Тема 4. Российская империя в XVIII в. Проблемы модернизации страны.

1. Изучите мнение историков и ответьте на вопросы.

«Идеалом Петра I, усвоенным им еще в Москве, в немецкой слободе, были европейский образ жизни, экономика и культура» (И.Н. Ионов).

«На становление Петра-реформатора важное влияние оказала поездка в Архангельск в 1693 – 1694 гг. Обычное путешествие стало крупным событием в жизни молодого царя, определившим его отношение к флоту и показавшим значение морей для России» (Г.И. Рябикова, Н.М. Усова).

«Первой военной школой для Петра стали Азовские походы 1695 – 1696 гг. Именно с Азовских походов, а не с момента воцарения Петр вел впоследствии отсчет своей «службы» на троне» (Н.И. Павленко, С.М. Соловьев, Г.В. Вернадский).

«Значительным событием, повлиявшим на личность будущего преобразователя России, стало участие Петра в Великом посольстве 1697 – 1698 гг. Посещая Пруссию, Голландию, Англию и Австрию, он упорно изучал иностранные языки, систему административных учреждений, военное и морское дело, технику стран Запада» (С.Ф. Платонов, А.Г. Брикнер, И.Н. Ионов, Л.И. Семеникова)

Вопросы:

А) Как вы думаете, что все-таки повлияло на формирование реформаторских взглядов Петра I? Только ли вышеперечисленное, или уже Россия была готова к проведению преобразований?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Сравните, что представляла собой Россия и европейские государства конца XVII в. в социально-экономическом и политическом аспекте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Имел ли место субъективный фактор в проведении реформ начала XVIII в.?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Перечислите предпосылки реформ Петра I.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. С.Ф. Платонов обращал внимание на то, что изложить систематически внутренние реформы Петра Великого несравненно легче, чем в стройной хронологической последовательности представить их постепенный ход, так как нередко реформы носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений. Согласны ли вы с этим утверждением? Какими внутренними и внешними факторами был обусловлен процесс реформирования России?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Установите соответствия между органами управления и их функциями.

Органы управления Функции
1) Синод А) Центральные учреждения в России, ведавшие отдельными отраслями государственного управления, которые пришли на смену приказов
2) Ближняя канцелярия Б) Орган политического сыска
3) Коллегии В) Высший законодательный, административный и судебный орган
4) Преображенский приказ Г) Высший орган, управляющий Русской православной церковью
5) Сенат Д) Высшее государственное учреждение, существовавшее в ранний период правления Петра I

4. Отметьте отличия системы коллегий от приказной системы:

а) меньшее число коллегий по сравнению с приказами;

б) четкий порядок рассмотрения и решения дел в коллегиях;

в) выборность руководства;

г) коллегии являлись центральными органами управления;

д) индивидуальный принцип решения дел в коллегиях;

е) отсутствие дублирования коллегиями функций друг друга;

ж) наличие большого числа коллегий, управляющих отдельными областями;

з) коллективный принцип решения дел в коллегиях;

к) полное подчинение коллегий царской власти.

5. Какие социальные преобразования осуществлялись в первой четверти XVIII в.:

а) окончательное закрепощение крестьян;

б) ликвидация боярства;

в) окончательная замена принципа родовитости принципом личной выслуги;

г) ликвидация белых посадов;

д) введение подушной подати;

е) освобождение дворян от уплаты налогов;

ж) окончательное слияние поместий и вотчин;

з) введение принципа обязательной дворянской службы.

6. Определите исторического деятеля и ответьте на вопросы.

Он «был человек забавной и роскошной или, назвать Дебошан французский. И непрестанно давал у себя в доме обеды, супе (ужины) и балы. И тут в его доме первое начало учиналось, что его царское величество начал с дамами иноземными обходиться и амур начал первой быть к одной дочери купеческой, названной Анной Ивановной Монсовой… тут же началось дебошство, пьянство так великое, что невозможно описать».

а) Ф. Апраксин;

б) Ф. Лефорт;

в) А. Меньшиков;

г) Ф. Ромодановский.

Какое влияние этот человек оказывал на преобразовательную деятельность Петра I? Кто еще являлся сподвижником петровских реформ? Охарактеризуйте их.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. При Петре I был введен основной прямой налог, который назывался:

а) подушная подать;

б) пожилое;

в) подворное обложение;

г) посошное.

