Понятие правового отношения 3 страница

Государство – это организация в обществе данной страны. Государство поэтому определяется «как хорошо организованная машина власти вместе с находящимися в услужении общества чиновниками и вооруженными силами. Особенности такой организации состоят в том, что государство является единственной универсальной организацией в стране. Каждый, находящийся, постоянно или временно, на территории страны, является своеобразным субъектом этой организации, имеет определенные права и несет перед государством пребывания обязанности.

Государству-организации в некоторой мере присущи элементы добровольности (можно выйти из гражданства, свободно покинуть страну), но в основе оно строится на обязательности. Все лица, находящиеся на государственной территории, независимо от их желания, должны подчиниться власти этой организации, соблюдать законы государства. За нарушение последних лицо может быть наказано, вплоть до лишения жизни. Таких санкций не знает ни одна другая легальная организация.

Государство – это политическое регулирующее учреждение, регулятивный политический институт в обществе данной страны. Его государственный аппарат выступает как некая машина, призванная регулировать общественные (но не все) отношения между людьми и их группами. Государство – это некий арбитр, который действует в интересах всего общества, чтобы не допустить социальное противоборство до крайней черты, предотвратить анархию и распад общества, обеспечить определенную степень социальной солидарности общества.

Государство – это публичная, государственная власть. Эта власть универсальна и распространяется на всех членов общества данной страны. Эта власть юридически независима от любой власти внутри и вне страны. Каждое государство обладает государственным суверенитетом, вправе применять особое – государственное принуждение. Принуждение есть в той или иной форме во всяком человеческом коллективе. Государственное принуждение не ограничивается лишением некоторых благ. Оно распространяется на имущество, свободу и даже жизнь человека. Такие возможности государственного воздействия обусловлены тем, что государство – это орган легализованного и легитимного принуждения.

Легализация государственного принуждения осуществляется путем принятия конституции, законов, других актов государства. Легитимация – это признание населением государственного принуждения, осуществляемого в определенных случаях, в качестве обоснованного, справедливого, целесообразного, необходимого.

Между легализацией и легитимацией возможны расхождения. Народ может не одобрять установленную в соответствии с нормами конституции легальную государственную власть, считать ее несправедливой, что может вести к замене мирным или немирным путем. Легитимная государственная власть может некоторое время нелегализованной.

Суммируя сказанное, современная наука в общих чертах определяет государство следующим образом: это универсальная политическая организация, обладающая государственным аппаратом (аппаратом принуждения) и особой публичной, легализованной и легитимной властью, предназначенная для управления обществом с целью обеспечения его прогрессивного, гармоничного развития.

Признаки государства:

1) Наличие территории с четко определенными внешними границами. Территория государства включает в себя всю землю, находящуюся в пределах его границ, а также воздушное пространство над ней и природные ресурсы, прибрежные воды, территории консульских учреждений на территориях других государств, а также иные территории в соответствии с международным законодательством.

2) Наличие населения. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию определенной страны независимо от их принадлежности к какой-либо группе. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами.

3) Наличие особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обладает особым аппаратом управления делами общества, существующим специально для выполнения государственных функций. Публичная власть, реализуемая государственным аппаратом, составляет неотъемлемый признак государства и там, где широко развито местное самоуправление.

4) Наличие обязательных налогов и податей, необходимых на управление делами общества, в том числе на содержание самой государственной власти.

5) Наличие суверенитета. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии ненарушения суверенитета других государств.

6) Наличие правовых норм, по которыми понимаются общеобязательные правила поведения людей, санкционированные государством в виде законов, других актов государства.

10.3. Функции государства

Функции государства – это основные формы (направления) деятельности государства по управлению делами общества, выражающие сущность государства.

Сложная и многообразная деятельность государства по управлению делами общества объективно обусловливает одновременное выполнение не одной, а нескольких функций. Каждая функция осуществляется применительно к определенной сфере общественных отношений, составляющих основу существования общества, – экономике, политике, экологии и т.д.

Система функций государства носит конкретно-исторический характер и меняется не только под воздействием условий, в которых действует государство, но и применительно к задачам, решаемым им в тот или иной исторический период. Поэтому они могут быть неодинаковыми у различных государств или у одного и того же государства на разных этапах его развития.

Все функции государства принято делить на два вида: внутренние и внешние.

