Русские ведомости», 1903, февраль

Знаменитый норвежский писатель Ибсен собирается посетить Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.

 
  Русские ведомости», 1903, февраль - student2.ru

39. «Южное обозрение», 1903, № 2066. (6 февраля)

Со стороны «Со стороны – видней»

Л. Н. Толстой, как известно, видит задачу критика в том, чтобы из массы книг, появляющихся в наше время, выбирать и указывать публике то хорошее, что следует читать. И сам Л.Н. Толстой пытается по мере возможности исполнять эту настоящую роль критика, которой, по его мнению, пренебрегают критики по призванию. Так, он своею мощною рукой указал на роман немецкого писателя Поленца «Крестьянин», и с тех пор Поленц стал у нас популярнейшим иноземным писателем; почти все журналы взапуски переводят его произведения.

Нынче Л.Н. Толстой обращает внимание читателей на незамечаемого критикой русского писателя С.Т. Семенова. Льву Николаевичу, по его словам, произведения Семенова всегда нравились и по технике и по содержанию, а язык Семенова «останется навсегда образцом чистого, живого русского языка с вновь образующимся словами и формами речи». Самым замечательным из произведений Семенова Л. Н-ч считает последний рассказ «Дедушка Илья», напечатанный в №№ 11 и 12 журнала «Образование» за 1902 г.

О Семенове до сих пор у нас знали разве только то, что, действительно, существует такой писатель, пишет рассказы из народного быта, издаваемые «Посредником», да и сам, кажется «происходит из народа». После указания Л.Н. Толстого интерес к Семенову несомненно возрастет и рассказу «Дедушка Илья» можно предсказать успех. Рассказ, действительно, хороший.

У Семенова подлинный художественный талант, хотя и небольшой и не развившийся. Главное свойство его письма необыкновенная простота, иногда даже придающая его рассказу несколько серый и тусклый характер, но нередко производящая сильное впечатление. <...>

Первые главы рассказа местами отдают той прилизанностью, которой так много в картинах Богданова-Бельского. Но в последних главах чувствуется скорее влияние Чехова, его знаменитых «Мужиков» и «В овраге». Только в отличие от Чехова у Семенова нет пока ни такого глубокого, сильного чувства, ни яркой, сосредоточенной мысли. Главная мысль, проникающая рассказ, сводится к решению знаменитого толстовского вопроса: следует ли противиться злу насилием. Интерес рассказа в том, что тогда как симпатии Семенова явно клонятся в сторону отрицательного толстовского ответа, художественная картина, нарисованная писателем, способна привлечь большее сочувствие читателей скорее к дедушке Илье, не разделяющему таких воззрений. Жизненная правда сильнее теории, жизнь вопиет о необходимости борьбы со злом и надо отдать справедливость Семенову, что он в угоду своей предвзятой теории не решился насиловать жизнь и не провел насильно своей тенденции. В его рассказе «непротивление злу» не приводит ни к каким спасительным результатам. Рассказ оканчивается вопросом. Автор как бы сам колеблется.

Эту правдивость Семенова следует очень ценить. В ней залог, что в будущем из-под его пера могут вылиться более сильные и яркие вещи. Очень характерно и одобрение Л.Н. Толстого. <...>

Что сделалось с Ильей – не известно. Автор об этом не говорит ни слова и опускает завесу. Слова бабушки очень трогательны и возвышенны. Но решают ли они задачу жизни? Судьба ее вышла не многим лучше. Смерть едва есть разрешение задачи, чтобы и самому было хорошо и на других легче глядеть. Разрешение это не от самого человека зависит и равным образом могло как выпасть и на долю Ильи, так и миновать бабушку. Что было бы с ней тогда?

И С.Т. Семенов чувствует, ответа нет, и потому обрывает рассказ, не решаясь в угоду своей теории непротивления злу насилием искажать жизнь.

А.С. Изгоев.

40. «Биржевые ведомости», 1903, № 92 (21 февраля)

По поводу картины Репина «Какой простор!», выставленной у передвижников, А.С. Суворин в своем «Маленьком письме» вспоминает характерный анекдот о портрете Л.Н. Толстого с босыми ногами.

Когда Лев Николаевич узнал о таком своем портрете, написанном Репиным, он сказал: «Благодарю Вас, Илья Ефимович, за то, что, разув меня, Вы оставили мне панталоны…»

Русские ведомости», 1903, февраль - student2.ru 41. «Русское слово», 1903, № 55 (25 февраля)

Д. Мережковский обижен. Он не желает, чтобы его считали пигмеем, а Л.Н. Толстого – гигантом.

В.В. Розанов, – пишет он в журнале «Мир Искусства», – защищая меня от нападок г. Михайловского, по поводу того, что я, «карлик», замахиваюсь на такого огромного человека, как Л. Толстой (выражение г. Михайловского), ссылается на слова, сказанные, будто бы, мною случайно, в торопливую и забывчивую минуту, три-четыре года назад, в частной беседе с ним, В.В. Розановым: «Конечно! я, пигмей, говорю о гиганте Толстом...»

И г. Мережковский серьезно недоволен своим товарищем по похождениям в «миры неясного нерешенного» г. Розановым. Он заявляет с гордостью: «Я заговорил о Л. Толстом, не как “пигмей” о “гиганте”, а как человек о человеке. Баснословные времена гигантов уже прошли или еще не пришли: я, по крайней мере, думаю, что в наши дни мог бы явиться не только великий художник, великий ученый, великий общественный деятель, но и великий человек, настоящий “гигант”, перед которым все мы с радостью и без малейшего “хамства” почувствуем себя “пигмеями”. Л. Толстой не был великим человеком в этом смысле; ему, стоявшему на горе, и другим, смотревшим на него снизу, казалось иногда, что не гора под ним, а что он сам – гора. Но это был обман зрения. Я и обнаружил этот обман».

Странное время приходится нам переживать: недавно г. Бальмонт публично признал себя великим поэтом, а теперь г. Мережковский претендует на равенство (по крайней мере, разумеется) с Л.Н. Толстым.

Не знаешь, право, чему больше удивляться: дерзости ума или необузданности чувства самомнения этих господ.

 
  Русские ведомости», 1903, февраль - student2.ru

42. «Новый путь», 1903, № 1 – 3

Наши рекомендации