Становление, сущность и особенности исторической науки Историография и исторические школы
С 30
Рецензенты:
Л.И.Антипин, д. и. н., проф.;
М.Г. Мунчаев, д. и. и., проф.;
В.А. Карнаухов, д. и. н., проф.
Под редакцией доктора исторических наук,
профессора А.Г. Бесова
Семин В.П.
С 30Отечественная история: Учебное пособие для
вузов. М.: Академический Проект, 2006.560 с, вкл.
— («Gaudeamus»).
ISBN 5-8291-0669-8 (Академический Проект)
Цель данного учебного пособия — дать студентам непрофильных вузов глубокие исторические знания, сформировать у них историческое мировоззрение, представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней. На конкретных примерах из различных эпох выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в истории России, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
Учебное пособие адресовано студентам вузов неисторического профиля, а также преподавателям и абитуриентам.
УДК 94(47)
ББК 63.3(2)
© Семин В.П., 2005
ISBN 5-8291-0669-8 ©Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2006
Предисловие
Являясь уникальной учебной дисциплиной, история обладает особыми средствами воздействия на разум и воображение людей. Она помогает формированию ценностных ориентации и убеждений на основе личностного осмысления опыта мировой и отечественной истории.
Цель данного учебного издания — дать студентам глубокие исторические знания, сформировать у них историческое мировоззрение, представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней. На конкретных примерах из различных эпох выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в истории России, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе. Показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии. Проанализировать те изменения в исторических взглядах, которые произошли в России в последнее время.
Отечественная история занимает важное место в системе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В условиях перехода ведущих стран мира к информационному обществу роль усвоения исторического опыта человечества в целом, своего народа и государства в особенности заметно возрастает.
Содержание курса «История Отечества» обусловлено несколькими факторами. Во - первых, он подготов-
Предисловие
лен с учетом изучения студентами истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, культурологии и других дисциплин гуманитарного и со-циально-экономического цикла. Во-вторых, он написан в соот-ветствии с программой курса «Отечественная история», целее-вая установка которого предполагает знание истории России на репродуктивном,а мировой истории — на ознакомительном уровне.В-третьих,изложение материала построено так,чтобы читатель мог ответить на целый ряд вопросов,главный из ко-торых:«Почему жизнь россиян, история России именно таковы по сравнению с жизнью и историей других народов и стран?»
Это не праздный вопрос. Ответ на него определяет многое, прежде всего жизненную позицию человека.Известный русский историк В.О. Ключевский в свое время писал: «Наши идеалы не принадлежат исключительно нам и не для нас одних предназначались: они перешли к нам по наследству от наших отцов и дедов или достались нам по культурному преемству от других обществ, созданы житейскими опытами и умственными усилиями других народов, раньше или больше нашего порабо-тавших, и при создании их имелись в виду не наши,а совсем другие силы, средства и положения.Поэтому они пригодны не для всех,не всегда и не везде.Чтобы знать,какие из них и в ка-кой мере могут быть осуществлены в известном обществе и в известное время,надобно хорошо изучить наличный запас сил и средств,какой накопило себе это общество...Это тем необхо-димее,что мы живем во время,обильное идеалами,но идеалами, борющимися друг с другом,непримиримо враждебными.Это затрудняет целесообразный выбор.Знание своего прошлого об-легчает такой выбор: оно не только потребность мыслящего ума,но и существенное условие сознательной и корректной деятельности»1.
Классик отечественной исторической науки писал об
этом на рубеже XIX и XX вв. В России на рубеже
' Ключевский ВО. Курс русской истории: В 9 т. М., 1987. Т. 1. С. 62.
Предисловие
тысячелетий подобная борьба продолжается, общество мучительно делает выбор своего дальнейшего цивили-зационного пути развития. И этот выбор, в отличие от прошлого времени, могут делать сами граждане страны. Необходимо, чтобы мы преодолели одно из немногих явлений, о котором с болью говорил В.О. Ключевский: «Ухитрившись поссорить между собою столь сродные понятия, как родина и национальность, он (западник. — B.C.) незаметно для себя вошел в крут невозможных представлений, разделил мир на две половины: на человечество и Россию. Отечество — это неприятное привидение, от которого стараются отчураться средствами цивилизации»2. Важно, чтобы молодые люди не только знали историю своего Отечества, но и понимали ее. Только с пониманием прошлого приходит уважение к своей Родине и забота об усилении ее мощи.
2 Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М.,1983. С. 19.
Введение. История как наука
Становление, сущность и особенности исторической науки Историография и исторические школы