем можно доказать, что право Древней Индии выросло непосред-ственно из религиозных предписаний?

4. Какое место занимали в иерархии источников права артхашастры? Кто и когда создал самую знаменитую из них?

5. Что такое варна? Сколько варн было в Древней Индии? Какова их иерархия?

6. Совпадала ли в Древней Индии социально-юридическая (сословная) и социально-экономическая структура населения? Почему?

7. К какой варне принадлежали неприкасаемые, рабы?

8. В чем заключалось социальное назначение варн по Законам Ману?

9. Был ли возможен легальный переход из одной варны в другую?

10. Допускалось ли Законами Ману изменение рода занятий, предписанных члену той или иной варны? В каких обстоятельствах?

11. Почему принцип равенства (юридического) не мог быть реализован в древнем праве применительно ко всему населению страны?

12. Дайте общую характеристику Законов Ману (имущественные отношения, обязательства; брак и семья, преступления и наказания).

Литература

1. Артхашастра. – М.-Л., 1959.

2. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев / Г.М. Бонгард-Левин. – М., 1973.

3. Законы Ману. – М., 1992.

4. Ильин А.В. Из истории права / А.В. Ильин, С.А. Морозова. – СПб., 1996.

5. Ильин Г.Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов / Г.Ф. Ильин // Вестн. древней истории. – 1950. – № 2.

6. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой.- 3-е изд. Ч. 1. – М., 2006.

7. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак и др. – Минск, 1998.

8. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность / Н.А. Крашенинникова. – М., 1982.

9. Крашенинникова Н.А. История права Востока / Н.А. Крашенинникова. – М., 1994.

10. Крашенинникова Н.А. Происхождение права в Древней Индии / Н.А. Крашенинникова // Правоведение. – 1977. – № 1.

11. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2001.

12. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1 / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М., 2006.

13. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1 / Краснояр. гос. ун-т; сост. С.А. Бердникова. – Красноярск, 1999.

14. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2 / сост. С.А. Бердникова. – Красноярск, 2002.

Древние Афины

1. Афинский полис: возникновение, этапы развития, общая характеристика, проблемы.

2. Афинское право:

а) Источники. Древние авторы о законодательстве Афин.

б) Правовое положение отдельных категорий населения.

в) Имущественные и обязательственные отношения.

г) Брак и семья. Наследственное право.

д) Преступления и наказания.

е) Суд и процесс.

Вопрос 1.Прежде всего, необходимо дать определение полиса, назвать причины его возникновения, подчеркнув такие его черты, как географическая и политическая обособленность, зависимость от морской торговли. Показать, почему на первый план социальной структуры вышли различия не сословные, а классовые и имущественные. Обратить внимание на значение классического рабства.

Переходя к истории афинского полиса, обратить внимание на реформы легендарного героя Тесея, в том числе синойкизм и разделение свободных на эвпатридов, геоморов и демиургов. Охарактеризовать причины возникновения и роль архонтов и ареопага. Далее перейти к причинам и содержанию реформ Солона, в том числе долговой (сисахфии), цензовой (деление граждан на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов), судебной (создание гелиэи), создание булэ (Совета четырехсот). Показать незавершенность реформ Солона. Дав определение тирании, охарактеризовать тиранию Писистрата. Далее охарактеризовать цели и содержание реформ Клисфена, а именно реформы административного деления, создание Совета пятисот и Коллегии десяти стратегов, введение остракизма. Уделить внимание активной внешней политике Афин, созданию Делосского морского союза (симмахии), созданию афинских военных гарнизонов (клерухий) на территории других государств. Охарактеризовать реформы Эфиальта и Перикла, органы власти: (народное собрание (экклесия), Совет пятисот (булэ) и гелиэя) и должностные лица афинского государства в V-IV вв. до н.э., назвать стадии законодательного процесса в Древних Афинах. Закончить следует причинами упадка и обстоятельствами гибели афинской демократии.

Вопрос 2а. Следует охарактеризовать соотношение роли законодательных актов и правовых обычаев, роль законов Драконта и Солона, различие законов и псефизмов.

Вопрос 2б. Начать следует с различий правового статуса рабов и свободных граждан. При этом нужно показать специфику классического античного рабовладения. Далее перейти к различиям правового статуса афинских граждан и поселившихся в Афинах иностранцев (метеков). Обратить внимание на фактическое неравноправие небольшой группы крупных рабовладельцев и основной массы свободной бедноты.

