Четыре группы причин конфликтов

Четыре группы причин конфликтов - student2.ru Объективные

Организационно-управленческие

Четыре группы причин конфликтов - student2.ru Социально – психологические

Личностные

Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановке. Причины могут быть реальнымиили мнимыми, то есть только поводом, искусственно придуманным человеком. Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или неконфликтного пути ее решения. Тот или иной вариант поведения человек выбирает в соответствии со своими индивидуальными особенностями (темперамент, характер). В одном и том же конфликте субъективные и объективные причины иногда сложно развести. Кроме того, необходимо учитывать, что агрессивность человека может быть результатом агрессивной среды, в условиях которой он сформировался. К числу частных объективных причин можно отнести следующие:

1. естественное столкновение материальных и духовных интересов людей

2. слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем

3. недостаток значимых материальных и духовных благ

Организационно-управленческие:

· структура организации не соответствует виду деятельности, которой она занимается (структура создается под задачи). Идеального соответствия структур решаемым задачам достичь практически невозможно. Как правило, допускаются две ошибки.

10.11

2 ошибки:

1. ошибка при проектировании организации и прогнозировании ее задач

2. непрерывное изменение задач, стоящих перед организацией

Функционально-организационные причины вызываются:

1. неоптимальность функциональной связи организации с внешней средой

2. между структурными элементами организации

3. между отдельными работниками

Личностно-организационные причины связаны:

1. с несоответствием работника по своим качествам занимаемой должности

2. отсутствием мотивации

Ситуативно-управленческие причины обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения конкретны задач.

Социально-психологические причины:

1. потеря и искажение информации в процессе коммуникации

2. несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей (необоснованное занятие участником взаимодействия роли, которой он не соответствует)

3. непонимание людьми того, что, при обсуждении проблемы, несовпадение позиций может быть вызвано не расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон

4. выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга

5. предпочтение членов своей группы представителям других групп

6. стремление к власти

7. психологическая несовместимость

Личностные причины обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека при взаимодействии его с другими людьми и окружающей средой. В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения партнера по взаимодействию. Варианты могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Если поведение партнера укладывается в рамки желаемого или допустимого, то взаимодействие продолжается без конфликта, если нет, то оно либо прерывается, либо входит в конфликтную фазу.

Структура конфликтов

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение.

Объективное содержание конфликтной ситуации.

Участники конфликта: ими могут быть частные лица, официальные лица, юридические лица. Могут образовывать различные группировки.

Степень участия в конфликте может быть различной, от непосредственного взаимодействия дно опосредованного влияния. Поэтому выделяют:

· основные участники

· группы поддержки

· другие участники

17.11

Объективное содержание конфликтной ситуации:

1. Участники конфликта. Ими могут быть частные лица (семейные конфликты), официальные лица или юридические лица. Участники конфликта могут образовывать различные группировки. Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Поэтому выделяют:

1.1. Основные участники (оппоненты) – часто их называют противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые совершают активные действия друг против друга. Иногда используются понятие «оппонент». В переводе с латинского оно означает «возражающий» или «противник в споре». Противоборствующие стороны – ключевое звено любого конфликта. В конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия, то есть инициатора конфликта. В длительных затяжных конфликтах определить инициатора бывает сложно. Часто выделяют такую характеристику оппонента как его ранг (уровень возможностей оппонента по реализации своих целей).

1.2. Группа поддержки – присутствует всегда в любом конфликте, поскольку за оппонентами стоят силы, представленные теми или иными индивидами или группами. Они могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта и его исход активными действиями или же простым присутствием и молчаливой поддержкой.

1.3. Другие участники – те субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Например, подстрекатели и организаторы, посредники, судьи, медиаторы.

2. Предмет конфликта – ядром любого конфликта является противоречие, в котором отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба отражает стремление сторон разрешить противоречие в свою пользу. Проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится. Предмет конфликта – это существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта, это противоречие из-за которого стороны вступают в противоборство.

3. Объект конфликта – им может быть материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся оба оппонента. Условием конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта и желание полностью владеть им.

4. Макро- и микросреда – это условия, в которых действуют участники конфликта. Микросреда – это ближайшее окружение сторон, а макросреда – это социальные группы представители которого являются сторонами конфликта.

Субъективная сторона конфликта:

Это устремления сторон, стратегии и тактики поведения, а также восприятие ими конфликтной ситуации. По сути это информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты строят свое поведение.

Мотивы сторон: побуждение к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента. В конфликте бывает сложно выявить мотивы оппонентов, поскольку в большинстве случаев они их скрывают, открыто предъявляя мотивы, которые отличаются от истинных.

Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегию и тактики. Основные принципы: концентрация сил, координация усилий, нанесение ударов по наиболее уязвимому месту у оппонента, экономия сил и времени.

Стратегии поведения в конфликте – это установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Стратегии выделяются на основе концепции «о силовом поле мотивации» и ориентации либо на человека, либо на прибыль. Поэтому выделяются пять стратегий:

1. Соперничество (заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения)

2. Сотрудничество (позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворило бы обе стороны)

3. Компромисс (предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны)

4. Приспособление (основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента)

5. Избегание (участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению)

Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, или может доминировать одна из них. Например, в конфликтах по вертикали (руководитель – подчиненный) оппоненты могут менять стратегию поведения в зависимости от изменения обстановки. Причем подчиненные идут на это примерно в 1,5 раза чаще, чем руководители.

Тактики в конфликте (стратегии реализуются через тактики):

· Тактика захвата и удержания объекта

· Тактика физического насилия (нанесение ущерба)

· Тактика психологического насилия (вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь): оскорбление, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, клевета, дезинформация, обман, унижение, диктат (часто применяется в межличностных конфликтах, особенно когда уровень образования и культуры у оппонентов невысокий)

· Тактика давления: требования, угрозы, ультиматумы, предъявление компромата, шантаж (в конфликтах по вертикали эта тактика применяется в 2 из 3 случаев)

· Тактика демонстративных действий (с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне) : голодовки, попытки суицида, транспаранты, плакаты, лозунги

· Санкционирование

· Тактика коалиций

· Тактика фиксации своих позиций (использование фактов и логики, используется в 80% конфликтов): убеждение, просьбы, критика

· Тактика дружелюбия

· Тактика сделок

24.11 Информационные модели конфликта

Информационная модель конфликта формируется у каждого участника с учетом субъективной картины ситуации, в которой он находится. Эта картина включает в себя:

1. представление оппонентов о самих себе, своих целях, мотивах, ценностях, возможностях и тд.

2. представление о противостоящей стороне, о ее целях, мотивах, ценностях, возможностях и тд.

3. представление каждого участника о том, как другой воспринимает его

4. представление о среде, в которой складывается конфликтное отношение

То есть человек не просто реагирует на ситуацию, но определяет ее и определяет себя в ней, тем самым создавая (конструируя) конфликтную ситуацию.

Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Поэтому выделяют 4 случая:

1. конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается и не воспринимается участниками, т.е. конфликта как социально-психологического явления нет

2. объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (т.е. конфликт воспринимается неадекватно)

3. объективная конфликтная ситуация отсутствует, но, тем не менее, отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта)

4. конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками (адекватно воспринимаемый конфликт)

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью неопределенности и искаженности. В конфликтной ситуации восприятие изменяется. Искажение ситуации – непостоянная величина, могут быть как сильные искажения, так и незначительные. В кратковременных конфликтах эти отклонения могут быть очень незначительными, а в трудных ситуациях могут достигать значительных масштабов.

Наши рекомендации