Становления, развития и крушения СССР (1922-1991 гг.)
Завершение Великой Российской революции (1905 – 1922 гг.), образование нового государства под названием Союз Советских Социалистических Республик (30 декабря 1922 г.), привело к необходимости создания нового Основного закона – Конституции СССР.
Создание СССР было закреплено в двух источниках права, принятых I Всесоюзным съездом Советов – Декларации и Договоре об образовании СССР. При этом Договор стал новой для отечественной правовой системы формой права. И Декларация, и переработанный Договор позднее вошли в текст Конституции СССР 1924 г.
Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 года образовал шесть комиссий для подготовки важных частей будущей Конституции: комиссию по созданию положений о Совете народных комиссаров, Совете труда и обороны и наркоматах СССР; бюджетную комиссию; комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОПТУ; комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР; комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах; комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий. В их работе приняли участие партийные и государственные деятели: М.К. Владимиров, М.И. Калинин, Ф.Д. Кон, Д.И. Курский, Н.В. Крыленко, А.Ф. Мясников, Д.З. Манульский, В.П. Ногин, Я.Э. Рудзутак, И.В. Сталин, М.В. Фрунзе, А.Д. Цюрупа, А.Г. Червяков и др.
При разработке проекта Конституции СССР ярко проявилась характерная черта советского периода развития системы источников права – активнейшее участие высших партийных органов в его разработке. Февральский 1923 г. Пленуме ЦК РКП (б) избрал комиссию по подготовке Конституции. Решающее значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП (б), проходивший в апреле 1923 г. Съезд решил, что при построении высших органов СССР необходимо обеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальное участие в них представителей республик.
Так Коммунистическая партия стала, наряду с высшими органами государственной власти, важнейшим материальным источником Основного закона – Конституции Советского Союза. После XII съезда партии разработка и принятие проекта Конституции вступила в завершающую фазу. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик.
Важную роль в выявлении и согласовании мнений представителей республик сыграло проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание с ответственными работниками национальных республик и областей. Совещание высказалось за создание второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещание дало и название двум будущим палатам ЦИК СССР – Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение за каждой из них права законодательной инициативы. Отмечалась необходимость создания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, с обеспечением представительства национальностей.
На совещании был согласован вопрос о создании пяти слитных (общесоюзных) наркоматов: «..Индел, Внешторг, Наркомвоен, НКПС и НКПочтель…» (Иностранных дел, Внешней торговли, Военных дел, Путей сообщения, Почты и телеграфа) и пяти союзно-республиканских (в Конституции они были названы объединенными) наркоматов: «..Наркомфин, ВСНХ, Наркомпрод, Наркомтруд, РКИ…» (Финансов, Высшего Совета народного хозяйства, Продовольствия, Труда, Рабоче-Крестьянской инспекции). Остальные наркоматы, в том числе Наркоматы внутренних дел, юстиции, просвещения, земледелия, здравоохранения и др. были республиканскими, что обеспечивало на практике самостоятельность союзных республик в сфере деятельности этих наркоматов.
26-27 июня 1923 г. проект Конституции СССР был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП (б). Специальные сессии ЦИК РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, проходившие в конце июня – начале июля, обсудили и утвердили проект Конституции СССР. В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершилась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР.
31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР.
Декларация об образовании СССР, утвержденная I съездом Советом СССР, без изменений вошла в текст Конституции СССР. Что же касается Договора об образовании СССР, то он подвергся значительным изменениям и дополнениям. Количество статей увеличилось с 26 до 72. Появились развернутые главы о суверенных правах союзных республик, съезде Советов, СССР, ЦИК СССР, Президиуме ЦИК СССР, СНК СССР, Верховном Суде СССР, о Народных комиссариатах СССР, ОГПУ, о союзных республиках, гербе, флаге и столице СССР.
По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. не похожа на предшествующие и последующие Конституции. В ней отсутствовала характеристика общественного устройства, не было глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими Конституциями. Главное, основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделяла факту конституционного закрепления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик.
Конституция СССР явилась основой для создания конституций союзных республик, в том числе и новой Конституции РСФСР.
В РСФСР к концу 1922 г. накопился значительный нормативный правовой материал: в Собрании Узаконений было опубликовано более 4 тыс. нормативных актов, Чтобы сделать эти нормы доступными для их реализации, следовало их систематизировать, ликвидировать пробелы, противоречия, привести в соответствие с Конституцией СССР.