В число внутренних функций входят такие направления деятельности государства, которые ориентированы на решение внутренних задач страны. Внешние связываются с деятельностью государства на международной арене, направленной на установление и поддержание отношений с другими государствами.

По сфере осуществления внутренние функции государства подразделяются на:

· экономическую, которая выражает степень участия государства в управлении экономикой, определяет его способность содействовать или препятствовать развитию экономических сил страны, создавать надлежащие условия для реализации экономических прав населения. Осуществляя экономическую функцию, современное государство непосредственно участвует в хозяйственной деятельности, выступает собственником организаций и имущества. Интенсивность государственного вмешательства в экономику страны ощущается через объем правового регулирования, антимонопольную политику, создание условий добросовестной конкуренции, поддержание стратегически важных, социально значимых производств и др. В экономической сфере государство осуществляет контроль за предпринимательской деятельностью, устанавливает налоги, распределяет бюджетные средства, совершает иные действия;

· политическую, основное содержание которой связано с регулированием отношений классов и социальных слоев общества, групп влияния с тем, чтобы их противостояние не выходило за определенные рамки, подчинялось установленным законом правилам. Осуществляя политическую функцию, государство должно действовать в интересах всего общества, а не доминирующего класса, оно обязано учитывать интересы всех слоев населения в целях нахождения компромисса;

· социальную, т.е. предоставление социальных услуг обществу в целом, государственная поддержка незащищенных слоев населения. Социальная функция должно обеспечивать реализацию всех социальных прав человека, включая право на достойный уровень жизни, социальное обслуживание в старости и др. Социальная политика государства включает в себя 1) борьбу с безработицей и государственную помощь безработным, 2) государственное регулирование размера минимальной заработной платы, 3) общедоступность и бесплатность общего образования в государственных учреждениях, 4) бесплатную медицинскую помощь, 5) бесплатное пользование библиотечными фондами, 6) социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности и др.;

· экологическую. Экологическая функция – сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. Глобальные и необратимые изменения природной среды требуют активного вмешательства государства во все сферы деятельности общества с целью сохранения и приумножения природных ресурсов и недопущению экологических, техногенных катастроф. Основные мероприятия государства по реализации экологической функции проявляются в том, что оно принимает меры по нормированию качества окружающей среды, разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности человека. Особое значение уделяется экологической экспертизе при проектировании, строительстве и реконструкции промышленных объектов, принимается экологическое законодательство, предусматривающее меры ответственности, вплоть до уголовной, за те или иные правонарушения.

Принимая за основу критерий построения государства по принципу разделения властей выделяют:

Законодательную функцию – установление посредством законов обязательных правил общего характера, норм поведения субъектов. Этим правилам должны соответствовать все другие правовые акты, деятельность всех органов, должностных лиц, поведение граждан. Законы, как правило, принимаются парламентом, но могут быть приняты и исполнительной властью. Некоторые авторы выделяют более широкую функцию государства – нормотворческую.

Исполнительно-распорядительную функцию – деятельность государства по претворению в жизнь положений и предписаний законов, иных нормативных правовых актов. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленные в государстве законы постоянно и неуклонно действовали. Она призвана обеспечить все формы реализации права (осуществление, исполнение, соблюдение, применение) как в деятельности самого государства (его государственных органов), так и применительно к поведению людей. Исполнительно-распорядительная функция включает в себя в качестве важного компонента и деятельность государства по обеспечению процесса осуществления прав и свобод человека и гражданина, исполнения им своих обязанностей.

Судебную функцию. Правосудие осуществляется исключительно судом. Он призван в особой процедурной форме разрешать конфликты в обществе, используя государственную власть. При этом не устанавливаются общие правила поведения, суд не занимается управленческой деятельности. Решения суда, вступившие в силу, должны исполняться всеми государственными органами, иными субъектами, к которым они относятся.

Контрольно-надзорная функция выражается в форме инспектирования, проверки, ревизии соответствия деятельности органов государства, их должностных лиц принимаемых ими решений, деятельности других организаций и поведения граждан конституции, законам и другим нормативным правовым актам. Данную функцию осуществляют как собственно контролирующие органы, не входящие в исполнительную власть (прокуратура, комитет государственного контроля), так и некоторые исполнительные органы (министерство по налогам и сборам), а также иные организации.