8. Прочитайте отрывок из указа (1721) и определите, как назывались проживавшие в деревнях крестьяне, о которых идет речь:

«...Ныне... многие купецкие люди компаниями, и особо многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебряные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому же шелковые и полотняные и шерстяные фабрики, из которых многие уже и действительно произошли. Того ради позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно, с позволение Берг и Мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда при тех заводах неотлучно».

а) посессионными;

б) черносошными;

в) владельческими;

г) дворцовыми.

9. Охарактеризуйте основные задачи и направления внешней политики Петра I. Чем стала в результате внешнеполитической деятельности Петра Россия? Почему не все цели были реализованы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы. Как оценить петровскую перестройку? Что это — исторический подвиг народа или меры, которые обрекли страну на разорение после реформ Петра? Чтобы ответить на этот вопрос, заполните таблицу «Оценка реформ Петра I».

Цель реформ  
Инструмент проведения реформ  
Идея общественного устройства  
Путь преобразований  
Результат реформ  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Заполните таблицу «Итоги преобразований Петра I».

Положительные последствия Отрицательные последствия
   
   
   
   
   
   
   

12. Прочитайте отрывок из документа первой четверти XVIII в. и ответьте на вопросы.

«Мы, Петр I император и самодержец всероссийский и прочая, и прочая, и прочая...заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому он хочет, тому и определит наследство...дабы дети и потомки ...имели сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные поданные и мирские без изъятия, сей наш устав перед богом и Его Евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет»!

Вопросы:

А). Определите название этого документа.

_______________________________________________________________

Б). Назовите причины его принятия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В). Какие последствия для истории России имело принятие этого Устава Петром I?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Восстановите последовательность царствований русских монархов 1725 – 1762 гг.:

а) Елизавета Петровна;

б) Екатерина Алексеевна;

в) Петр Алексеевич;

г) Иван Анатольевич;

д) Петр Федорович;

е) Анна Ивановна.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Соотнесите имена монархов, правивших в середине XVIII в., с характеристиками их деятельности, которые даны в таблице.

Имена монархов Характеристика деятельности
1) Анна Иоанновна А) Был принят Манифест «О вольности дворянства»; начала проводиться секуляризация церковных земель; ликвидирована Тайная канцелярия; издание Указа о веротерпимости; упразднялись торговые монополии, стеснявшие развитие предпринимательства
2) Петр III Б) Сокращение чиновничьих структур, пересмотр таможенного тарифа; создание Верховного тайного совета; ликвидация системы самоуправления; восстановление значения уезда как основной территориально-административной единицы; снижение подушной подати
3) Екатерина I В) Сделана попытка реставрировать некоторые порядки и государственные учреждения, созданные Петром I; устранены многие иностранцы из сфер государственного управления и системы образования; создан новый высший орган - Конференция при высочайшем дворе; ужесточение религиозной политики
4) Елизавета Петровна Г) Упразднение Верховного тайного совета; возвращение петровской системы размещения полков в губерниях; создание нового органа - Кабинета министров; возобновление деятельности Тайной канцелярии; отмена бессрочной службы дворян

15. Заполните таблицу «Социальная политика в период дворцовых переворотов»:

Расширение прав и привилегий дворянства Усиление крепостничества
   
   
   
   
   
   
   

16. Какую императрицу В.О. Ключевский называл умной и доброй, но беспорядочной и своенравной барышней, соединившей «новые европейские веяния с благочестивой отечественной стариной»? Охарактеризуйте ее правление.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. В правление Петра I было введено новое административное территориальное звено:

а) губерния;

б) уезд;

в) кантон;

г) волость.

18. Что закреплял указ о единонаследии, принятый в 1714 г. Петром I:

а) условное держание земли;

б) дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной и фактически произошло окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс;

в) передачу престола по желанию царствующей особы любому из числа своих родственников;

г) передачу престола по мужской линии от отца к сыну.

19. По мнению некоторых ученых, период после смерти Петра I до правления Елизаветы Петровны оценивается как период контрреформ, согласны ли вы с этим? Почему Елизаветинское правление взято как рубеж перед вторым витком модернизации России?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

«...Мы с удовольствием нашим видим, и всяк истинный сын отечества своего признать должен, что последовали неисчестные пользы: истреблена грубости в нерадивых о пользе общей, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножило в военном деле искусных и храбрых генералов, в гражданских и политических делах поставило сведущих и годных людей к делу. Одним словом, заключить: благородные мысли вкоренила в сердце всех истинных в России патриотов беспредельную к нам верность и любовь, великое усердие и отменную к службе нашей ревность. А потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, которая до сего времени потребна была.