Так появилась необходимость в создании новой Конституции РСФСР. Проект был создан в Народном комиссариате юстиции. Конституционную комиссию возглавлял первый советский прокурор, большевик с дореволюционным стажем Д.И. Курский. Затем над проектом работала комиссия Президиума ВЦИК. СНК РСФСР внес в него положения об основах экономического строя РСФСР. Затем проект Конституции РСФСР обсуждался во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г.
По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г., как и других конституций союзных республик, дополняли друг друга. Тогда имела распространение концепция единой Советской Конституции. Известный юрист П.И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и, вместе взятые, составляют единое неразрывное целое, единую Советскую Конституцию.
В Конституции РСФСР 1925 г. подчеркивалась ее преемственность с предшествующими источниками советского права, в ст.1 отмечалось, что она исходит из основных положений «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. Вместе с тем, она отразила дальнейшее развитие экономических основ Советской России по пути обобществления собственности. Так, если в Конституции РСФСР 1918 г. говорилось лишь о первых шагах к «полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства в собственность государства», о рабочем контроле и ВСНХ как органе управления хозяйством, то в Конституции РСФСР 1925 г. было прямо записано, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт, средства связи составляют собственность государства. Как дальнейшая перспектива, в ней ставилась задача «осуществления коммунизма».
Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Новым в Конституции РСФСР 1925 г. было появление главы 4 «Об автономных Советских Социалистических республиках и областях», где был обобщен опыт национально-государственного строительства РСФСР с 1918 по 1925 гг. В Конституции РСФСР 1925 г. получил законодательное закрепление такой орган власти, как Президиум ВЦИК.
Конституция РСФСР 1925 года оформила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. В ней было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов СССР.
На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза (ст.19).
Характеризуя первую Конституцию СССР 1924 г. и Конституцию РСФСР 1925 г. в целом, необходимо отметить, что они создавали необходимое конституционное поле для существования и развития союзного государства в форме федерации, закладывали основы самостоятельности республик в четко очерченных областях. При этом за центром оставались также четко определенные прерогативы власти – внешняя политика и оборона, охрана государственной безопасности, внешнеэкономическая деятельность.
Однако в ходе форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, создания административно-командной системы обе Конституции были неоднократно нарушены. Они фактически перестали быть источниками права, занимающими высшее положение в иерархии законодательных актов, которым все нижестоящие законы должны соответствовать. Поскольку в начале 30-х годов партия встала над государством, партийные органы – над государственными, изменения в структуру государственных органов по инициативе партии вносились в обход Конституции.
Силу источников права фактически получили партийные директивы, которые рассылались Генеральным секретарем И.В.Сталиным местным партийным организациям и подлежали немедленному выполнению ими. И лишь позднее эти директивы получали законодательное оформление через органы государственной власти. Наиболее яркие примеры тому – выступление И.В.Сталина 24 декабря 1929 г. на совещании аграрников-марксистов с призывом провести ликвидацию кулачества как класса, постановление ЦК ВКП (б) «О темпе коллективизации и мерах помощи колхозному строительству» от 5 января 1930 г., которые произвольно нарушали утвержденный высшим органом законодательной власти СССР V Всероссийским съездом Советов пятилетний план в сторону необоснованного завышения темпов коллективизации.
В обход Конституции СССР 1924 г. были внесены изменения в структуру республиканских органов исполнительной власти. Так, постановлениями ЦИК СССР в 1929-1930 гг. были ликвидированы республиканские наркоматы земледелия, юстиции, внутренних дел, что лишило республики самостоятельности в соответствующих сферах деятельности. В 1932 г. был упразднен союзно-республиканский ВСНХ, вместо которого были созданы 3 общесоюзных наркомата, число которых в дальнейшем продолжало расти. В 1934 г. был создан как союзный орган Народный комиссариат внутренних дел СССР, централизовавший руководство службами милиции, государственной безопасности, пограничных войск и др.
Фактическая приостановка действия Конституции СССР 1924 г., издание противоречащих ей партийных директив, постановлений ЦИК и СНК, осуществленные в конце 1929 г. – первой половине 30-х гг., стали важнейшим фактором формирования административно-командной системы. В обход Конституции СССР 1924 г. была резко усилена вертикаль власти, осуществлена централизация управления, возобладал принцип унитаризма в национально-государственном строительстве.
Процессы фактического закрепления значения источника права за партийными директивами в обход Конституции и изменения структуры государственных органов не получили однозначной оценки в современной отечественной исторической и историко-правовой науке.