Внешняя функция государства включает в себя многообразную деятельность государства по обеспечению обороноспособности страны и защиты населения от внешней агрессии, по организации и осуществлению сотрудничества с другими государствами, защите прав и интересов своих граждан вне пределов страны, укреплению и развитию международного сообщества, преодолению воин и упорядочению миропорядка, ликвидации последствий катастроф, их недопущению и т.д.

Основная цель международной деятельности современных государств сводится к обеспечению мира, оперативному разрешению локальных вооруженных конфликтов и развитию международного сотрудничества.

Особенность внешней функции состоит в том, что каждое государство стремясь к единой цели, желает достичь ее такими методами и средствами, которые бы наиболее полно отвечали его интересам и потребностям. Такое естественное желание государства может вызывать столь же естественное возражение у других государств. Противоречивость способов достижение цели на международной арене обусловливается несовпадением их экономических, политических интересов, идеологическими различиями, стремлением отдельных государств к мировому лидерству. Поэтому одинаковые внешние функции государств не гарантируют успеха в достижении осознаваемой ими общей цели обеспечения мира и сотрудничества.

ТЕМА 11.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

1. Понятие формы государства

2. Форма правления

3. Форма государственного устройства

4. Политический (государственный) режим

1. Понятие формы государства

Под формой государства понимаются организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и правовой культуры населения.

Каждое государство по-своему закрепляет систему государственных органов, их полномочия и связи друг с другом и населением. На форму государства влияют разнообразные политические, экономические, социальные и иные факторы. Она не может не учитывать и национальный состав населения, стремление отдельных наций и народностей иметь собственное государственное образование. Она в определенной степени зависит от традиций в истории развития страны, а также от борьбы органов государства за власть, за право принимать решения по основополагающим вопросам жизнедеятельности государства и общества.

Форма государства рассматривается в единстве трех аспектов: 1) каким образом организована верховная власть в стране, 2) как характеризуется связь этой власти и других центральных органов государства с органами, осуществляющими управление территориями страны, 3) какими способами, методами государство взаимодействует с населением и иными институтами гражданского общества. Иными словами, форма государства включает в себя три взаимосвязанных элемента: 1) форму правления; 2) форму государственного устройства; 3) форму государственного (политического) режима.

11.2. Форма правления

Форма правления – это способ организации и формирования верховной власти. Форма правления затрагивает вопросы о том, как построена верховная (суверенная) власть в государстве, какие органы и должностные лица наделены этой властью, каким образом она формируется и распределяется между ними и т.д.

По форме правления государства подразделяются на две основные группы: монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, как правило, по принципу наследования.

Основными разновидностями монархии являются абсолютная и представительная (ограниченная) монархия. В абсолютной монархии верховная власть монарха не ограничена каким-либо представительным (законодательным или законосовещательным) органом. Абсолютная монархия существовала в России до формирования Государственной думы в начале XX века. Высказывается мнение, что в настоящее время таких монархий нет.

Представительная монархия имеет две исторические формы: сословно-представительную и конституционную. Конституционная монархия как форма правления исторически приходит на смену абсолютной монархии. При ней власть монарха на основе конституции (или определенных правовых актов конституционного значения) ограничивается законодательной властью парламента как органа народного представительства (парламентарная монархия). На стадии неразвитой конституционной монархии, именуемой дуалистической монархией, вся исполнительная власть принадлежит монарху. Он обладает также правом абсолютного вето и правом роспуска парламента по своему усмотрению.

Современная развитая конституционная монархия (Англия, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония) представляет собой правовое государство. В такой конституционной монархии полномочия монарха во много носят номинальный характер. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству.

При сословно-представительной монархии власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительного органа, т.е. собрания представителей различных сословий – духовенства, дворянства. Подобные монархии характерны для эпохи перехода от феодальной раздробленности к абсолютной монархии.

В некоторых монархических государствах (Саудовская Аравия) монарх возглавляет не только светское, но религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.

Республика (от res publicum – дело народа) – это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Основными формами современной республики являются парламентская (парламентарная) республика и президентская республика. Промежуточная форма: смешанная (полупрезидентская) республика.

Парламентарная республика – это форма правления, при которой парламент (как высший представительный и законодательный орган) формирует высшую исполнительную власть (правительство) и осуществляет парламентский контроль за ее деятельностью. Глава государства (президент) также избирается парламентом. Правительство формируется из представителей партий, обладающих парламентским большинством, и несет ответственность перед парламентом. Парламентское большинство может отправить правительство в отставку. Президент может распустить парламент (Греция, Италия, Германия).

