Границы государственного вмешательства в экономику
В странах со смешанной экономикой государственное регулирование имеет различный диапазон. Они различаются по формам, методам, масштабам воздействия на экономику, по способности населения принимать государственное регулирование экономики. В связи с этим выделяют минимально необходимые и максимально допустимые границы государственного вмешательства в экономику.
Минимальные границы (обязательные функции) государственного вмешательства в экономику:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики (своего рода определение «правил» игры). Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала, сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, социального, монетарного, таможенного законодательства и пр. Государство осуществляет контроль за хозяйственной деятельностью и, опираясь на законодательство, выполняет роль арбитра при разрешении проблем, возникающих между различными субъектами рыночных отношений.
2. Производство общественных благ. Государство берет на себя развитие таких сфер как национальная оборона, охрана общественного порядка, строительство всевозможных сетей коммуникаций, система образования, здравоохранения, науки, благоприятная окружающая природная среда и т. д., и финансируются такого рода товары обычно за счет государственного бюджета.
3. Учет внешних эффектов: нейтрализация отрицательных внешних эффектов, стимулирование положительных внешних эффектов. Как мы отмечали ранее, к отрицательным внешним эффектам можно отнести загрязнение окружающей природной среды.
Максимальные границы государственного вмешательства: допустимые, но не обязательные:
1. Защита конкуренции и формирование эффективной рыночной среды.
Общество проигрывает от монополий: т. к. у них цены существенно выше, а объемы производства ниже, по сравнению с совершенной конкуренцией, в связи с этим вводится антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство включает: запрет на формирование трестов, тайного сговора, ценовую дискриминацию (продажа одного и того же товара разным покупателям по различным ценам), на приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции, на формирование взаимопереплетающихся директоров, формы недобросовестной конкуренции и т.д.
2. Обеспечение полной занятости трудовых ресурсов. Государство создает и совершенствует механизмы целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения.
3. Антиинляционная политика, достижение ползучей инфляции до 2 - 3 % в год. Антиинфляционная политика может быть двух видов: адаптивная и активная. Активная антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Активная политика может использовать монетарные и немонетарные рычаги.
4. Антициклическое регулирование экономики. Это регулирование осуществляется как счет бюджетно-налоговой, так и за счет денежно-кредитной политики. В условиях экономического спада, для того, чтобы выйти из экономической депрессии необходимо снизить налоги (у бизнеса будут снижены издержки, и имеется возможность увеличить инвестиции, и соответственно объем выпускаемой продукции) и увеличить государственные расходы т. к. надо создавать рабочие места на государственных предприятиях, выплачивать пособия по безработице и т. д.
5. Минимизация трансакционных издержек, пресечение ассиметричной информации, государственные стандарты. Трансакционные издержки не связаны с производством, а связаны с обменом.
6. Социальная политика. Перераспределение доходов и материальных благ, направленных на снижение дифференциации доходов населения, на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся. Данный вопрос раскрыт в соответствующей главе, поэтому мы не останавливаемся на данном аспекте.
7. Государственное регулирование экономического роста. Одним из направлений государственного регулирования экономики является экономический рост. Факторами экономического роста являются: совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос определяется: потребительскими расходами, валовыми частными внутренними инвестициями, государственными расходами, чистым экспортом.
8. Государственная реализация национальных интересов в мировой экономике: торговая политика, политика государства, направленная на привлечение иностранных инвестиций и разрешения проблемы «бегства» капитала в за рубеж, миграционная политика.
9. Региональная политика – это такая система действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов по отношению к самим себе и государству адекватными методами и способами. Региональная политика - это целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и ее результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности отдельных регионов.