Некоторые авторы, такие, например, как О. Лацис, считают, что предпринятый в конце 20-х – начале 30-х годов по инициативе И.В.Сталина политический переворот, поставивший партийный аппарат над государством, партийные директивы над нормативными актами и над Конституцией, не был вызван объективной необходимостью и имел преимущественно отрицательные последствия. По их мнению, «скачок» в сторону усиления темпов индустриализации и коллективизации привел к резкому ослаблению роли рациональной, профессионально образованной бюрократии в государственном аппарате в пользу усиления нерациональной, действующей командными методами партийной бюрократии. Он повысил цену модернизации и замедлил ее.
Другие ученые не разделяют эту точку зрения. Так, в частности, профессор В.М. Курицын оставляет без комментариев процессы, связанные с нарушением Конституции 1924 г. в конце 20-х – первой половине 30-х гг. Но, характеризуя изменения в общественном и государственном строе, произошедшие во второй половине 30-х гг., он полагает, что идея И.В. Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения к коммунизму, выдвинутая в этот период, правильно отражала потребности продолжения ускоренной модернизации страны. Этот тезис, по мнению автора, позволил обеспечить форсированное развитие тяжелой промышленности и ВПК в условиях предвоенного времени за счет гипертрофированного применения насилия.
Радикальные изменения, выразившиеся в форсированной модернизации за счет индустриализации и формирования рабочего класса, коллективизации сельского хозяйства, введения директивного планирования и централизации управления экономикой, были охарактеризованы на XVII съезде ВКП (б), проходившем в июле – августе 1934 г., как полная победа социализма в СССР. В связи с этим Пленум ЦК ВКП (б) принял решение внести от имени ЦК ВКП (б) на VII съезде Советов СССР предложение об изменении Конституции Союза СССР. Предполагалось отразить в новой Конституции:
- создание новой, социалистической индустрии, разгром кулачества, победу колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы советского общества;
- необходимость демократизации избирательной системы в смысле замены неравных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытого голосования – закрытым;
- отказ от положения Конституции 1924 г. о Мировой Советской Социалистической Республике, в которую открыт доступ всем социалистическим республикам, как не соответствующего задачам внешней политики в условиях борьбы за единый и народный фронт против фашизма;
- конституционное закрепление положения о руководящей роли Коммунистической партии в жизни государства и общества.
VII съезд Советов Союза СССР, проходивший с 29 января по 6 февраля 1935 г. поручил ЦИК избрать Конституционную комиссию, а ближайшие выборы в органы Советской власти провести на основе новой избирательной системы.
В соответствии с решением VII съезда ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина, а также 12 специализированных подкомиссий по подготовке отдельных разделов Конституции. В них были включены более ста видных партийных, государственных, профсоюзных и военных деятелей, научных работников, представителей всех республик. Среди которых были М.И. Калинин (заместитель председателя Конституционной комиссии), Н.И. Бухарин, Г.К. Орджоникидзе, А.С. Бубнов, Н.В. Крыленко, Я.А. Яковлев, Г.М. Кржижановский, В.Я. Чубарь, Я.Б. Гамарник, А.И. Стецкий, М.Н. Тухачевский, И.А. Акулов (секретарь комиссии) и др.
Развернутый проект Конституции был составлен Н.И. Бухариным, тогдашним главным редактором газеты «Известия». Некоторые его предложения, в частности, закрепить политические и личные права граждан, права на отдых, бесплатное образование и социальное обеспечение были приняты; другие - конституционно закрепить многообразие форм собственности, хозяйственную автономию предприятий были отвергнуты.
Обобщение предложений по проекту Конституции провела рабочая группа из 3 человек, ответственных работников аппарата ЦК ВКП (б), - А.И. Стецкого, Б.М. Таля, Я.А. Яковлева. Они разработали «черновой набросок Конституции», который обсуждался на совещаниях у Сталина и редактировался им лично.
12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован. Его обсуждению был придан всенародный характер, оно подчеркнуто широко освещалось в печати. Проходило обсуждение в различных формах: на собраниях трудящихся, на пленумах Советов, на заседаниях секций и депутатских групп Советов и т.д., на чрезвычайных районных, областных, краевых и республиканских съездах Советов.
25 ноября 1936 года в Москве начал свою работу Чрезвычайный VIII съезд Советов Союза ССР. На съезде развернулось обсуждение проекта Конституции, в результате которого было принято 47 поправок и дополнений к проекту, касавшихся более 30 статей. Устанавливались прямые выборы в Совет Национальностей, уравнивалось число депутатов Совета Союза и Совета Национальностей.