Президентская республика – форма правления, при которой не только парламент, но и президент избираются населением. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях, независимых от парламента. Главным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде всего в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом. Отмечается большая вероятность установления авторитарного режима в идее президентского правления, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти. Чтобы избежать этого, на уровне конституции закрепляется сложная система взаимных «сдержек и противовесов», отлагательное вето, импичмент, судебный контроль и т.д. (США).

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одной из типов республик черт. Для смешанных республик характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств президент – глава государства – формально отделен от руководства исполнительной властью. Возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (Франция, Россия, Беларусь).

Республика советского типа – форма правления, при которой отсутствует разделение властей, вводится формальное полновластие советов (иных представительных органов власти), формируемых по классовому или иному недемократическому принципу. Советы единая пирамида вертикально подчиненных органов государства (СССР).

11.3. Форма государственного устройства

Это способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.

По форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные. Конфедерация – форма союза суверенных государств.

Унитарное государство – это единое суверенное государство, на всей территории которого действует одна конституция, единые органы государственной власти и единое законодательство. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, единую налоговую и финансовую систему (Португалия, Франция, Финляндия, Беларусь). В централизованных унитарных государствах государственной властью на местном территориальном уровне обладают должностные лица, назначаемые центральной властью. В децентрализованных унитарных государствах рядом государственно-властных полномочий по вопросам местного значения обладают органы местного самоуправления, избираемые самим населением.

Федеративное государство – единое суверенное союзное государство, субъекты которого в пределах своих территориальных и национально-территориальных образований и в рамках суверенитета единого федеративного государства обладают самостоятельным государственно-правовым статусом, имеют свои системы органов государственной власти и свое законодательство (США, Россия, Канада, ФРГ, Бразилия). Общие черты федерации: 1) суверенитет федеративного государства распространяется на всю его территорию, которая в качестве своих составных частей включает территории отдельных субъектов федерации; 2) субъекты федерации не являются суверенными государствами; 3) законодательство субъекта федерации не должно противоречить федеральному законодательству; 4) полномочия во внешней политике и по основным направлениям внутренней политики принадлежат исключительно общефедеральным государственным органам; 5) верхняя палата парламента – палата представителей субъектов федерации, нижняя палата – палата народного представительства.

Конфедерация – это союз (сообщество) суверенных государств, добровольно объединившихся для удовлетворения определенных общих интересов политического, экономического, оборонного характера. Конфедерация, как правило, носит временный характер склонная либо к распаду, либо к преобразованию в федерацию. Для осуществления совместных дел в конфедерациях формируются некоторые общие органы, состоящие из представителей субъектов конфедерации и реализующие их согласованные решения. При этом члены конфедерации сохраняют свой суверенитет, свою систему государственной власти, свое законодательство и свое гражданство.

В историческом плане империя – это сложное многонациональное государство, создаваемое с помощью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим режимом.

11.4. Политический (государственный) режим

Это характер, свойство и качество правового порядка осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением.

Деспотический государственный режим представляет собой систему государственного устройства – неограниченную монархию, характеризующуюся полным произволом власти, бесправием подданных. Самовластие, жестокое подавление свободной воли, произвол по отношению к подчиненным.

Тоталитарный государственный режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения со стороны единых органов партийно-государственной машины. Вся деятельность государственных органов направлена на безусловное выполнение указаний «вождя», пожизненного президента, лидера партии. Конституционные права граждан открыто нарушаются государственным аппаратом под предлогом обеспечения высших прав общества, нации, расы, народа, государства. Личность как таковая игнорируется. Политическая активность граждан стремится к нулю, хотя могут организовываться «бутафорские» выборы, учреждаться общественные объединения, создавая видимость активности (фашистские государства).