Вопрос 2в. Показать различия владения и собственности, охарактеризовать государственную и общественную собственность, обременения, лежащие на частных собственниках (литургии и триерархия).

Показать различие обязательств из договоров и из причинения вреда (в том числе из причинения вреда подвластными лицами), способы обеспечения исполнения договора (задаток, поручительство и залог), отдельно охарактеризовать институт ипотеки.

Охарактеризовать отдельные виды договоров: купля-продажа, наем недвижимости, товарищество.

Вопрос 2г. При ответе на данный вопрос следует показать различия в правовом статусе мужчины и женщины, патриархальную власть отца и мужа. Обратить внимание на то, что наследование возможно как по закону, так и по завещанию, при наследовании по закону определяются очереди наследников, а также лиц, которые не наследуют по закону.

Вопрос 2д. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на то, что разграничиваются (хотя и не всегда последовательно) преступления, направленные против государства и против личных интересов. Далее следует назвать основные составы преступлений (государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в законодательное собрание, оскорбление богов, убийство, телесные повреждения, клевета, измена жены, похищение девушки, кража, поджог и т.д.), а также основные виды наказаний, в том числе бесчестие (атимия).

Вопрос 2е. При ответе на данный вопрос следует охарактеризовать органы, имевшие судебные полномочия (к ним относятся народное собрание, гелиэя, ареопаг, суд эфетов, коллегия одиннадцати, суд диэтетов, коллегия сорока), после чего перейти к характеристике процесса, указав его вид.

Литература

1. Античная Греция: проблемы развития полиса. – М., 1983.

2. Бергер А.К. Политическая модель древнегреческой демократии / А.К. Бергер. – М., 1966.

3. Всеобщая история государства и права: учебник для вузов. Т. 1. Древний мир и Средние века / под ред. В.А. Томсинова. – М., 2002.

4. Ильин А.В. Из истории права / А.В. Ильин, С.А. Морозова. – СПб., 1996.

5. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – 3-е изд. Ч. 1. – М., 2006.

6. Кошеленко Г.А. Полис и город. К постановке проблемы / Г.А. Кошеленко // Вестн. древней истории. – 1980. – № 1.

7. Курбатов А.А. Судопроизводство в архаических Афинах / А.А. Курбатов // Государство и право. – 1993. – № 6.

8. Паршиков А.Е. Организация суда в Афинской державе / А.Е. Паршиков // Вестн. древней истории. – 1974. – № 2.

9. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост. проф. В.А. Томсинов. – М., 2001. – С. 100-114.

10. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права / М.А. Чельцов-Бебутов. – СПб., 1995.

Древний Рим

Литература

1. Бердникова С.А. Государство и право архаического Рима в VIII–V веках до н. э.: учеб. пособие / Краснояр. гос. ун-т; сост. С.А. Бердникова. – Красноярск, 2006.

2. Дождев Д.В. Римское архаическое наследственное право / Д.В. Дождев. – М., 1993.

3. Жреческие коллегии в Раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права. – М.: Наука, 2001.

4. Законы XII таблиц. – М., 1996.

5. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – 3-е изд. Ч. 1. – М., 2006.

6. Косарев А.И. Римское право.- М., 1986.

7. Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме (VI-IV вв. до н. э.) / Л.Л. Кофанов. – М., 1994.

8. Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс / Е.В. Салогубова. – М., 1997.

9. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост. проф. В.А. Томсинов. – М., 2001.

Институции Гая

1. Источники римского права по институциям Гая.

2. Статус физических лиц и правовое положение различных групп населения.

3. Вещное право.

4. Обязательства из договоров и деликтов.

5. Брак и семья. Наследственное право.

Вопрос 1. При ответе на данный вопрос следует охарактеризовать источники римского права, называемым Гаем в книге 1: законы, решения плебеев, постановления сената, указы императоров, эдикты правомочных должностных лиц, ответы знатоков. Следует обратить внимание на то, каким обстоятельствами обуславливается главенство тех или иных источников права в различные исторические периоды. Примечательно, что Гай не проводит различия по юридической силе между законами и указами императорами.