5 декабря 1936 г. Чрезвычайный съезд Советов СССР постатейным голосованием, а затем в целом единогласно утвердил проект Конституции СССР. День принятия Конституции – 5 декабря – был объявлен всенародным праздником.
По своей структуре Конституция СССР 1936 г., получившая название сталинской, значительно отличалась от Конституции СССР 1924 г. В ней содержался ряд глав, которых ранее не было – главы об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально регулировалось государственное устройство СССР. Эта Конституция окончательно уничтожила установленный предшествовавшими конституциями (неоднократно нарушавшийся в первой половине 30-х годов партийными директивами) баланс прав Союза и союзных республик, законодательно закрепила тенденцию к бюрократической централизации и фактическому унитаризму.
Конституция провозгласила Коммунистическую партию «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126). Тем самым она законодательно закрепляла руководящую роль Коммунистической партии в системе органов государственной власти, в том числе законодательной, ставила ее над государством. Статус официальных источников права получили совместные постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР (в дальнейшем ЦК КПСС и Совета министров СССР).
В Конституции СССР 1936 г. был четко сформулирован принцип законности, но не было создано механизма контроля за его соблюдением. Отсутствие контроля беспартийных за деятельностью партийных органов нейтрализовывало значение введенных Конституцией более демократичных всеобщих, равных и тайных выборов.
В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты Конституции союзных республик. Новая Конституция РСФСР была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г. Она состояла из 15 глав, включавших 151 статью.
Основополагающие источники права, такие как Конституция СССР 1936 г., и Конституция РСФСР 1937 г. создавались и действовали в эпоху становления и развития тоталитарного советского государства и закрепляли основы его функционирования, хотя формально провозглашали принципы демократического государства.
Наряду с Конституциями, законодательными актами и партийными директивами, во второй половине 30-х гг. характер источника права фактически был придан доктрине советского права. Заметим, что юридическая доктрина как источник права — это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу.
Основу советской юридической доктрины составили положения доклада Генерального прокурора СССР, директора Института права А.Я. Вышинского на I Совещании по вопросам науки советского государства и права, состоявшемся в июле 1938 года. Под советским правом было предложено понимать «совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства, в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества».
При таком определении права оно отождествлялось с законодательством, принимаемым властью, и с принудительной силой, проводящей его в жизнь. Фактически за «право» выдавались неправовые официально властно-приказные отношения, приказы диктаторской власти.
В своей работе «Теория судебных доказательств в советском праве» (1946 г.), удостоенной Сталинской премии, Вышинский конкретизировал свои идеи понимания права как приказа. Такие принципиальные положения правовой теории как презумпция невиновности, состязательность обвинения и защиты были объявлены им буржуазными пережитками. Объяснения обвиняемых, полученные в ходе следствия по делам о государственной измене (Ст. 57 УК РСФСР), признавались Вышинским важнейшими, а иногда, в силу особенностей процесса, и единственными доказательствами. Если отбросить демагогические ухищрения, признание обвиняемого в государственной измене становилось царицей доказательств.
Правопонимание, предложенное Вышинским, всемерно поддерживалось государством, вошло в учебники, стало на долгие годы официальной общеобязательной установкой для всех юристов, фактически источником произвола власти, антиправа. Отождествление права с насилием во имя достижения высших общественно значимых целей стало доктринальным оправданием применения насилия следователями в ходе показательных политических процессов второй половины 30-х годов и массовых политических репрессий.
После смерти Сталина в обстановке смягчения политического режима и идеологической ситуации доктрина Вышинского была подвергнута критике и утратила монополию на существование, а, следовательно, и характер источника антиправа. Тем не менее, ее влияние на юридическую теорию и практику сохранялось в той или иной степени до распада СССР.
Однако в период «оттепели» в 1954-1964 гг. был сделан определенный реальный поворот в сторону усиления демократических начал в общественной и государственной жизни, активизируется правотворческая деятельность государства. В период «застоя» во второй половине 60-х -70-е гг. продолжается активная законодательная деятельность советского государства. Принимается ряд новых общесоюзных и республиканских кодексов.
Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик (1958 г.);
Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР (1960 г.);
Основы гражданского законодательства СССР и Основы гражданского судопроизводства СССР (1961 г.);
Гражданский кодекс и Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР (1964 г.);
Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье (1968 г.);
Кодекс РСФСР о браке и семье (1968 г.);
Основы земельного законодательства СССР (1968 г.);
Земельный кодекс РСФСР (1970);
Основы законодательства о труде СССР (1970).