И тако мы, в рассуждении помянутых обстоятельств, по данной нам от всевышнего власти, из высочайшей нашей императорской милости, отныне впредь на вечные времена и потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству вольность и свободу, кои могут службу продолжать как в нашей империи, так и в протчих европейских союзных нам державах …».

Вопросы:

А). Определите название документа и дату его принятия.

____________________________________________________________________

Б). Почему, оценивая значимость этого документа В.О. Ключевский напишет "по требованию исторической логики и общественной справедливости на другой день 19 февраля должна была последовать отмена крепостного права; она и последовала на другой день, только 99 лет спустя"?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В). Назовите причины его принятия и последствия для страны.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21. Соотнесите события и даты во внешней политике середины XVIII в., которые даны в таблице.

События Даты
1) Русско-Турецкая война А) 1733 – 1735 гг.
2) Семилетняя война Б) 1741 – 1743 гг.
3) Война за польское наследство В) 1756 – 1763 гг.
4) Русско-Шведская война Г) 1735 – 1739 гг.

22. Какие два крупных сражения прославили русское оружие в ходе Семилетней войны:

а) Гросс-Егерсдорфское;

б) Полтавская битва;

в) осада Гельсингфорса;

г) Кунерсдорфское.

23. Восстановите хронологическую последовательность событий эпохи Екатерины II:

а) присоединение Крыма к Российской империи;

б) первый раздел Польши;

в) начало Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева;

г) начало правления Екатерины II;

д) секуляризация церковных земель;

е) созыв Уложенной комиссии;

ж) проведение губернской реформы.

____________________________________________________________

24. Чем характеризуется губернская реформа 1775 г.:

а) установлением единообразной системы управления;

б) увеличением количества губерний;

в) введением выборных начал в систему управления;

г) сокращением государственного аппарата;

д) увеличением количества чиновников местной администрации;

е) ликвидацией части коллегий;

ж) созданием трехступенчатой системы административно-территориального деления;

з) передачей некоторых функций в руки военных.

25. Можно ли созыв Уложенной комиссии (1767 – 1768) считать началом русского парламентаризма? Если нет, то почему? Опишите результаты деятельности комиссии.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26. Прочитайте отрывок из Наказа Екатерины II (1768) и ответьте на вопросы.

«Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как толь соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства.

Лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.

Надлежит, чтоб законы, поскольку возможно, предохраняли безопасность каждого гражданина.

Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам.

Общественная вольность не в том состоит, чтобы делать все, что кому угодно, вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.

Весьма бы нужно было предписать помещикам законом, чтоб поборы брали, которые менее мужика отлучают от дому и семейства. Тем бы распространилось больше земледелие и число бы народа в государстве умножилось.

Не может земледельчество процветать тут, где никто не имеет ничего собственного.

Человек не потому убог, что он ничего не имеет, а потому что он не трудится. Тот, который не имеет никакого поместья, да трудится, столь же выгодно живет, сколько имеющий доходу 100 рублей, да не трудящийся.

Если не оказывают почтения государю, правительствам, если не почитают старых, не станут почитать ни отцов, ни матерей, ни господ, ни государство».

Вопросы:

А). Для чего был написан этот документ Екатериной II?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б). Какие принципы дальнейшей политики государства закладывались в Наказе? Какое название получит эта политика в истории России, и в чем ее отличия от европейской?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В). Как, на ваш взгляд, этот документ характеризует личность Екатерины II?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27. Заполните таблицу «Крестьянская война в России под предводительством Е.И. Пугачева 1773 – 1775 гг.».

Причины  
Цели  
Состав участников  
Основные этапы  
Итоги и значение  
Историографическая оценка  

28. Дополните ряд:

Мануфактура «по владельцам»: казенная, _______ , _______ ;

Мануфактура «по составу рабочей силы»: капиталистическая, ______ , ___________________________________________________________________ .

29. Какие реформы Екатерина II проводила после Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева:

а) секуляризация церковных земель;

б) ликвидация гетманства на Украине;

в) издание «Жалованной грамоты» дворянству;

г) губернская реформа;

д) издание «Жалованной грамоты» городам;

е) реформа Сената;

ж) введение бумажного денежного обращения;

з) введение свободы предпринимательства.

30. Установите соответствие между событиями и датами, которые даны в таблице.

События Даты
1) Морской бой в Чесменской бухте А) 1795 г.
2) Присоединение Крыма к России Б) 1799 г.
3) Третий раздел Речи Посполитой В) 1770 г.
4) Итальянский и Швейцарский поход А.В. Суворова Г) 1783 г.

Наши рекомендации