При авторитарном государственном режиме преобладают методы принуждения (нередко прямого насилия) при сохранении отдельных методов либерализма. Представительные органы сохраняются, но выборы являются формальными, поскольку деятельность политической оппозиции практически прекращена. Безраздельно доминирует исполнительная власть, глава государства, причем президентом избирается одно и то же лицо много раз подряд, что усиливает его влияние в государственной структуре. Конституционные права граждан открыто нарушаются, а государственные органы видят свою роль не в защите этих прав, а прежде всего в служении клану президента, его окружению. Реальное политическое участие граждан в делах государства отсутствует, выборы имеют показной характер и не могут отстранить от власти прежних правителей или привести к власти новых новые партии, господствует принцип не выборности, а назначения, политическая активность граждан и их объединений низка, ограничена необоснованными рамками законодательства.

Либеральный политический режим характеризуется соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма. Основное значение имеют методы либерализма, принуждение ограничено, методы требований и запретов прежде всего имеют цель сохранить и защитить демократические институты. Однако деятельность представительных органов власти на всех уровнях принижается, на первый план выдвигается исполнительная власть. Система сдержек и противовесов не отработана, принцип уравновешенности властей нарушен. Конституционные права соответствуют международным стандартам, но их защита со стороны государства в результате деятельности коррупционных структур осуществляется недостаточно полно. Против политической оппозиции меры подавления не используются, но государство оценивает ее деятельность как негативную. Политическая активность граждан не развита. Обратные связи граждан с государственными органами недостаточны, позитивизма в деятельности государственных органов они не видят.

Демократический политический режим – это форма, способ и порядок осуществления государственной власти, который предполагает официальное признание и практическую реализацию основных прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека и широкого круга прав гражданина, господство правового закона, разделения властей, утверждение конституционализма, парламентаризма, многопартийности, осуществления суверенной власти народа в правовых формах референдума и свободных выборов, форм и механизмов общественного контроля за деятельностью государственной власти, политической активности населения.

ТЕМА 12.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И ЕГО ФУНКЦИИ

1. Понятие государственного аппарата

2. Система органов государства

3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

4. Функции государственного аппарата

12.1. Понятие государственного аппарата

Государственный аппарат – это огромная и разветвленная система государственных органов и должностных лиц по управлению государством.

В широком смысле в государственный аппарат входят президент, парламент, правительство, суды, прокуратура, контрольные органы, министерства, другие органы и их должностные лица. Все вместе они составляют механизм для осуществления единой государственной власти. Поэтому государственный аппарат иногда также называют механизмом государства. В более узком смысле государственный аппарат – это система органов исполнительной власти и их должностных лиц.

В юридической литературе доминирует широкий взгляд на государственный аппарат, под которым понимается система органов, организаций и должностных лиц, наделенных в установленном порядке государственно-властными полномочиями и реализующих функции государства. В настоящее время нет легального определения понятия «государственный аппарат». Законом Республики Беларусь от 23 ноября 1991 года «Об основах службы в государственном аппарате», отмененным Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь», он определялся как система органов государства, через которые служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий.

Под государственным аппаратом всегда имеется в виду организационная структура государственной власти, институционная форма существования государства и осуществления государственной власти. Первичной ячейкой государства выступают его органы и организации (учреждения).

Государственный орган – образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности. В случаях, предусмотренных законодательными актами к государственным органам приравниваются государственные учреждения и иные организации, обеспечивающие деятельность Президента или государственных органов (например, аппарат Совета Министров).

Основными признаками государственного органа являются:

1) обладание официально-властными полномочиями. Совокупность властных полномочий государственного органа (его компетенция) определяется с учетом возложенных на него задач и функций по управлению обществом. Их осуществление может происходить в порядке, установленном законодательством. Так, государственному органу предоставляется право принимать общеобязательные решения в виде нормативных правовых или индивидуально-правовых актов; проводить организационную, контрольную или иную властную деятельность; применять государственное принуждение к лицам и организациям. Специфика компетенции государственного органа заключается в том, что ее реализация является обязанностью государственного органа;

2) функционирование строго в рамках закона. Каждый государственный орган может действовать только в рамках, предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается нарушением, а принятые решения или действия вне границ предоставленных полномочий являются незаконными и подлежат отмене;

3) структурная обособленность. Государственный орган всегда структурно обособлен от других органов государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных правоотношениях выступает самостоятельным субъектом и в пределах компетенции принимает решения, не нуждающиеся в каком-либо предварительном или последующем одобрении другими органами или должностными лицами. Исключения возможны лишь в случаях совместного характера полномочий, когда для совершения определенных действий или принятия решений требуется согласие других органов;

Наши рекомендации