Параллельно с разработкой новых отраслевых источников права была поставлена задача подготовки проекта новой Конституции. Необходимость разработки новой Конституции, по мнению тогдашнего партийного руководства во главе с Первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым, вызывалась принятием в 1961 г. новой Программы партии, в которой выдвигалась задача построения коммунизма. 25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О выработке проекта Конституции СССР» и образовал Конституционную комиссию во главе с Н.С. Хрущевым.
11 декабря 1964 г. постановлением Верховного Совета СССР председателем комиссии был утвержден Л.И. Брежнев, сменивший Н.С.Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС. В ноябре 1967 г. он от имени партии определил целью нашего государства построение в СССР развитого социалистического общества. Естественно, понадобилось время, чтобы выработать и обосновать теорию развитого социализма и с ее учетом разработать проект Конституции.
В мае 1977 г. Пленум ЦК КПСС рассмотрел представленный Конституционной комиссией проект Конституции СССР и одобрил его в основном. По сложившейся традиции проект был вынесен на всенародное обсуждение, в ходе которого в комиссию поступило около 400 тыс. предложений, направленных на уточнение, улучшение и дополнение проекта Конституции.
7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Она делилась на преамбулу, 21 главу, 9 разделов и содержала 174 статьи.
Конституция СССР 1977 г. сохранила преемственность по отношению к Конституции СССР 1936 г., закрепив в ст. 6 руководящую и направляющую роль КПСС в жизни советского общества.
Вместе с тем, впервые в советской конституционной истории составной частью Основного Закона стала преамбула. В ней прослеживался исторический путь советского общества, в качестве итога которого рассматривалось развитое социалистическое общество. В преамбуле давалась характеристика основных черт этого общества. В Конституции СССР 1977 г. расширен круг вопросов, касающихся политической и экономической систем.
Необходимо отметить, что в Конституции СССР 1977 г. впервые в советском конституционном законодательстве предусматривалось право граждан обжаловать действия любых должностных лиц в суд.
Вскоре после принятия Конституции СССР в 1978 г. были приняты новые Основные Законы союзных и автономных республик, которые соответствовали Конституции СССР и учитывали особенности республик. Конституция РСФСР была принята Верховным Советом Российской Федерации 12 апреля 1978 года.
Кодификационные работы, начатые в предыдущий период, были продолжены. Они охватывали собой как общесоюзное законодательство, так и основанное на нем законодательство союзных республик. Были разработаны и приняты разнообразные законодательные акты.
Весьма важной формой систематизации законодательства, которая была развернута в конце 70-х годов, стало издание Свода законов СССР. Основой свода законов являлась Конституция СССР. В Свод включались законодательные акты и важнейшие совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и постановления правительства СССР общенормативного характера.
В июне 1981 года Верховный Совет принял Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, а несколько позднее – в 1983 года – союзные республики приняли жилищные кодексы. Таким образом, впервые в истории советского государства было кодифицировано жилищное законодательство.
Таким образом, в период становления, развития и крушения СССР (1922-1991 гг.) сложилась единственная, единая и однородная система источников права. Важнейшими источниками отечественного права являлись Конституция СССР 1924 г., Конституция РСФСР 1925, Конституция СССР 1936 г., Конституция РСФСР 1937 г., Конституция СССР 1977 г и Конституция РСФСР 1978 г. Кроме того, сложилась типовая система подзаконных актов. Сузилось значение нормативно правового договора. Почти ничтожным стало значение правового обычая и судебного прецедента.
Особенностью данного периода являлась двойная формальность права. Сначала политическая воля оформлялась нормативными актами ВКП (б) - КПСС, а затем оформлялась официальными актами органов власти Советского государства. Причем, партийные директивы, часто принимались в нарушение закона. После включения в Конституцию СССР 1936 г. положения о руководящей роли Коммунистической партии в системе органов государственной власти партийные директивы получили статус источников права, который они сохраняли до 1990 г.
Со второй половины 30-х до начала 50-х гг. характер формы права был придан разработанной А.Я. Вышинским доктрине советского права, призванной оправдать любые приказы власти, в том числе массовые политические репрессии. Курс на соблюдение законности и правопорядка, взятый во второй половине 50-х гг. привел к ее исключению из числа источников права. Однако понимание права как совокупности норм (правил) поведения, установленных властью и поддерживаемых с помощью принуждения сохраняло значение до принятия Конституции РФ 1993 г.