Вопрос 2. Ответ на данный вопрос следует начать с основополагающего для римского права деления лиц на свободных и рабов, при этом надо вспомнить специфику классического античного рабовладения, проявляющуюся в принципе «рабы суть вещи». Следует обратить внимание, что освобождение раба ограничивается рядом условий и обусловливается соблюдением сложной процедуры.

Далее вслед за Гаем нужно перейти к подразделению свободного населения на отдельные группы, представители которых обладают различными правами и обязанностями. Выявить различия римских граждан, латинов и перегринов. Назвать способы приобретения римского гражданства. Обратить внимание на деление лиц на свободных и вольноотпущенных, сопровождающееся выделением трех групп вольноотпущенных. Показать особую важность разграничения лиц на самовластных и подчиненных чужой власти в условиях сохранения строгой патриархальной власти главы семьи.

Вопрос 3. При ответе на данный вопрос необходимо определить понятие собственности, назвать его основные элементы, а также способы приобретения и передачи. Студент должен доказать, что излишний формализм квиритского права устраняется путем введения института бонитарной собственности. Следует вспомнить различия манципируемых и неманципируемых вещей. Особое внимание уделить сервитутам (как частным, так и личным), назвать их основные виды.

Вопрос 4.При ответе на поставленный вопрос следует охарактеризовать обязательства, возникающие из договоров и из деликтов. Характеристику первого вида обязательств следует начать с классификации договоров на вербальные и литтеральные, реальные и консенсуальные. Нужно уметь объяснить различия между этими группами и знать, какие конкретные виды договоров к каким из этих групп относятся. Следует охарактеризовать отдельные виды договоров (купли-продажи, найма вещей и рабочей силы, подряда, поручения, товарищества и т.д.). Характеризуя обязательства из деликтов, нужно отметить, что ряд частных деликтов превращается в публичные (преступления), в то же время появляются новые виды частных деликтов (в том числе обман и угроза). Законом Аквилия (III в. до н.э.) формулируется деликт общего характера, состоявший в повреждении или уничтожении чужого имущества.

Вопрос 5.При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на то, какие формы брака существовали в Древнем Риме и как они видоизменялись. Нужно вспомнить понятия агнатического и когнатического родства. Следует показать некоторое ослабление патриархальной власти отца. Характеризуя наследственное право, следует отметить расширение круга наследников, снижение значения агнатского родства. Сложная процедура завещания «с помощью меди и весов» уступила место оформлению завещаний в письменном виде, с соблюдением определенной формы (строгие формальные требования не предъявлялись к солдатским завещаниям). Нужно обратить внимание и на такие институты как легаты (завещательные отказы) и фидеикомиссы (распоряжения на случай смерти о выдаче имущества без составления завещания).

Контрольные вопросы

Какие правовые отношения регулировали нормы римского частного права?

Книга I «О лицах»

1. В чем заключалось главное подразделение лиц в римском праве? Какие сословные группы выделял Гай в составе свободных? (Кн. I, ст. 9 и т.д.)

2. Какими юридическими средствами законодатель подчеркивал неравенство рабов и свободных в Древнем Риме? Как это неравенство проявлялось в частном праве? В судебном процессе?

3. Какими фактами можно доказать правовую принадлежность римских рабов к вещам?

4. Какую предельную норму отпуска рабов на волю по завещанию устанавливал закон?

5. Какой статус приобретал ребенок, рожденный от свободной женщины и раба?

6. Кто такие агнаты? Чем они отличались от когнатов? (Кн. I, ст.ст. 156, 158.)

7. Что такое отцовская власть? На кого она распространялась? Как проходила эманципация сына?

8. Имеются ли положительные стороны у римского института отцовской власти?

9. Каковым было положение женщины в семье римского гражданина? Могла ли женщина усыновить ребенка?

10. Насколько правильным для своего времени было мнение, высказанное Гаем, о природном неразумии женщин и необходимости пожизненной опеки над ними?

Книга II «О вещах»

1. Гай делит вещи на ... . Что относится к разряду манципируемых вещей?

2. В чем состоит абсолютное право частной собственности согласно римским правовым представлениям? Чем оно отличается от современных определений права частной собственности?

3. Как можно было стать собственником по давности владения? Почему нарушилась неприкосновенность частной собственности?

4. Когда в Римской республике совершился переход от общинно-государственной собств

Наши рекомендации